Пояснительная записка Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2006 г. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: Закон РФ «Об образовании»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919; «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г. Целью данной программы является: -воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе; - уважение к людям труда; - получение элементарных знаний по видам труда. С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основными задачами являются: - формирование трудовых качеств; - обучение доступным приемам труда; - развитие самостоятельности в труде; - привитие интереса к труду; - формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы. Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений: - ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); - предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям. Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в 2010-2011 учебном году». Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия: - Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2006. - Л.А. Кузнецова. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику РУЧНОЙ ТРУД в 3 классе. С.-Пб.: Просвещение. 2008. - В.Г.Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению в 3 классе. Пособие для учащихся 3 класса. М.: Просвещение. 1999г. Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебноигровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. В третьем классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год в год (2 часа в неделю). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы. Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся: значение производства товаров для жизни людей; сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела; демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году; соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией; знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности. Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ) Практические работы Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей. Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы. П р и е м ы р а б о т ы . Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. П р и е м ы р а б о т ы . Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке. РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ Практические работы Экскурсия в слесарную мастерскую. Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. П р и е м ы р а б о т ы . Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма). Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. П р и е м ы р а б о т ы . Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании скартоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. П р и е м ы р а б о т ы . Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ Практические работы Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. Изготовление обложки для проездного билета. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы. П р и е м ы р а б о т ы . Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком). Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. П р и е м ы р а б о т ы . Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА) Практические работы Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. П р и е м ы р а б о т ы . Разметка разверток по шаблонам илинейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Практические работы Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д. Т е х н и ч е с к и е с в е д е н и я . Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. П р и е м ы р а б о т ы . Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой. Межпредметные связи М а т е м а т и к а . Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку. И з о б р а з и т е л ь н о е и с к у с с т в о . Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия. Р азвитие устной речи на основе изучени я явлений и предметов о к р у ж а ю щ е й д е й с т в и т е л ь н о с т и . Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами. Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать: - технические термины; -основные приемы работы с различными материалами; - знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; - санитарно-гигиенические требования. Учащиеся должны уметь: - самостоятельно ориентироваться в задании; -самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой; - самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя; - самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно; - выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно; -придерживаться плана при выполнении изделия; - анализировать свое изделие и изделие товарища; - ориентироваться в пространстве; - осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки; - отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. Дополнительная литература: - И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс, - Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с. - Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с. - Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999. - Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с. - В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с. Календарно тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14,15 16,17 18,19 20 21 22 23 24 Тема урока Экскурсия в природу Сбор природного материала Изготовление сувениров из природного материала Аппликация из засушенных листьев Изготовление игрушек из скорлупок Изготовление фигурок животных из природного материала Игра «Зоопарк» (из поделок). Упражнения с проволокой. Получение контуров геометрических фигур Получение фигур по представлению Изготовление рыбок, бабочек (накладыванием) Изготовление рыбок, бабочек (по представл.) Выполнение кисточки Плетение закладки из 4-х прядей. Плетение коврика. Изготовление стилизов. человечков. Изготовление открытки Игрушки из 3-4 деталей геометрической формы Изготовление гирлянды из одной полосы Изготовление гирлянды из двух полос Изготовление елочных игрушек Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 дата 25,26 27-29 30,31 33,34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45,46 47,48 49 50 51 52,53 54 55 56 57 58 59 60 61 62,63 64 65,66 67 68 Вырезание снежинок Изготовление кормушки Изготовление открытки Украшение новогодней елки Упражнения в разметке бумаги и картона Изготовление обложки для проездного билета Изготовление складной доски для игры Изготовление папки для тетрадей Упражнения по готовым проколам Изготовление закладки из фотопленки Оформление концов закладки кисточкой Пришивание вешалки Изготовление кармашка для ножниц Обметывание боковых срезов кармашка Изготовление прихватки Изготовление кукольной мебели Аппликация «Подснежник» Изготовление открытки Изготовление по образцу кораблика Изготовление открытой коробки Оклеивание бумагой объемных изделий Аппликация. Орнамент из геометрических фигур Составление рисунка для вышивания. Оформление вышивки в виде салфетки Экскурсия в швейную мастерскую Аппликация «Весенний лес» Изготовление поздравительной открытки Изготовление поздравительной открытки к 9 Мая Работа с пластилином «Весенние цветы» Аппликация «Кот в сапогах» Аппликация «Лето» Экскурсия в лес. Экскурсия в парк 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1