Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер — 24480) (далее — ФГОС СОО), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Общая характеристика учебного предмета Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Цели изучения учебного предмета – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Задачи: развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета; воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Формируемые компетенции: Коммуникативная компетенция– овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, формирование умения выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, вести дискуссию, аргументировать, доказывать. Ценностно-смысловые компетенции при изучении литературы предполагают формирование способности к собственной интерпретации изученных литературных произведений; применение духовно-нравственного опыта в жизненных ситуациях. Культуроведческая компетенция – осознание фольклора, художественных произведений как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, осознание мирового значения художественных произведений. Обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе основного общего образования отражает важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы. Место учебного предмета: программа рассчитана на 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю в каждом классе). Содержание учебного предмета 10 класс Литература XIX века Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Введение Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, СуховоКобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социальноисторическая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова. Литература первой половины XIX века Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчесгво. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии. Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика. Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова). Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия) Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Соци ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...». Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...». Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирикогротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления). Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия). Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.) Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации. Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. Из зарубежной литературы Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм. Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы. Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма. Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка. Содержание учебного предмета 11 класс Литература XX века Введение Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия. Литература первой половины XX века Обзор русской литературы первой половины XX века Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”. И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина. А. И. Куприн Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. М. Горький Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа. Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социальнофилософская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений. Символизм Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок). В. Я. Брюсов Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. К. Д. Бальмонт Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. А. Белый Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. Акмеизм Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Н. С. Гумилев Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Футуризм Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак). И. Северянин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений ИгорьСеверянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. В. В. Хлебников Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. Крестьянская поэзия Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. А. А. Блок Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. В. В. Маяковский Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского. С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…». Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. М. И. Цветаева Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. О. Э. Мандельштам Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Обзор русской литературы второй половины XX века Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем». Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования. А. И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор).Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. В. М. Шукшин Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. В. В. Быков. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа. В. Г. Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести. Н. М. Рубцов Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние. Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова. И. А. Бродский Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”. Б. Ш. Окуджава Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. А. В. Вампилов Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. Литературное творчество народов России П.С. Бахлыков Жизнь и творчество (обзор). Обзор литературы последнего десятилетия Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Зарубежная XX века Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм. Б. Шоу Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу. Э. Хемингуэй Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; •принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): •российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; •уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); •формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; •воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: •гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни. В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; •принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; •способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; •формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты выпускник научится демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); осуществлять следующую продуктивную деятельность: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать: о месте и значении русской литературы в мировой литературе; о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; об историко-культурном подходе в литературоведении; об историко-литературном процессе XIX и XX веков; о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011 1213 14 15 16- ТЕМА Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Г. Р. Державин. Жанр оды. Оды Державина «Бог», «Русские девушки», «Фелица». Россия 1816-1825 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор. Философская лирика Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), ..Вновь я посетил...». Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Обобщающий урок по творчеству Пушкина. (Сочинение) М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Колво часов ЭОР 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5815/start/81279/ 1 https://videouroki.net/video/02-zhanr-ody-odyderzhavina.html http://niv.ru/doc/uchebnik/literatura-10-klass1/rossiya-1816-1825.htm http://dennimm.narod.ru/uroki-10kl-pushkin.html 1 1 1 1 1 1 1 2 https://infourok.ru/urok-literatury-na-temuromanticheskaya-lirika-a-s-pushkina-perioda-yuzhnoji-mihajlovskoj-ssylok-5490426.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/2670/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2670/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2671/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2158/start/ http://www.hallenna.narod.ru/uroki-10kl-pushkinmedn-vsadn.html https://obrazovaka.ru/sochinenie/mednyyvsadnik/petr-pervyy-v-poeme-obraz.html 2 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2668/start/ 1 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3078/start/ https://infourok.ru/urok-po-teme-motivi-zhizni-i- 17 smerti-v-tvorchestve-lermontova-v-klasse2843024.html https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-politieraturie-filosofskiie-motiv.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/2160/start/ Философские мотивы в лирике Лермонтова. 2 Адресаты любовной лирики Лермонтова. Классное сочинение по творчеству Лермонтова 1 2 Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Петербургские повести» Гоголя. Образ «маленького человека». 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2162/start/ 1 25 Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. 1 26 Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Н. В. Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». 1 https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-literaturi-vklasse-po-teme-peterburgskie-povesti-n-v-gogolyapovest-nos-po-programme-v-ya-korovinoy463885.html https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/on_lzhe t_vo_vsiakoe_vremia_etot_nevskii_prospekt_nevskii_ prospekt_obraz_peterbur https://urok.1sept.ru/articles/666931 28 Обзор русской литературы второй половины 19 века. 1 https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/27 /n-v-gogol-portret-mesto-povesti-v-sbornikepeterburgskie https://resh.edu.ru/subject/14/10/ 2930 Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!»,«Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…») Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «умом Россию не понять…») Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»), Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. («Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…») Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи. А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии. «Обломов» - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4615/start/300118/ 1 http://dennimm.narod.ru/uroki-10kl-tutchev2.html 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4619/start/105612/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4636/start/35143/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5804/start/3519 5/ 1 http://www.myshared.ru/slide/784518 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3491/start/3462 9/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5801/start/8946 3/ 1819 20 2122 23 24 27 31 32 33 34 35 36 37 38 «Обломов» как роман о любви. 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3500/start/9375 2/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5783/start/8995 / 39 40 41 42 43 «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии. Драма «Гроза». История создания, система образов. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов». Протест Катерины против «темного царства». 1 1 1 1 1 44 Споры критиков вокруг драмы «Гроза». 45 Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного)Судьба народа в лирике. )»Еду ли ночью по улице темной…») Героическое и жертвенное в образе разночинца46 народолюбца в поэзии Н. А. Некрасова. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобливый поэт») 47 Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «музе», «О муза!Я у двери гроба…») 48 Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. 49 «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» 50 Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» 51 Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы 52 Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо» 53 И.С.Тургенев.Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе 54 История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева. 55 Базаров — герой своего времени 1 1 56 «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» 1 57 Любовь в романе «Отцы и дети» 1 58 Анализ эпизода «Смерть Базарова» 1 59 РР Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» 60 Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева 61 Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3500/start/9375 2/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3512/start/8949 4/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3888/start/8340 0/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-literatureklass-anostrovskiy-drama-groza-tvorcheskayaistoriya-proizvedeniya-sistema-obrazov-smislnazvaniya-544364.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/5802/start/9345 3/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5785/start/1165 1/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5805/start/2811 66/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3541/start/2810 39/ 1 https://100urokov.ru/predmety/urok-11-nanekrasov 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5803/start/1161 95/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4618/start/1257 7/ 1 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5809/start/1162 51/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3563/start/1163 13/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5809/conspect/ 116250/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3521/start/2809 46/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3550/start/9026 / https://resh.edu.ru/subject/lesson/3899/start/1248 3/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4614/start/2811 97/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3532/start/9088 / https://resh.edu.ru/subject/lesson/4616/start/9119 / https://resh.edu.ru/subject/lesson/3899/start/1248 3/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5811/start/1267 0/ 62 Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого 63 История создания романа «Война и мир». Особенности жанра 1 64- Духовные искания героев романа «Война и мир» — 65 Андрея Болконского и Пьера Безухова 2 66 Женские образы в романе «Война и мир» 1 67- Семья Ростовых и семья Болконских 68 69- Тема народа в романе «Война и мир» 70 71 Кутузов и Наполеон 2 72- Истинное и ложное в романе «Война и мир» 73 2 74 РР Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к контрольному домашнему сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 75 Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя 1 76 Петербург Ф.М.Достоевского 1 77 История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе 78 Теория Раскольникова и истоки его бунта 1 79 «Двойники» Раскольникова 1 80- Значение образа Сони Мармеладовой в романе. 81 Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 2 82 Страницы жизни и творчества М. Е. СалтыковаЩедрина. Проблематика и поэтика сказок 83 Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников 1 84- Художественный мир Н.С.Лескова. Личность и судьба 85 писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести. 2 1 2 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5811/start/1267 0/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4637/start/3054 81/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6283/start/2808 53/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6285/start/1329 74/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3645/start/3011 98/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3611/start/3001 82/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3594/start/2808 84/ http://www.hallenna.narod.ru/uroki-10kltolstoj_w-i-mir6.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/3633/start/9306 / https://resh.edu.ru/subject/lesson/3622/start/9337 / https://resh.edu.ru/subject/lesson/4661/start/2810 08/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3665/start/1334 4/ http://www.hallenna.narod.ru/uroki-10kltolstoj_sochinenie.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/5807/start/1588 57/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5810/start/3542 9/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5810/start/3542 9/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5810/start/3542 9/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4638/start/3001 51/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3604/start/2974 10/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5812/start/9213 / https://resh.edu.ru/subject/lesson/4635/start/2975 65/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5806/start/1441 7/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5808/start/3531 8/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3580/start/3013 78/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5787/start/1309 6/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3573/start/1075 86 Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. 87 Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») 88 Россия в 1880-1890-е годы. Исторические события. Общественная мысль. Литература . 89 Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова 80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.) 90- Проблематика и поэтика 90-х годов. «Дом с 91 мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах». 92 Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» 93 Особенности драматургии А.П.Чехова 1 94- «Вишневый сад»: история создания, жанр, система 95 образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда 96 Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад» 97 Контрольная работа по русской литературе за второе полугодие 98 Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира». 99 Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль» 10 Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан«Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль» 101 Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопоссан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль» 102 Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIXвека 2 1 1 1 54/ http://www.hallenna.narod.ru/uroki-10klleskov2.html http://www.hallenna.narod.ru/uroki-10klleskov3.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/5821/start/1157 20/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3658/start/3002 13/ 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5819/start/3004 97/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3658/start/3002 13/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4301/start/4909 8/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4658/start/3012 29/ 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4658/start/3012 29/ 1 1 1 https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/1 1/22/kosta-khetagurov-zhizn-i-tvorchestvosbornik-osetinskaya-lira http://dennimm.narod.ru/uroki-literatury-v-10-klbelaeva.html 1 http://dennimm.narod.ru/uroki-literatury-v-10-klbelaeva.html 1 http://dennimm.narod.ru/uroki-literatury-v-10-klbelaeva.html 102 11 класс № уро ка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия Писатели-реалисты начала XX века. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа История духовного преображения в произведении И. А. Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Проблематика и особенности композиции рассказа «Босяцкий цикл»: «Челкаш», «Мальва» Повесть «Фома Гордеев» как голос правды в мире наживы Колво часов 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5619/ start/300373/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3720/ start/297222/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3688/ start/11404/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5589/ start/281538/ 1 https://videouroki.net/video/04-i-abunin-chistyj-ponedelnik.html 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4815/ start/300721/ 1 1 «На дне» - вечный диалог- спор о нравственном восхождении 1 человека А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Изображение мира 1 природы и человека в повести «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести 1 13 Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Домашнее сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна Леонид Андреев – «художник редкого таланта». Жизнь и творчество писателя. Ранняя проза. Рассказы «Баргамот и Гараська» и «Ангелочек» Рассказ «Первый гонорар» как программа неореализма Л.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» - повесть о «горделивом попе» 14 Повесть «Иуда Искариот»- «живая рана» души Л.Андреева 1 15 У литературной карты России. А.П. Чапыгин, В.Я. Шишков, С.Н. Сергеев-Ценский РР. Обучение и написание итогового сочинения Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки. В.Я.Брюсов как основоположник русского символизма. Лирика поэтов-символистов. К. Д. Бальмонт, Ф.Сологуб, А. Белый А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» Идеальная «Незнакомка» А. Блока. 1 «Страшный мир! Он для сердца тесен». Стихотворения «На железной дороге», «На поле Куликовом»- трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен» 1 10 11 12 16 17 18 19 20 ЭОР https://resh.edu.ru/subject/lesson/5591/ start/11891/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4802/ start/9399/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3762/ start/115782/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3702/ start/9368/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3702/ start/9368/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3676/ start/281601/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3676/ start/281601/ https://www.lithelper.com/p_Analiz_povesti_Jizn_Vasiliya_Fiveiskogo_Andreeva_L_N https://resh.edu.ru/subject/lesson/3676/ conspect/281600/ http://www.myshared.ru/slide/882644/ 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5589/ start/281538/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5608/ start/14905/ https://nsportal.ru/shkola/literatura/libr ary/2018/06/21/a-blok-neznakomka https://pandia.ru/text/80/023/33171.ph p 21 Поэма А.Блока «Двенадцать»: «все сознанием слушайте Революцию» 1 22 Преодолевшие символизм. И. Анненский: между символизмом и акмеизмом 1 23 Акмеизм. Символ его манифестов. 1 24 Что такое футуризм? И. Северянин, В.Хлебников. 1 25 Ново-крестьянские поэты 1910-х годов. 1 26 Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Н. С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева. «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай» А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А. А. Ахматовой. «Вечер», «Чётки, «Белая стая»» А. А. Ахматова. «Реквием»: скорбная летопись утрат. «Поэма без героя» М. И. Цветаева. «Если душа родилась крылатой»: уникальность творческого голоса «Короли смеха» из журнала «Сатирикон» 1 32 У литературной карты России. М.Пришвин, М. Волошин, В. Арсеньев 1 33 Октябрьская революция и литературный процесс 1920-х годов. «Плачи» А.М.Ремизова, Б.Пильняк «Голый год» 1 34 Новые голоса: тема Родины и революции в произведениях Д.Фурманова, А.Фадеева, И.Бабеля. Развитие жанра антиутопии. «Мы» Е.Замятин и «Чевенгур» А.Платонов Юмор и сатира. М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров 1 РР. Обучение и написание итогового сочинения 2 В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир поэта. «Облако в штанах», «Моё, поэтово». Поэма «Про это»: стремительность любовного пожара. «Во весь голос» великое самообъяснение и исповедь Маяковского С.А.Есенин. Жизнь и творчество. «Радуница» - есенинская Россия. «Выткался на озере алый свет зари», «Песнь о собаке» 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5610/ start/12910/ 1 42 Тема революции в творчестве Есенина. Драматические поэмы «Пугачёв» и «Страна негодяев» 1 43 С.Есенин. Поэма «Анна Снегина» 1 44 Литературный процесс 30-40-х годов. Лирика 30-х годов. 1 45 А.Н. Толстой. Историческая проза. Личность царяреформатора в романе «ПетрI» 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3740/ start/12545/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/ start/12639/ https://infourok.ru/s-eseninpugachyov-poema-na-istoricheskuyutemu-973865.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/4806/ start/291166/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5607/ start/13437/ https://www.allsoch.ru/sochineniya/28 651 2728 29 30 31 35 36 3738 3940 41 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3730/ start/281352/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5603/ start/301291/ https://kopilkaurokov.ru/literatura/urok i/urok_liektsiia_prieodolievshiie_simv olizm_novyie_napravlieniia_v_russkoi _poezii https://resh.edu.ru/subject/lesson/4803/ start/300466/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5602/ start/11713/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3740/ start/12545/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/ start/12639/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5604/ start/12848/ https://lit.ukrtvory.ru/analizliricheskix-motivov-v-stixotvorenii-ngumileva-zhiraf/ 2 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5611/ start/13592/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5611/ start/13592/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5614/ start/297347/ https://multiurok.ru/files/korolismiekha-iz-zhurnala-satirikon.html https://multiurok.ru/index.php/files/uliteraturnoi-karty-rossii-zhizn-itvorchestvo-m.html https://infourok.ru/urok-literaturi-vklasse-na-temurevolyuciya-igrazhdanskaya-voyna-3017304.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/3786/ conspect/300751/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3828/ start/300783/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3710/ conspect/300403/ 1 1 1 1 46 Противники и соратники Петра. Народ и власть в романе. 1 47 М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь. 1 4849 5051 52 Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон» 2 53 События революции и Гражданской войны в романе «Тихий 2 Дон» Гуманизм М. Шолохова в изображении противоборствующих 1 сторон на Дону. Нравственная позиция автора. Григорий Мелехов и его путь исканий 1 54 55 РР. Сочинение по творчеству М. Шолохова. М.А. Булгаков. Жизнь и судьба. 1 1 56 Роман «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт». 1 57 Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав 1 романа. 58 Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и 1 Маргарита» Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» 2 5960 61 62 РР. Сочинение по творчеству М. Булгакова. Б.Л. Пастернак. Жизненный и творческий путь. Лирика. 1 1 63 Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героев. 1 64 Юрий Живаго. «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность 1 65 66 А.П. Платонов. очерк жизни и творчества с включением 1 анализа рассказа «Июльская гроза» Проблема поиска истины в повести «Котлован» 1 67 Лирика периода Великой Отечественной войны. 1 68 Проза и публицистика военных лет. 1 69 А.Т. Твардовский. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики А. Твардовского Поэма «По праву памяти» и ее нравственно-философский смысл. Литературный процесс 50-80-х годов. Герои и проблематика «военной прозы» 1 70 71 72 1 1 1 73 Поэтическая «оттепель». Авторская песня как песенный 1 монотеатр. 74 Поэтическая «оттепель». «Тихая» лирика 1 7576 7778 79 «Деревенская проза» 50-80-х годов 2 Творчество В. Распутина. повести «Прощание с Матерой», 2 «Пожар», Нравственно-философская проблематика прозы и 1 драматургии 70-80-х годов. https://www.allsoch.ru/sochineniya/28 651 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3850/ start/305537/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4811/ start/300814/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3786/ start/300752/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4811/ conspect/300813/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4811/ conspect/13980/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5605/ start/133005/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4810/ start/297316/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4808/ start/13530/ https://infourok.ru/prezentaciya-politerature-nravstvennofilosofskoezvuchanie-ershalaimskih-glav2770690.html https://proshkolu.ru/user/nechitaylo/fil e/3197323/download https://resh.edu.ru/subject/lesson/5609/ start/281321/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3817/ start/13561/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3804/ start/14718/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3804/ start/14718/ https://imccenter.ru/iyul-skaya-grozaanaliz-rasskaza-platonova/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3828/ conspect/300782/ http://www.hallenna.narod.ru/uroki11kl-literatura-v-o-vojny.html http://www.hallenna.narod.ru/uroki11kl-literatura-v-o-vojny.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/4812/ start/300845/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4812/ start/300845/ http://www.hallenna.narod.ru/11-voentema-50-90-x-godov.html https://multiurok.ru/files/poeticheskaia -ottepel-gromkaia-i-tikhaia-lirikasv.html https://multiurok.ru/files/poeticheskaia -ottepel-gromkaia-i-tikhaia-lirikasv.html https://multiurok.ru/files/derevenskaiaproza-50-80kh-godov.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/3877/ start/297441/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3909/ conspect/13918/ 8081 8283 84 Художественный мир В. Астафьева. 85 Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться!» В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Тип героя-чудика в рассказах Шукшина. («Чудик», «Миль пардон, мадам» ) Проза В.М . Шукшина. Тема города и деревни. Рассказы «Срезал» и «выбираю деревню на жительство» Сочинение по творчеству В.М. Шукшина. 86 87 8889 9091 9293 9495 96 97 2 Ю. Трифонов «Обмен». А. Вампилов «Старший сын». 2 Нравственно-философская проблематика. Н.А. Заболоцкий. Лирика. 1 1 1 1 2 РР. Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына и 1 В.М. Шукшина. Обзор творчества Е. Носова, В. Шаламова, В. Солоухина. 1 99 Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий. 1 Общая характеристика основных тенденций современного литературного процесса. Реалистическая проза. Своеобразие современной реалистической прозы. 1 100 Поэзия и проза модернизма и постмодернизма. 101 Поэзия и проза модернизма и постмодернизма. Проза 1 Татьяны Толстой. Современная литературная ситуация: реальность и 1 перспективы. 98 102 https://resh.edu.ru/subject/lesson/6323/ start/297472/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3842/ start/297380/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3842/ start/297380/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5615/ start/301322/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5615/ start/301322/ 2 А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. Своеобразие звучания 2 «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын. Обзор романов. 2 Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества. https://resh.edu.ru/subject/14/11/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5613/ start/281290/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3864/ start/13795/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3864/ start/13795/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5618/ start/291197/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3909/ start/13919/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3909/ start/13919/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4813/ start/281228/