Рабочая программа Теннис

Пояснительная записка
Рабочая программа по настольному теннису составлена на основании
следующих нормативно - правовых документов:
1. Программа разработана на основе:
- ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения Российской Федерации от
31.05. 2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования");
2.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 08 октября 2010 года № ИК-1494/19 «О введении третьего
часа физической культуры в недельный объем учебной
нагрузки
обучающихся общеобразовательных учреждений РФ».
3.
Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности
при
введении
Федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования».
4.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН
2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые
постановлением главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте
России 3 марта 2011 г. N 19993.
5.
С учетом Основной образовательной программы основного
общего образования МКОУ «Тарминская СОШ», примерной программы
(примерная основная образовательная программа основного общего
образования, одобрена решением федерального учебно –методического
объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. No1/15) и
обеспечена УМК по предмету
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для
учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы и направлена на
реализацию спортивно-оздоровительного направления.
Сроки реализации рабочей программы: 1 учебный год
В основе принципов
создания программы
лежит концепция
личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации
учебно-воспитательного процесса.
Программа по физической культуре, направлена на:
-реализацию учебного материала в соответствии с возрастными
особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью
учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка),

региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения
(поселковая школа).
соблюдение дидактических правил «от известного к
неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор, и
планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения,
перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в
самостоятельной
деятельности;
расширение
межпредметных
связей,
ориентирующих
планирование
учебного материала на целостное формирование
мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее
раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и
процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе
активного использования школьниками освоенных знаний, способов и
физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях,
режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Целью
рабочей
программы по спортивно-оздоровительному
направлению является формирование у учащихся пятых классов основ
здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности
посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели
физического воспитания учащихся по базовому компоненту. Реализация
данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
•
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику
плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию,
выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
•
овладение «школой движений»;
•
развитие координационных (точности воспроизведения и
дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров
движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на
сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и
кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости)
способностей;
•
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме
дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья,
работоспособность и развитие двигательных способностей;
•
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и
инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
•
приобщение к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время

на основе формирования интересов к определенным видам двигательной
активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам
спорта;
•
воспитание
дисциплинированности,
доброжелательного
отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время
выполнения физических упражнений, содействие развитию психических
процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной
деятельности.
В основу структуры программы по настольному теннису для спортивных
школ Г.В. Барчукова 2004 года; .
Задачи:
Образовательные

дать необходимые дополнительные знания в области раздела
физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис); 
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;  обучить
учащихся технике и тактике настольного тенниса. Развивающие

развить
координацию
движений и
основные
физические
качества: силу, ловкость, быстроту реакции;

развивать двигательные способности посредством игры в теннис;

формировать навыки самостоятельных занятий физическими
упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные

способствовать развитию социальной активности обучающихся:
воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь
и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению
преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости,
табакокурения и алкоголизма.
На занятиях кружка при изучении нового материала и закреплении
практических умений и навыков используются различные формы и методы,
соответствующие поставленным целям и задачам, а так же содержанию
образовательной деятельности. (Это методы словесного восприятия, метод
наглядности, практический метод, соревновательная и игровая форма.)
Наибольший эффект и результат дают игровые и соревновательные формы,
которые в основном и используются на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
•
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
•
умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
•
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой
форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса
являются следующие умения:
•
активно включаться в общение и взаимодействие со
сверстниками
на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
•
проявлять положительные качества личности и управлять
своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
•
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
•
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с
ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы по курсу являются следующие умения:
•
характеризовать явления (действия и поступки), давать им
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
•
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать
способы их исправления;
•
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
•
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;
•
организовывать самостоятельную деятельность с учётом
требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,
организации места занятий;
•
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и
отдых в процессе ее выполнения;
•
анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать
эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
•
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с
эталонными образцами;
•
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
•
технически правильно выполнять приемы настольного тенниса,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания
программы по курсу являются следующие умения:
•
представлять настольный теннис как средство укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
•
оказывать посильную помощь и моральную поддержку
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и
уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
•
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и
элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
•
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать
требования техники безопасности к местам проведения;
•
организовывать и
проводить игры с
разной
целевой
направленностью
•
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
•
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения
двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
•
находить
отличительные
особенности
в
выполнении
двигательного действия разными учениками, выделять отличительные
признаки и элементы;
•
выполнять технические
действия настольного
тенниса,
применять их в игровой и соревновательной деятельности;
•
применять жизненно важные двигательные навыки и умения
различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
•

Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу первого полугодия:

Будут знать:

будут знать, что систематические занятия физическими
упражнениями укрепляют здоровье;

узнают, как правильно распределять свою физическую
нагрузку;

узнают правила игры в настольный теннис;

правила охраны труда и поведения на занятиях и в
повседневной жизни;

Знать правила проведения соревнований;
Будут уметь:

Провести специальную разминку для теннисиста

Овладеют основами техники настольного тенниса;

Овладеют основами судейства в теннисе;

Смогут составить график соревнований в личном зачете и
определить победителя;
Разовьют следующие качества:

улучшат координацию движений, быстроту реакции и
ловкость;

улучшат
общую
выносливость
организма
к
продолжительным физическим нагрузкам;

повысятся адаптивные возможности организма противостояние условиям внешней среды стрессового характера;

Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате
коллективных действий.
К концу второго полугодия:
Будут знать:

расширят знания о технических приемах в настольном
теннисе;

получат разносторонние знания о положении дел в
современном настольном теннисе;
Будут уметь:

Проводить специальную разминку для теннисиста


Овладеют различными приемами техники настольного
тенниса;

Освоят приемы тактики игры в настольный теннис;

Овладеют навыками судейства в теннисе, навыками
организации мини-турнира.

Овладеют навыками общения в коллективе;

будут иметь сформированные навыки самостоятельных
занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Разовьют следующие качества:

улучшат большинство из показателей физических качеств:
координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости
организма к продолжительным физическим нагрузкам;

повысится
уровень
противостояния
организма
обучающихся стрессовым ситуациям

Освоят накат справа и слева по диагонали;

Освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»;

Освоят накат справа и слева в один угол стола;

Научатся правильно делать подрезки справа и слева в
любом направлении;
Формы подведения итогов:
Соревнования, спортивные праздники, тесты,
выполнение
нормативов.

Место учебного предмета в учебном плане
Согласно МКОУ «Тарминская СОШ» организация занятий по
направлениям кружковой деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. Время, отведенное на кружковую
деятельность настольный теннис составило 1 часа в неделю (34 часа в
год).

Содержание материала
Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития
настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и
спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры.
Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват
«пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка,
толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места.
Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и
двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со
смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом,
удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары:
накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча»
в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче
соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой
подаче — несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка.
Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные
упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед,
назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям
(разминка общая и игровая).
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Учебный план программы «Настольный теннис»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Виды программного материала

Количество часов
(уроков)

Теория
Общефизическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Обучение техническим приёмам
Интегральная подготовка
Обучение тактическим действиям и
двухсторонняя игра
Итого:

2
8
8
20
10
20
68

2.2.
Календарный учебный график
Начало учебного года: 01 сентября.
Конец учебного года: 31 мая.
Календарный учебный график утверждается ежегодно.

2.3. Материально-технические и кадровые условия
- Материально-технические условия:
Местом проведения занятий является игровой. Игровой зал хорошо освещен, без
прямого попадания света в глаза играющих. Помещение хорошо проветривается. В
игровом зале есть два теннисных стола с хорошим импортным покрытием,
идеально натянутой сеткой, комплектом теннисных ракеток в количестве 8 штук, и
10 мячей для игры в настольный теннис.

Тематическое планирование.
№
п/п

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16

17
18
19

20

Тема/Раздел

История развития настольного тенниса, и
его роль в современном обществе.
Оборудование и спортинвентарь для
настольного тенниса. Правила безопасности
игры. Правила соревнований.
Выбор ракетки и способы держания.
Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером».
Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом.
Удар по мячу с полулета, удар подрезкой,
срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах.
Вращение мяча.
Основные положения теннисиста.
Исходные положения, выбор места.
Способы перемещения. Шаги, прыжки,
выпады, броски.
Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя,
боковая, нижняя и со смешанным
вращением).
Подачи: короткие и длинные.
Подача накатом, удары слева, справа,
контрнакат (с поступательным вращением).
Удары: накатом с подрезанного мяча,
накатом по короткому мячу, крученая
«свеча» в броске.
Тактика одиночных игр
Игра в защите
Основные тактические комбинации.
При своей подаче:
а) короткая подача;
б) длинная подача.
Основные тактические комбинации
При подаче соперника:
а) при длинной подаче — накат по прямой;

Кол-во
часов

2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2

2
2
2

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

21
22
23
24

25

26
27
28
29

30
31
32
33
34

6) при короткой подаче — несильный
кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и
защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение
мяча в разных направлениях.
Тренировка
двигательных
реакций.
Атакующие
удары
(имитационные
упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и
приставные шаги, выпады вперед, назад и в
стороны).
Основы
тренировки
теннисиста.
общефизическая подготовка.
Тренировка удара: накатом у стенки, удары
на точность.
Тренировка удара: накатом у стенки, удары
на точность.
Тренировка двигательных реакций.
Атакующие удары (имитационные
упражнения) и в игре.
Игра у стола. Игровые комбинации.
Игра у стола. Игровые комбинации.
Игра у стола. Игровые комбинации.
Соревнования
Соревнования
Итого

2
2
2
2

2

2
2
2
2

2
2
2
2
2
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».