Русский 9 кл ОВЗ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и с учетом Примерной федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями),
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2022 г. №
1023, является компонентом содержательного раздела ФАООП образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) (вариант 1).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения
языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация
названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с
ограниченными возможностями здоровья. Работа над усвоением грамматических категорий и
орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования
собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание
грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение
применять изученный орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и
глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает
значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка —
катушка, семья — семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной
выразительности устного высказывания.
Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные
слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках
и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность,
действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь,
чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на
лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор —
эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом —
домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется).
Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и
тексте.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических
и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических
категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со
значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении
(быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания
различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору
словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску
синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве
строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой
единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка,
способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме
«Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения,
правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое

внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра.
Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического
ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре
предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на
заданную речевую ситуацию.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники
обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема
ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как
показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь
только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в
практической деятельности основные законы структурирования текста.
При изучении темы «Текст» у учащихся 5-9 классов формируются следующие умения:
•
определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о
чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
•
выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
•
выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль из ряда
предложенных учителем;
•
определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную
структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
•
выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом,
пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия
и др.;
•
отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения;
самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
•
подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
•
с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты; исправлять
нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их
неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств
связи.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в
содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к
речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному
употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности,
проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма
находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед
гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении
орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за
единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие
высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и
последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель предмета: развитие и коррекция письменной речи и коммуникативных способностей,
познавательной сферы и личностных качеств обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи предмета:
1.Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (письмо, говорение, слушание);
2.формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие
восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3.обогащать словарный запас, формировать умение пользоваться словарями разных типов; 4.развивать
речь, мышление, воображение учащихся, способность выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения, развивать интуицию и «чувства языка» ;
5.усвоить основу знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики
(словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
6.овладеть умениям участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
7.научиться быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие основных мыслительных операций,
- коррекция речи и мышления,
- коррекция фонематического слуха,
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы, - коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках, - развитие
нравственных качеств учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа по русскому языку составлена на основе программы для 5 – 9 классов
(коррекционных) образовательных учреждений / Под редакцией В.В.
Воронковой.- М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. 5 класс – 170
часов, 5 часов в неделю.
6 класс – 136 часов, 4 часа в неделю
7 класс – 136 часов, 4 часа в неделю
8 класс – 136 часов, 4 часа в неделю
9 класс – 102 часов, 4 часа в неделю

специальных

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9 класс
Предложение. Текст.
Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества
ты ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать
после окончания школы»).
Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность).
Решение орфографических задач в процессе работы над текстом.
Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других
недочетов.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов.
Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план,
картину, схему, наблюдения. Включение образных слов и выражений. Слово. Текст.
Состав слова.
Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.
Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон).
Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).
Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-) в зависимости от произношения (как
слышим так и пишем).

Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану.
Решение орфографических задач в процессе работы над текстом.
Повторение способов проверки орфограмм.
Части речи.
Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с
опорой на таблицу или без нее).
Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапа—лапочка, пожар— пожарник, сила —
сильный, бурить — бурильщик).
Имя существительное. Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст,
состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным.
Определение падежа и окончания зависимого слова.
Несклоняемые имена существительные. Определение их род Согласование прилагательного и глагола
прошедшего времени несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых имен
существительных. Составление рассказа по опорным словам.
Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода.
Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии).
Имя прилагательное. Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и
падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Подбор лексического материала (словосочетаний существительных с прилагательными) для составления
портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение.
Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение).
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье.
Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами.
Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в
тексте.
Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы,
настроение, цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания
пейзажа.
Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на тся и -ться и на писание глаголов 2-го лица единственного числа.
Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим — слышим-пишем) и безударным (запоминаем —
сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю) окончанием.
Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.
Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных
картинок.
Использование образных средств языка, решение орфографических задач.
Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость. Составление
словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.
Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно
прошептал и т. д.). Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.
Правописание наречий на -а и -о с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева,
направо).
Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с
использованием имен числительных.
Предложение. Теист.
Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и
существительное, прилагательное и существительное.

Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, когда и союзным словом
который. Построение схем этих предложений. Выделение главных и второстепенных членов
предложения.
Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании,
рассуждении. Определение типов текстов по началу, его развертывание. Составление текстов на основе
данного заглавия.
Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, прочитанное произведение, практическую
деятельность. Выделение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений.
Правильное их интонирование в диалоге. Работа с неполными диалогами.
Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы.
Исправление текстов, составленных учащимися в течение года (нарушение логики изложения, искажение
фактов, последовательность их изложения; неточный подбор слов, нарушение границ предложений,
неправильная структура предложений, грамматические и орфографические ошибки).
Повторение.
Связная речь.
Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов.
Использование образны; средств языка.
Составление автобиографии по данному плану.
Изложение статьи учебника географии или естествознания.
Сочинение повествовательного характера с опорой на серии сюжетных картинок (комиксов) с
предварительной отработкой.
Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой этого материала.
Сочинение-повествование по картине известного художника Предварительная отработка плана и словаря к
каждому пункту плана.
Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств
языка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость
за него.
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
решения учебных задач;
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в
учебнике).
- Использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по
письму и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.

- Определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной
последовательность
действий,
оценивать
достигнутые результаты и
формулировать их в устной и письменной форме.

и

коллективной),
адекватно

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения
незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем
словарей, справочников, электронных пособий.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование,
отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный
статус, знакомый – незнакомый и т.п.);
- использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач. - формировать
вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы,
интонации и т.п.);
- формировать умение работать в парах и малых группах.,
- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач, в том числе информационные. Предметные результаты: 5 класс
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространенное предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); - пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
6 класс
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора
родственных слов; - разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
- строить простое
распространенное предложение с однородными членами; связно высказываться устно и письменно (по
плану); - пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:
- способы проверки написания гласных и согласных в корне слова 7 класс
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное
предложение; - писать изложение и сочинение; - оформлять деловые бумаги; - пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
- название частей речи, их значение;
- наиболее распространенные правила правописания слов. 8 класс
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное
предложение; - писать изложение и сочинение; - оформлять деловые бумаги;
- пользоваться
словарем.
Учащиеся должны знать:
- части речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов. 9 класс
Учащиеся должны уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера; - оформлять все виды
деловых бумаг; - пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ОКОНЧАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 – 9 КЛАССОВ
Минимальный уровень:
- принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия
его темы и основной мысли; оформлять все изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный
образец;
- знать отличительные грамматические признаки основных частей слова; производить разбор слова с
опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
- иметь представления о грамматических разрядах слов; различать части речи по вопросу и значению;
- составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец;
- использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе
готового или коллективного составленного алгоритма;
- писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (50-55 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
- составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного и описательного
характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану
после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень:
- знать значимые части слова и их существенные признаки;
- уметь разбирать слова по составу с использованием опорных схем; образовывать слова с новым
значением с использованием приставок и суффиксов;
- дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;

- определять некоторые грамматические признаки у изученных частей речи по опорной схеме или
вопросам учителя;
- составлять простые распространенные и сложные предложения по схеме, опорным словам, на
предложенную тему и т. д.;
- отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания; - определять цель
своего высказывания, выбирать тип текста в соответствии с его целью; - определять стиль своего
высказывания и отбирать необходимые языковые средства, уместные в данном стиле речи (с помощью
учителя);
- находить и решать орографические задачи;
- писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после
предварительного разбора (до 100 слов); - оформлять все виды изученных деловых бумаг;
- писать сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых
языковых средств (80-90 слов)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п\п

9 КЛАСС
Тема/раздел
Кол –
во
часов
Повторение 5ч.

Электронные,
учебнометодические
материалы

1.

Простое предложение.

1

http://repetitor.1c.ru/

2.
3.
4.

Простое предложение с однородными членами.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Сложное предложение с союзами и, а, но.

1
1
1

5.

Сложное предложение со словами что, чтобы,
потому что, где, когда, который.
Звуки и буквы 10ч.

1

http://www.gramota.ru/
http://www.gramota.ru/
http://www.navigator.gram
ota.ru/
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/

6.

Звуки гласные и согласные.

1

7.
8.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Гласные ударные и безударные.

1
1

9.
10.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.
Обозначение звонких и глухих согласных на
письме.

1
1

11.
12.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова.
Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

1
1

13.

С.р.Деловое письмо: объявление.

1

14.

Количество звуков и букв в слове.

1

http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.gramma.ru/
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm
http://slovar.boom.ru/
http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.gramma.ru/
http://www.navigator.gram
ota.ru/
http://www.1september.ru/r
u/
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm

15.

Контрольный диктант №1 по теме «Звуки и
буквы».
36.

16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.
9-30.
31.

1

Склонение имён существительных.

Состав слова 15ч.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Разбор слов по составу.
Единообразное написание ударных и безударных
гласных, звонких и глухих согласных в корнях
слов.
Упражнения на правописание гласных и
согласных в корнях слов.
Правописание приставок с гласными о, а, е.
Единообразное написание ряда приставок на
согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную
согласную, в зависимости от произношения.
Упражнения на правописание приставок на з, с.

http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
1

1
1

1
1
1

http://slovar.boom.ru/

http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

Проверочная работа №1 по теме «Правописание
гласных и согласных в корне и приставке».
С.р.Изложение.

1

Работа над ошибками, допущенными в
изложении. Сложные слова.
Образование сложных слов при помощи
соединительных гласных и без них.
Сложносокращённые слова.

1

http://www.navigator.gram
ota.ru/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://slovar.boom.ru/

1

http://likbez.h1.ru/

1

http://www.anriintern.com/r
us/orfpun/main.htm

С.р. Деловое письмо: расписка.
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Состав слова».
Контрольный диктант №2 за I четверть.

1
1

1
1

1

1

http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.navigator.gram
ota.ru/

Имя существительное 10ч.
32.

33.
34.

35.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Имя существительное. Роль существительного в
речи.
С.р. Сочинение по личным наблюдениям
«Поздняя осень».
Работа над ошибками, допущенными в
сочинении. Основные грамматические категории
имени существительного.
Имена собственные.

1

http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

1

http://www.anriintern.com/r
us/orfpun/main.htm
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm

1

1

http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

37.
38.

39.
40.
41.

42.
43.
44.
45.
46.

Правописание падежных окончаний имён
существительных в единственном числе.
Упражнения на правописание падежных
окончаний имён существительных во
множественном числе.
Несклоняемые имена существительные.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя
существительное».
Проверочная работа № 2 по теме «Имя
существительное».
Имя прилагательное 10ч.

1

Имя прилагательное. Роль прилагательного в
речи.
Согласование имени прилагательного с именем
существительным.
С.р.Изложение.

1

Упражнения на согласование имён
прилагательных с именами существительными.
Работа над ошибками, допущенными в
изложении. Правописание падежных окончаний
имён прилагательных.

1

1

1
1
1

1
1

http://likbez.h1.ru/

http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

1

http://www.navigator.gram
ota.ru/

1

1

49.

Упражнения на правописание падежных
окончаний имён прилагательных.
Правописание имён прилагательных на –ий, -ья, ье, -ьи.
С.р.Деловое письмо: объяснительная записка.

http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

50.

Повторениепо теме «Имя прилагательное».

1

51.

Контрольный диктант №3 по теме «Имя
1
прилагательное».
Личные местоимения 10ч.

http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://slovar.boom.ru/

52.

1

53.
54.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Личные местоимения. Роль личных местоимений
в речи.
Лицо и число местоимений.
Склонение личных местоимений.

55.

Личные местоимения с предлогами.

1

56.

1

57.

С.р. Сочинение по картине Н. Ге
«И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушки-на в селе
Михайловском».
Правописание личных местоимений 3-го лица.

58.

Работа над ошибками, допущенными в

1

47.
48.

1

1
1

1

http://www.anriintern.com/r
us/orfpun/main.htm

http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.navigator.gram
ota.ru/

http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.slovari.ru/lang/r

59.

сочинении. Повторение по теме «Личные
местоимения».
Контрольный диктант №4 за I полугодие.

u/
1
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

60.
61.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Упражнения в правописании личных
местоимений в косвенных падежах.
Глагол 20ч.

1
1

62.

Глагол. Роль глагола в речи.

1

63.

Грамматические признаки глагола.

1

64.

Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам и числам.
Неопределённая форма глагола.
Правописание частицы не с глаголами.
Изменение глагола по лицам и числам.

1

Правописание глаголов 2-го лица единственного
числа.
Правописание глаголов с –тся
и –ться.
Упражнения в определении спряжения глаголов.

1

Правописание личных окончаний глаголов II
спряжения.
С.р. Изложение.
Работа над ошибками, допущенными в
изложении. Правописание личных окончаний
глаголов I спряжения.
Упражнения на правописание личных окончаний
глаголов I и II спряжения.
Проверочная работа №3 по теме «Правописание
личных окончаний глаголов I и II спряжения».

1

Повелительная форма глагола.
Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа.
Правописание мягкого знака в глаголах.

1
1

65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.

74.
75.

76.
77.
78.

1
1
1

1
1

http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://slovar.boom.ru/
http://likbez.h1.ru/
http://www.anriintern.com/r
us/orfpun/main.htm

http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.navigator.gram
ota.ru/

1
1

1

http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.slovari.ru/lang/r
u/

1
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.navigator.gram
ota.ru/

1

79

Повторение по теме «Глагол».

1

80

Контрольный диктант №5 по теме «Глагол».

1

81.

С.р.Деловое письмо: автобиография, анкета.

1

Наречие

http://www.navigator.gram
ota.ru/

http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/

82.
83.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Понятие о наречии.
Упражнения в различении наречий среди других
частей речи.

1

http://likbez.h1.ru/

1

http://www.anriintern.com/r
us/orfpun/main.htm

84.

Конструирование предложений с наречиями.

1

85.

1

86.

Наречия, которые обозначают время, место и
способ действия.
Упражнения в определении значений наречий.

87.

Правописание наречий с а и о на конце.

1

88.

С.р. Сочинение.

89.

Работа над ошибками, допущенными
сочинении. Повторение по теме «Наречие».

1

1
в

http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.navigator.gram
ota.ru/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.slovari.ru/lang/r
u/

1
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

90.

Упражнения в правописании наречий.

1

91.

Проверочная работа №4 по теме «Наречие».

1

http://www.navigator.gram
ota.ru/

Имя числительное 13ч.
92.

Понятие об имени числительном.

1

93.

Числительные количественные и порядковые.

1

94.

Числительные количественные и порядковые.

1

95.

Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

1

http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://slovar.boom.ru/

96.

Правописание числительных от 50 до 80.

1

http://likbez.h1.ru/

97.

Правописание числительных от 500 до 900.

1

http://www.anriintern.com/r
us/orfpun/main.htm

98.

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

1

99.

1

100.

Упражнения на правописание имён
числительных.
Повторение по теме «Имя числительное».

101

С.р.Деловое письмо: доверенность.

1

1

102.

Контрольный диктант №6 за III четверть.

1

103.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.navigator.gram
ota.ru/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

104.

Правописание имён числительных. Упражнения
на закрепление.
Части речи 5ч.

1

105.

Части речи: имя существительное, имя
прилагательное, глагол, числительное, наречие,
предлог.

1
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

106.
107.
108.

Различие при употреблении в речи имени
прилагательного и порядкового числительного.
Различие при употреблении в речи имени
прилагательного и наречия.
Различие при употреблении в речи имени
существительного и местоимения.

1
1
1

http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/

109.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Части
речи».
Предложение 16ч.

1

http://slovar.boom.ru/

110.

Простое предложение. Главные и второстепенные
члены предложения.
Распространённые и нераспространённые
предложения.
Предложения с однородными членами.

1

http://www.anriintern.com/r
us/orfpun/main.htm

1

115.

Предложения с распространёнными и
нераспространёнными однородными членами.
Постановка знаков препинания в предложениях с
однородными членами.
Обращение.

116.

Знаки препинания в предложениях с обращением.

1

117.

Проверочная работа №5 по теме «Простое
предложение».
С.р.. Изложение.

1

Работа над ошибками, допущенными в
изложении. Сложное предложение.
Предложения с союзами и, а, но и без союзов.

1

Сложные предложения со словами который,
когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений.

1

Прямая речь
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Предложение».
Контрольный диктант №7 по теме
«Предложение»
Повторение 9 ч.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Упражнения на правописание гласных и
согласных в корне и приставке.
С.р. Деловое письмо: заявление о приёме в
учебное заведение.
Правописание мягкого знака в разных частях
речи.

1
1

129.

Итоговый контрольный диктант.

1

130.

Правописание падежных окончаний
существительных и прилагательных, личных
окончаний глаголов.
Упражнения в постановке знаков препинания в
простом и сложном предложениях.
Резервные уроки

1

111.
112.
113.
114.

118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.

126.

127.
128.

131132.
133-

1
1

1
1

1

1

1

http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.navigator.gram
ota.ru/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

http://www.navigator.gram
ota.ru/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://altnet.ru/%7Emcsmall
/cat_ru.htm
http://www.mediaterra.ru/ru
slang/
http://slovar.boom.ru/
http://likbez.h1.ru/

1

http://www.anriintern.com/r
us/orfpun/main.htm

1

http://www.slovari.ru/lang/r
u/

1

http://www.navigator.gram
ota.ru/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

1

1
1

http://www.slovari.ru/lang/r
u/
http://www.cde.spbstu.ru/te
st_Rus_St/register_rus.htm

136.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».