Данная Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом Примерной федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026, является компонентом содержательного раздела ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование готовности к самостоятельной жизни. - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Предметные результаты: класс Минимальный уровень Достаточный уровень -знание значимых частей слова 8 класс -знание отличительных грамматических признаков основныхчастей слова; и их дифференцировка по -разбор слова с опорой на представленный существеннымпризнакам; образец, схему, вопросы учителя; -разбор слова по составу с -образование слов с новым значением использованием опорных схем; с опорой на образец; -образование слов с новым значением, относящихся к разным -представления о грамматическихразрядах частям речи, с использованием слов; приставок и суффиксов с опорой на -различение изученных частей речи схему; использование на письме орфографических -дифференцировка слов, правил после предварительного разбора текста на основе готового или относящихся кразличным частям коллективного составленного алгоритма; речи по существенным признакам; -установление смысловых связей в -определение некоторых словосочетании по образцу, вопросам грамматических признаков учителя; изученныхчастей -нахождение главных и второстепенных (существительного, членов предложениябез деления на виды (с прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам помощью учителя); учителя; -различение предложений, разных по интонации; -нахождение орфографической -нахождение в тексте предложений, трудности в слове и решение различных по цели высказывания (спомощью орографической задачи (под учителя); руководством учителя); -пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова. -участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; -выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; -оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; -письмо небольших по объему изложений -составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов). -установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; -нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; -составление предложений с однородными членами с опорой на образец; -составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; -различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания; -отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; -отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя); -выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; -оформление всех видов изученных деловых бумаг; -письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); -письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). Формы и методы контроля: Устный опрос, письменные самостоятельные работы, контрольные работы, тестовые формы контроля. Описание места предмета в учебном плане школы. В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено 4 ч. в неделю, 136 ч. в год. Адреса Интернет-ресурсов 1 Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru2 Сайт учителя дефектолога nsportal.ru/elena-shcherbakova 3. Электронные образовательные ресурсы: Учительский портал. Коррекционнаяшкола. https://www.uchportal.ru/load/276-7; Учи.ру https://uchi.ru/teachers/lk/main СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Повторение Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Состав слова Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а, приставка пере. Единообразное написание приставок на согласные с-,в-, над-,под-,от-. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Части речи Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание. Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, правописание глаголов с –тся и – ться. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Предложение Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами. Повторение Правописание приставок. Правописание окончаний. Постановка знаков препинания в простых и сложных предложениях. Связная речь Работа с деформированным текстом. Изложения (с изменением лица и времени). Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий. Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п\ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20 2122. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Тема Iч -36ч Повторение. Предложение. Текст. – 9ч Простые и сложные предложения. Составление сложных предложений. Выделение однородных членов из предложения. Использование однородных членов в предложении. Знаки препинания при обращении Использование обращений в предложениях. Предложение. Закрепление знаний. Изложение по данному плану.. Работа над ошибками. Повторение по теме "Однородные члены предложения". Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Адрес. Состав слова 16 ч Кол ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Корень и однокоренные слова. Приставка, суффикс, окончание. Разбор слова по составу. Проверка орфограмм в корне. Нахождение орфограмм в корне и их проверка. Правописание приставок. Орфограммы в корне и приставке. Составление плана текста. Сложные слова с соединительными гласными О, Е. Сложные слова с соединительной гласной. Сложные слова с соединительной гласной и без неё. Состав слова. Закрепление знаний. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Сочинение по картине И.В. Шевандровой «В сельской библиотеке» Диктант. Работа над ошибками. Повторение по теме "Состав слова". Части речи. Текст -87ч Различение частей речи. Значение существительных в речи. Существительные, близкие по значению. Род, число и падеж существительных. Склонение существительных. Ударные и безударные окончания существительных. Правописание падежных окончаний существительных 1-го склонения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33. 34. 35. 36. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19 2021 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Правописание падежных окончаний существительных 2-го склонения. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе. Изменение по падежам существительных во множественном числе. IIч – 28ч Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе. Падежные окончания существительных во множественном числе. Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Окончание родительного падежа существительных во множественном числе. Склонение существительных. Закрепление. Существительное. Закрепление. Диктант. Работа над ошибками. Обобщение. Значение прилагательных в речи. Прилагательные, близкие по значению. Словосочетания с прилагательными. Род и число прилагательных Изменение окончаний прилагательных по вопросам. Постановка вопросов к прилагательным. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Текст. Подбор примеров для подкрепление основной мысли текста. Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе. Изменение прилагательных во множественном числе по падежам. Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе. Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе. 1 1 1 1 Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Прилагательное. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Диктант. Работа над ошибками. Обобщение. Деловое письмо. Записка. Значение местоимений в речи. Различие местоимений по лицам и числам. Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица единственного числа. IIIч -40ч Склонение местоимения 1-го лица единственного числа. Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа. Склонение местоимения 1-го лица множественного числа. Склонение местоимение 1-го лица единственного и множественного числа. Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица единственного числа. Склонение местоимения 2-го лица единственного числа. Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа. Склонение местоимения 2-го лица множественного числа. Склонение местоимение 2-го лица единственного и множественного числа. Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица единственного числа. Склонение местоимения 3-го лица единственного числа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12. 13. 14. 15. 16 17. 18. 19. 20. 21. 22 23. 24. 25. 26. 27. 28 29. 30. 31. 32 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39 40. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного числа. Склонение местоимения 3-го лица множественного числа. Склонение местоимение 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимение. Закрепление знаний. Проверочная работа. Диктант. Работа над ошибками. Обобщение. Деловое письмо. Письмо. Значение глаголов в речи. Глаголы, близкие по значение. Частица НЕ с глаголами. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и числам. Знакомство с глаголами 1-го лица. Постановка вопросов к глаголам 1-го лица. Употребление глаголов в 1-м лице единственного и множественного числа. Знакомство с глаголами 2-го лица. Постановка вопросов к глаголам 2-го лица. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Употребление глаголов во 2-м лице единственного и множественного числа. Знакомство с глаголами 3-го лица. Постановка вопросов к глаголам 3-го лица. Употребление глаголов в 3-м лице единственного и множественного числа. Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и -ться Различие глаголов по лицам и числам. Глагол. Закрепление знаний. Диктант. Работа над ошибками. Обобщение. Деловое письмо. Объявление. Наречие как часть речи. Наречие – неизменяемая часть речи. Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных. IVч- 32ч Наречия, противоположные и близкие по значению. Наречия, отвечающие на вопрос КАК? Наречия, отвечающие на вопрос ГДЕ? Наречия, отвечающие на вопрос КОГДА? Наречия, отвечающие на вопрос КУДА? Постановка вопросов к наречиям. Подбор наречий с опорой на вопросы. Наречие. Закрепление знаний. Деловое письмо. Объяснительная записка. Диктант. Работа над ошибками. Обобщение. Предложение. Текст -11ч Простое предложение с однородными членами. Распространение предложение однородными членами. Сложное предложение без союзов. Сложные предложения с союзами И, А, НО. Составление сложных предложений с союзами И, А, НО. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. 17. 18. 19. 20 21 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31 32. Сравнение простых и сложных предложений. Распространение простых и сложных предложений. Предложение. Закрепление знаний. Диктант. Деловое письмо. Заявление. Работа над ошибками. Обобщение. Повторение -11ч Состав слова. Существительное. Прилагательное. Местоимение. Глагол. Наречие. Предложение. Деловое письмо. Расписка. Диктант. Сочинение по серии сюжетных картинок. Работа над ошибками. Обобщение. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 136