1 Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «математика» для учащихся 5класса с ОВЗ ЛУО разработана на основе требований к результатам освоения АООП ООО МКОУ «Тарминская СОШ» в соответствии с ФГОС ООО. Цель преподавания математики: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; Задачи преподавания математики: формирование доступных математических знаний и умений, их практическое применение в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения; развитие речи учащихся, обогащение её математической терминологией; воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля, аккуратности, умения принимать решение. В данной рабочей программе особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции обучающихся. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни, для решения соответствующих возрасту житейских задач. Цели и задачи обучения математике, реализуемым в данной рабочей программе, представлены в нижеприведённой сводной таблице: класс 5класс Цель Задачи обучения обучения Овладеть знаниями и навыками вычисления в пределах1000, решения задач, соответствующих возрасту. Приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе; об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах; о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника; о единицах измерения длины, массы, времени; ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа предназначена для 5 класса. 5 класс – 140 часов,4 часов в неделю. Срок реализации программы –5лет Используемый УМК: № Автор/авторский коллектив Наименование учебника Класс Издательство 2 1 Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика 5 Просвещение ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; 4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; 5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; 7) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки; 8) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 9) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; 10) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; 11) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и пред-ставлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 3 8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; 10) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 11) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 12) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 13) устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 14) умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения; 15) компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; 16) первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 17) умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 18) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; 19) умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 20) умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. передать содержание в сжатом или развернутом виде. строить предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи. уметь осуществлять анализ объектов, делать выводы «если …то…». КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). 4 уметь принимать точку зрения другого. уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. уметь слушать других и уважительно относиться к мнению других. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Выпускник должен знать: таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины,массы, времени; числовой ряд чисел в пределах 1 000 000; дроби обыкновенные и десятичные;их получение, запись, чтение; геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника,прямоугольника, параллелограмма), прямоугольного параллелепипеда; названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса, шара. величину 1˚; смежные углы; размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; сумму смежных углов, угловтреугольника; элементы транспортира; единицы измерения площади, их соотношения; формулы длины окружности, площади круга. числовой ряд в пределах 1 000 000; алгоритмы арифметических действий с многозначными числами; числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы; элементы десятичной дроби; преобразование десятичных дробей; место десятичных дробей в нумерационной таблице; симметричные предметы, геометрические фигуры; виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, свойства сторон, углов, приемы построения. Выпускник получит возможность научиться: выполнять арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1000 устно; выполнять арифметические действия с многозначными числами письменно в пределах 10 000; выполнять арифметические действия с десятичными дробями; складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выра- женными в десятичных дробях (легкие случаи); находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту; решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2,3,4 арифметических действия; вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда; различать геометрические фигуры и тела; строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, 5 углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные от- носительно оси, центра симметрии. присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 10000000 - выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел, обыкновенных и десятичных дробей; умножение и деление десятичных дробей на10,100,1000; - находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; находить среднее арифметическое чисел; решать арифметические задачи на пропорциональное деление; строить и измерять углы с помощью транспортира; строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов; вычислять площадь прямоугольника (квадрата); вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса; строить точки, отрезки, треугольники, четырехугольники, окружности, симметричные даннымотносительно оси, центра симметрии. умножать и делить числа в пределах 1 000 000 на двузначное число; читать, записывать десятичные дроби; складывать и вычитать дроби с разными знаменателями (обыкновенные и десятичные); выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицамивремени; решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца; решать составные задачи в три-четыре арифметических действия; вычислять периметр многоугольника; находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 40: 2; 300: 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 :4; 488 : 4 и т.п.) устно. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка. Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные. Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия. Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D. Масштаб: 1: 2; 1: 5; 1:10; 1:100. 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № урока Тема Повторение.Сотня. 1,2 3,4 5,6 7,8 9 10 11,12 13,14 15,16 17.18,19 20,21 22.23 24,25 26,27,28 29,30,31 32,33,34 35,36,37 38 39 40,41 42,43 44,45 46,47 48,49 50 51 53,54,55,5 6 57,58,59,6 0 61,62 63,64,65 66,67,68 69,70 Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого. Нахождение неизвестного вычитаемого. Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Контрольная работа. Работа над ошибками. Повторение. Геометрический материал. Повторение. Линия, отрезок, луч. Углы. Виды углов, построение. Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1000. Разряды. Таблица классов и разрядов. Округление чисел до десятков и сотен. Римская нумерация. Меры стоимости, длины и массы. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости. Сложение и вычитание круглых сотен и десятков. Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Проверка пройденного. Отработка вычислительных навыков. Контрольная работа. Работа над ошибками. Повторение. Геометрический материал. Периметр многоугольника. Треугольники. Различение треугольников по видам углов. Различение треугольников по длинам сторон. Разностное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел. Проверка пройденого. Отработка вычислительных навыков. Сложение и вычитание в пределах 1000 с перехом через разряд. Сложение с переходом через разряд. Кол-во часов 10 ч. 2 2 2 2 1 1 4ч. 2 2 25ч. 2 3 2 2 2 3 3 3 3 1 1 12ч. 2 2 2 2 2 1 1 22ч. 4 Вычитание с переходом через разряд. 4 Решение задач по краткой записи. Составление краткой записи к составным задачам. Решение составных задач. Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. Решение уравнений. 2 3 3 2 7 71.72 73 74 75,76,77,7 8 79,80,81.8 2 83,84,85 86,87 88,89,90 91.92 93,94 95,96 97,98,99 100,101,1 02 103,104,1 05 106.107,1 08 109,110,1 11 112 113 114,115 116,117 118,119 120,121 122 123 124,125 126,127 128,129 130 131,132 133,134 135,136 137 138 Проверка пройденого. Отработка вычислительных навыков. Контрольная работа. Работа над ошибками. Повторение. Обыкновенные дроби. Образование дробей. 2 1 1 39ч. 4 Сравнение дробей. 4 Правильные и неправильные дроби. Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10 и 100. Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена крупных мер мелкими. Замена мелких мер крупными. Меры ремени. Год. Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Проверка умножения и деления. 3 2 3 Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. Проверка пройденого. Отработка вычислительных навыков. 3 Контрольная работа. Работа над ошибками. Повторение. Геометрический материал. Построение треугольников. Круг. Окружность. Линии в круге. Масштаб. Проверка пройденого. Отработка вычислительных навыков. Все действия в пределах 1000. Повторение. Сложение с переходом через разряд. Вычитание с переходом через разряд. Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа. Дроби.Все действия с дробями. Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10 и 100. Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Проверка умножения и деления. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. Контрольная работа. Работа над ошибками. Повторение. Повторение. Геометрический материал. 2 2 2 3 3 3 3 1 1 8ч. 2 2 2 2 17ч. 1 1 2 2 2 1 2 2 2 1 1 3ч. 8