Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе нормативных актов и учебно-методических документов: 1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; 3. Постановления от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 4. Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой. Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Задачи: 1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: 2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. 3) сформировать, способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Рабочая программа адресована обучающимся 1-4 классов (вариант II) надомного обучения , рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), входит в предметную область «Математика». Учебно-методический комплекс Дидактические материалы: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; дидактические игры. Планируемые результаты В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты освоения АООП: 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти. • Умение обозначать арифметические действия знаками. • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц. 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач. • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д. • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами. • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия. • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности. К личностным результатам освоения АООП относятся: Формирование персональной идентичности Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. Формирование социально – эмоциональной составляющей «Уверенность в себе» - осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Компоненты социально – познавательной сферы Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим Навыки адаптации Биологический уровень - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Освоение доступных социальных ролей Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. Содержание учебного предмета Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Представления о форме . Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Представления о величине. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Пространственные представления. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Временные представления Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. № 1 2 3 Перечень мониторинговых работ 1-4 классов Тема Сроки Оценивание результатов освоения СИПР за 1 полугодие 2 неделя декабря Оценивание результатов освоения СИПР за 2 полугодие 2 неделя апреля Оценка результатов освоения СИПР и развития жизненных 2 неделя мая компетенций ребёнка по итогам учебного года ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС 68 часов (2 ч. в неделю) №. №1 №2 Тема Один – много, остальные. Кол. час. 1 Практическая часть Электронные учебнометодические материалы Учить сравнивать множества, состоящие из 1-го или нескольких компонентов. Презентации уроков «Начальная школа». – Большой – маленький, больше – меньше, одинаковые по размеру, равные. Круг. Сравнение фигур. 1 Учить сравнивать предметы по размеру. 1 Познакомить с геометрической фигурой - кругом. Учить сравнивать геометрические фигуры. Длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковой ( равной) длины. Широкий – узкий, шире – уже, одинаковой (равной) ширины. Высокий – низкий, выше – ниже, одинаковой (равной) высоты. Глубокий – мелкий, глубже – мельче, одинаковой (равной) глубины. Толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковой (равной) толщины. Тяжелый – легкий, тяжелее – легче, одинаковые (равные) по тяжести. 1 Учить сравнивать предметы по длине. 1 Учить сравнивать предметы по ширине. №10 №11 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №12 №13 №14 №15 №16 №17 №18 1 Учить сравнивать предметы по высоте. 1 Учить сравнивать предметы по глубине. 1 Учить сравнивать предметы по толщине. 1 Учить сравнивать предметы по тяжести. Треугольник. Сравнение фигур. 1 Много – мало, несколько, больше – меньше, столько же (равное количество). Впереди – позади. 1 Познакомить с геометрической фигурой - треугольником. Учить сравнивать различные множества предметов. Слева – справа. Вверху – внизу. Близко – далеко, ближе – дальше, здесь – там. Рядом, около, в центре, между, в середине. Под, у, над, в, внутри, за, перед. 1 1 1 Квадрат. Сравнение фигур. 1 1 1 1 Учить ориентироваться в пространстве. Учить ориентироваться в пространстве. Учить находить место предмета, относительно др. предметов, используя предлоги: рядом, около, в центре, между, в середине. Познакомить с геометрическими фигурами. Учить сравнивать геометрические фигуры. http://nachalka.info|about|19 3 infourok.ru› Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ uchitelya.com›Начальная школа›117631prezentaciya-rech… http://www.uroki.net №19 Положение предметов в пространстве. 1 №20 Сутки: утро, день, вечер, ночь. 1 №21 Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. 1 №22 Быстро – медленно. 1 №23 Прямоугольники. Сравнение фигур. 1 №24 Число и цифра 1. 1 №25 Монета 1 копейка. 1 №26 Число и цифра 2. 1 №27 Числовой ряд 1, 2 и 2, 1. 1 №29 Сравнение чисел 1 и 2. 1 №30 №31 Точка. Линии: прямая, кривая. Число и цифра 3. 1 1 №32 Числовой ряд 1, 2, 3 и 3, 2, 1 1 №33 Состав числа 3. 1 №34 Сравнение чисел 1, 2, 3. 1 №35 Сложение. Примеры на сложение в пр. 3. 2 №37 №38 Вычитание. Примеры на вычитание в пр. 3. 2 №39 №40 Математическая задача: условие, вопрос, решение, ответ. Задачи на нахождение суммы. 2 №41 №42 Задачи на нахождение остатка. Математическая задача. 2 №43 №44 Число и цифра 0. 2 №36 Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Дать понятие «сутки». Познакомить с частями суток: утро, день, вечер, ночь. Совершенствовать временные представления. Учить сравнивать скорость действия. Познакомить с геометрической фигурой прямоугольник. Дать понятие о числе 1, познакомить с цифрой 1. Познакомить с монетой 1 копейка. Дать понятие о числе 2, познакомить с цифрой 2. Дать понятие о числовом ряде. Дать понятие об отношении «больше» и «меньше». Учить сравнивать множества предметов. Познакомить с линиями. Дать понятие о числе 3, познакомить с цифрой 3. Познакомить с прямой и обратной последовательностью чисел. Познакомить с составом числа 3 из 2-3 слагаемых. Учить сравнивать предметные множества. Познакомить со знаками <, >, =. Дать понятие об математической операции «сложение». Познакомить с записью примера. Дать понятие о математической операции «вычитание». Познакомить с записью примера. Дать понятие о математической задаче, о её частях: условие, вопрос, решение, ответ. Учить записывать в тетрадях. Дать понятие о математической задаче и ее частях. Учить записывать их в тетради. Дать понятие о числе 0, познакомить с цифрой 0. Закрепить знания о числовом ряде 1-3, 3-1. http://www.uroki.net Презентации уроков «Начальная школа». – http://nachalka.info|about|193 uchitelya.com›Начальная школа›117631-prezentaciyarech… Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ №45 Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные. 1 №46 №47 Сложение и вычитание в пр.3. Нахождение суммы и остатка. 2 №48 Число и цифра 4. 1 №49 №50 Числовой ряд 1, 2, 3, 4 и 4, 3, 2, 1. 2 №51 №52 Состав числа 4. 2 №53 №54 Сравнение чисел в пр. 4. 2 №55 №56 Сравнение чисел в пр. 4. Решение задач. 2 №57 Число и цифра 5. 1 №58 №59 Числовой ряд 1-5 и 5-1. 2 №60 №61 Состав числа 5. 2 №62 №63 Сравнение чисел в пр. 5. 2 №64 №65 Сложение чисел, дающих в сумме 5. 2 №66 Вычитание из 5. 2 №67 Контрольная работа 1 №68 Повторение изученного 1 Вводить в речь порядковые числительные. Закрепить умение решать примеры в пр. 3 и простые математические задачи в пр. 3. Дать понятие о числе 4, познакомить с цифрой 4. Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-4, 4-1, числовой лестнице. Познакомить с составом числа 4 из 2-х слагаемых. Учить сравнивать предметные множества. Закрепить умение пользоваться знаками <, >, =. Закрепить умение сравнивать предметные множества, записывая при помощи знаков <, >, =. Дать понятие о числе 5, познакомить с цифрой 5. Формировать умение ориентироваться в числовом ряду 1-5 и 5-1, числовой лестнице. Познакомить с составом числа 5 из 2-х слагаемых. Дальнейшее совершенствование умения сравнивать предметные множества, используя знаки <, >, =. Формировать умение решать примеры в пр. 5 на сложение. Формировать умения решать примеры на вычитание в пр. 5. Проверить полученные знания, умения и навыки. Повторить изученный материал. infourok.ru› Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ http://www.uroki.net Презентации уроков «Начальная школа». – http://nachalka.info|about|193