Рабочая программа – документ, созданный на основе примерной программы ФГОС НОО, ФГОС ООО, а также с учетом целей и задач образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. А также на основе «Примерной рабочей программы начального общего образования по русскому языку» Министерства «Просвещения» РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» российской академии образования, М.: 2021 Согласно программе начальным этапом изучения предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в 1 классе является курс «Обучение грамоте»: обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. На изучение программного материала отводится 9 часов в неделю (4 часа – обучение чтению, 5 часов – обучение письму). На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению – 80 часов и 12 часов из резервов учебного времени. На уроки обучения письму выделяются часы учебного плана по русскому языку – 100 часов и 15 часов из резервов учебного времени. Исходя из учебного плана школы, на обучение грамоте отведено 23 недели по 9 часов в неделю (207 часов). В рабочую программу внесены изменения. Резервные часы по обучению чтению (12 часов) распределены на следующие темы: Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р (1 ч); Звуки [в], [в'], буквы В, в (1 ч); Звуки [й'э], ['э]. Буквы Е, е (1 ч); Звуки [п], [п']. Буквы П, п (1 ч); Звуки [г], [г']. Буквы Г, г (1 ч); Звук [ч']. Буквы Ч, ч. Правописание сочетаний ча-чу (1 ч); Буквы Ч, ч. Правописание сочетаний ча-чу (закрепление) (1 ч); Звук [й']. Буквы Й, й (закрепление) (1 ч); Звуки [х], [х']. Буквы Х, х (закрепление) (1 ч); Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление) (1 ч); Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф (1 ч); Русский алфавит (закрепление) (1 ч). Резервные часы по обучению письму (15 часов) распределены на следующие темы: Тренировка мелкой моторики руки (1 ч); Письмо строчной и заглавной букв Р, р (закрепление) (1 ч); Письмо строчной и заглавной букв В, в (закрепление) (1 ч); Повторение изученных букв. Письмо слогов и слов (1 ч); Письмо строчной и заглавной букв Е, е (закрепление) (1 ч); Письмо строчной и заглавной букв П, п (закрепление) (1 ч); Письмо слов и предложений (1 ч); Письмо строчной и заглавной букв Г, г (закрепление) (1 ч); Правописание сочетаний ча – чу (закрепление) (1 ч); Сочетания ча – чу. Заглавная буква Ч (1 ч); Написание букв Й, й (закрепление) (1 ч); Написание строчной буквы х (закрепление) (1 ч); Письмо слов и предложений с буквами Й, й, х (1 ч); Письмо слов и предложений с буквами Ц, ц (закрепление) (1 ч); Написание букв Ф, ф (1 ч). Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Добукварный период Обучающийся научится: - различать устную и письменную речь, различать буквы и звуки; -выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи; - выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; - разделять слово на слоги с использованием графических схем; - делить слова на слоги; - определять ударный слог в слове; - определять главную мысль предложения; - отличать гласные звуки от согласных. Обучающийся познакомится с правилами посадки при письме, научится обводить образцы и писать самостоятельно элементы букв, научится безотрывному письму элементов букв, писать буквы и соединения с ними. Будет сформирован навык безотрывного письма с наклоном. Обучающийся получит возможность научиться в совместной деятельности с учителем: - осознавать образные представления о предложении; о слове как единице речи, о слоге как о части слова; - выделять слоги в словах в процессе слогового анализа слова; - определять позицию (ударную и безударную) слога в слове; - определять логическое ударение, различать интонационную окраску предложения; - артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения, осознавать образное представление о звуке; - понимать смысловое значение интонации; - обозначать гласные звуки буквами; - рассматривать гласные а, о, у, ы, и как букву, слог; - наблюдать за позиционным изменением согласных звуков. Букварный период Обучающийся научится: - давать характеристику согласным звукам; - узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки; - читать слова с изученными буквами; - узнавать графический образ букв; - группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию; - обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я; - определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; - называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы. Обучающийся получит возможность научиться: - распространять основу предложения, сокращать предложения до основы; - правильно выражать свои мысли в речи, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов; - наблюдать за расхождением написания и произношения безударных гласных; - выделять в однокоренных словах корень; - объяснять значение многозначных слов; - отгадывать буквенные ребусы; -находить отрывки, которые могут ответить на вопрос; - выбирать отрывок к которому можно подобрать пословицу; -правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных; - находить рифму; - придумывать заголовок к тексту, ставить вопросы; - различать значения многозначных слов. Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено сформирование навыка безотрывного письма с наклоном. Послебукварный период Обучающийся научится: - ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на вопросы; - соотносить содержание с темой чтения; - определять тему, главную мысль произведения; - правильно строить ответы на поставленные вопросы; - ставить вопросы по содержанию прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения, рассуждать на заданную тему; - различать элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация, аннотация); - сравнивать различные по жанру произведения; - кратко характеризовать героев произведений; - делить текст на смысловые части, составлять его простой план; - выявлять в содержании текста реальное и фантастическое, смешное и комическое; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему; - вырабатывать навыки грамотного письма; - записывать предложение, находить в нем основу. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета ≪Русский язык≫ обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования: гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета ≪Русский язык≫ у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять языковые единицы по определённому признаку; — характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, предложений); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную информацию. Базовые исследовательские действия: — формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов, правил; Работа с информацией: — распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей) правила информационной безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа; — анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде схем; самостоятельно создавать схемы для представления лингвистической информации. К концу обучения у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: — соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить доказательства своей точки зрения с помощью учителя; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; признавать возможность существования разных точек зрения. Создание устных и письменных текстов: — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — создавать устные и письменные тексты (описание, повествование) в соответствии с речевой ситуацией с помощью учителя; — готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования. Совместная деятельность: — принимать цель совместной деятельности на уроках ≪Русского языка≫, коллективно строить план действий по её достижению; — ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению орфографической задачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц; — выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; — устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи; — корректировать свои учебные действия для преодоления орфографических ошибок; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Содержание учебного предмета Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами: «Развитие речи» - 8 часов «Слово и предложение» - 5 часов «Фонетика» - 27 часов «Графика» // «Чтение» - 70 часов «Письмо» // «Орфография и пунктуация» - 70 часов Резервные часы могут быть добавлены как к обучению грамоте, так и к систематическим курсам: русский язык – 15 часов и литературное чтение – 12 часов. Развитие речи. (8 ч) Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Слово и предложение. (5 ч) Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Различение слова и обозначаемого им предмета. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Фонетика. (27 ч) Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика изучается параллельно с разделом чтение. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я (йотированные). Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Функция букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. (82 ч) Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале небольших прозаических текстов и стихотворений. Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо (85ч) Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образ этой буквы. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца). Орфография и пунктуация изучается параллельно с письмом. Ознакомление с правилами правописания и их применение: - обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча — ща, чу — щу, жи — ши); - заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина); - раздельное написание слов; - перенос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания в конце предложения. Учебно-тематическое планирование Обучение чтению № п/п Наименование разделов и тем уроков 1 Добукварный период «Азбука» – первая учебная книга 2 Здравствуй, школа! Устная и письменная Кол-во часов 14 ч 1 1 Тип урока Комбинированный урок Комбинированный Примечание возможность использования по теме электронных (цифровых) образовательн ых ресурсов https://resh.edu. ru/subject/lesso n/5072/start/222 521/ 3 4 речь. Предложение Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово Люби все живое. Слово и слог 1 1 урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок 1 8 Не нужен клад, когда в семье лад. Слог. Ударение Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и в речи Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки Век живи, век учись. Как образуется слог? 9 Повторение – мать учения 1 10 Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а], буквы А, а; их функции 1 11 Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о], буквы О, о; их функции в слогеслиянии 1 Комбинированный урок 12 Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и], буквы И, и; их функции в слогеслиянии 1 Комбинированный урок 13 Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы], буква ы, ее функция в слогеслиянии Ученье – путь к умению. Гласный звук [у], буквы У, у; их функция в слоге-слиянии 1 Комбинированный урок 1 Комбинированный урок Букварный период 62 ч 5 6 7 14 1 1 1 https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6436/start/178 898/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3754/start/178 514/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6199/start/190 037/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6437/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3544/ (12 ч резерв) 15 Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н'], буквы Н, н 1 Комбинированный урок 16 Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [с'], буквы С, с 1 Комбинированный урок 17 Каков мастер, такова и работа. Звуки [к], [к'], буквы К, к 1 Комбинированный урок 18 А. С. Пушкин. «Сказки». Согласные звуки [т], [т'] 1 Комбинированный урок 19 20 Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т К. Чуковский. «Сказки». Звуки [л], [л'], буквы Л, л 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 21 А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р 1 Комбинированный урок https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3756/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3757/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6438/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3835/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/4128/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6457/ Урок закрепления Комбинированный урок Урок закрепления Комбинированный урок Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р Век живи, век учись. Звуки [в], [в'], буквы В, в Звуки [в], [в'], буквы В, в Русская народная сказка. Звуки [й'э], ['э]. Буквы Е, е 1 1 26 27 Звуки [й'э], ['э]. Буквы Е, е Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п']. Буквы П, п 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 28 29 Звуки [п], [п']. Буквы П, п Москва – столица России. Звуки [м], [м']. Буквы М, м 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 30 Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках О братьях наших меньших. Звуки [з], [з']. Буквы З, з 1 Урок обобщения 1 Комбинированный урок Закрепление умения чтения предложений с буквами З, з А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Звуки [б], [б']. Буквы Б, б 1 Урок закрепления 1 Комбинированный урок Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление букв Б-П Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами Терпение и труд все перетрут. Звуки [д], [д']. Буквы Д, д 1 Урок закрепления 1 Комбинированный урок Комбинированный урок Буквы Д, д (закрепление). Сопоставление букв Д-Т в слогах и словах Россия – Родина моя. Звуки [й'а], ['а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я. 1 Урок закрепления 1 Комбинированный урок Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я Чтение текстов с изученными буквами Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [г], [г']. Буквы Г, г 1 Урок закрепления 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок Звуки [г], [г']. Буквы Г, г Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении Делу время, а потехе час. Звук [ч']. Буквы Ч, ч. 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок Комбинированный урок Звук [ч']. Буквы Ч, ч. Буквы Ч, ч 1 1 22 23 24 25 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 1 1 1 1 Урок закрепления Урок закрепления https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3526/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6460/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3495/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3837/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6459/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3855/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6064/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6441/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3856/ Буквы Ч, ч. Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 1 Урок закрепления 1 Комбинированный урок 51 52 Буквы Ш, ш (закрепление) Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы Ж, ж 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 53 Буквы Ж, ж, сочетания ЖИ-ШИ (закрепление) Люби все живое. Звуки [й'о], ['о]. Буквы Ё, ё 1 Урок закрепления 1 Комбинированный урок 55 56 Буквы Ё, ё (закрепление) Жить – Родине служить. Звук [й']. Буквы Й, й 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 57 58 Звук [й']. Буквы Й, й (закрепление) Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х']. Буквы Х, х 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 59 60 Звуки [х], [х']. Буквы Х, х (закрепление) Чтение текстов о животных. Закрепление знаний о буквах Х, х Обобщающий урок. Чтение текстов морально-этического характера. Звуки [х], [х']. Буквы Х, х С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Звуки [й'о], ['о]. Буквы Ю, ю 1 1 Урок закрепления Урок закрепления 1 Урок обобщения 1 Комбинированный урок 63 64 Буквы Ю, ю Делу время, потехе час. Звук [ц]. Буквы Ц, ц 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 65 66 67 Звук [ц], буквы Ц, ц Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление) Как человек научился летать. Звук [э]. Буквы Э, э 1 1 1 Урок закрепления Урок закрепления Комбинированный урок 68 69 Гласный звук [э], буквы Э, э (закрепление) Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ'], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Звук [щ'], буквы Щ, щ (закрепление) «Играют волны, ветер свищет…» Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф 1 Урок закрепления 47 48 49 50 54 61 62 70 71 72 https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6450/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6442/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6443/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6200/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3857/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6444/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6445/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3865/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6446/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6447/ https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3870/ 73 Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ 1 Комбинированный урок 74 Доброе дело – великое счастье. Отработка техники чтения Русский алфавит 1 Комбинированный урок Комбинированный урок 75 76 77 78 Русский алфавит (закрепление) Послебукварный период В. Д. Берестов. «Читалочка». Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р» К. Ушинский. Наше Отечество 1 1 16 ч 1 1 Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок 1 81 А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне» 1 82 Л. Н. Толстой. Рассказы для детей 1 Комбинированный урок 83 Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно» 1 Комбинированный урок 84 Сказка К. И. Чуковского «Телефон» 1 Комбинированный урок 85 К. И. Чуковский. «Путаница» 1 86 В. В. Бианки. «Первая охота» 1 Комбинированный урок Комбинированный урок 87 С. Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два» 1 80 1 https://resh.edu. ru/subject/lesso n/3871/ Урок закрепления Чтение и анализ статьи В. Н. Крупина «Первоучители словенские» В. Крупин. «Первый букварь» 79 https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6448/ Комбинированный урок https://resh.edu. ru/subject/lesso n/6449/ https://internetu rok.ru/lesson/ch tenie/1klass/chtotakoe-horoshoi-chto-takoeploho/l-tolstoydva-tovarischa https://www.yo utube.com/watc h?v=5OmksCCcFU https://uchebnik .mos.ru/catalog ue/material_vie w/atomic_objec ts/2582931 https://uchebnik .mos.ru/catalog ue/material_vie w/lesson_templ ates/473002 https://www.yo utube.com/watc h?v=QVnTGlzLDo&list=P LRMli4p2MiuE LC0GsiEDBpG fZuqP6vszy&in dex=11 88 М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока» 1 Комбинированный урок 89 А. Л. Барто. «Помощница», «Зайка» 1 90 А. Л. Барто. «Игра в слова» 1 91 С. В. Михалков «Котята». Б. В. Заходер. «Два и три». В. Д. Берестов. «Песья песня», «Прощание с другом» 1 Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок 92 Презентация проекта «Живая азбука». Конкурс чтецов 1 Итого https://uchebnik .mos.ru/catalog ue/material_vie w/lesson_templ ates/498540 https://internetu rok.ru/lesson/ch tenie/1klass/chtotakoe-horoshoi-chto-takoeploho/smihalkovprivivka Комбинированный урок 92 ч Обучение письму № п/п Наименование разделов и тем уроков Добукварный период Кол-во часов 18 ч (1 ч резерв) 1 1 Пропись — первая учебная тетрадь. 2 Выполнение геометрических узоров по образцу. Выполнение рисунка в прописи. 1 Выполнение геометрических узоров по образцу. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Знакомство с основным алгоритмом письма. Нахождение основных мест соединения элементов букв. Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма. Упражнение в написании элементов основного алгоритма письма. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо и вверху влево. 1 3 4 5 6 7 8 1 1 1 1 1 Тип урока Комбинированныйу рок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Примечание возможность использования по теме электронных (цифровых) образовательн ых ресурсов 1 10 Письмо коротких и длинных наклонных линий с петлей вверху и внизу. Строчная буква а. 11 Заглавная буква А. 1 12 Строчная буква о. 1 Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный 13 Заглавная буква О. 1 Комбинированный 14 Строчная буква и. 1 Комбинированный 15 Заглавная буква И. 1 Комбинированный 16 17 Строчная буква ы. Строчная буква ы. 1 1 18 Строчная буква у. 1 Комбинированный 19 Заглавная буква У. 1 Комбинированный 20 Строчная буква н. 1 Комбинированный 21 Заглавная буква Н. 1 Комбинированный 22 Строчная буква с. 1 Комбинированный 9 1 урок урок урок урок Урок закрепления Комбинированный урок урок урок урок урок урок 23 Заглавная буква С. 1 Комбинированный 24 25 Строчная буква к. Заглавная буква К. 1 1 Урок закрепления Комбинированный 26 27 Строчная буква т. Заглавная буква Т. 1 1 28 Проверочная работа по теме «Письмо слов с изученными буквами». Строчная буква л. 1 Урок закрепления Комбинированный урок Урок закрепления 1 Комбинированный 29 урок урок урок 30 31 Заглавная буква Л. Строчная и заглавная буквы л, Л. 1 1 32 33 Строчная буква р. Заглавная буква Р. 1 1 Уро закрепления Комбинированный урок Урок закрепления Комбинированный 34 Строчная буква в. 1 Комбинированный 35 36 Заглавная буква В. Строчная буква е. 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок урок урок 37 Заглавная буквы Е. 1 Комбинированный урок 38 39 Строчная и заглавная буквы е, Е. Строчная буква п. 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 40 Заглавная буква П. 1 Комбинированный 41 Строчная и заглавная буквы п, П. 1 Комбинированный 42 Строчная буква м. 1 Комбинированный 43 44 Заглавная буква М. Письмо слов с изученными буквами. 1 1 45 Строчная буква з. 1 46 Заглавная буква З. 1 Комбинированный урок Комбинированный 47 Письмо слов с изученными буквами. 1 Комбинированный 48 Строчная буква б. 1 Комбинированный 49 Заглавная буква Б. 1 урок Урок закрепления 50 51 Письмо слов с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. 1 Комбинированный 52 Строчная буква д. 1 Комбинированный урок 53 54 Заглавная буква Д. Письмо слов с изученными буквами. 1 1 Урок закрепления 55 Строчная буква я. 1 Комбинированный 56 57 Заглавная буква Я. Письмо слов с изученными буквами. 1 1 Урок закрепления Комбинированный 58 59 Письмо слов с изученными буквами. Строчная буква г. 1 60 Заглавная буква Г. 1 Урок обобщения Комбинированный урок Комбинированный 61 Письмо слов с изученными буквами. 1 Комбинированный 62 Строчная буква ч. 1 Комбинированный 63 Заглавная буква ч. 1 64 65 Сочетания ЧА, ЧУ. Буква ь. 1 1 Комбинированный урок Урок закрепления Комбинированный 66 Буква ь. 1 Комбинированный урок урок урок Урок закрепления Комбинированный урок урок урок урок Комбинированный урок урок урок урок урок урок урок урок 67 Буква ь. 1 Комбинированный 68 69 Строчная буква ш. Заглавная буква Ш. 1 1 70 Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 Урок закрепления Комбинированный урок Комбинированный урок урок 71 72 Письмо слов с изученными буквами. Строчная буква ж. 1 1 Урок закрепления 73 74 75 76 Заглавная буква Ж. Письмо слов с изученными буквами. Строчная буква ё. Заглавная буква ё. 1 1 1 Урок закрепления 77 Строчная буква й. 1 Комбинированный 78 79 Письмо слов с й. Строчная буква х. 1 1 Урок обобщения Комбинированный 80 Заглавная буква Х. 1 81 Письмо слов с изученными буквами. 1 Комбинированный урок Комбинированный 82 1 Урок закрепления 83 84 Письмо изученных букв, слогов, слов и предложений. Строчная буква ю. Заглавная буква Ю. 1 1 Урок закрепления Комбинированный 85 Строчная буква ц. 1 86 Заглавная буква Ц. 1 Комбинированный урок Комбинированный 87 Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. Строчная буква э. Заглавная буква Э. 1 Комбинированный 1 1 Урок закрепления Комбинированный урок 1 Урок закрепления 91 Письмо слов и предложений с буквами Э, э. Строчная буква щ. 1 92 93 Заглавная буква Щ. Сочетания чу-щу. 1 1 Комбинированный урок Урок закрепления Урок закрепления 94 Сочетания ча-ща. 1 Комбинированный 95 96 Строчная букв ф. Заглавная буква Ф. 1 1 Урок закрепления Комбинированный 97 Разделительный ь. 1 Комбинированный 98 Разделительный ъ. 1 Комбинированный 99 Письмо слов с изученными буквами А, а; Б, б; В, в; Г, г; Д, д. Большая буква. Письмо слов с изученными буквами А, а; Б, б; В, в; Г, г; Д, д. Предложение. Письмо слов с изученными буквами Е, е; Ё, ё; Ж, ж; З, з; И, и. Слово. Значение слова. 1 Комбинированный 1 Комбинированный 1 Комбинированный 88 89 90 100 101 Комбинированный урок Урок закрепления Комбинированный урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 Письмо слов с изученными буквами Е, е; Ё, ё; Ж, ж; З, з; И, и. Текст. Письмо слов с изученными буквами К, к; Л, л; М, м; Н, н; О, о. Предложение. Письмо слов с изученными буквами К, к; Л, л; М, м; Н, н; О, о. Слова. Алфавит. 1 Комбинированный 1 Комбинированный 1 Комбинированный 1 Комбинированный Письмо слов с изученными буквами П, п; Р, р; С, с; Т, т; У, у. Согласные звуки: парные, непарные, твердые, мягкие. Письмо слов с изученными буквами П, п; Р, р; С, с; Т, т; У, у. Согласные звуки: парные, непарные, твердые, мягкие. (стр. 22) Письмо слов с изученными буквами Ф, ф; Х, х; Ц, ц; Ч, ч; Ш, ш. Твердые и мягкие шипящие согласные. Письмо слов с изученными буквами Ф, ф; Х, х; Ц, ц; Ч, ч; Ш, ш. Твердые и мягкие шипящие согласные. Письмо слов с изученными буквами Щ, щ; ъ; ы; ь; Э, э; Ю, ю; Я, я. Буквы, обозначающие два звука. Перенос слов. Письмо слов с изученными буквами Щ, щ; ъ; ы; ь; Э, э; Ю, ю; Я, я. Текст. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Письмо слов с изученными буквами. Единственное и множественное число имен существительных. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Письмо слов и предложений с изученными буквами. Итого 1 Комбинированный 1 Комбинированный 1 Комбинированный 1 Комбинированный 1 Комбинированный 1 Комбинированный 1 Комбинированный 1 Урок контроля 1 Комбинированный урок Комбинированный урок 1 урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок 115 ч Учебно-методическое обеспечение программы 1. «Примерная рабочая программа начального общего образования по русскому языку» Министерства «Просвещения» РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» российской академии образования, М.: 2021