Рабочая программа _Сенсорное развитие_ 6-9 класс (1)

Рабочая программа
по направлению коррекционно-развивающей деятельности «Сенсорное развитие»
6-9 классы
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка к рабочей программе по направлению «Сенсорное
развитие».
-обоснование актуальности направления коррекционно-развивающей деятельности
«Сенсорное развитие»;
-цель и задачи направления коррекционно-развивающей деятельности «Сенсорное
развитие»;
-личностные результаты освоения АООП по направлению коррекционноразвивающей деятельности «Сенсорное развитие»;
-содержание основного минимума базовых учебных действий;
-сведения об обучающихся;
-условия реализации программы
2. Календарно-тематическое планирование.
3. Содержание программы по направлению коррекционно-развивающей деятельности
«Сенсорное развитие».
4. Мониторинг
5. Циклограмма проведения занятий.
6.Список литературы.
Пояснительная записка
Обоснование
актуальности
направления
коррекционно-развивающей
деятельности «Сенсорное развитие»
Программа по направлению деятельности «Сенсорное развитие» необходима для
создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности
сенсорных свойств, качеств, признаков и для правильного формирования многогранного
полифункционального представления об окружающей действительности, способствующая
оптимизации психического расстройства ребенка и более эффективной социализации его в
общении.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный
опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько
полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития
чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети избирательно чувствительны к
некоторым сенсорным воздействиям, поэтому педагогически продуманный выбор средств и
способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому
и физическому развитию.
Цель и задачи направления коррекционно-развивающей деятельности
«Сенсорное развитие»
Цель:
-обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на
различные анализаторы;
-формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и
материалами.

-развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также
восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметнопрактической и познавательной деятельности.
Задачи:
-формирование умения воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие
совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое
существенное, характерное (признаки, качества);
-обучение
применению полученных знаний в
практической и познавательной
деятельности;
-формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности
в совокупности их свойств;
-коррекция недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического
и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых
свойств предметов;
-развитие слухоголосовых координаций;
-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
-исправление недостатков
моторики;
совершенствование зрительно-двигательной
координации;
-формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Личностные результаты освоения АООП по направлению коррекционноразвивающей деятельности «Сенсорное развитие»
Личностными результатами изучения программы по направлению деятельности «Сенсорное
развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей
помощи):
 Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине,
направленной на поддержание норм поведения в школе.
 В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на
общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со
сверстниками в практике совместной деятельности.
 Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или
«плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
 Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
 Знать основы персональной идентичности, осознавать своею принадлежность к
определенному полу, осознание себя как «Я».
 Проявлять социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности.
 Соблюдать уважительное отношение к окружающим.
 Развитие этических чувств, проявление доброжелательности эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Содержание основного минимума базовых учебных действий
Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога.
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
 Перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать
и
группировать
геометрические фигуры, эталоны цвета.
- регулятивных учебных действий:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий.
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы иллюстрацией
рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному педагогом плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
- коммуникативных учебных действий:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
 Совместно договариваться о правилах
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является
развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности
(в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное
поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных
контактов.
Календарно-тематическое планирование направлению коррекционно-развивающей
деятельности «Сенсорное развитие»
6 класс
№
Название темы
Колдата
во
часов
1- Обследование детей. Комплектование групп.
2
2
Зрительное восприятие
3 Фиксация взгляда на лице человека
1
4 Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете
1
5 Зрительное восприятие. Что перепутал художник?
1
6 Зрительная гимнастика
1
Слуховое восприятие
7 «Сверху – снизу и справа – слева». Определение направления звука
1
8 Музыкальные звуки
1
9 Что звучит? Слуховое внимание
1
10 Звуки на улице и в помещении.
1

11 «Дождь». Определение длительности и прерывистости сигнала.
Кинестетическое восприятие
12 Тактильные подушечки
13 Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь
14 Игры с водой, крупой «Зёрнышко к зёрнышку»
15 Различение материалов по температуре (холодный,
теплый,
горячий)
16 Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь
17 Пальчиковые игры с грецкими орехами
18 Бусы для куклы. Коррекция недостатков сенсорного восприятия
19 Различение материалов (дерево, металл, крупа, вода)
20 «По кочкам». Работа с сенсорным материалом
Восприятие вкуса
21 Основные вкусы продуктов. Сладкий, горький, кислый
22 Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый)
23 Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов
24 Различные продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий,
сыпучий)
Восприятие запаха
25 Обоняние
26 «Ароматная радость»
27 «Коробочки с запахами»
28 Сравнение разных запахов
29 Знакомство с характерными запахами отдельных реальных
предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение
словом
Восприятие формы
30 «Построим домики для фигур»

1

Геометрическое лото
Составление картинок
«Закрой двери в домиках»
Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных
процессов

1
1
1
1

31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

Календарно-тематическое планирование направлению коррекционно-развивающей
деятельности «Сенсорное развитие»
7 класс
№
Название темы
Колдата
во
часов
1-2 Обследование детей. Комплектование групп.
2
Зрительное восприятие
3 Упражнения на развитие зрительного восприятия «Домики для
1
пальчиков»
4 Чья тень?
1
5 Зрительное восприятие. Что перепутал художник?
1
6 Зрительная гимнастика
1

Слуховое восприятие
7 Дидактическая игра "Кто позвал тебя, скажи". Соотнесение звука с
его источником.
8 Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).
Прослушивание музыкальных произведений
9 Что звучит? Слуховое внимание
10 Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов
(погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)
11 Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)
12 Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы,
музыкальные и речевые звуки)
13 Узнавание объектов, одинаковых по звучанию
14 Определение направления звука в пространстве (справа – слева –
спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»
Кинестетическое восприятие
15 Тактильные подушечки
16 Игры с сенсорным материалом
17 Движение и позы головы по показу, вербализация собственных
ощущений
18 Различение материалов по температуре (холодный,
теплый,
горячий)
19 Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь
20 Формирование ощущений от статических и динамических поз
различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация
собственных ощущений
21 Различение материалов (дерево, металл, крупа, вода)
22 «По кочкам». Работа с сенсорным материалом
Восприятие вкуса
23 «Магазин вкуса. Определение основных вкусовых качеств
продуктов
24 Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый)
25 Различные продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий,
сыпучий)
Восприятие запаха
26 Знакомство с характерными запахами отдельных реальных
предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение
словом
27 «Коробочки с запахами»
28 Сравнение различных запахов
Восприятие формы
29 Конструирование сложных форм предметов (пазлы)
30 Сравнение предметов по ширине и толщине
31 Составление картинок
32 Конструирование изображений предметов из плоскостных
геометрических фигур
33- Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных
34 процессов

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
2

Календарно-тематическое планирование направлению коррекционно-развивающей
деятельности «Сенсорное развитие»
8 класс
№
Название темы
Колдата
во
часов
1- Обследование детей. Комплектование групп.
2
2
Зрительное восприятие
3 Восприятие предметов по цвету: красный, белый, желтый, синий,
1
зеленый, оранжевый, голубой
4 Теплые цвета
1
5 Холодные цвета
1
6 Теплые и холодные цвета - сравнение
1
Слуховое восприятие
7 Дидактическая игра "Кто позвал тебя, скажи". Соотнесение звука с
1
его источником.
8 Шумящие коробочки. Слуховое восприятие
1
9 Звуковые понятия: громкий-тихий
1
10 Дидактические игры на слуховое восприятие
1
11 Работа по инструкции «Слушай и выполняй»
1
12 Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы,
1
музыкальные и речевые звуки)
13 Бытовые шумы и звуки природы
1
14 Назови звук (в кругу с мячом)
1
Кинестетическое восприятие
15 Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация
1
собственных ощущений
16 Игры с сенсорным материалом
1
17 Развитие общей и мелкой моторики, координации движения.
1
«Тряпичная кукла»
18 Различение материалов по температуре (холодный, теплый, горячий)
1
19 Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь
1
20 Я и пространство вокруг меня
1
21 Части тела
1
22 Различение материалов (дерево, металл, крупа, вода)
1
23 «По кочкам». Работа с сенсорным материалом
1
Восприятие вкуса
24 «Магазин вкуса. Определение основных вкусовых качеств продуктов
1
25 Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий,
1
кислый, соленый)
26 Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов
1
27 Различные продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий,
1
сыпучий)
Восприятие запаха
28 Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов
1
и объектов живой и неживой природы, обозначение словом
29 «Коробочки с запахами»
1
30 Сравнение разных запахов
1
Восприятие формы
31 Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное
1

взаимодействие с предметами.
32 Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через
1
тактильное взаимодействие с предметами
33 Конструирование
изображений
предметов
из
плоскостных
1
геометрических фигур
34 Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных
1
процессов
Календарно-тематическое планирование направлению коррекционно-развивающей
деятельности «Сенсорное развитие»
9 класс
№
Название темы
Колдата
во
часов
1- Обследование детей. Комплектование групп.
2
2
Зрительное восприятие
3 Классификация предметов по цветовому признаку
1
4 Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие
1
зрительной памяти
5 Что забыл дорисовать художник?
1
6 «Что здесь спряталось?» Зашумлённые изображения
1
Слуховое восприятие
7 Игры на развитие слухового восприятия
1
8 «Счет на слух»
1
9 Игры на определение направления звука в пространстве
1
10 Звуковые понятия: громкий-тихий
1
11 Дидактические игры на слуховое восприятие
1
Кинестетическое восприятие
12 Сделай по рисунку и замри
1
13 Узнавание материалов по внешнему виду, на ощупь
1
14 Выразительные движения
1
15 Знакомство с разным качеством движений (быстрые — медленные,
1
мягкие — жесткие, тяжелые — легкие, сильные — слабые)
16 «Море волнуется раз…»
1
17 Игры на восприятие команды в движении
1
18 Ладошки (исследуем разные по тактильным ощущениям предметы
1
мягкий, твёрдый, жидкий)
19 Я и пространство вокруг меня
1
20 «По кочкам». Работа с сенсорным материалом
1
Восприятие вкуса
21 Основные вкусы продуктов. Сладкий, горький, кислый
1
22 Различие продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий,
1
кислый, соленый)
23 Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов
1
24 Различные продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий,
1
сыпучий)
Восприятие запаха
25 «Овощи и фрукты». Обоняние
1
26 «Ароматная радость»
1
27 «Коробочки с запахами»
1
28 Сравнение разных запахов
1

29 Знакомство с характерными запахами отдельных реальных
предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение
словом
Восприятие формы
30 Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное
взаимодействие с предметами.
31 Форма, цвет, назначение предметов
32 Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через
тактильное взаимодействие с предметами
33 Игры с геометрическим конструктором
34 Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных
процессов

1

1
1
1
1
1

3. Содержание программы по направлению коррекционно-развивающей деятельности «Сенсорное развитие»
6 класс
№

Название
темы/блока

Колво
часо
в

Личностные результаты освоения программы
коррекционной деятельности

Методическая основа занятия /упражнения/ диагностического
кейса

Обследование
2
детей.
Комплектован
ие групп.
Зрительное восприятие
3
Фиксация
1
взгляда на
лице человека

Владение навыками коммуникации.
Диагностическая батарея
Формированние навыков сотрудничества с
педагогом

Фиксация
взгляда на
неподвижном
светящемся
предмете
5
Зрительное
восприятие.
Что перепутал
художник?
6
Зрительная
гимнастика
Слуховое восприятие
7
«Сверху –
снизу и справа
– слева».
Определение
направления

1

Способность распознавать
заданным признакам

1

Сформированность
адекватных Групповая, фронтальная, индивидуальная. «Что перепутал
представлений о собственных возможностях
художник?», «Нелепицы», «небылицы» «Найди картинку», игры
пальчиковой гимнастики) «Найди недостающую часть»

1

Сформированность
адекватных Зрительная гимнастика», игры на развитие зрительного
представлений о собственных возможностях
восприятия и памяти, пространственной ориентировки.

1

Способность к осмыслению социального Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
окружения, свое место в нем
пальчиковой гимнастики. Игры на определение направления
звука.

12

4

Формированние навыков сотрудничества с Упражнение на фиксацию взгляда на лице человека. Игра
педагогом
«Посмотри на меня»

предметы

по Упражнения на фиксацию взгляда на неподвижном светящемся
предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Игра
«Весёлые фонарики»

8

9

10

11

звука
Музыкальные
звуки

Что звучит?
Слуховое
внимание
Звуки на улице
ив
помещении.
«Дождь».
Определение
длительности
и
прерывистости
сигнала.

1

1

Формирование эстетических потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
ценностей и чувств
пальчиковой гимнастики. Условное слово», «Важные мелочи»,
«Помехи», игры на дифференцировку звуков шумовых и
музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик,
бубен, гармошка, ложки)
Формирование эстетических потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
ценностей и чувств
пальчиковой гимнастики. Игры на развитие слухового внимания.

1

Способность к осмыслению социального Музыкально-ритмические
упражнения,
упражнения
окружения, свое место в нем
пальчиковой гимнастики. Игры на слуховое внимание

1

Формировать
поступки

ответственность

за

свои Музыкально-ритмические
упражнения,
пальчиковой гимнастики. Упражнения на
длительности и прерывистости сигнала.

Кинестетическое восприятия
Тактильные
1
Сформированность навыков сотрудничества,
12
подушечки
формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств
Узнавание
1
Овладение социально-бытовыми навыками,
13
материалов по
используемыми в повседневной жизни
внешнему
виду, на ощупь
1
Овладение социально-бытовыми навыками,
14 Игры с водой,
крупой
используемыми в повседневной жизни
«Зёрнышко к
зёрнышку»

упражнения
определение

Игры и упражнения с сенсорным материалом. музыкальноритмические
упражнения,
упражнения
пальчиковой
гимнастики.
Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Отгадывание загадок, игрыэксперименты «Из чего сделаны предметы?», «Что это?»
Музыкально-ритмические
упражнения,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры с водой, крупой и другим
сенсорным материалом

Различение
материалов по
температуре
(холодный,
теплый,
горячий)
Узнавание
16
материалов по
внешнему
виду, на ощупь
с закрытыми
глазами
17 Пальчиковые
игры с
грецкими
орехами
Бусы для
18
куклы.
Коррекция
недостатков
сенсорного
восприятия
Различение
19
материалов
(дерево,
металл, крупа,
вода)
20 «По кочкам».
Работа с
сенсорным
материалом
Восприятие вкуса
15

1

Сформированность
адекватных Игры и упражнения с сенсорным материалом, игры на узнавание
представлений о собственных возможностях
и различение материалов, различение
и определение
температуры.
музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения пальчиковой гимнастики

1

Сформированность адекватных
представлений о собственных возможностях

1

Проявление доброжелательности и
отзывчивости

Музыкально-ритмические упражнения , упражнения
пальчиковой гимнастики. Отгадывание загадок, игрыэксперименты «Угадай», «Из чего сделаны предметы?», «Что
это?»
Упражнения пальчиковой гимнастики, игры с орехами, и
другим сенсорным материалом. Музыкально-ритмические
упражнения

1

Овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни

Игры с различными бусинами и геометрическими фигурами.
музыкально-ритмические упражнения, упражнения пальчиковой
гимнастики

1

Овладение социально-бытовыми навыками,
используемыми в повседневной жизни

Игры и упражнения с сенсорным материалом, игры на узнавание
и различение материалов. музыкально-ритмические
упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики

1

Овладение навыками адаптации к
меняющимся условиям

Работа с сенсорным материалом. «Сенсорная тропа», пуф
«Мягкий остров», массажная тропа, мягкая игрушка – заяц,
аудиозапись «Звуки леса».

21

22

23

24

Основные
вкусы
продуктов.
Сладкий,
горький,
кислый
Различие
продуктов по
вкусовым
качествам
(горький,
сладкий,
кислый,
соленый)
Узнавание
(различение)
основных
вкусовых
качеств
продуктов
Различные
продуктов по
консистенции
(жидкий,
твердый,
вязкий,
сыпучий)

1

Воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств

Музыкально-ритмические упражнения , упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на определение вкусовых
ощущений

1

Воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств

Музыкально-ритмические упражнения , упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на определение вкусовых
ощущений, (попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару)

1

Воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств

1

Принятие и освоение социальной роли
обучающегося

Владение нормами коммуникации и
принятым нормам социального
взаимодействия
Воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств

Музыкально-ритмические упражнения , упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на определение вкусовых
ощущений, (попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару)

Музыкально-ритмические упражнения, упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на измерение объема сыпучих
предметов «Сварим кукле кашу»

Восприятие запаха
25

Обоняние

1

26

«Ароматная
радость»

1

Музыкально-ритмические упражнения , упражнения
пальчиковой гимнастики. «Определи предмет по запаху».
«Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами»
Музыкально-ритмические упражнения , упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на развитие обоняния

( душистые мешочки, ароматная радость)
1

Воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств

Сравнение
разных
запахов
Знакомство с
29
характерными
запахами
отдельных
реальных
предметов и
объектов
живой и
неживой
природы,
обозначение
словом
Восприятие формы

1

Воспитание уважения к чужому мнению

1

Развитие отзывчивости и взаимопомощи

«Построим
домики для
фигур»
31 Геометрическо
е лото

1

Проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности

1

Владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального
взаимодействия

1

Сформированность адекватных
представлений о собственных возможностях

27

«Коробочки с
запахами»

28

30

32

Составление
картинок

Музыкально-ритмические упражнения , упражнения
пальчиковой гимнастики. «Определи предмет по запаху».
«Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами»
Музыкально-ритмические упражнения , упражнения
пальчиковой гимнастики. «Определи предмет по запаху».
«Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами»
Музыкально-ритмические упражнения , упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на распознавание запахов
реальных предметов. Игра «Определи предмет по запаху». Дети
с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту,
колбасу, крем для обуви, цветы и т. д. игра «Вспомни, как они
пахнут»

«Строители». «Конструктор», Игры с геометрическими
фигурами, геометрическим конструктором », игры пальчиковой
гимнастики, музыкально-ритмические упражнения
Дидактические игры на закрепление и понятие формы
«Коврик», «Зрительный диктант», «Из каких частей состоит
машина», игры пальчиковой гимнастики, танцевальные
упражнения
Игровые занимательные задачи для младших школьников, игры
на составление картинок по частям, игры на составление слов
при помощи иллюстраций, игры пальчиковой гимнастики,
танцевально-ритмические упражнения

33

«Закрой двери
в домиках»

1

Сформированность адекватных
представлений о собственных возможностях

34

Диагностика
детей для
определения
уровня
развития
сенсорных
процессов

1

Владение навыками коммуникации.
Формирование навыков сотрудничества с
педагогом

Дидактические игры на развитие представлений о величине
«самая короткая, самая длинная», «сложи в ряд», «пирамидки»,
»разложи по размеру, по порядку», «кружки», «Разложи
правильно», «делай как я », «ячейка», «Большой -маленький»,
«где больше?», игры пальчиковой гимнастики
Диагностическая батарея

Содержание программы по направлению коррекционно-развивающей деятельности «Сенсорное развитие»
7 класс
№

Название
темы/блока

Колво
часо
в

Обследование 2
детей.
Комплектован
ие групп.
Зрительное восприятие
3 Упражнение
1
на
развитие
зрительного
восприятия
«Домики для
пальчиков»
4 Чья тень?
1
12

Личностные результаты освоения программы
коррекционной деятельности

Методическая основа занятия /упражнения/ диагностического
кейса

Владение навыками коммуникации.
Диагностическая батарея
Формированние навыков сотрудничества с
педагогом
Формированние навыков сотрудничества с Упражнение на развитие зрительного восприятия, мышления
педагогом
«Собери картинку», упражнения пальчиковой гимнастики

Способность

распознавать

предметы

по Продуктивная,

игровая,

двигательная,

коммуникативная

,

заданным признакам
Зрительное
1
восприятие.
Что перепутал
художник?
6 Зрительная
1
гимнастика
Слуховое восприятие
7 Дидактическая 1
игра
"Кто
позвал
тебя,
скажи"
Соотнесение
звука с его
источником.
8 Различение
1
мелодии
по
характеру
(веселая,
грустная).
Прослушивани
е музыкальных
произведений
9 Что
звучит? 1
Слуховое
внимание
10 Дифференциац 1
ия
звуков
шумовых
и
музыкальных
инструментов
(погремушка,
барабан,
5

(«Найди тень белки», «Чья тень?», «Где что?», «Найди
картинку», игры упражнения пальчиковой гимнастики)
Сформированность
адекватных Групповая, фронтальная, индивидуальная. «Что перепутал
представлений о собственных возможностях
художник?», «Нелепицы», «небылицы» «Найди картинку», игры
пальчиковой гимнастики) «Найди недостающую часть»
Сформированность
адекватных Зрительная гимнастика», игры на развитие зрительного
представлений о собственных возможностях
восприятия и памяти, пространственной ориентировки.
Способность к осмыслению социального Игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения, Игры
окружения, свое место в нем
на узнавание голосов одноклассников и животных. Игры на
слуховое внимание.

Формирование эстетических потребностей, Игры на
дифференцирование звуков музыкальных
ценностей и чувств
инструментов; выполнение действий на звучание определенных
инструментов

Формирование эстетических потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
ценностей и чувств
пальчиковой гимнастики. Игры на развитие слухового внимания.
Способность к осмыслению социального Дидактические игры на определение шумов, развитие слухового
окружения, свое место в нем
восприятия «Следопыт «скажи кто есть кто?», игры пальчиковой
гимнастики, танцевальные упражнения

11

12

13

14

колокольчик,
ложки,
гармошка,
бубен).
Звуковая
1
имитация
(подражание
звукам
окружающей
среды)
Характеристик 1
а звуков по
громкости
и
длительности
(шумы,
музыкальные и
речевые звуки)
Узнавание
1
объектов,
одинаковых по
звучанию
Определение
1
направления
звука
в
пространстве
(справа – слева
– спереди –
сзади).
Дидактическая
игра
«Догадайся,
откуда звук»

Формировать
поступки

ответственность

за

свои Дидактические игры на определение шумов, упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на слуховое внимание

Формировать
поступки

ответственность

за

свои Игры на
дифференцирование звуков музыкальных
инструментов; выполнение действий на звучание определенных
инструментов

Формировать
поступки

ответственность

за

свои Игры на
дифференцирование звуков музыкальных
инструментов; выполнение действий на звучание определенных
инструментов

Сформированность навыков сотрудничества, Игры на определение направления звука в пространстве,
формирование эстетических потребностей, музыкально-ритмические
упражнения,
и
упражнения.
ценностей и чувств
пальчиковой гимнастики

Кинестетическое восприятия
1
Сформированность навыков сотрудничества,
15 Тактильные
подушечки
формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств
с 1
Овладение социально-бытовыми навыками,
16 Игры
сенсорным
используемыми в повседневной жизни
материалом
Движение
и
позы головы
по
показу,
вербализация
собственных
ощущений
18 Различение
материалов по
температуре
(холодный,
теплый,
горячий)
19 Узнавание
материалов по
внешнему
виду, на ощупь
с закрытыми
глазами
20 Формирование
ощущений от
статических и
динамических
поз различных
частей
тела
(глаза,
рот,
пальцы),
17

Игры и упражнения с сенсорным материалом. музыкальноритмические
упражнения,
упражнения
пальчиковой
гимнастики.
Игры с сенсорным материалом (крупа, макароны, песок.
Камни).игры
пальчиковой
гимнастики,
танцевальные
упражнения

1

Овладение социально-бытовыми навыками, Дидактические
игры на закрепление и понятие формы
используемыми в повседневной жизни
«Коврик»,
«Упражнения
психогимнастики.
Выполнение
упражнений: «Встреча с другом», «Выражай удивление»,
«Битва».

1

Сформированность
адекватных Игры и упражнения с сенсорным материалом, игры на узнавание
представлений о собственных возможностях
и различение материалов, различение
и определение
температуры.
музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения пальчиковой гимнастики

1

Сформированность
адекватных Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
представлений о собственных возможностях
пальчиковой гимнастики. Отгадывание загадок, игрыэксперименты «Угадай», «Из чего сделаны предметы?», «Что
это?»

1

Сформированность
адекватных Занятие-игра в зале, игры на развитие моторной координации,
представлений о собственных возможностях
восприятия, наблюдательности, воображения, коммуникативных
способностей. Игры пальчиковой гимнастики, танцевальные
упражнения

вербализация
собственных
ощущений
21

Различение
1
материалов
(дерево,
металл, крупа,
вода)

Овладение социально-бытовыми навыками, Игры и упражнения с сенсорным материалом, игры на узнавание
используемыми в повседневной жизни
и
различение
материалов.
Музыкально-ритмические
упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики

22

«По кочкам». 1
Работа
с
сенсорным
материалом

Овладение
навыками
меняющимся условиям

адаптации

к Работа с сенсорным материалом. «Сенсорная тропа», пуф
«Мягкий остров», массажная тропа, мягкая игрушка – заяц,
аудиозапись «Звуки леса».

Восприятие вкуса
23

«Магазин
вкуса»

1

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, «Покажи
правильно»,
игры
пальчиковой
гимнастики,
танцевальные упражнения, игры на определение вкусовых
качеств продуктов

24

Различие
продуктов
вкусовым
качествам
(горький,
сладкий,
кислый,
соленый)

1

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на определение вкусовых
ощущений, (попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару)

по

25

Различные
1
продуктов по
консистенции
(жидкий,
твердый,
вязкий,
сыпучий)
Восприятие запаха

Принятие и освоение
обучающегося

Знакомство с 1
характерными
запахами
отдельных
реальных
предметов
и
объектов
живой
и
неживой
природы,
обозначение
словом
27 «Коробочки с 1
запахами»

Развитие отзывчивости и взаимопомощи

26

28

Сравнение
Различных
запахов

1

социальной

роли Музыкально-ритмические
упражнения,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на измерение объема сыпучих
предметов «Сварим кукле кашу»

Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на распознавание запахов
реальных предметов. Игра «Определи предмет по запаху». Дети
с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту,
колбасу, крем для обуви, цветы и т. д. игра «Вспомни, как они
пахнут»

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. «Определи предмет по запаху».
«Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами»
Воспитание уважения к чужому мнению
Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. «Определи предмет по запаху».
«Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами»

Восприятие формы
29

Конструирова 1
ние сложных
форм
предметов
(пазлы)

Сформированность
адекватных Сборка пазлов и модульных картинок
представлений о собственных возможностях

30

Сравнение
1
предметов по
ширине
и
толщине

Сформированность
адекватных Игры на развитие умения сравнивать предметы по ширине и
представлений о собственных возможностях
толщине.
Строители». «Конструктор», Игры с геометрическими фигурами,
игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические
упражнения

31

Составление
картинок

Сформированность
адекватных Игры на составление картинок по частям, игры на составление
представлений о собственных возможностях
слов при помощи иллюстраций, игры пальчиковой гимнастики,
танцевально-ритмические упражнения.
Сформированность
адекватных Конструирование изображений предметов из плоскостных
представлений о собственных возможностях
геометрических фигур

1

Конструирова 1
ние
изображений
предметов из
плоскостных
геометрически
х фигур
33 Диагностика
2
детей для
34 определения
уровня
развития
сенсорных
процессов
32

Владение навыками коммуникации.
Диагностическая батарея
Формирование навыков сотрудничества с
педагогом

одержание программы по направлению коррекционно-развивающей деятельности «Сенсорное развитие»
8 класс
№ Название
темы/блока

1-

Обследование

Кол- Личностные результаты освоения программы Методическая основа занятия /упражнения/ диагностического
во
коррекционной деятельности
кейса
часо
в
2

Владение навыками коммуникации.

Диагностическая батарея

детей.
Комплектован
ие групп.
Зрительное восприятие
3 Восприятие
1
предметов по
цвету:
красный,белый
,желтый,синий
,зеленый,оран
жевый,голубой
4 Теплые цвета
1
2

Холодные
1
цвета
6 Теплые
и 1
холодные
цвета
сравнение
Слуховое восприятие
7 Дидактическая 1
игра
"Кто
позвал
тебя,
скажи"
Соотнесение
звука с его
источником.
8 Шумящие
1
коробочки.
Слуховое
восприятие
9 Звуковые
1
понятия:
5

Формированние навыков сотрудничества с
педагогом
Формированние навыков сотрудничества с Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
педагогом
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой
гимнастики

Способность
распознавать Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
предметы(свойства) по заданным признакам
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально-ритмические упражнения
Сформированность
адекватных Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
представлений о собственных возможностях
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»
Сформированность
адекватных Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
представлений о собственных возможностях
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»

Способность к осмыслению социального Игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения, Игры
окружения, свое место в нем
на узнавание голосов одноклассников и животных. Игры на
слуховое внимание.

Формирование эстетических потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
ценностей и чувств
пальчиковой гимнастики, игры на развитие слухового
восприятия. «Шумящие коробочки»
Формирование эстетических потребностей, Прослушивание музыкальных мелодий, игры на металлофоне,
ценностей и чувств
игры на определение громкости звуков, мелодий..

10

11

12

13

14

громкий-тихий
Дидактические 1
игры
на
слуховое
восприятие
Работа
по 1
инструкции
«Слушай
и
выполняй»

Способность к осмыслению социального Игры на развитие слухового внимания ,восприятия и памяти:
окружения, свое место в нем
«Нарисуйте животное», «Аленушка и Иванушка», «Хлопни на
слово», «Телефончик», «Узнай, кто я?» «Жмурки с
колокольчиком»
Формировать ответственность за свои Игры на развитие слухового восприятия и внимания.
поступки
« Похлопаем –потопаем», «Раз, два, три- замри», различение и
запоминание цепочки звукоподражаний. Выполнение действий в
соответствии со звуковыми сигналами.

Характеристик 1
а звуков по
громкости
и
длительности
(шумы,
музыкальные и
речевые звуки)
Бытовые
1
шумы и звуки
природы

Формировать
поступки

ответственность

за

свои Игры на
дифференцирование звуков музыкальных
инструментов; выполнение действий на звучание определенных
инструментов

Формировать
поступки

ответственность

за

свои Дидактические игры на определение шумов, развитие слухового
восприятия «Следопыт «скажи кто есть кто?», игры пальчиковой
гимнастики, танцевальные упражнения.

Назови звук” 1
(в кругу с
мячом)

Сформированность навыков сотрудничества, Игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха
формирование эстетических потребностей, “Найди нужные слова” Телефон”, «Назови звук»
ценностей и чувств

Кинестетическое восприятия
15 Выполнение
1
Сформированность навыков сотрудничества, Комплексы упражнений с гимнастическими предметами на
движений
и
формирование эстетических потребностей, голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в
поз головы по
ценностей и чувств
движении, под музыку

показу,
вербализация
собственных
ощущений
с 1
16 Игры
сенсорным
материалом

Овладение социально-бытовыми навыками, Игры с сенсорным материалом (крупа, макароны, песок. Камни).
используемыми в повседневной жизни
Игры пальчиковой гимнастики, танцевальные упражнения

Развитие
1
общей
и
мелкой
моторики,
координации
движения.
«Тряпичная
кукла»
1
18 Различение
материалов по
температуре
(холодный,
теплый,
горячий)
1
19 Узнавание
материалов по
внешнему
виду, на ощупь

Овладение социально-бытовыми навыками, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
используемыми в повседневной жизни
пальчиковой гимнастики. упражнения для координации разных
частей тела; «Группировки», «Гости», «Хлоп. Топ. Поворот»,

Я
и 1
пространство
вокруг меня

Сформированность
адекватных Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве и
представлений о собственных возможностях
собственном теле ,дифференциация правой/левой руки;
правой/левой ноги; правой/левой части тела.
«Молчанка»,
музыкально

17

20

Сформированность
адекватных Игры и упражнения с сенсорным материалом, игры на узнавание
представлений о собственных возможностях
и различение материалов, различение
и определение
температуры.
музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения пальчиковой гимнастики
Сформированность
адекватных Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
представлений о собственных возможностях
пальчиковой гимнастики. Отгадывание загадок, игрыэксперименты «Угадай», «Из чего сделаны предметы?», «Что
это?»

21

Части тела

1

Сформированность
адекватных Игры и упражнения на развитие ориентировки в собственном
представлений о собственных возможностях
теле ,дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги;
правой/левой части тела.
«Молчанка».

22

Различение
1
материалов
(дерево,
металл, крупа,
вода)

Овладение социально-бытовыми навыками, Игры и упражнения с сенсорным материалом, игры на узнавание
используемыми в повседневной жизни
и
различение
материалов.
Музыкально-ритмические
упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики

23

«По кочкам». 1
Работа
с
сенсорным
материалом

Овладение
навыками
меняющимся условиям

адаптации

к Работа с сенсорным материалом. «Сенсорная тропа», пуф
«Мягкий остров», массажная тропа, мягкая игрушка – заяц,
аудиозапись «Звуки леса».

Восприятие вкуса
24

«Магазин
вкуса»

1

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, «Покажи
правильно»,
игры
пальчиковой
гимнастики,
танцевальные упражнения, игры на определение вкусовых
качеств продуктов

25

Различие
продуктов
вкусовым
качествам
(горький,
сладкий,
кислый,
соленый)

1

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на определение вкусовых
ощущений, (попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару)

по

26

Узнавание
(различение)
основных
вкусовых
качеств
продуктов

1

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на определение вкусовых
ощущений, (попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару)

27

Различные
1
продуктов по
консистенции
(жидкий,
твердый,
вязкий,
сыпучий)
Восприятие запаха

Принятие и освоение
обучающегося

Знакомство с 1
характерными
запахами
отдельных
реальных
предметов
и
объектов
живой
и
неживой
природы,
обозначение
словом
29 «Коробочки с 1
запахами»

Развитие отзывчивости и взаимопомощи

28

30

Сравнение
различных

1

социальной

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

роли Музыкально-ритмические
упражнения,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на измерение объема сыпучих
предметов «Сварим кукле кашу»

Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на распознавание запахов
реальных предметов. Игра «Определи предмет по запаху». Дети
с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту,
колбасу, крем для обуви, цветы и т. д. игра «Вспомни, как они
пахнут»

потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. «Определи предмет по запаху».
«Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами»
Воспитание уважения к чужому мнению
Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. «Определи предмет по запаху».

запахов

«Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами»

Восприятие формы

Восприятие
предметов
по
форме: шар –
куб,
через
тактильное
взаимодействие
с предметами
32 Восприятие
предметов
по
размеру:
большой
–
маленький через
тактильное
взаимодействие
с предметами
33 Конструировани
е изображений
предметов
из
плоскостных
геометрических
фигур
34 Диагностика
детей для
определения
уровня развития
сенсорных
процессов
31

1

Сформированность
адекватных Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
представлений о собственных возможностях
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические
упражнения

1

Сформированность
адекватных Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
представлений о собственных возможностях
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики.

1

Сформированность
адекватных Конструирование изображений предметов из
представлений о собственных возможностях
геометрических фигур

1

Владение навыками коммуникации.
Диагностическая батарея
Формирование навыков сотрудничества с
педагогом

плоскостных

Содержание программы по направлению коррекционно-развивающей деятельности «Сенсорное развитие»
9 класс
№ Название
темы/блока

Кол- Личностные результаты освоения программы Методическая основа занятия /упражнения/ диагностического
во
коррекционной деятельности
кейса
часо
в

Обследование 2
детей.
Комплектован
ие групп.
Зрительное восприятие
3 Классификаци 1
я предметов по
цветовому
признаку
12

4

5

6

Формирование 1
произвольност
и зрительного
восприятия и
развитие
зрительной
памяти
«Что
забыл 1
дорисовать
художник? »
«Что
здесь 1
спряталось? »
«Зашумлённые
изображения»

Владение навыками коммуникации.
Диагностическая батарея
Формированние навыков сотрудничества с
педагогом
Способность
распознавать Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что
предметы(свойства) по заданным признакам
бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета»,
музыкально-ритмические упражнения
Способность
распознавать Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и
предметы(свойства) по заданным признакам
глаз.
Рисование
бордюров
по
наглядному образцу.
Дидактические игры и упражнения: «Нарисуй по точкам»,
«Рисуем по клеточкам»

Сформированность
адекватных «Что забыл дорисовать художник?», «Нелепицы», «небылицы»
представлений о собственных возможностях
«Найди картинку», игры пальчиковой гимнастики) «Найди
недостающую часть»
Сформированность
адекватных «Где что?», «Найди картинку», зашумленные изображения. игры
представлений о собственных возможностях
пальчиковой гимнастики)

Слуховое восприятие
7 Игры
на 1
развитие
слухового
восприятия
8 Счет на слух
1
9

10

11

Игры
на 1
определение
направления
звука
в
пространстве
Звуковые
1
понятия:
громкий-тихий
Дидактические 1
игры
на
слуховое
восприятие

Способность к осмыслению социального Музыкально-ритмические
окружения, свое место в нем
пальчиковой гимнастики,
восприятия.

упражнения
,
упражнения
игры на развитие слухового

Формирование эстетических потребностей, Игры на различение и запоминание цепочки чисел, запоминание
ценностей и чувств
последовательности звучаний. Игры пальчиковой гимнастики
Формирование эстетических потребностей, Игры на определение направления звука в пространстве (слева,
ценностей и чувств
справа, спереди, сзади), развитие слухо-моторной координации,
формирование чувства ритма, определение на слух звучания
различных музыкальных инструментов
Способность к осмыслению социального Прослушивание музыкальных мелодий, игры на металлофоне,
окружения, свое место в нем
игры на определение громкости звуков, мелодий
Формировать
поступки

ответственность

за

свои .Игры на развитие слухового восприятия и памяти: «Нарисуйте
животное», «Аленушка и Иванушка», «Хлопни на слово»,
«Телефончик», «Узнай, кто я?» «Жмурки с колокольчиком»

Кинестетическое восприятие
по 1
Сформированность навыков сотрудничества, Игры
с
элементами
общеразвивающих
упражнений.
12 Сделай
рисунку
и
формирование эстетических потребностей, Вспоминают правила, проговаривают их и играют, соблюдая
замри
ценностей и чувств
правила игры

13

Узнавание
1
материалов по
внешнему
виду, на ощупь

Овладение социально-бытовыми навыками, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
используемыми в повседневной жизни
пальчиковой гимнастики. Отгадывание загадок, игрыэксперименты «Угадай», «Из чего сделаны предметы?», «Что
это?»

14

Выразительны
е движения

Знакомство
разным
качеством
движений
(быстрые
медленные,
мягкие
жесткие,
тяжелые
легкие,
сильные
слабые)
16 «Море
волнуется
раз…»
15

1

Сформированность
адекватных Упражнения на выразительность движений. Игры-имитации.
представлений о собственных возможностях
Игры на развитие точности и быстроты движений

с 1

Сформированность
адекватных Игры на знакомство с разным качеством движений (быстрые представлений о собственных возможностях
медленные, мягкие -жесткие, тяжелые - легкие, сильные слабые)

1

Сформированность
адекватных Задания, способствующие развитию саморегуляции; задания на
представлений о собственных возможностях
подражание движениям животных.
Слушают правила
выполнения упражнений, делают упражнения под руководством
учителя. Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок.

17

Игры
на 1
восприятие
команды
в
движении

18

Ладошки
1
(исследуем
разные
по
тактильным
ощущениям
предметы
мягкий,
твёрдый,

Сформированность
адекватных Игры на восприятие команды в движении, пальчиковая
представлений о собственных возможностях
гимнастика, музыкально-ритмические упражнения игрыимитации, пальчиковая гимнастика, игры на знакомство,
создание позитивного настроя). Задания способствующие
развитию
саморегуляции.
Упражнения
на
развитие
статистической координации, упражнения «Задержи взгляд»
Сформированность
адекватных Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
представлений о собственных возможностях
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
музыкально-ритмические упражнения. Описание предмета по
алгоритму

жидкий)

19

Я
и 1
пространство
вокруг меня

Сформированность
адекватных Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве и
представлений о собственных возможностях
собственном теле. Дифференциация правой/левой руки;
правой/левой ноги; правой/левой части тела. «Молчанка».

20

«По кочкам». 1
Работа
с
сенсорным
материалом
Восприятие вкуса

Овладение
навыками
меняющимся условиям

Основные
1
вкусы
продуктов.
Сладкий,
горький,
кислый.
22 Различие
1
продуктов по
вкусовым
качествам
(горький,
сладкий,
кислый,
соленый)

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на определение вкусовых
ощущений

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на определение вкусовых
ощущений («попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару»)

21

адаптации

к Работа с сенсорным материалом. «Сенсорная тропа», пуф
«Мягкий остров», массажная тропа, мягкая игрушка – заяц,
аудиозапись «Звуки леса».

Узнавание
1
(различение)
основных
вкусовых
качеств
продуктов
1
24 Различные
продуктов по
консистенции
(жидкий,
твердый,
вязкий,
сыпучий)
Восприятие запаха
23

и 1

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на определение вкусовых
ощущений («попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару»)

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, Музыкально-ритмические
упражнения
,
упражнения
пальчиковой гимнастики. Игры на определение вкусовых
ощущений, (попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару)

25

«Овощи
фрукты».
Обоняние

26

«Ароматная
радость»

27

«Коробочки с 1
запахами»

Воспитание уважения к чужому мнению

28

Сравнения
различных
запахов

Воспитание уважения к чужому мнению

1

1

Овладение социально-бытовыми навыками, Игры на определение по запаху с закрытыми глазами, лежащие в
используемыми в повседневной жизни
стаканах продукты и разделить на овощи и фрукты

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

потребностей, Игры на развитие обоняния ( душистые мешочки, ароматная
радость) игры пальчиковой гимнастики , танцевальные
упражнения

Игры на развитие обоняния(
радость)игры пальчиковой
упражнения
Игры на развитие обоняния(
радость)игры пальчиковой
упражнения

душистые мешочки, ароматная
гимнастики , танцевальные
душистые мешочки, ароматная
гимнастики , танцевальные

29

Знакомство с 1
характерными
запахами
отдельных
реальных
предметов
и
объектов
живой
и
неживой
природы,
обозначение
словом
Восприятие формы

Воспитание эстетических
ценностей и чувств

Восприятие
1
предметов
по
форме: шар –
куб,
через
тактильное
взаимодействие
с предметами
31 Форма,
цвет, 1
назначение
предметов

Сформированность
адекватных Игры на восприятие предметов по структуре поверхности.
представлений о собственных возможностях
Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики,
Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические
упражнении.

30

32

Восприятие
1
предметов
по
размеру:
большой
–
маленький,
через
тактильное
взаимодействие

потребностей, Игры на развитие обоняния( душистые мешочки, ароматная
радость)игры пальчиковой гимнастики , танцевальные
упражнения

Сформированность
адекватных Игры на развитие активного внимания, умения быстро
представлений о собственных возможностях
сосредотачиваться; умение быстро и точно реагировать на
звуковые сигналы; развивать волевое внимание, а также
внимание, связанное с координацией слухового и двигательного
анализаторов.
Сформированность
адекватных Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Игры
представлений о собственных возможностях
на развитие зрительной памяти, восприятия. Групповая,
фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально

с предметами
Игры
с 1
геометрическим
конструктором
1
34 Диагностика
детей для
определения
уровня развития
сенсорных
процессов
33

Сформированность
адекватных «Трудные виражи». «Конструктор», «Геометрическая мозаика»,
представлений о собственных возможностях
«Расставь по порядку», игры пальчиковой гимнастики
Владение навыками коммуникации.
Диагностическая батарея
Формирование навыков сотрудничества с
педагогом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».