Музыка

Пояснительная записка
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебновоспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности
для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из
самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении
всей его жизни.
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие
музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые
для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование,
точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на
музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной
выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности,
исполнительские навыки.
Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед
преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в
процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной вы разительности;
совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность,
звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкальноисполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной
деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с
окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В
процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки,
обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения
о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся
воспринимать музыку.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и
«Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной
и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные,
тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервнопсихических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее
адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо
активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей
прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевальноритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших
музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает
совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания,
близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного
воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу
урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый
из которых многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3
произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить
внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии
теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим
самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе
«Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним
произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года
учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с
ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий,
таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактнологическое мышление.
Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она
включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание
радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя
зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).
Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель
музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы дети воспринимали и исполняли специально
подобранные музыкальные произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию,
негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное воздействие классической и детской
музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление,
память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно
отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная,
имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую
сферу детей такие стили, как рок и рэп музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и
внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной
агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.
Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются:
художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным
условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных
произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их
интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных
учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы
животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее
любимые детьми объекты, отраженные в музыке.
На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при
работе с детьми данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность
воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие,
фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения детьми
младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь
диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой
для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни,
если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью,
чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.
Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для
детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление
учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их
общее развитие, оказывает положительное воздействие
на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной
культуры.

Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени
подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от
местных условий.
Содержание программы
3
класс (34 ч)
ПЕНИЕ
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также
на новом материале.
Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз
между фразами.
Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
Развитие умения контролировать слухом качество пения.
Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни
путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над
выразительностью исполнения песен.
Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и
выразительно с сохранением строя и ансамбля.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С.
Михалкова.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А.
Тимофеевского.
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Вторая четверть
Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Третья четверть
Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Ус¬пенского.
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Алек¬сандровой.
Четвертая четверть
Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Ша¬инского, слова Ю. Энтина.
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э.
Успенского.
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Музыкальные произведения для прослушивания
Ф. Шуберт. Аве Мария.

Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».
В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
М. Теодоракис. Сиртаки.
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».
Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приклю¬чения Электроника».
Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляц¬ковского.
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского.
Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Энтина.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.
Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.
Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоква-шино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю.
Энтина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);
музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
Учащиеся должны уметь:
выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении
инструмента.
Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Подготовительный, 1-4классы. Автор: М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2008.

VIII

вида.

№

Раздел
программы
Пение

Тема

2

Элементы
музыкально
й грамоты

Звуки по высоте
и длительности

1

3

Пение

Каравай. Русская
народная песня
Неприятность эту
мы переживем.
Из мультфильма
«Лето кота
Леопольда».
Музыка Б.
Савельева, слова
А. Хаита
Музыкальные
инструменты

1

1

4

5

Элементы
музыкально
й грамоты

6

7

8

Слушание
музыки

Знакомство

ЗУНы

Элементы содержания

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль
Знать высокие и низкие, долгие и
короткие звуки; музыкальные инструменты
и их звучание (орган, арфа, флейта)

Разучивание русской народной
песни «На горе-то калина»

Звуки по высоте и
длительности. На горе-то
калина. Русская народная песня

Учить песню

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль

Разучивание русской народной
песни «Каравай»
Разучивание песни
«Неприятность эту мы
переживем»

Учить песню

1

Знать музыкальные инструменты и их
звучание (орган, арфа, флейта)

Учить песню

Огороднаяхороводная.
Музыка Б.
Можжевелова,
слова А.
Пассовой

1

К. Сен-Сане.
Лебедь. Из
сюиты «Карнавал
животных».
Л. Боккерини.
Менуэт
Ф. Мендельсон.

1

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль
Уметь слушать музыку

Музыкальные инструменты.
Звуки по высоте и
длительности
Разучивание песни «Огороднаяхороводная»

Слушание музыки К. Сен-Сане
«Лебедь». Из сюиты «Карнавал
животных»

Учить песню

1

Уметь слушать музыку

Учить песню

1

Уметь слушать музыку

Слушание музыки Л. Боккерини
«Менуэт»
Знакомство с музыкальными

На горе-то
калина. Русская
народная песня

Кол
час
1

1

Домашнее
задание
Учить песню

Учить песню

Учить песню

Учить песню

Дата

9

10

с
музыкальны
ми
произведени
ями
Пение

Свадебный
марш. Из музыки
к комедии В.
Шекспира «Сон
в летнюю ночь»
Как на тоненький 1
ледок. Русская
народная песня.
Обработка И.
Иорданского

Слушание
музыки

С. Прокофьев.
Марш. Из
симфонической
сказки «Петя и
Волк»
П. Чайковский.
Марш
деревянных
солдатиков. Из
«Детского
альбома»
Новогодняя.
Музыка А.
Филиппенко,
слова Г

1

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении; исполнять выученные
песни ритмично и выразительно, сохраняя
строй и ансамбль
Уметь слушать музыку

1

1

А. Спадавеккиа
— Е. Шварц.
Добрый жук. Из
кинофильма
«Золушка»
Рамиресс.
Жаворонок
Бойко (перевод с
украинского М.

11

12

Пение

13

Слушание
музыки

14
15

Пение

произведениями.
Ф. Мендельсон. Свадебный
марш. Из музыки к комедии В.
Шекспира «Сон в летнюю
ночь»
Разучивание русской народной
песни «Как на тоненький
ледок»

Учить песню

Слушание музыки. С.
Прокофьев. Марш. Из
симфонической сказки «Петя и
Волк»

Учить песню

Уметь слушать музыку

Слушание музыки.
П. Чайковский. Марш
деревянных солдатиков. Из
«Детского альбома»

Учить песню

Разучивание песни
«Новогодняя»

Учить песню

1

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль
Уметь слушать музыку

Слушание музыки.
А. Спадавеккиа — Е. Шварц.
Добрый жук. Из кинофильма
«Золушка»

Учить песню

1

Уметь слушать музыку

Учить песню

1

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;

Слушание музыки.
Рамиресс. Жаворонок
Разучивание песни
«Новогодняя хороводная»

Учить песню

16

Слушание
музыки

17

Пение

18

Слушание
музыки

19

20

Пение

21

Слушание
музыки

Ивенсен).
Новогодняя
хороводная.
Музыка А.
Островского,
слова Ю.
Леднева
С. Рахманинов.
Итальянская
полька
Песня о
пограничнике.
Музыка С.
Богославского,
слова О.
Высотской

различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль

1

Уметь слушать музыку

Слушание музыки. С.
Рахманинов. Итальянская полька

Учить песню

1

Разучивание песни «Песня о
пограничнике»

Учить песню

Слушание музыки. Кашалотик.
Музыка Р. Паулса, слова И.
Резника

Учить песню

Кашалотик.
Музыка Р.
Паулса, слова И.
Резника
Настоящий друг.
Музыка Б.
Савельева, слова
М. Пляцковского
Песню девочкам
поем. Музыка Т.
Попатенко,
слова 3.
Петровой

1

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль
Уметь слушать музыку

1

Уметь слушать музыку

Слушание музыки. Настоящий
друг. Музыка Б. Савельева,
слова М. Пляцковского

Учить песню

1

Разучивание песни «Песню
девочкам поем»

Учить песню

Будьте добры. Из
мультфильма
«Новогоднее
приключение».
Музыка А.
Флярковского,
слова А. Санина

1

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль
Уметь слушать музыку

Слушание музыки.
Будьте добры. Из мультфильма
«Новогоднее приключение».
Музыка А. Флярковского, слова
А. Санина

Учить песню

22

Пение

Мамин праздник.
Музыка Ю.
Гурьева, слова С.
Вигдорова

1

23

Слушание
музыки

Колыбельная
Медведицы. Из
мультфильма
«Умка». Музыка
Е. Крылатова,
слова Ю.
Яковлева
Волшебный
цветок. Из
мультфильма
«Шелковая
кисточка».
Музыка Ю.
Чичкова, слова
М. Пляцковского
Улыбка. Из
мультфильма
«Крошка Енот».
Музыка В. Шаинского, слова
М.
Пляцковского
Бабушкин
козлик. Русская
народная песня.

24

25

Пение

26

27

Слушание
музыки

Разучивание песни «Мамин
праздник»

Учить песню

1

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль
Уметь слушать музыку

Слушание музыки.
Колыбельная Медведицы. Из
мультфильма «Умка». Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Яковлева

Учить песню

1

Уметь слушать музыку

Слушание музыки.
Волшебный цветок. Из
мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова
М. Пляцковского

Учить песню

1

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль
Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль
Уметь слушать музыку

Разучивание песни «Улыбка»

Учить песню

Разучивание песни «Бабушкин
козлик»

Учить песню

Слушание музыки.
Когда мои друзья со мной. Из
кинофильма «По секрету всему
свету». Музыка В. Шаинского,

Учить песню

1

1
Когда мои друзья
со мной. Из
кинофильма «По

28

Пение

2930

31

Слушание
музыки

3234

Повторение

секрету всему
свету». Музыка
В. Шаинского,
слова М.
Пляцковского
Если добрый ты.
Из мультфильма
«День рождения
кота Леопольда».
Музыка Б.
Савельева, слова
А. Хаита
На крутом
бережку. Из
мультфильма
«Леопольд и
золотая рыбка».
Музыка Б.
Савельева, слова
А. Хаита
Песенка Деда
Мороза. Из
мультфильма
«Дед Мороз и
лето». Музыка Е.
Крылатова, слова
Ю. Энтина
Повторение
пройденного
материала

слова М. Пляцковского

1

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль

2

Разучивание песни «Если
добрый ты»

Учить песню

Разучивание песни «На крутом
бережку»

Учить песню

Учить песню

1

Уметь слушать музыку

Слушание музыки.
Песенка Деда Мороза. Из
мультфильма «Дед Мороз и
лето». Музыка Е. Крылатова,
слова Ю. Энтина

3

Уметь исполнять без сопровождения
простые, хорошо знакомые песни;
различать мелодию и сопровождение в
песне и в инструментальном
произведении;
исполнять выученные песни ритмично и
выразительно, сохраняя строй и ансамбль

Исполнение разученных песен


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».