чтение на родном языке 1-4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального
общего образования подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018
г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в
Российской Федерации” на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г. № 64100), Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему
образованию от 2 июня 2020 г.) и с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА
РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа
направлена на оказание методической помощи образовательным организациям и учителю и позволит:
1. реализовать в процессе преподавания учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования;
2. определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
Примерной основной образовательной программой начального общего образования (в редакции
протокола от 8 апреля 2015 г. № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);
3. разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса,
используя рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого
раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного
материала разделов/тем курса.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и
поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и
литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном (русском) языке в рамках
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной
программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на
формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном
пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной
литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического
пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как
одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни,
как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре,
воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной
самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена
мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи

подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь
прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших
школьников.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:





воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части
родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его
культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской
культуры;
развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:











формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение
обучающегося в культурно- языковое пространство своего народа; формирование у младшего
школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для
национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения
произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого
самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных
высказываний о прочитанном.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ)
ЯЗЫКЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена на основе
требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 118 часов (33 часа в 1 классе и по 34
часа во 2—3 классах, 17 часов в 4 классе).

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В программе учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлено
содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской
литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и
духовной культурой русского народа. Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском)
языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иной родной язык и иную родную
литературу, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературного чтения,
входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Курс предназначен для
расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и
русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших
школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального

сознания и русской культуры понятиями. Предложенные младшим школьникам для чтения и изучения
произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа,
актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда,
любовь и др.).
В данной программе специфика курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»
реализована благодаря:
а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции
русского народа, духовные основы русской культуры;
б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства:
особенности воспитания ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,
особенности восприятия ребёнком окружающего мира;
в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена,
отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику
лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской
литературы.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный
предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» тесно связан с предметом «Родной язык
(русский)».
Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» способствует обогащению
речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативных умений. Оба курса объединяет
культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого
выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических
блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную
культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Ещё одной общей чертой обоих курсов
является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребёнка младшего школьного
возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги
Не красна книга письмом, красна умом
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

Я взрослею
Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой
для национального русского сознания. Например:
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире.
Например:
В. А. Осеева. «Почему?».
Л. Н. Толстой. «Лгун».

Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:

С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
В. В. Лунин. «Я видела чудо».
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры».
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ

Что мы Родиной зовём
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе
Сколько же в небе всего происходит
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки».

2 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:
Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).

Я взрослею
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям.
Например:
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире.
Например:
С. П. Алексеев. «Медаль».
В. В. Голявкин. «Этот мальчик».

Я и моя семья
Семья крепка ладом
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например:
С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».
Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».

Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:
Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».
Е. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Резерв на вариативную часть программы - 3 ч.

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ - РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например:
В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).

Народные праздники, связанные с временами года
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Например:
Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).

О родной природе
К зелёным далям с детства взор приучен
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах; отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский. «Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…»

3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Пишут не пером, а умом
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например:
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В. П. Крапивин. «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).

Я взрослею
Жизнь дана на добрые дела
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

Живи по совести
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической ценности,
значимой для национального русского сознания. Например:
П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

Я и моя семья
В дружной семье и в холод тепло
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь,
взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например:
О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».
А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира
реального и мира фантастического. Например:
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы
«Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского на- рода. Например:
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки
(фрагмент). А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).

богатырей»

От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
Произведения о праздниках, значимых для русской куль- туры: Рождестве, Пасхе. Например:
Е. В. Григорьева. «Радость».
А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

О родной природе
Неразгаданная тайна — в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане; отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д.
Берестов. «У реки».
И. С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».
И. П. Токмакова. «Туман».

4 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги

Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности.
Например:
С. Т. Аксаков. «Детские
годы
Багрова-внука»
(фрагмент
главы
«Последовательные
воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава«Книжка с картинками»).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

Я взрослею
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера.
Например:
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании,
сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального
русского сознания. Например:
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И. С. Тургенев. «Голуби».

Я и моя семья
Такое разное детство
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи:
взросление, особенности отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например:
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы«Про печку», «Про чистоту»).
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например:
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).

Что мы Родиной зовём
Широка страна моя родная
Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. Например:
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».

Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе
Под дыханьем непогоды
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям
воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:







становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:







признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:




уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:



соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;



бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:



осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:




бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:




первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе
усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений,
активность и самостоятельность при выборе круга чтения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:








сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать
аналогии текстов;
объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма
наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:








с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в
соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному
плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:








выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работ- ников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы,
таблицы для представления результатов работы с текстами.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:










у

обучающегося

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с
речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:



формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;



принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;



проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;



ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий результат;



выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:



планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;



выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:



устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;



корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с
анализом текстов;



соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;



находить ошибку, допущенную при работе с текстами;



сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать
их по предложенным критериям.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:






осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной
истории и культуры;
владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования:
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:










ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений,
эпитетов и видеть в тексте -данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать
вслух и про себя,
владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования:
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения;
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других
видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:










осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения
произведений русской литературы;
осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать
вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа художественных,
научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования:
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с
учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное
произведение от имени одного из действующих лиц;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной
информации.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:










осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для культурной
самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать
вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования:
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с
учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на
основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг
чтения;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной
информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (24 ч)
Я и книги (17 ч)
1

Вводный урок

1

http://schoolcollection.edu.ru/

2

С. А. Баруздин. «Самое простое дело»

1

https://
www.uchportal.ru/
load/46

3

С. А. Баруздин. «Самое простое дело»

1

https://
www.uchportal.ru/
load/46

4

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент)

5

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент)

1

https://
www.uchportal.ru/
load/46

6

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент
главы «Волшебные сказки»)

1

http://schoolcollection.edu.ru/

7

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент
главы «Волшебные сказки»)

1

http://schoolcollection.edu.ru/

8

Пословицы о дружбе

1

http://schoolcollection.edu.ru/

9

Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало»

1

https://
www.uchportal.ru/
load/46

10

И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с
другом» (фрагмент)

1

http://schoolcollection.edu.ru/

11

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».

1

https://

https://
www.uchportal.ru/
load/46

www.uchportal.ru/
load/46
12

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

13

Пословицы о правде и честности

1

http://schoolcollection.edu.ru/

14

В. А. Осеева. «Почему?»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

15

В. А. Осеева. «Почему?»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

16

Л. Н. Толстой. «Лгун»

1

https://
www.uchportal.ru/
load/46

17

Л. Н. Толстой. «Лгун»

1

https://
www.uchportal.ru/
load/46

Я фантазирую и мечтаю (7 ч )
18

С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент)

1

http://schoolcollection.edu.ru/

19

С. А. Иванов. «Снежный заповедник»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

20

В. В. Лунин. «Я видела чудо»

1

https://
www.uchportal.ru/
load/46

21

М. М. Пришвин. «Осинкам холодно»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

22

М. М. Пришвин. «Осинкам холодно»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

23

А. С. Пушкин. «Ещё дуют холодные ветры»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

24

Обобщение по разделу

1

http://schoolcollection.edu.ru/

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (9 ч)
Что мы Родиной зовём (3 ч)

25

Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент)

1

https://
www.uchportal.ru/
load/46

26

П. А. Синявский. «Рисунок»

1

https://
www.uchportal.ru/
load/46

27

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество»

1

https://
www.uchportal.ru/
load/46

О родной природе (6 ч)
28

Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах,
облаках

1

http://schoolcollection.edu.ru/

29

И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

30

С. В. Востоков.«Два яблока»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

31

В. М. Катанов. «Жар-птица»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

32

А. Н. Толстой. «Петушки»

1

http://schoolcollection.edu.ru/

33

Обобщение по разделу

1

http://schoolcollection.edu.ru/

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2КЛАСС
№

Тема/раздел

Модуль 1.
МИР ДЕТСТВА
Я и книги

1

Я и книги. Знакомство с

Количество
Электронные учебночасов
методические материалы
отводимые
на темы
5
.multiurok.ru›files/uchebnikrodnoi…2-klass.html
.Я иду на урок начальной
школы (материалы к
уроку). – Режим доступа :
http://nsc.
1september.ru/urok
1

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11

12
13
14
15

16
17
18

учебником. Правила обращения с
книгой.
Не торопись отвечать,
торопись слушать.
О.С. Бундур « Я слушаю»
Е.Н. Егорова. «Детство
Александра Пушкина».
( глава « Нянины сказки»)
Т.А. Луговская. « Как знаю, как
помню, как умею».
Л.К. Чуковская. Памяти детства.
Мой отец Корней Чуковский.
Я взрослею (6 ч)

1
1
1
1
Презентации уроков
«Начальная школа». – Режим
доступа : http://nachalka.info|
about|193

Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к
другим людям
Л.И. Кузьмин. «Дом с
колокольчиком».
В.В. Бианки. «Сова».
Воля и труд дивные всходы дают.
Б.В. Шергин. «Плотник думает
топором».
Е.А. Пермяк. «Маркел-Самодел и
его дети».
Кто идёт вперёд, того страх не
берёт
В.В. Голявкин. «Этот мальчик».
С.П. Алексеев. «Медаль».
Пословицы.
Семья крепка ладом (4 ч)

1

Л.Н. Толстой. «Отец и сыновья».
М.В. Дружинина. «Очень
полезный подарок».
С.Г. Георгиев. «Стрекот
кузнечика».
В.В. Голявкин. «Мой добрый
папа».
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)

1
1

Мечты, зовущие ввысь.
Н.К. Абрамцева. «Заветное
желание».
Е.В. Григорьева. «Мечта».
Е.В. Григорьева. «Мечта».

1

1
1
1
1
1
1.multiurok.ru›files/uchebnikrodnoi…2-klass.html

1
1
www.uchportal.ru /,
http://school-collection.edu.ru/,
мультимедийные материалы к
УМК

1
1

19

20
21
22
23

24
25
26
27
28
29

30

31

32

33
34

Проверочная работа по итогам
изучения раздела.
Модуль 2. Россия – Родина моя
(16 часов)
Люди земли русской (4 ч)

1

В.А. Бахревский «Рябово».
М.А. Булатов, В.И.
Порудоминский «Собирал
человек слова».
М.Л. Яковлев. Сергий
Радонежский приходит на
помощь.
И. К. Языкова. Преподобный
Сергий Радонежский.
Народные праздники, связанные
с временами года
(6 ч)

1
1

Хорош праздник после трудов
праведных. И.С. Шмелёв
«Масленица».
Песни-веснянки.
Л.Ф. Воронкова. «Праздник
весны».
В.А. Жуковский. «Жаворонок».
А.С. Пушкин. «Птичка».
А.А. Коринфский. «Августсобериха».
«Спожинки».
О родной природе (6 ч)

1

Уж ты нива, моя
нивушка. Загадка.
И.С. Никитин. « В чистом поле
тень шагает».
Минутная краса полей.
Л.Ф. Воронкова. «Подснежники».
Ю.И. Коваль. «Фарфоровые
колокольчики».
М.С. Пляцковский
«Колокольчик».
Поляны муравы одели. В.А.
Солоухин. «Трава». Е.А.
Благинина. «Журавушка».
Итоговая проверочная работа
Обобщение пройденных тем

1

Я иду на урок начальной
школы (материалы к уроку). –
Режим доступа : http://nsc.
1september.ru/urok

1
1
Презентации уроков
«Начальная школа». – Режим
доступа : http://nachalka.info|
about|193

1
1
1
1
1
Российская электронная
школа
https://resh.edu.ru/

1

1

1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

21

Тема урока

Раздел №1. «Мир детства» (16 часов)
«Я и мои книги» (4 часа)
Пишутнепером,аумом.
В.И.Воробьев.«Мойдневник».
И. Краева. Письмописательное искусство.
В.П.Крапивин.Сказки СевкиГлущенко
(глава«Деньрождения»).
Т.В. Толстая. Детство Лермонтова.
«Я взрослею» (5 часов)
Жизньдананадобрыедела.
Л.Л. Яхнин. «Последняя рубашка».
Ю.А.Буковский.«ОДоброте—злойидоброй».
Живипо совести.
П.В.Засодимский.«Гришинамилостыня».
Н.Г.Волкова.«Дреби-Дон».
В.Н. Крупин. «Сушёная малина».
Пословицы.
«Я и моя семья» (3 часа)
Вдружной семье ивхолодтепло.
В.М.Шукшин. «Какзайкалеталнавоздушных
шариках»(фрагмент).
А.Л.Решетов.«Зернышкиспелых
яблок»(фрагмент).
О.Ф.Кургузов.«Душанараспашку».
«Я фантазирую и мечтаю» (4 часа)
В.П.Крапивин. «Зелёнаягрива».
Л.К.Чуковская.«Мойотец—
КорнейЧуковский»(фрагмент).
В.П.Крапивин. «Что такое стихия».
Г.А. Скребицкий. «Чему научила сказка».
Обобщение по разделу.
Раздел №2. «Россия – Родина моя» (18 часов)
«Роднаястранаво всевременасынамисильна»(4часа)
Людиземлирусской.
Н.М.Коняев.«Правнуки богатырей»(фрагмент).
Л.М. Дёмин. «Рассказывает бывалый человек».
В.А. Бахревский. «Семён Дежнёв».
О.М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор».
М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о
Божьем величестве».
А.Н. Майков. Ломоносов.
«От праздника к празднику» (6 часов)
Всякаядушапраздникурада.
В.А. Никифоров-Волгин. «Серебряная метель».

Кол
-во
часо
в

ЦОР/ЭОР

1

https://kopilkaurokov.ru

1
1

http://www.myshared.ru
https://infourok.ru

1

http://www.myshared.ru

1

https://infourok.ru

1
1

https://kopilkaurokov.ru
http://www.myshared.ru

1
1

https://infourok.ru

1

http://www.myshared.ru

1

https://infourok.ru

1

https://kopilkaurokov.ru

1
1

http://www.myshared.ru
https://infourok.ru

1
1

https://kopilkaurokov.ru
http://www.myshared.ru

1

https://infourok.ru

1

https://kopilkaurokov.ru

1
1

http://www.myshared.ru
https://infourok.ru

1

https://kopilkaurokov.ru

https://kopilkaurokov.ru

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

А.И.Куприн.«Пасхальныеколокола»(фрагмент).
Е.В. Григорьева. «Радость».
А.А. Коринфский. «Христославы».
А.Н. Майков. «Христос Воскрес!»
А.И. Куприн. «Пасхальные колокола».
С.Чёрный.«Пасхальныйвизит»(фрагмент).
К.М. Фофанов. «Под напев молитв пасхальных».
«О родной природе» (8 часов)
Неразгаданнаятайна—вчащахлеса…
И.С.Никитин. «Лес».
К.Г.Паустовский.«Клад».
Течет, течёт – не вытечет. Загадки.
М.М.Пришвин. «Река».
В. П. Астафьев. «Ночь темная тёмная»
В.Г. Распутин. «Горные речки».
Шёл седой старик туман
И.П.Токмакова.«Туман».
В.П. Астафьев. «Зорькина песня».
Проверочная работа по итогам изучения раздела.
Подведение итогов года. Выставка творческих
работ.

1
1

http://www.myshared.ru
https://infourok.ru

1

https://kopilkaurokov.ru

1
1

http://www.myshared.ru
https://infourok.ru

1

https://kopilkaurokov.ru

1
1

http://www.myshared.ru
https://infourok.ru

1
1
1

https://kopilkaurokov.ru
http://www.myshared.ru
https://infourok.ru

1
1

https://kopilkaurokov.ru
http://www.myshared.ru

Итого:
34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС

№ п/п Тема урока

Кол.ча
с

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Модуль1. Я и книги
1.
2.
3.

4.
5.

3 часа

Испокон века книга растит человека.
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого
прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
. И.А. Гончаров Фрегат «Паллада»

1

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова»
(фрагмент).
Модуль 2. Я взрослею

1

Скромность красит человека. Л.Л. «Храбрец»
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и
спорыша». Е. В. Клюев. «Шагом марш».

1
1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/bib
lioteka

1

2 часа

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/bib
lioteka

Модуль 3. Любовь всё побеждает.

6.

Б. П. Екимов «Ночь исцеления».
И.А. Мазнин « Летний вечер»
Модуль 4. Я и моя семья.

7.
8.
9.

10.

1час

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/bib
lioteka

3 часа

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/bib
lioteka

1

Такое разное детство. К. В. Лукашевич.
«Моё милое детство» (фрагмент).
М. В. Водопьянов.
«Полярный лётчик (главы
«Маленький мир», «Мой первый «полет»).
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
Модуль 5. Я фантазирую и мечтаю.

1

Придуманные миры и страны.
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой
поляне» (фрагменты).
Раздел 2.. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

1

1
1
1 час

2 часа
Модуль 6. Люди земли Русской
11.

12.

Е. В. Мурашова. «Каффа»«
.К.И. Кунин «За три моря. Путешествие
Афанасия Никитина». Афанасий Никитин
«Хождение за три моря»
В.А.Гагарин «Мой брат Юрий»
Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут».
Г.С.Титов «Наш Гагарин»
Модуль 7. Что мы Родиной зовём.

13.

Широка страна моя родная.
А. Д. Дорофеев. «Веретено», «Сказ о
валдайских колокольчиках».

14.

М.Я Бородицкая « В гостях у лесника».
Г.Я Снегирёв «Карликовая берёзка»
В. Г. Распутин. «Саяны».
Модуль 8. О родной природе.

15.

Мороз невелик, да стоять не велит. Загадки и
пословицы.

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/bib
lioteka

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/bib
lioteka

1

1
2 часа

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/bib
lioteka

1
3 часа

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/bib
lioteka

16.

17.

Отрывки из русской народной сказки
«Морозко»,
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»,
В. Д. Берестов. «Мороз» и др.
На небе стукнет, на земле слышно. Загадки и
пословицы.
М.М.Зощенко «Гроза», А.А. Блок « Перед
грозой»,
«После грозы».
Ветер, ветер, ты могуч… Загадки и
пословицы.
В.А. Солоухин «Ветер»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».