министЕрство просвЕщЕниlI россиЙскоЙ ФЕдЕрАции УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИlI АДМИНИСТРАЦИИ МО КБРАТСКИЙ РАЙОН) МУНИЦИПАJIЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЪНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ кТАРМИНСКАlI СРЕДНЯrI ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА>> РАССМОТРЕНО РВКОМЕНДОВАНО Заселаrt ие [IIMK учите;rей [-Ia педагогическоl\t F[ачzt,l1,1lык классов совет,е и техно-цогии МКОУ<ТарминскадqQШ) Протокол J\Ъ or, <:22*l> irвг!,ста I)t,,,letlr.lK eirb lI _ утвlIрждЕно Заседание I [\,IC М ](С)У,<_LарццtLq_ц?яС8 Протсlко.п ЛЪ от <30>авl,)zста]02Зг от (jQ___) _l 202] г, Кисслева О. lMK Цl) ____ августа 202З г. Зам. директttра Про,гоttti.ir ЛЪ*1_ i)r,KoBt,1,1tt,l 1 СОГЛАСОВАНО I It}Х,ВРл Н /Y/r-.l, ().R. С,.!fl, / Lrr iрикti,з Л,160l l 2 о/д* qцlтября 202Зг Дирекгос I\4КОУ от к _0! ((_La2 мо } >> lуr_q\ад L] Oll ) I llrKoy <Тарминская СоШь IIрограмма внеурочноli деятель}iости "Легоконс,грулrроваrIлrе" dJpclK реаlиза,t:4ii llp,Jгpanlмb]: 1 год КOзтt,t.tест,зс ljacoB в год: 34 L-оставtт;ц: Гайнис:rамсlв: I();ltlt Никtlласвltа }LIИ л.'l'арrurа.202З r, l'9_П}:, Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Лего-конструирование» составлена на основе учебно-методического пособия под руководством ХаламоваВ.Н. «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС», разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Образовательные конструкторы LEGO вводят учащихся в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие. Актуальность. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по курсу «Легоконструирование» в начальной школе строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Новизна Интеграция основного и дополнительного образования при реализации новых ФГОС в начальной школе. Курс является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению Легоконструирования с применением компьютерных технологий. Цель кружка: является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность Целью использования Лего-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе. Задачи курса: · Ознакомление с основными принципами архитектурного строительства и механики; · Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности; · Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметнопреобразовательных действий; · Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационнокоммуникативных); · Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; · Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. · Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества) · Развитие индивидуальных способностей ребенка; · Развитие речи детей; · Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО. Условия реализации программы Основные формы и приемы работы с учащимися: · Беседа · Ролевая игра · Познавательная игра · Задание по образцу · По технологическим картам (с использованием инструкции) · Творческое моделирование (создание модели-рисунка) · Викторина · Проект Общая характеристика кружка Педагогическая целесообразность. В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Занятия по Лего-конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их: Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами; Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материальнокультурной среды обитания. Литературное чтение, русский язык– развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Технология (труд) - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных и технологических правил. Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности, позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Отличительная особенность курса Интеграция основного и дополнительного образования при реализации новых ФГОС в начальной школе. Описание места программы кружка «Лего-конструирование» в учебном плане Занятия по «Лего-конструированию» проходят вне учебных занятий во второй половине дня. На изучение программы в начальной школе отводится 1 ч в неделю 34ч. Занятия проводятся в разновозрастной группе по 17человек 1 раз в неделю. Описание ценностных ориентиров содержания кружка Программа внеурочной деятельности по Легоконструированию основывается на принципах доступности, системности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалогичности. Принцип доступности осуществляется путём такого распределения материала в течение учебного года и всего курса в целом, что младшие школьники на основе конструктора LEGO закрепляют и углубляют знания по изученным предметам, знакомятся с научными знаниями с учётом психофизических и возрастных особенностей. Связь занятий по Легоконструированию с изучаемыми предметами поможет усилить межпредметные связи, расширить сферу получаемой информации, подкрепить мотивацию обучения. Принцип системности предусматривает изучение материала и построение всего курса от простого к сложному. С каждым годом изучения материал повторяется, но уже на новом, более высоком уровне. Благодаря многообразию типов конструктора LEGO возможно постепенное усложнение изделий и способа конструирования (начиная с показа по образцу за учителем, затем работа по схеме, составление по уже готовому образцу, к самостоятельному творческому конструированию). Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентациядетей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в конструировании, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, опытом. Диалогичность требует искренности и взаимного понимания, признания и принятия. Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение идентификации младших школьников себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края. Принцип коллективности предполагает воспитание и образование младшего школьника в детско-взрослых коллективах, даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Принцип проектности предусматривает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку младшего школьника к проектной деятельности, развёртываемой в логике замысел – реализация – рефлексия. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. При работе над проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Различают три основных вида конструирования: по замыслу; по условиям; по образцу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Методическая основа занятий–деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Планируемые результаты освоения учебного курса Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок. Предметные результаты Ученик научиться Ученик получит возможность - Знать основы лего-конструирования и - Совместно обучаться школьникам в рамках механики; одной бригады; - Виды конструкций однодетальные и - Распределять обязанности в своей бригаде; многодетальные, неподвижное и подвижное - Проявлять повышенное внимание культуре соединение деталей; и этике общения; - Знать технологическую последовательность - Проявлять творческий подход к решению изготовления конструкций поставленной задачи; Спомощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую - Создавать модели реальных объектов и работу, осуществлять контроль качества процессов; результатов собственной практической деятельности;реализовывать творческий - Проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ. замысел. Работать над проектом в команде, - Слушать собеседника и высказывать свою точку зрения; эффективно распределять обязанности; Самостоятельно определять количество - Предлагать свою помощь и просить о помощи товарища; деталей в конструкции моделей; Создавать реально действующие модели - Понимать необходимость добросовестного роботов; отношения к общественно-полезному труду и учебе. - Управлять поведением роботов при помощи простейшего программирования; - Применять на практике конструкторские, инженерные и вычислительные навыки; - Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов; - Различные приёмы работы с конструктором лего; - Работать в группе; - Решать задачи практического содержания; - Моделировать и исследовать процессы; - Переходить от обучения к учению. Личностные результаты Обучающийся должен - самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; · готовность и способность к саморазвитию; · сформированность мотивации к обучению; - способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценитькак хорошие или плохие; Обучающийся может научиться · · · способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование; владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем). - называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится - уметь работать инструкциям. по Обучающийся получит возможность научиться предложенным - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; умение излагать мысли в четкой логической - преобразовывать практическую задачу в последовательности, отстаивать свою точку познавательную; - зрения, анализировать ситуацию и - проявлять познавательную инициативу в самостоятельно находить ответы на вопросы учебном сотрудничестве; путем логических рассуждений. - самостоятельно учитывать выделенные - определять и формулировать цель учителем ориентиры действия в новом деятельности на занятии с помощью учителя; учебном материале; - принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять констатирующий и - учитывать выделенные учителем ориентиры предвосхищающий контроль по результату и действия в новом учебном материале в по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с - самостоятельно адекватно оценивать поставленной задачей и условиями её правильность выполнения действия и необходимые коррективы в реализации, в том числе во внутреннем вносить исполнение как по ходу его реализации, так плане; и в конце действия. - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в - совместно с учителем анализировать интерактивной среде пользоваться реакцией предложенное задание, разделять известное и неизвестное; среды решения задачи); - оценивать правильность выполнения - самостоятельно выполнять пробные действия на уровне адекватной поисковые действия (упражнения) для оптимального решения ретроспективной оценки соответствия выявления результатов требованиям данной задачи и проблемы (задачи); задачной области; - коллективно разрабатывать несложные - адекватно воспринимать предложения и тематические проекты и самостоятельно их оценку учителей, товарищей, родителей и реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; других людей; осуществлять текущий контроль точностивыполнения технологических - вносить необходимые коррективы в операций (с помощью простых и сложных по шаблонов, чертежных действие после его завершения на основе его конфигурации оценки и учёта характера сделанных ошибок, инструментов), итоговый контроль общего - различать способ и результат действия; использовать предложения и оценки для качества выполненного изделия, задания; создания нового, более совершенного проверять модели в действии, вносить результата, использовать запись (фиксацию) в необходимые конструктивные доработки; цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на - выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей русском, родном и иностранном языках; работы) и оценку выполненной работы по - совместно с учителем формулировать цель предложенным учителем критериям урока после предварительного обсуждения; Познавательные УУД Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться - определять, различать и называть детали осуществлять расширенный поиск конструктора, информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по - записывать, фиксировать информацию об заданной схеме и самостоятельно строить окружающем мире с помощью инструментов схему. ИКТ; ориентироваться в своей системе знаний: - создавать и преобразовывать модели и отличать новое от уже известного. схемы для решения задач; - перерабатывать полученную информацию: - осознанно и произвольно строить делать выводы в результате совместной сообщения в устной и письменной форме; работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от осуществлять поиск необходимой конкретных условий; информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной - осуществлять синтез как составление целого литературы, энциклопедий, справочников из частей, самостоятельно достраивая и (включая электронные, цифровые), в восполняя недостающие компоненты; открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая Интернета; основания и критерии логических операций; для указанных осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем строить логическое рассуждение, мире и о себе самом, в том числе с помощью включающее установление причинноинструментов ИКТ; следственных связей; использовать знаково-символические - произвольно и осознанно владеть общими средства, в том числе модели (включая приёмами решения задач; виртуальные) и схемы (включая - при помощи учителя искать и отбирать концептуальные) для решения задач; необходимую для решения учебной задачи - строить сообщения в устной и письменной информацию в учебнике (в текстах, форме; иллюстрациях, схемах, чертежах (инструкционных картах), энциклопедиях, - ориентироваться на разнообразие способов справочниках, сети Интернет); решения задач; - открывать новые знания, осваивать новые - смыслового восприятия художественных и умения в процессе наблюдений, познавательных текстов, выделять рассуждений и обсуждений материалов существенную информацию из сообщений учебника, выполнения пробных поисковых разных видов (в первую очередь текстов); упражнений; осуществлять анализ объектов выделением существенных несущественных признаков; спреобразовывать информацию: и представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных - осуществлять синтез как составление целого проектах). из частей; - проводить сравнение, сериацию классификацию по заданным критериям; и - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные УУД Обучающийся научится - уметь работать в паре и в коллективе; - уметь рассказывать о постройке - уметь работать над проектом в команде, Обучающийся получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и - эффективно распределять обязанности обосновывать собственную позицию; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения - понимать относительность мнений и различных коммуникативных задач, строить подходов к решению проблемы; монологическое высказывание (в том числе - аргументировать свою позицию и сопровождая его аудиовизуальной координировать её с позициями партнёров в поддержкой), владеть диалогической сотрудничестве при выработке общего формой коммуникации, используя в том решения в совместной деятельности; числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и - допускать возможность существования у позиций всех участников; людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и - с учётом целей коммуникации достаточно ориентироваться на позицию партнёра в точно, последовательно и полно передавать общении и взаимодействии; партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в - задавать вопросы, необходимые для сотрудничестве; организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую - договариваться и приходить к общему взаимопомощь; решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей строить понятные для партнёра деятельности; высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных - задавать вопросы; коммуникативных задач. - контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Работа с текстом Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться - использовать содержащуюся в текстах - самостоятельно организовывать поиск информацию в процессе чтения учебных информации. текстов, инструкций. - сопоставлять различные точки зрения; - осознанно читать тексты с целью - соотносить позицию автора с собственной удовлетворения познавательного интереса, точкой зрения; освоения и использования информации. - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять - высказывать оценочные суждения и свою достоверную (противоречивую) информацию. точку зрения о прочитанном тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; -участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. ИКТ – компетенции Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться -работать с информационными объектами, в - познакомиться с различными средствами которых объединяются текст, наглядно- информационно-коммуникационных графические изображения, цифровые данные, технологий (ИКТ), неподвижные и движущиеся изображения, -освоить общие безопасные и звук, ссылки и базы данных и которые могут эргономичные принципы работы с ними; передаваться как устно, так и с помощью - осознать возможности различных средств телекоммуникационных технологий или ИКТ для использования в обучении, размещаться в Интернете. развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: Проведение конкурсов работ, организация выставок лучших работ. Представление собственных моделей. Защита проектных работ. Оценивание творческих работ происходит по следующим критериям: Оригинальность и привлекательность созданной модели Сложность исполнения Дизайн конструкции Классификация результатов деятельности В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии,действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: · степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; · поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; · косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам. Содержание программы Раздел Введение Строительство фантазия Описание содержания Количество часов Исследование цвета и формы моделей 1 и Конструирование домов, квартиры 16 Создание собственной новогодней игрушки Моделирование сооружений мостов, башен, спортивных Моделирование школьной мебели Животные Моделирование животных 5 Транспорт Моделирование и создание макета космических кораблей 7 Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ППД Моделирование машин Симметрия Симметричность бабочки LEGOмоделей. Моделирование Обобщение 4 1 Всего 34 Все темы по курсу Лего-конструирования делятся на блоки, взаимосвязанных между собой и усложняющихся от класса к классу: · Окружающий нас мир · Основы безопасности жизнедеятельности · Художественная литература и Лего-конструирование Окружающий нас мир. Данный цикл занятий проходит для закрепления и пропедевтики тем по окружающему миру. Учащиеся повторят уже изученную по окружающему миру тему на новом уровне, закрепят её. Некоторые темы на кружке Легоконструирования будут изучаться раньше, чем по программе, поэтому станут хорошей пропедевтической работой. Основы безопасности жизнедеятельности. Этот цикл занятий предназначен для закрепления и углубления знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Учащиеся повторят правила дорожного движения. Эта одна из самых актуальных тем, так как чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают именно школьники. Вспомнят об опасностях, которые их могут ожидать дома и на улице. Художественная литература и Лего-конструирование. Занятия с темами по художественной литературе помогут в развитии творческих способностей детей. Учащиеся смогут побыть декораторами, актёрами, сценаристами, костюмерами. Познакомятся с такими понятиями, как «театр», «сцена», «спектакль», «афиша». Усвоят правила поведения в театре, музее. Глубже познакомятся с творчеством полюбившихся авторов. В данном блоке занятий автора и произведение для работы могут выбрать сами дети. Педагог остаётся наблюдателем и помощником в воплощении идей. Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса Методические пособия 1. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 . 10. Г.А. Селезнева 2. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов « школьников»- М., Просвещение, 2010 Внеурочная деятельность 3. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001. Материально - технические средства обучения. 1. 2. 3. 4. Конструкторы ЛЕГО, ЛЕГО простые механизмы Телевизор Персональный компьютер. Принтер. Тематическое планирование 1-й год обучения № Содержание занятий Кол-во часов Примечание Вводные занятия 1час 1 Вводное занятие. Знакомство с Лего. Техника безопасности при работе с конструктором 1 Строительство и фантазия 16 часов Спонтанная индивидуальная Лего - игра детей или знакомство с Лего продолжается. 1 Путешествие по Лего стране. 1 Исследователи цвета и формы. Исследователи кирпичиков. Скреплялки. 1 Волшебные кирпичики. Строим стены. 1 Исследуем устойчивость 1 Модель «Пирамида» (плоская) 1 Модель «Пирамида» 1 Моделируем башню. 1 Легофантазия 1 Раз, два, три, четыре, пять или строим цифры 1 Школа. Строим парту, стол, стул. 1 Моделируем класс 1 Кровать, шкаф. 1 Моделируем комнату. 1 Новогодняя елка. 1 Зимние узоры. Снежинки. 1 Животные 5 часов Модели животных. Собака. Жираф. 1 Модели животных. Слон. Верблюд. 1 Модели животных. Крокодил. Змея. 1 Коллективная работа «Зоопарк». 2 Транспорт 7 часов Транспорт. Виды транспорта. 1 Улица полна неожиданностей. Светофор. Дорога. 1 Наша улица. Совместный проект: здания, дороги. 1 Космос. Модель космического корабля. 1 Космос. База отдыха космонавтов. 1 Спутники. Легофантазия. 1 День космонавтики. Роботы в космосе. 1 Симметрия 4часов Симметричность Моделирование бабочки LEGOмоделей. 1 Весенний букет. Лего - подарок для мамы. 1 А, Б, В, … или строим буквы. 1 Фантазируй!Выдумывай! Строй! 1 Обобщение 1 час Лего-лето. Выставка работ. 1 Обобщающий урок ИТОГО: 34 ЧАСА