ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом Примерной федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023, является компонентом содержательного раздела ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) (вариант 1). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме. Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка — катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания. Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте. Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро). В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления. Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию. С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста. При изучении темы «Текст» у учащихся 5-9 классов формируются следующие умения: • определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль); • выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста; • выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль из ряда предложенных учителем; • определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение; • выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.; • отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях; • подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи; • с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты; исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи. Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цель предмета: развитие и коррекция письменной речи и коммуникативных способностей, познавательной сферы и личностных качеств обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Задачи предмета: 1.Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (письмо, говорение, слушание); 2.формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; 3.обогащать словарный запас, формировать умение пользоваться словарями разных типов; 4.развивать речь, мышление, воображение учащихся, способность выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развивать интуицию и «чувства языка» ; 5.усвоить основу знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание); 6.овладеть умениям участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; 7.научиться быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Основные направления коррекционной работы: - развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания, - развитие пространственной ориентации, - развитие основных мыслительных операций, - коррекция речи и мышления, - коррекция фонематического слуха, - коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы, - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках, - развитие нравственных качеств учащихся. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа по русскому языку составлена на основе программы для 5 – 9 классов (коррекционных) образовательных учреждений / Под редакцией В.В. Воронковой.- М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. 5 класс – 170 часов, 5 часов в неделю. 6 класс – 136 часов, 4 часа в неделю 7 класс – 136 часов, 4 часа в неделю 8 класс – 136 часов, 4 часа в неделю 9 класс – 102 часов, 4 часа в неделю специальных СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 класс Предложение. Текст. Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после окончания школы»). Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность). Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов. Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения. Включение образных слов и выражений. Слово. Текст. Состав слова. Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон). Сложносокращенные слова (НТВ, АТС). Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-) в зависимости от произношения (как слышим так и пишем). Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов проверки орфограмм. Части речи. Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее). Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапа—лапочка, пожар— пожарник, сила — сильный, бурить — бурильщик). Имя существительное. Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова. Несклоняемые имена существительные. Определение их род Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по опорным словам. Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии). Имя прилагательное. Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Подбор лексического материала (словосочетаний существительных с прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение. Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение). Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами. Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте. Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа. Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на тся и -ться и на писание глаголов 2-го лица единственного числа. Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим — слышим-пишем) и безударным (запоминаем — сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю) окончанием. Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях. Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок. Использование образных средств языка, решение орфографических задач. Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость. Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека. Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.). Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие. Правописание наречий на -а и -о с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо). Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу). Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных. Предложение. Теист. Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и существительное, прилагательное и существительное. Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании, рассуждении. Определение типов текстов по началу, его развертывание. Составление текстов на основе данного заглавия. Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, прочитанное произведение, практическую деятельность. Выделение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге. Работа с неполными диалогами. Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы. Исправление текстов, составленных учащимися в течение года (нарушение логики изложения, искажение фактов, последовательность их изложения; неточный подбор слов, нарушение границ предложений, неправильная структура предложений, грамматические и орфографические ошибки). Повторение. Связная речь. Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов. Использование образны; средств языка. Составление автобиографии по данному плану. Изложение статьи учебника географии или естествознания. Сочинение повествовательного характера с опорой на серии сюжетных картинок (комиксов) с предварительной отработкой. Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой этого материала. Сочинение-повествование по картине известного художника Предварительная отработка плана и словаря к каждому пункту плана. Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: - Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него. - потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; - стремление к речевому самосовершенствованию; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. - Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. - Уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; - Учиться планировать учебную деятельность на уроке. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). - Использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности. - Определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме. и коллективной), адекватно ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.); - использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач. - формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); - формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); - формировать умение работать в парах и малых группах., - использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. Предметные результаты: 5 класс Учащиеся должны уметь: - различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; - подбирать группы родственных слов (несложные случаи); - проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова; - обозначать мягкость согласных буквой ь; - разбирать слово по составу; - выделять имя существительное как часть речи; - строить простое распространенное предложение; - связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); - пользоваться словарем. Учащиеся должны знать: - алфавит; - способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова). 6 класс Учащиеся должны уметь: - правильно обозначать звуки буквами на письме; - подбирать группы родственных слов (несложные случаи); - проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов; - разбирать слово по составу; - выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи; - строить простое распространенное предложение с однородными членами; связно высказываться устно и письменно (по плану); - пользоваться словарем. Учащиеся должны знать: - способы проверки написания гласных и согласных в корне слова 7 класс Учащиеся должны уметь: - писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов; - разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; - различать части речи; - строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; - писать изложение и сочинение; - оформлять деловые бумаги; - пользоваться словарем. Учащиеся должны знать: - главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения; - название частей речи, их значение; - наиболее распространенные правила правописания слов. 8 класс Учащиеся должны уметь: - писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; - разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; - различать части речи; - строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; - писать изложение и сочинение; - оформлять деловые бумаги; - пользоваться словарем. Учащиеся должны знать: - части речи; - наиболее распространенные правила правописания слов. 9 класс Учащиеся должны уметь: - писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера; - оформлять все виды деловых бумаг; - пользоваться словарем. Учащиеся должны знать: - части речи, использование их в речи; - наиболее распространенные правила правописания слов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ОКОНЧАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 – 9 КЛАССОВ Минимальный уровень: - принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; оформлять все изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец; - знать отличительные грамматические признаки основных частей слова; производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; - иметь представления о грамматических разрядах слов; различать части речи по вопросу и значению; - составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец; - использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; - писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; - составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного и описательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: - знать значимые части слова и их существенные признаки; - уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем; образовывать слова с новым значением с использованием приставок и суффиксов; - дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам; - определять некоторые грамматические признаки у изученных частей речи по опорной схеме или вопросам учителя; - составлять простые распространенные и сложные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; - отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания; - определять цель своего высказывания, выбирать тип текста в соответствии с его целью; - определять стиль своего высказывания и отбирать необходимые языковые средства, уместные в данном стиле речи (с помощью учителя); - находить и решать орографические задачи; - писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора (до 100 слов); - оформлять все виды изученных деловых бумаг; - писать сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (80-90 слов) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п\п 9 КЛАСС Тема/раздел Кол – во часов Повторение 5ч. Электронные, учебнометодические материалы 1. Простое предложение. 1 http://repetitor.1c.ru/ 2. 3. 4. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение с союзами и, а, но. 1 1 1 5. Сложное предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который. Звуки и буквы 10ч. 1 http://www.gramota.ru/ http://www.gramota.ru/ http://www.navigator.gram ota.ru/ http://www.mediaterra.ru/ru slang/ 6. Звуки гласные и согласные. 1 7. 8. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. 1 1 9. 10. Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. 1 1 11. 12. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные мягкий и твёрдый знаки. 1 1 13. С.р.Деловое письмо: объявление. 1 14. Количество звуков и букв в слове. 1 http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.gramma.ru/ http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm http://slovar.boom.ru/ http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.gramma.ru/ http://www.navigator.gram ota.ru/ http://www.1september.ru/r u/ http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm 15. Контрольный диктант №1 по теме «Звуки и буквы». 36. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 9-30. 31. 1 Склонение имён существительных. Состав слова 15ч. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Упражнения на правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание приставок с гласными о, а, е. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения. Упражнения на правописание приставок на з, с. http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 1 1 1 1 1 1 http://slovar.boom.ru/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm Проверочная работа №1 по теме «Правописание гласных и согласных в корне и приставке». С.р.Изложение. 1 Работа над ошибками, допущенными в изложении. Сложные слова. Образование сложных слов при помощи соединительных гласных и без них. Сложносокращённые слова. 1 http://www.navigator.gram ota.ru/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://slovar.boom.ru/ 1 http://likbez.h1.ru/ 1 http://www.anriintern.com/r us/orfpun/main.htm С.р. Деловое письмо: расписка. Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова». Контрольный диктант №2 за I четверть. 1 1 1 1 1 1 http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.navigator.gram ota.ru/ Имя существительное 10ч. 32. 33. 34. 35. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Имя существительное. Роль существительного в речи. С.р. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень». Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Основные грамматические категории имени существительного. Имена собственные. 1 http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 1 http://www.anriintern.com/r us/orfpun/main.htm http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm 1 1 http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. Несклоняемые имена существительные. Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное». Проверочная работа № 2 по теме «Имя существительное». Имя прилагательное 10ч. 1 Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. С.р.Изложение. 1 Упражнения на согласование имён прилагательных с именами существительными. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. 1 1 1 1 1 1 1 http://likbez.h1.ru/ http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 1 http://www.navigator.gram ota.ru/ 1 1 49. Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных. Правописание имён прилагательных на –ий, -ья, ье, -ьи. С.р.Деловое письмо: объяснительная записка. http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 50. Повторениепо теме «Имя прилагательное». 1 51. Контрольный диктант №3 по теме «Имя 1 прилагательное». Личные местоимения 10ч. http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://slovar.boom.ru/ 52. 1 53. 54. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Лицо и число местоимений. Склонение личных местоимений. 55. Личные местоимения с предлогами. 1 56. 1 57. С.р. Сочинение по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушки-на в селе Михайловском». Правописание личных местоимений 3-го лица. 58. Работа над ошибками, допущенными в 1 47. 48. 1 1 1 1 http://www.anriintern.com/r us/orfpun/main.htm http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.navigator.gram ota.ru/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.slovari.ru/lang/r 59. сочинении. Повторение по теме «Личные местоимения». Контрольный диктант №4 за I полугодие. u/ 1 http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 60. 61. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнения в правописании личных местоимений в косвенных падежах. Глагол 20ч. 1 1 62. Глагол. Роль глагола в речи. 1 63. Грамматические признаки глагола. 1 64. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределённая форма глагола. Правописание частицы не с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. 1 Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание глаголов с –тся и –ться. Упражнения в определении спряжения глаголов. 1 Правописание личных окончаний глаголов II спряжения. С.р. Изложение. Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание личных окончаний глаголов I спряжения. Упражнения на правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения. Проверочная работа №3 по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения». 1 Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание мягкого знака в глаголах. 1 1 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 1 1 1 1 1 http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://slovar.boom.ru/ http://likbez.h1.ru/ http://www.anriintern.com/r us/orfpun/main.htm http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.navigator.gram ota.ru/ 1 1 1 http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.slovari.ru/lang/r u/ 1 http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.navigator.gram ota.ru/ 1 79 Повторение по теме «Глагол». 1 80 Контрольный диктант №5 по теме «Глагол». 1 81. С.р.Деловое письмо: автобиография, анкета. 1 Наречие http://www.navigator.gram ota.ru/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm http://www.mediaterra.ru/ru slang/ 82. 83. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Понятие о наречии. Упражнения в различении наречий среди других частей речи. 1 http://likbez.h1.ru/ 1 http://www.anriintern.com/r us/orfpun/main.htm 84. Конструирование предложений с наречиями. 1 85. 1 86. Наречия, которые обозначают время, место и способ действия. Упражнения в определении значений наречий. 87. Правописание наречий с а и о на конце. 1 88. С.р. Сочинение. 89. Работа над ошибками, допущенными сочинении. Повторение по теме «Наречие». 1 1 в http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.navigator.gram ota.ru/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.slovari.ru/lang/r u/ 1 http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 90. Упражнения в правописании наречий. 1 91. Проверочная работа №4 по теме «Наречие». 1 http://www.navigator.gram ota.ru/ Имя числительное 13ч. 92. Понятие об имени числительном. 1 93. Числительные количественные и порядковые. 1 94. Числительные количественные и порядковые. 1 95. Правописание числительных от 5 до 20 и 30. 1 http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://slovar.boom.ru/ 96. Правописание числительных от 50 до 80. 1 http://likbez.h1.ru/ 97. Правописание числительных от 500 до 900. 1 http://www.anriintern.com/r us/orfpun/main.htm 98. Правописание числительных 90, 200, 300, 400. 1 99. 1 100. Упражнения на правописание имён числительных. Повторение по теме «Имя числительное». 101 С.р.Деловое письмо: доверенность. 1 1 102. Контрольный диктант №6 за III четверть. 1 103. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. 1 http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.navigator.gram ota.ru/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 104. Правописание имён числительных. Упражнения на закрепление. Части речи 5ч. 1 105. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог. 1 http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 106. 107. 108. Различие при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного. Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия. Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения. 1 1 1 http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm http://www.mediaterra.ru/ru slang/ 109. Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи». Предложение 16ч. 1 http://slovar.boom.ru/ 110. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Предложения с однородными членами. 1 http://www.anriintern.com/r us/orfpun/main.htm 1 115. Предложения с распространёнными и нераспространёнными однородными членами. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Обращение. 116. Знаки препинания в предложениях с обращением. 1 117. Проверочная работа №5 по теме «Простое предложение». С.р.. Изложение. 1 Работа над ошибками, допущенными в изложении. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, но и без союзов. 1 Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. 1 Прямая речь Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение». Контрольный диктант №7 по теме «Предложение» Повторение 9 ч. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке. С.р. Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение. Правописание мягкого знака в разных частях речи. 1 1 129. Итоговый контрольный диктант. 1 130. Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Упражнения в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях. Резервные уроки 1 111. 112. 113. 114. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 131132. 133- 1 1 1 1 1 1 1 http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.navigator.gram ota.ru/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.navigator.gram ota.ru/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://altnet.ru/%7Emcsmall /cat_ru.htm http://www.mediaterra.ru/ru slang/ http://slovar.boom.ru/ http://likbez.h1.ru/ 1 http://www.anriintern.com/r us/orfpun/main.htm 1 http://www.slovari.ru/lang/r u/ 1 http://www.navigator.gram ota.ru/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 1 1 1 http://www.slovari.ru/lang/r u/ http://www.cde.spbstu.ru/te st_Rus_St/register_rus.htm 136.