РП Робототехника_merged

министЕрство просвЕщЕниJI российской ФЕдЕрАции
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИJI АДМИНИСТРАЦИИ МО (БРАТСКИЙ РДЙОН>
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
(ТАРМИНСКАЯ СРЕДНЯrI ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА>
РЕКОМЕНДОВАНО

РАССМОТРЕНО

Заседание II]MK уlителей

На педагогическом

Начальных кJIассов

совете

и технологрlи
МКОУкТарминскаяСОШ>
Протокол JЧЬ_t
от <<Э2_>> авryста 2023 г.

ПротоколЛЬ

РЧКОВОДИТеЛЬ

1

СОГЛАСОВАНО
Заседание МС

утвЕр tдЕно

МКОУ <ТартидцскадСQШ)
ПротоколNg l

от

Приказ N160/12

_

от <€0>августа202Зг

от к-Ш..---...-) авryста 2а2З г.
Зам. директора

киселева

о

<_Q_L_,)

.Щиректор

о/ь

сентября 2023г

МКОУ

мо

IIIMK

мкоу

;;;Ж'ЪЪ:ЪШt/

<Тарминская

сош))

Программа внеурочной деятель}l0сти

"робототехника

э,

t

.]iогпаммы: 1 год
Колlt,iссэ:lJ ч&сов в год: З4

JpoK реациза_iт.rii

Гайнисламова

Ю.,, рiя

Сос,гавил:
I{иколаевна
учит,ель

п,Тарма,2023г

Пояснительная записка
В основе обучающего материала лежит изучение основных принципов
механической передачи движения и элементарное программирование. Работая
индивидуально, парами, или в командах, учащиеся младшего школьного
возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить
исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время
работы с этими моделями.
На каждом уроке, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и
датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля
подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения
учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление,
конструкторские способности, овладевают совместным творчеством,
практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные
знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми
механизмами.
Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и
получить новые навыки в таких предметных областях, как естественные науки,
технология, математика, конструирование, развитие речи.
Базовый набор конструктора LEGO и специальное программное
обеспечение являются средством для достижения целого комплекса
образовательных задач:
 развитие творческого мышления при создании действующих моделей;
 развитие внимания и аккуратности;
 развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении
работы модели;
 установление причинно-следственных связей;
 анализ результатов и поиск новых решений;
 коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из
них;
 экспериментальное исследование, оценка (измерение)
отдельных факторов;
 проведение систематических наблюдений и измерений;

влияния

 практическое изучение различных математических понятий;
 использование таблиц для отображения и анализа данных;
 написание и воспроизведение сценария с использованием модели для
наглядности и эмоциональности эффекта;
 развитие мелкой мускулатуры пальцев и моторики кисти рук
учащегося.
Реализация этой программы в рамках основной школы помогает

развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного
взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности, развивает
техническое мышление при работе с 3D редактором LEGO и набором Lego
Education, так же обучает начальным навыкам программирования.
- Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны
детей и их родителей на программы социально - педагогического развития
подростковых школьников.
- Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включена
проектная деятельность (модуль) с использованием компьютерных технологий,
аналитического анализа.
Курс разработан для расширения знаний по робототехнике обучающихся 10-13лет.
Каждый учащийся стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь
обучающимся сделать правильный выбор.
Цель программы:
Сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные
цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои
достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на
этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку, заложить
основы информационной компетентности личности, помочь обучающемуся,
овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее
осмысления, обработки и практического применения.
Задачи:
 развить творческие способности и логическое мышление детей;
 научиться создавать и конструировать механизмы и машины с
электроприводом;
 расширить знания учащихся об окружающем мире, о мире техники;
 развить умение творчески подходить к решению задач;
 развить коммуникативные способности учащихся, умение работать
в паре и в группе;
 развивать умения излагать мысли в четкой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
 обучить основам моделирования и программирования, выявить
программистские способности школьников;

Возраст детей и их психологические особенности

Программа рассчитана на 1 год (34 часа) обучения.
Возраст обучающихся - с 10 до 14 лет.
Продолжительность занятий – 1 час
Количество обучающихся группы – 10 - 15 человек.
Изучением технологических процессов лучше всего заниматься на основе
добровольного выбора, при переходе в среднее звено:
а) В этот период наиболее эффективно обучение основам технического
творчества в виде творческой игры.
б) Возможность многоступенчатого изучения способов и методов обработки
и изготовления предметов, углубления знаний и навыков работы по
принципу «От простого, к сложному».
в) Навыки и умения, приобретенные в этот период, закрепляются наилучшим
образом.
г) учащийся в объединении привлекает своего брата и т. д., что улучшает
обстановку в кружке, повышает взаимную ответственность.
Планируемые результаты
Личностные:
 адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
 приобретение уверенности в себе;
 формирование самостоятельности, ответственности,
взаимовыручки и взаимопомощи;
 развитие коммуникативных качеств.
Метапредметные:
 обучение основам 3D моделирования, приобретение навыков
геометрических
построений,
владения
математической
терминологией, использования его для описания предметов
окружающего мира, пространственных представлений и
изобразительных умений.
 изучение различных естественнонаучных тем, получение знания
о естественной среде обитания животных в процессе сборки
роботизированных моделей, изучая то, как различные условия
обитания определяют основные потребности животных;
развитие навыков повествования, написания технических статей
и работ, сочинения историй, пояснения методов решения,
обобщения полученных результатов, выдвижения гипотез;
полученных результатов;

 использование программного обеспечения, проектирование и
сборка рабочей модели, целенаправленное применение
цифровых технологий, систематизация, объяснение идей при
помощи цифровых технологий;
 применение ИКТ для систематизации мышления. Анализ задач в
терминах алгоритмики, практический опыт по написанию
компьютерных программ для решения различных задач.
В ходе изучения курса выпускник научится:
 основам принципов механической передачи движения;
 работать по предложенным инструкциям;
 основам программирования;
 доводить решение задачи до работающей модели;
 творчески подходить к решению задачи;
 работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности;
 излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.
Содержание программы
1. Введение
Правила поведения и техника безопасности в кабинете и при работе
с конструктором.
Правило работы с конструктором LEGO.
Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до
серьезных научных исследовательских разработок. Демонстрация
передовых технологических разработок, представляемых в Токио на
Международной выставке роботов. История робототехники от глубокой
древности до наших дней.
Формы занятий: лекция, беседа, презентация, видеоролик.
2. Знакомство с конструктором LEGO
Знакомство с основными составляющими частями среды
конструктора. Знакомство детей с конструктором с LEGO - деталями, с
цветом LEGO - элементов. История создания конструктора LEGO
Формы занятий: лекция, беседа, презентация, видеоролик.

3. Изучение механизмов
Продолжение знакомства детей с конструктором LEGO, с формой
LEGO - деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их
скреплений. Первые шаги. Обзор основных приёмов сборки. Построение
простых конструкций (змейка; гусеница; фигура: треугольник,
прямоугольник, квадрат; автомобильный аварийный знак). Построение
механического «манипулятора». Изучение механизмов: зубчатые колёса,
промежуточное зубчатое колесо, понижающая зубчатая передача,
повышающая зубчатая передача, шкивы и ремни, перёкрёстная ременная
передача, снижение, увеличение скорости и их обсуждение. Для
закрепления материала учащийся должен построить мини вентилятор на
основе пройденных передач.
Формы занятий: лекция, беседа, работа в парах, индивидуальная работа,
решение проблемы, практическая работа.
4. Изучение истории создания современной техники
Знакомство с историей создания современных средств
передвижения (наземные, плавательные, летательные)
Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, презентация,
видеоролик.
5. Конструирование заданных моделей
Средства передвижения
Учащиеся должны построить модель плавательного средства, что
поможет им изучить основные части средства, виды валов и специальные
детали конструктора Lego, которые помогают производить поворотные
движения на 360градусов.
Учащиеся должны построить трехколесный и обычный автомобиль с
водителем и без. Такие действия помогут изучить работу колес и осей
механизмов.
Строительство мотоцикла поможет учащимся больше узнать работу
предлагаемого механизма, так же произойдет повторение темы «оси и
колеса».
Модель малого самолета и малого вертолета раскрывает основную
движущую работу механизмов (движение лопасти двигателя самолета и
лопасти винта вертолета).
Забавные механизмы
Забавные механизмы помогают учащимся закрепить пройденный
материал по работе механическихпередач.
Учащиеся должны построить «Детская Карусель», «большой
вентилятор», «Мельница», при построении таких моделей развиваются
навыки по применению механических передач в различныхмеханизмах.

Формы занятий: лекция, беседа, работа в группе, индивидуальная
работа, решение проблемы, практическая работа, зачёт.
6. Индивидуальная проектная деятельность
Разработка собственных моделей в парах и группах. Выработка и
утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект.
Конструирование
модели.
Презентация
моделей.
Выставка.
Соревнования. Творческая деятельность, выраженная в рисунках на тему
«Мой робот». Повторение изученного ранее материала. Подведение
итогов за год. Перспективы работы на следующий год.
Формы занятий: беседа, работа в группах и парах, индивидуальная
работа, решение проблемы, практическая работа.
Формы подведения итогов реализации общеобразовательной
программы
Подведение итогов реализуется в рамках презентации и защиты
результатов выполнения кейсов.
Формы демонстрации результатов обучения
Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в
форме публичной презентации решений кейсов командами и
последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других
команд.
Формы диагностики результатов обучения
Беседа, тестирование, опрос.

Календарно – тематический план
№
п/п

Форма занятий

Раздел 1. Введение (2 ч.)
1
Индивидуальная
/ групповая
2
индивидуальная/
групповая

Колво
часов

Тема занятий

1

Вводное занятие.
Техника безопасности
Правила работы с
конструктором.

1

Раздел 2. Знакомство с конструктором Lego (2 ч. )
3
индивидуальная/ 1
Знакомство с
групповая
конструктором Lego
4
индивидуальная/ 1
История развития
групповая
робототехники
Раздел 3. Изучение механизмов ( 14ч.)
Конструирование
5-6
индивидуальная/ 2
легких механизмов
групповая

7-8

индивидуальная/
групповая

2

9-10

индивидуальная/
групповая
индивидуальная/
групповая

2

12

индивидуальная/
групповая

1

13

индивидуальная/
групповая

1

14

индивидуальная/
групповая

1

11

1

Форма
контроля

беседа
практика

беседа
практическая

практическая

(змейка; гусеница;
фигура: треугольник,
прямоугольник,
квадрат; автомобильный
аварийный знак)
Конструирование
практическая
механического
большого
«манипулятора

Конструирование
модели автомобиля
Зубчатая передача.
Повышающая и
понижающая зубчатая
передача

практическая

Механический
«сложный
вентилятор» на
основе зубчатой
передачи
Ременная передача.
Повышающая и
понижающая
ременная передача

практическая

Механический
«сложный
вентилятор» на
основе ременной
передачи

практическая

практическая

практическая

15
16
17
18

индивидуальная/
групповая
индивидуальная/
групповая

1

Реечная передача

практическая

1

Механизм на основе
реечной передачи

практическая

индивидуальная/
групповая
индивидуальная/
групповая

1

Червячная передача

практическая

1

Механизм на основе
червячной передачи

практическая

Раздел 4. Знакомство с программным обеспечением и

оборудованием ( 4ч.)
19

20

индивидуальная/
групповая

1

индивидуальная/
групповая

1

LegoEducation
WeDo (среда
программиров
ания Scratch,
приложение
Scratch v1.4)
Виртуальный
конструктор Lego
«LEGO
Digital Designer»

практическая

практическая

Раздел 5. Изучение специального оборудования набора LEGO

Education (3 ч.)
21
22
23

индивидуальная/
групповая
индивидуальная/
групповая

1

Средний мотор

1

USB хаб (коммутатор) беседа

индивидуальная/
групповая

1

Датчик наклона.
Датчик движения

практическая

практическая

Раздел 6. Конструирование заданных моделей (15 ч.)
24

индивидуальная/
групповая

2

Малая «Яхта автомобиль»

практическая

25

индивидуальная/
групповая

2

Движущийся
автомобиль

практическая

26

индивидуальная/
групповая

2

Движущийся малый
самолет

практическая

27

индивидуальная/
групповая

2

Движущийся малый
вертолет

практическая

28

индивидуальная/
групповая

2

Движущаяся техника

практическая

29

индивидуальная/
групповая

1

Весёлая Карусель

практическая

30

индивидуальная/
групповая

1

Большой вентилятор

практическая

31

индивидуальная/
групповая

1

Комбинированная
модель «Ветряная
Мельница»

практическая

32

индивидуальная/
групповая

2

«Волчок» с простым
автоматическим
пусковым
устройством

практическая

Раздел 7. Индивидуальная проектная деятельность (16 ч.)
33-34

индивидуальная/
групповая

2

Создание
собственных моделей
в парах

практическая

К концу года учащиеся должны:
Знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные
механизмов;

особенности

различных

моделей,

сооружений

и

- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования
роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять
полученные знания;
-создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной
схеме, по собственному замыслу.
Уметь:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и
обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования
роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять
полученные знания);
- логически мыслить.
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу
является участие школьников в различных лего-конкурсах и олимпиадах по
робототехнике.

Использованная литература:
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. ISBN 978-5-99632544-5
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6
классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87с. ISBN 978-5-

9963-0545-2
Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое
пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.:
ил. ISBN 978-5-9963-0272-7
CD. ПервоРобот Lego WeDo. Книга для учителя.
5. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для
учителя. LEGO Group, перевод ИНТ, - 134 с., ил.
Интернет – ресурсы:
www.int-edu.ru
http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1
http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm
http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008
http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showentry=
1948
http://legomet.blogspot.com
http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego
http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#more-5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».