РП_8_География

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..................................................................3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.......................................................................9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.................................................... 10

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),, утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

3

− формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География»
в 8 классе определяет следующие задачи:
− формирование у обучающихся представлений о мировом океане;
− познакомить обучающихся с географическим положением, природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом,
культурой людей, отдельными государствами различных континентов;
− дать элементарные научные и систематические сведения о единстве
природы, её разнообразии протекающих в ней процессов;
− показать особенности взаимодействия человека и природы;
− помочь усвоить правила поведения в природе;
− содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, по-

4

нимать причинно-следственные зависимости;
− содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение, связную речь, расширять лексический запас
− дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 8 классе
Личностные результаты:
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур
и религий;
− сформированность уважительного отношения к истории и культуре
других народов;
− развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
− совершенствование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности со сверстниками, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
− формирование экологической культуры, понимание необходимости
охраны редких видов растений и животных;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
− сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными

5

коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» в 8 классе
Минимальный уровень:
− называть океаны земного шара, их значение;
− показывать на географической карте океаны земного шара;
− знать названия материков земного шара;
− показывать на географической карте материки земного шара
− знать, на каком материке расположена Россия
Достаточный уровень:
− давать краткую характеристику географического положения океанов
и их хозяйственное значение; географического положения, очертания берегов и природных условий и населения материков;
− находить на карте изученные географические объекты
− определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
− давать элементарное описание природных условий всех материков,
опираясь на карту и картины;
− находить в периодической печати сведения об изученных государствах.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;

6

− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
− правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
7

− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

8

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Обучающиеся получают знания о географическом положении каждого материка, его природе, а также знакомятся с экономическим развитием государств, культурой, бытом народов указанных материков. Кроме того, в данном курсе изучается и континент Антарктида, при изучении которого обучающиеся узнают об открытиях великих мореплавателей и полярников.
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать
физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов
1

Контрольные работы

1.

Введение

2.

Материки и океаны

5

1

3.

Африка

12

1

4.

Австралия

8

1

5.

Антарктида

6

1

6.

Америка

1

7.

Северная Америка

9

1

8.

Южная Америка

12

1

9.

Евразия

14

2

68

8

Итого

9

№

Тема предмета

Колвочасов

III.

1. Что изучают в
курсе географии
материков и океанов. Материки и
части света на
глобусе и карте

1ч.

2. Атлантический
океан

1ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Введение - 1час
Формирование представлений Показывают и называют заобучающихся о материках и
ранее выделенные учителем
частях света. Повторение и
материки.
Записывают
закрепление знаний о геограназвания материков и частей
фическом положении матери- света в тетрадь, подписываков земного шара, их размеют названия в контурной
рах. Совершенствование
карте
навыков работы с учебником,
Приложением к учебнику.
Воспитание интереса к изучаемому предмету
Мировой океан – 5 часов
Продолжение формирования
Показывают на карте Атланпредставлений обучающихся
тический океан с помощью
об Атлантическом океане.
учителя. Перечисляют обитаЗнакомство с крупными моря- телей Атлантического океами, островами и полуострова- на, с помощью опорных слов
ми Атлантического океана.
и иллюстрациям. Отмечают
Совершенствование навыков
Атлантический океан в конработы с картой полушарий,
турной карте
с помощью
навыки работы в контурной
учителя
карте

Достаточный уровень

Показывают на настенной карте и
называют материки и части света.
Дают краткую характеристику географического положения
материков. По плану, предложенному учителем, составляют рассказ о любом
материке. Подписывают
названия
материков в контурной карте

Дают определение, что такое «Мировой океан». Называют и показывают на настенной карте части Мирового океана. Отмечают в контурной карте Атлантический океан, его
крупнейшие острова и полуострова.
Описывают океан по предложенному учителем плану

10

3. Северный Ледовитый океан

1ч.

4. Тихий океан

1ч.

5. Индийский океан

1ч.

Знакомство школьников
с географическим положением, особенностями природы
Северного Ледовитого океана.
Закрепление знаний обучающихся о морях, островах, полуостровах Северного Ледовитого океана, расположенных
на территории РФ.
Знакомство школьников
с крупными морями, островами и полуостровами, животным и растительным миром
Тихого океана.
Закрепление и обобщение
знаний обучающихся о морях,
островах, полуостровах Тихого океана, расположенных на
территории РФ
Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Индийском океане.
Знакомство школьников
с крупными морями, островами и полуостровами, животным и растительным миром
Индийского океана

Показывают на карте Северный Ледовитый океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей
изучаемого
океана с помощью опорных
слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте с помощью
учителя
Показывают на карте Тихий
океан с помощью учителя.
Перечисляют
обитателей
изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной карте
с помощью учителя

Отмечают в контурной карте Северный Ледовитый океан, его крупнейшие острова и полуострова.
Описывают океан по предложенному учителем плану

Показывают на карте Индийский океан с помощью учителя. Перечисляют обитателей изучаемого океана с помощью опорных слов и иллюстрациям. Отмечают изучаемый океан в контурной
карте с помощью учителя

Отмечают в контурной карте Индийский океан, его крупнейшие
острова и полуострова. Описывают
океан по предложенному учителем
плану

Отмечают в контурной карте Тихий
океан, его крупнейшие острова и
полуострова. Описывают океан по
предложенному учителем плану

11

6. Современное изучение Мирового
океана

1ч.

7. Африка. Географическое положение

1ч.

8. Разнообразие рельефа, климат,
реки и озера.

1ч.

Формирование представлений Составляют рассказ по предобучающихся о науке – океаложенным учителем предлонологии, ее значении, соврежениям о пользе, получаемой
менных научных открытиях.
людьми от океанов и морей
Совершенствование навыков
работы с картой полушарий,
работы с контурной картой
Материки и части света. Африка – 12 часов
Формирование представлений Показывают
Африкуна
обучающихся о самом жарком настенной карте, используя
материке земного шара.
помощь учителя. ПодписыЗнакомство с географическим вают названия материка, моположением Африки.
ря и океаны, которые омыСовершенствование навыков
вают материк с помощью
работы с картой полушарий,
учителя. Составляют рассказ
глобусом, физической картой
по предложенным учителем
Африки
предложениям о географическом положении Африки
Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Африке. Знакомство с рельефом, климатическими особенностями, реками и озерами
изучаемого материка. Совершенствование навыков работы
с картой полушарий, глобусом, физической картой Африки

Рассказывают, какую пользу получают люди от океанов и морей

Называют и показывают на настенной карте Африку, океаны и моря,
которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Красной линией обозначают линию экватора. Записывают новые географические термины в тетрадь. Составляют по плану
краткую характеристику географического положения Африки
Показывают на карте заранее Перечисляют формы поверхности
выделенные учителем формы Африки, показывают и называют их
поверхности,
подписывают на настенной карте. Поясняют, от
названия в контурной карте, чего зависит климат на материке.
используя помощь учителя
Сравнивают климат северной и центральной части континента. Отмечают на контурной карте выделенные в тексте горы, реки и озёра

12

9.

Природные зоны.
Растительный мир
тропических лесов.

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о природных
зонах Африки. Знакомство
обучающихся с тропическим
(экваториальным) лесом Африки. Совершенствование
навыков работы с учебником,
приложением к учебнику

10. Животный мир
тропических лесов

1ч.

11. Растительный мир
саванн

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о природных
зонах Африки. Знакомство
обучающихся с тропическим
(экваториальным) лесом Африки. Совершенствование
навыков работы с учебником,
приложением к учебнику
Знакомство с природными зонами Африки. Формирование
представлений обучающихся о
растительности саванн. Совершенствование навыков самостоятельной работы при
выполнении задании в тетради
на печатной основе

12. Животный
саванн

1ч.

мир

Знакомство с природными зонами Африки. Формирование
представлений обучающихся о
животном мире саванн. Совершенствование навыков са-

Знакомятся с
природными
зонами Африки. По рисункам называют растения Африки. По предложенным учителем предложениям составляют рассказ об одном из
растений тропического леса

Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Африка. Показывают и называют на карте тропический лес. Рассказывают, от чего зависит многообразие растительного мира тропического леса Африки. Составляют рассказ об одном из
растений, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических
лесов на контурной карте
По рисункам называют жи- Рассказывают, от чего зависит мновотных зоны
тропических гообразие животного мира тропичелесов Африки. По предлоского леса Африки. Составляют
женным учителем предложе- рассказ об одном из животных, заниям составляют рассказ об рисовывают его в тетради. Обознаодном из животных тропиче- чают зону тропических лесов на
ского леса
контурной карте
Выписывают понятие «саванна» из словаря в тетрадь.
По картинкам называют растения саванн. Записывают
названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из
растений саванн по предложенным учителем предложениям
По картинкам называют животных саванн. Записывают
названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из
животных саванн по предло-

Дают определение, что такое саванна. Рассказывают, как меняется
внешний вид саванн в дождливый и
сухой сезон. Записывают названия
растений в тетрадь. Объясняют как
взаимосвязан животный и растительный мир саванн. Составляют
рассказ об одном растении саванн
Записывают названия животных в
тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный мир
саванн. Составляют рассказ об одном животном саванн

13

мостоятельной работы при
выполнении задании в тетради
на печатной основе
Знакомство с природными зонами Африки. Продолжение
формирования представлений
обучающихся об Африке.
Формирование представлений
обучающихся о пустынях Африки

13. Растительный и
животный мир
пустынь

1ч.

14. Население и государства

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Африке. Знакомство обучающихся с населением, хозяйственной деятельностью,
бытом жителей африканского
материка, крупными государствами. Совершенствование
навыков работы с политической картой Африки, навыки
работы в контурных картах

15. Государства Африки: Египет,
Эфиопия

1ч.

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью, бытом жителей Египта, Эфиопии

женным учителем предложениям
Показывают на карте пустыни Африки, используя помощь учителя. Закрашивают
зону пустынь, заранее выделенную учителем в контурной карте. Называют представителей растительного и
животного мира, выделенных
в тексте учебника

Называют и показывают пустыни
Африки на настенной карте и обозначают их в контурной карте. Выписывают в тетрадь из словаря новые географические понятия. Формулируют главное правило жизни в
пустыне. Рассказывают с опорой на
текст учебника как приспособились
животные и растения к климатическим условиям пустыни
Записывают в тетрадь наро- Перечисляют
народы,
которые
ды, которые проживают в
населяют материк. Объясняют, поАфрике. Показывают на кар- чему африканцы имеют
тёмный
те государства материка, зацвет кожи. Находят на карте наиборанее выделенные учителем. лее густонаселенные
территории.
По рисункам рассказывают, Описывают занятия
населения по
чем занимаются жители этих сюжетным иллюстрациям. Отмечастран, используя помощь
ют в контурной карте изучаемые
учителя
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран
Записывают в тетрадь народы, которые проживают в
Африке. Показывают на карте государства материка, заранее выделенные учителем.
По рисункам рассказывают,
чем занимаются жители этих

Перечисляют
народы,
которые
населяют материк. Объясняют, почему африканцы имеют
тёмный
цвет кожи. Находят на карте наиболее густонаселенные
территории.
Описывают занятия
населения по
сюжетным иллюстрациям. Отмеча-

14

стран, используя
учителя
16. Государства Африки: Танзания,
Демократическая
Республика Конго.

1ч.

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью, бытом жителей Танзании, Демократической Республики Конго

17. Государства Африки Египет,
ЮАР

1ч.

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью, бытом жителей Египта, ЮАР

18. Обобщающий
урокпотеме
«Африка»

1ч.

Обобщение знаний обучающихся об изучаемом материке.
Совершенствование навыков
самостоятельной работы в парах, группах при выполнении
заданий

помощь ют в контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран
Записывают в тетрадь наро- Перечисляют
народы,
которые
ды, которые проживают в
населяют материк. Объясняют, поАфрике. Показывают на кар- чему африканцы имеют
тёмный
те государства материка, зацвет кожи. Находят на карте наиборанее выделенные учителем. лее густонаселенные
территории.
По рисункам рассказывают, Описывают занятия
населения по
чем занимаются жители этих сюжетным иллюстрациям. Отмечастран, используя
помощь ют в контурной карте изучаемые
учителя
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран
Записывают в тетрадь наро- Перечисляют
народы,
которые
ды, которые проживают в
населяют материк. Объясняют, поАфрике. Показывают на кар- чему африканцы имеют
тёмный
те государства материка, зацвет кожи. Находят на карте наиборанее выделенные учителем. лее густонаселенные
территории.
По рисункам рассказывают, Описывают занятия
населения по
чем занимаются жители этих сюжетным иллюстрациям. Отмечастран, используя
помощь ют в контурной карте изучаемые
учителя
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран
Показывают
Африкуна Показывают на карте Африку. Дают
настенной карте. Называют краткую характеристику материка с
характерные
особенности опорой на карты и с помощью учиматерика с опорой на пред- теля
ложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

15

Австралия – 8 часов

19. Австралия. Географическое положение

1ч.

Формирование представлений
обучающихся об Австралии.
Знакомство школьников с географическим положением Австралии. Совершенствование
навыков работы с картой полушарий, глобусом, физической картой Австралии

20. Разнообразие рельефа, климат,
реки и озера

1ч.

21. Растительный мир

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Австралии. Знакомство
школьников с рельефом, особенностями климатических
условий, водоемами Австралии. Совершенствование
навыков показа географических объектов на настенной
карте
Продолжать формирование
представлений обучающихся
об Австралии. Знакомство
школьников с типичными
представителями растительного мира Австралии

Показывают
Австралию на
настенной карте, используя
помощь учителя. Подписывают названия материка, моря и океаны, которые омывают материк с помощью
учителя. Составляют рассказ
по предложенным учителем
предложениям о географическом положении Австралии

Называют и показывают на настенной карте Австралию, океаны и моря, которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в
тексте учебника. Записывают новые
географические термины в тетрадь.
Сравнивают береговые очертания
Австралии и Африки. Составляют
по плану краткую характеристику
географического
положения Австралии
Показывают на карте заранее Рассказывают о
климатических
выделенные учителем формы условиях Австралии. Называют реповерхности,
подписывают гионы Австралии, в которых климат
названия в контурной карте, наиболее благоприятен для жизни
используя помощь учителя
людей и ведения сельского хозяйства. Показывают на настенной карте самое крупное озеро и реки Австралии. Отмечают на контурной
карте выделенные в тексте географические объекты
Знакомятся с природными Перечисляют природные зоны, в
зонами Австралии. По пред- которых расположена Австралия.
ложенным учителем предло- Рассказывают о разнообразии расжениям составляют рассказ тительного мира, о растение, котооб одном из растений матерое является символом Австралии
рика, зарисовывают его в
тетрадь

16

22. Животный мир

1ч.

Продолжать формирование
представлений обучающихся
об Австралии. Знакомство
школьников с типичными
представителями животного
мира Австралии

23. Население Австралии

1ч.

24. Австралийский
Союз

1ч.

Продолжать формирование
представлений обучающихся
об Австралии. Знакомство с
коренным и пришлым населением Австралии. Совершенствование самостоятельной
работы при выполнении
упражнений в тетради на печатной основе. Развитие
навыков самоконтроля при
выполнении упражнений
Формирование представлений
о географическом положении,
государственном устройстве,
хозяйстве изучаемого государства

По картинкам называют животных Австралии. Записывают названия в тетрадь. Составляют рассказ об одном из
животных Австралии
по
предложенным
учителем
предложениям
Записывают в тетрадь народы, которые проживают в
Австралии. Показывают на
карте государства материка,
заранее выделенные учителем. По рисункам рассказывают, чем занимаются жители этих стран, используя помощь учителя

Рассказывают о разнообразии животного мира Австралии. Называют
представителей сумчатых и яйцекладущих животных. Составляют
рассказ об одном из животных Австралии

Показывают на карте государство Австралийский Союз, используя помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой страны, используя
помощь учителя.
Выписывают
в
тетрадь
название столицы и крупных
городов Австралии

Называют коренное население Австралии. На карте показывают
плотно заселенные территории Австралии. Перечисляют виды промышленности и сельского хозяйства, которые хорошо развиты на
континенте. Показывают на карте
Австралийский Союз. Отмечают на
контурной карте столицу и крупные
города Австралии. Составляют рассказ об одном из них

Перечисляютнароды,которые
населяют материк. Находят на карте
наиболее густонаселенные территории. Описывают занятия населения
по сюжетным иллюстрациям. Отмечают в контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о достопримечательностях этих стран

17

25. Океания. Остров
Новая Гвинея

1ч.

26. Обобщающий
урок по теме «Австралия»

1ч.

27. Географическое
положение. Антарктика

1ч.

Формирование представлений
обучающихся об уникальности природы земного шара на
примере островов Океании.
Знакомство школьников с путешествиями и открытиями
русских мореплавателей

Подписывают
названия
крупнейших островов Океании в контурной карте, используя помощь учителя. Составляют рассказ о русском
учёном Н. Н. МиклухоМаклай с опорой на предложенные учителем предложения

Показывают и называют на настенной карте острова Новая Гвинея и
Новая Зеландия. Отмечают их на
контурной карте. Называют самый
большой остров и описывают особенности его природы. Составляют
рассказ о русском ученом Н. Н. Миклухо-Маклай, который первый
изучил жизнь и быт народов Новой
Гвинеи, опираясь на текст учебника
Обобщение знаний обучаюПоказывают
Австралию на Показывают на карте Австралию.
щихся об изучаемом материке. настенной карте. Называют Дают краткую характеристику маСовершенствование навыков
характерные
особенности терика с опорой на карты и с помосамостоятельной работы в па- материка с опорой на пред- щью учителя
рах, группах при выполнении
ложения и иллюстративный
заданий
материал,
предложенный
учителем
Антарктида – 6 часов
Продолжение формирования
Показывают на карте АнСравнивают физические карты Авпредставлений обучающихся
тарктиду, используя помощь стралии и Антарктиды. Называют
об Антарктиде как самом хоучителя. В контурной карте признаки сходства и различия. На
лодном материке земного ша- подписывают названия океа- контурной карте обозначают Южра. Знакомство с географиченов и островов, заранее выный полюс. Подписывают названия
ским положением Антарктиделенных учителем. Состав- океанов, омывающих берега Анды. Совершенствование навы- ляют рассказ о первой рус- тарктиды и Антарктических полуков показа географических
ской экспедиции по предлоостровов. Рассказывают о первой
объектов на настенной карте,
женным учителем предложе- русской экспедиции к Южному манавыки работы в контурных
ниям
терику. Показывают ее маршрут на
картах
карте. Называют путешественника,
который первый достиг Южного
полюса

18

28. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями

1ч.

29. Разнообразие рельефа, климат

1ч.

30. Растительный и
животный мир
Антарктиды.
Охрана природы

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся
об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Формирование уважительного отношения к людям, занимающимся наукой, географическими открытиями,
наблюдениями и описанием
Земли.
Продолжение формирования
представления обучающихся
об Антарктиде как самом холодном материке земного шара. Знакомство с поверхностью материка, его климатом,
полезными ископаемыми
Формирование представлений
обучающихся о растительном
и животном мире Антарктиды

Показывают на карте выделенный стрелками маршрут
русской экспедиции. Называют путешественников, которые первыми
достигли
Южного полюса с помощью
учителя

Рассказывают о первой русской
экспедиции к берегам Антарктиды.
Показывают ее маршрут на настенной и отмечают в контурной картах.
Называют путешественников, которые первыми достигли Южного полюса, опираясь на текст учебника

Рассматривают
физическую
карту Антарктиды, опираясь
на предложенные учителем
предложения,
составляют
рассказ о
климатических
условиях материка. По геологической карте называют
полезные ископаемые с помощью учителя
По иллюстрации перечисляют представителей животного мира. Составляют рассказ
о пингвинах по предложенным учителем предложениям

Объясняют, от чего зависит климат
Антарктиды. Рассказывают о поверхности материка. Перечисляют
полезные ископаемые материка. На
контурную карту наносят географические названия. Составляют рассказ о климате Антарктиды, опираясь на текст учебника
Называют растения материка. Перечисляют животных и птиц Антарктиды. Объясняют, почему нет копытных животных, а много ластоногих. Зарисовывают пингвинов в
тетрадь. Составляют рассказ «Как
приспособились пингвины к жизни
на самом холодном материке Земли»

19

31. Современные исследования Антарктиды

1ч.

32. Обобщающий
урок по теме «Антарктида»

1ч.

33. Открытие Америки

1ч.

34. Географическое
положение Северной Америки

1ч.

Продолжение формирования
представления обучающихся
об Антарктиде. Знакомство с
исследованиями материка на
современном этапе. Формирование уважительного отношения к людям, занимающимся
наукой, географическими открытиями, наблюдением и
описанием Земли
Обобщение и систематизация
знаний об Антарктиде

Составляют рассказ об ученых из антарктических экспедиций по предложенным
учителем предложениям. Показывают и называют на карте научные станции, заранее
выделенные учителем

Рассказывают, в каких условиях
живут ученые из научных антарктических экспедиций, что они изучают. Показывают на карте научные
станции Антарктиды и отмечают их
в контурной карте. Перечисляют
географические названия, связанные с именами исследователей

Показывают Антарктиду на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка с опорой на предложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем
Америка – 1час
Формирование представлений Показывают на карте полуучащихся об открытии Амешарий часть света -Америку
рики. Формирование потребс помощью учителя. Назыности в чтении дополнительвают, кто открыл Америку и
ной литературы с целью расв честь кого была названа,
ширения, обогащения геограопираясь на предложения,
фических знаний
предложенные учителем

Показывают на карте Антарктиду.
Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и с помощью учителя

Северная Америка - 9 часов
Формирование представлений По пунктирным линиям отобучающихся о материке Семечают путь кораблей Коверная Америка. Знакомство с лумба. Отмечают на контургеографическим положением
ной карте заранее выделенматерика. Закреплять навыки
ные учителем географиче-

Наносят на контурную карту путь
кораблей Колумба. Показывают на
физической карте материка острова
Куба, Гаити, Алеутские острова,
полуостров Аляска. Называют русских путешественников, которые
участвовали в открытии и освоении
полуострова Аляска
Наносят на карту путь кораблей Колумба. Называют путешественника,
в честь которого была названа Америка. Рассказывают о русских путешественника, открывших северо-

20

работы с географическими,
контурными картами

35. Разнообразие рельефа, климат

1ч.

36. Реки и озера Северной Америки

1ч.

37. Растительный и
животный мир

1ч.

Продолжение формирования
представления обучающихся о
Северной Америке. Знакомство школьников с рельефом
Северной Америки. Показ зависимости климата от географического положения материка
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
материке Северная Америка.
Знакомство обучающихся с
водными ресурсами изучаемого материка.
Совершенствование навыков
показа географических объектов на настенной карте
Знакомство обучающихся с
природными зонами Северной
Америки. Формирование
представлений о типичных
представителях растительного
и животного мира изучаемого
материка. Развитие навыка
чтения географической карты

ские
объекты. Составляют
рассказ о
географическом
положении Северной Америки, опираясь на план и предложения, предложенные учителем
Показывают на настенной
карте равнины и горы, заранее выделенные учителем.
Подписывают их названия в
контурной карте, используя
помощь учителя

запад континента. Отмечают на
контурной карте выделенные шрифтом географические объекты. Дают
краткую характеристику географического положения Северной Америки
Показывают и называют формы
земной поверхности Северной Америки. Отмечают их на контурной
карте. Перечисляют полезные ископаемые материка. Составляют рассказ о климатических условиях Северной Америки

Показывают на карте заранее
выделенные учителем реки и
озёра, подписывают названия
в контурной карте, используя
помощь учителя

Называют и показывают на настенной карте реки и озера Северной
Америки. Отмечают на карте выделенные
шрифтом географические
объекты. Составляют рассказ о Великих озёрах Северной Америки

По иллюстрации перечисляют
представителей растительного и животного мира.
Составляют рассказ об одном
из представителей животного
или
растительного мира,
опираясь на предложенные
словосочетания,
предложения

Перечисляют природные зоны, в
которых
расположена Северная
Америка. Рассказывают о разнообразие растительного и животного
мира. Составляют рассказ об одном
из животных Северной Америки

21

38. Население и государства Северной
Америки.

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Развитие навыков работы с
политической картой

39. Соединенные
Штаты Америки

1ч.

40. Канада

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Знакомство школьников с географическим положением,
государственным устройством
США, населением и его основными занятиями.
Развитие навыков работы с
географической картой
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Сообщение сведений о географическом положение, особенностях природы, населении, хозяйстве Канады.
Развитие навыков самостоятельной работы в контурной

Записывают в тетрадь народы, которые проживают в
Северной Америке. Показывают на карте государства
материка, заранее выделенные учителем. По рисункам
рассказывают о достопримечательностях этих стран

Рассказывают о коренных жителях
материка. Показывают на карте, где
живут эскимосы и индейцы. Описывают занятия населения по сюжетным иллюстрациям. Перечисляют отрасли промышленности и
сельского хозяйства изучаемых государств. Отмечают государства и их
столицы
в контурной карте. Рассказывают
о достопримечательностях этих стран
Показывают на карте госу- Показывают на карте Соединенные
дарство США, используя по- Штаты Америки. Перечисляют вимощь учителя. По рисункам
ды промышленности и сельского
рассказывают, чем занимахозяйства. Отмечают на контурной
ются местные жители этой карте столицу и крупные города
страны, используя помощь изучаемого государства. Рассказыучителя
вают о достопримечательностях
этой страны

Показывают на карте государство Канада, используя
помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этой
страны, используя помощь
учителя

Показывают на карте Канаду. Перечисляют виды промышленности и
сельского хозяйства. Отмечают на
контурной карте столицу и крупные
города изучаемого государства.
Рассказывают о достопримечательностях этой страны

22

41. Мексика. Куба

1ч.

42. Обобщающий
урок по теме «Северная Америка»

1ч.

43. Географическое
положение

1ч.

44. Разнообразие рельефа, климат

1ч.

карте
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Развитие навыков работы с
географическими картами

Показывают на карте изучаемые государства, используя
помощь учителя. По рисункам рассказывают, чем занимаются местные жители этих
стран, используя
помощь
учителя
Обобщение и систематизироПоказывают Северную Амевание знаний о Северной
рику на настенной карте.
Америке
Называют характерные особенности материка с опорой
на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем
Южная Америка - 12 часов
Продолжение формирования
Отмечают на контурной карпредставлений обучающихся о те заранее выделенные учиматериках земного шара. Сотелем географические объекобщение сведений о геограты. Составляют рассказ о
фическом положении Южной
географическом положении
Америки, открытии острова
Северной Америки, опираясь
Огненная Земля. Развитие
на план и предложения,
навыков использования геопредложенные учителем
графических карт для получения новой учебной информации
Формирование представлений Показывают на
настенной
обучающихся о Южной Амекарте равнины и горы, зарарике. Сообщение сведений о
нее выделенные
учителем.
разнообразии и контрасте поПодписывают их названия в
верхности, особенностях кли- контурной карте, используя

Показывают на карте
изучаемые
государства.
Перечисляют виды
промышленности и сельского хозяйства. Отмечают на контурной
карте столицу и крупные города
изучаемых стран. Рассказывают о
достопримечательностях этих стран
Показывают на карте
Северную
Америку. Дают краткую характеристику материка с опорой на карты и
с помощью учителя

Называют и показывают на настенной карте Африку, океаны и моря,
которые омывают материк. Отмечают на контурной карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Записывают новые
географические термины в тетрадь.
Составляют по плану краткую характеристику
географического положения Южной Америки
Называют и показывают на настенной карте формы рельефа Южной
Америки. Отмечают на контурной
карте географические названия, выделенные в тексте учебника. Срав-

23

45. Реки и озера Южной Америки

1ч.

46. Растительный мир
тропических лесов

1ч.

47. Животные тропического леса

1ч.

мата Южной Америки. Установление взаимосвязи географического положения, поверхности и климата изучаемого материка
Формирование представлений
обучающихся о Южной Америке. Знакомство школьников
с водоемами изучаемого материка. Совершенствование
навыков показа географических объектов на настенной
карте
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
растительного мира земного
шара. Сообщение сведений о
растительности тропических
лесов Южной Америки. Закрепление знания обучающихся о тропических лесах
земного шара в процессе
сравнения лесов Африки, Северной Америки и Южной
Америки
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
животного мира земного шара.
Сообщение школьникам сведений о типичных представителях животного мира тропических лесов Южной Амери-

помощь учителя

нивают климат Африки и Южной
Америки. Составляют рассказ о
климатических условиях
Южной
Америки

Показывают
на настенной
карте заранее выделенные
учителем реки и озера Южной Америки. Составляют
рассказ об Амазонке
по
предложенным
учителем
предложениям

Отмечают на
контурной
карте
крупные реки и озёра Южной Америки. Сравнивают Амазонку и Нил
по характеру течения и питания.
Называют сходства и различия.
Описывают одну из рек Южной
Америки по предложенному учителем плану
Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Южная Америка. Отмечают их в контурной
карте. Показывают и называют на
карте тропический лес. Рассказывают, как меняется Амазония в результате хозяйственной деятельности человека. Составляют рассказ
об одном из растений. Зарисовывают в тетради некоторые растения,
которые водятся только на этом материке
Рассказывают, от чего зависит многообразие животного мира тропического леса Южной Америки. Составляют рассказ об одном из животных, зарисовывают его в тетради. Обозначают зону тропических
лесов на контурной карте

Знакомятся с природными
зонами Южной Америки. По
рисункам называют растения
материка. По предложенным
учителем предложениям составляют рассказ об одном из
растений тропического леса

По рисункам называют животных
зоны тропических
лесов Южной Америки. По
предложенным
учителем
предложениям
составляют
рассказ об одном из животных тропического леса

24

ки. Закрепление знаний обучающихся о тропических лесах земного шара в процессе
сравнения лесов Африки, Северной Америки и Южной
Америки
Формирование представлений
обучающихся о разнообразии
природных условий Южной
Америки. Сообщение сведений о разнообразии растительного мира Южной Америки

48. Растительный мир
саванн степей полупустынь и горных районов

1ч.

49. Животный мир
саванн, степей,
полупустынь, пустынь

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
разнообразии природных
условий Южной Америки.
Знакомства школьников с животным миром саванн, пустынь, степей и гор Южной
Америки

50. Население и государства

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
Южной Америке. Формирование представлений о коренном
и пришлом населении матери-

Показывают на карте саванны, степи, горные районы
материка, используя помощь
учителя. Записывают в тетрадь названия представителей растительного мира, выделенных в тексте учебника

Показывают на карте саванны, степи, горные районы
материка, используя помощь
учителя. По
иллюстрации
перечисляют представителей
животного мира саванн, степей, полупустынь, пустынь
Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь
Показывают на карте государства
материка, заранее
выделенные учителем. По
рисункам рассказывают, чем
занимаются жители
этих

Рассказывают о разнообразии растений в зоне степей Южной Америки. Сравнивают пустыни Африки и
Южной Америки. Показывают, как
изменяются природные зоны в горах на карте «Высотная поясность
Южной Америки». Зарисовывают в
тетради растения Южной Америки.
Составляют рассказ об одном из
представителей растительного мира
Южной Америки
Рассказывают о разнообразии животных в зоне степей Южной Америки. Записывают названия животных в тетрадь. Объясняют как взаимосвязан животный и растительный
мир саванн. Зарисовывают в тетради животных Южной Америки. Составляют рассказ об одном из представителей животного мира Южной
Америки
Показывают на политической карте
крупные государства Южной Америки. Рассказывают о разнообразном составе народов Южной Америки. Наносят на контурную карту

25

ка. Сообщение сведений о
государствах Южной Америки
51. Государства Южной Америки:
Бразилия

1ч.

Сообщение сведений о государствах Южной Америки.
Совершенствование навыков
работы с политической картой

52. Государства Южной Америки: Аргентина

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Знакомство с государством
Южной Америки -Аргентиной

53. Государства Южной Америки: Перу

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
народах, населяющих земной
шар, разнообразии государств.
Знакомство с государством
Южной Америки-Перу

54. Обобщающий
урок по теме
«Южная Америка»

1ч.

Обобщение и систематизирование знаний обучающихся о
Южной Америке

стран, используя
учителя

помощь изучаемые государства и их столицы. Перечисляют отрасли промышленности и сельского хозяйства,
развитые в этих странах
Показывают на карте изучаПоказывают изучаемые государства
емые государства, используя на карте. Перечисляют виды пропомощь учителя. По рисун- мышленности и сельского хозяйкам рассказывают, чем зани- ства. Отмечают на контурной карте
маются местные жители этих столицу и крупные города изучаестран, используя
помощь мых стран. Рассказывают о достоучителя
примечательностях государства
Показывают на карте изучаПоказывают изучаемые государства
емые государства, используя на карте. Перечисляют виды пропомощь учителя. По рисун- мышленности и сельского хозяйкам рассказывают, чем зани- ства. Отмечают на контурной карте
маются местные жители этих столицу и крупные города изучаестран, используя
помощь мых стран. Рассказывают о достоучителя
примечательностях государства
Показывают на карте изучаПоказывают изучаемые государства
емые государства, используя на карте. Перечисляют виды пропомощь учителя. По рисун- мышленности и сельского хозяйкам рассказывают, чем зани- ства. Отмечают на контурной карте
маются местные жители этих столицу и крупные города изучаестран, используя
помощь мых стран. Рассказывают о достоучителя
примечательностях государства
Показывают Южную Амери- Показывают на карте Южную Амеку на настенной карте. Назы- рику. Дают краткую характеристику
вают характерные особенно- материка с опорой на карты и с пости материка с опорой на
мощью учителя
предложения и
иллюстративный материал, предложенный учителем

26

Евразия – 14 часов

55. Географическое
положение

1ч.

Формирование представлений
обучающихся об Евразии как
самом крупном материке земного шара. Знакомство с географическим положением
Евразии

56. Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и
полуострова

1ч.

Продолжение формирования
представлений о географическом положении Евразии.
Знакомство с очертаниями берегов, островами и полуостровами океанов, омывающими
материк

57. Очертание берегов Евразии Моря
Тихого и Индийского океанов.
Острова и полуострова

1ч.

Продолжение формирования
представлений о географическом положении Евразии.
Знакомство с очертаниями берегов, островами и полуостровами Тихого и Индийского
океанов.
Закрепление знаний школьников о морях Тихого океана,
омывающих восточное побережье РФ

Показывают Евразию на карте полушарий и глобусе, используя
помощь учителя.
Дают краткую характеристику географического положения материка по плану и
опорным предложениям

Рассказывают о географическом положении Евразии. Называют части
света, из которых состоит материк,
сравнивают их по площади. На контурной карте проводят условную
границу между Европой и Азией и
отмечают географические названия,
выделенные в тексте учебника
Показывают на физической На физической карте показывают и
карте океаны, которые омыназывают океаны, омывающие мавают Евразию. Записывают в терик. Отмечают моря этих океанов,
тетрадь острова и полуостро- острова и полуострова на контурва материка.
Составляют ных картах. Дают характеристику
рассказ об одном из морей по одному из морей по предложенному
опорным словам, и словосо- учителем плану
четаниям, принимая помощь
учителя
Записывают в тетрадь остро- На физической карте показывают и
ва и полуострова Тихого и называют океаны, омывающие маИндийского океанов. Сотерик. Отмечают моря этих океанов,
ставляют рассказ об одном из острова и полуострова на контурморей, по опорным словам, и ных картах. Дают характеристику
словосочетаниям,
принимая одному из морей по предложенному
помощь учителя
учителем плану

27

58. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Европы

1ч.

59. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Азии

1ч.

60. Климат Евразии

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о Евразии. Знакомство с рельефом и полезными ископаемыми Европы.
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении заданий в тетради на
печатной основе

Показывают
на настенной
карте равнины и горы, заранее выделенные учителем.
Подписывают их названия в
контурной карте, используя
помощь учителя. Называют и
показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых Европы
Формирование представлений Показывают
на настенной
обучающихся о Евразии. Знакарте равнины и горы, заракомство с рельефом и полезнее выделенные учителем.
ными ископаемыми Азии.
Подписывают их названия в
Формирование навыков само- контурной карте, используя
стоятельной работы при выпомощь учителя. Называют и
полнении заданий в тетради на показывают (заранее обознапечатной основе
ченные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых Азии
Формирование представлений Закрашивают в контурной
обучающихся о Евразии, осокарте климатические пояса,
бенностях ее климатических
заранее выделенные учитеусловий. Совершенствование
лем. Составляют рассказ о
навыков работы с физической климате Росси по предлокартой
женным учителем предложениям. На контурной карте
отмечают реки и озера, используя помощь учителя

Показывают
на физической карте
равнины, плоскогорья и горы Евразии. Отмечают формы рельефа
Евразии в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на материке, показывают их месторождения на карте

Показывают
на физической карте
равнины, плоскогорья и горы Азии.
Отмечают формы рельефа Евразии
в контурной карте. Перечисляют
полезные ископаемые, которые добывают на материке, показывают их
месторождения на карте

Перечисляют,
в каких климатических поясах расположен материк,
называют особенности каждого из
климатических поясов. Рассказывают, какие факторы определяют
климат Евразии. Показывают и
называют крупнейшие реки и озера
материка и отмечают их в контурной карте

28

61. Реки и озера Европы

1ч.

Формирование представлений
о богатстве водных ресурсов
Евразии. Сообщение сведений
о водоемах Европы.
Совершенствование навыков
работы с физической картой

62. Рекииозера
Азии

1ч.

Формирование представлений
о богатстве водных ресурсов
Евразии. Сообщение сведений
о водоемах азиатской части
изучаемого материка

63. Растительный и
животный мир
Европы

1ч.

64. Растительный и
животный мир
Азии

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
Евразии. Сообщение сведений
о растительном и животном
мире изучаемого материка.
Развитие навыков самостоятельного получения учебной
информации из карт приложения к учебнику
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
Евразии. Сообщение сведений
о растительном и животном
мире изучаемого материка.

Показывают реки и озёра Европы (заранее выделенные
учителем на карте). Наносят
на контурную карту названия
рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о
реках и озерах Европы по
опорным словам
и словосочетаниям
Показывают реки
и озёра
Азии (заранее выделенные
учителем на карте). Наносят
на контурную карту названия
рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о
реках и озерах Азии, по
опорным словам и словосочетаниям
Называют растения и животных Европы. Записывают в
тетрадь названия представителей растительного и животного мира, выделенных в
тексте учебника, используя
помощь учителя

Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской части материка. Наносят на
контурную карту названия рек, озер,
каналов. Составляют рассказ о реках и озерах Европы по плану

Называют растения и животных Азии. Записывают в тетрадь названия представителей растительного и животного мира,
выделенных в

Называют и показывают на карте
природные зоны Азии. Перечисляют представителей растительного и
животного мира каждой природной
зоны

Называют и показывают реки и озера, которые расположены в азиатской части материка. Наносят на
контурную карту названия рек, озер,
каналов. Составляют рассказ о реках и озерах Азии по плану

Называют и показывают на карте
природные зоны Европы. Перечисляют представителей растительного
и животного мира каждой природной зоны

29

65. Население Евразии

1ч.

66. Культура и быт
народов Евразии

1ч.

67. Обобщающий
урок по теме
«Евразия»

1ч.

68. Обобщающий
урок по курсу
«География материков и океанов»

1ч.

Развитие навыков самостоятельного получения учебной
информации из карт приложения к учебнику
Формирование представлений
обучающихся о многонациональном населении материка
Евразия
Формирование представлений
обучающихся о многонациональном населении материка
Евразия. Сообщение основных
сведений о культуре и быте
народов Евразии

тексте учебника, используя
помощь учителя

Обобщение и систематизирование сведений о крупнейшем
материке земного шара.
Развитие навыков самостоятельной работы при выполнении заданий в контурной карте и в тетради на печатной основе
Обобщение и систематизирование знаний по курсу «География материков и океанов»
Развитие навыков работы в
команде

Показывают Евразию
на
Показывают на карте Евразию. Данастенной карте. Называют ют краткую характеристику матехарактерные
особенности
рика с опорой на карты и с помоматерика с опорой на пред- щью учителя
ложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

На карте показывают государства Евразии, заранее выделенные учителем.

Называют по иллюстрациям часть
Евразии, которая более плотно заселена

Составляют рассказ о кульСоставляют рассказ о культуре и
туре и быте своего края по быте своего края
предложенным
учителем
предложениям.

Показывают материки и океаны на настенной карте с помощью учителя. Подписывают названия материков и
океанов в контурной карте

Показывают на настенной карте
материки и океаны. По описанию и
иллюстрациям определяют, о каком
материке и океане идет речь. Наносят названия материков и океанов в
контурной карте

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».