Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе нормативных актов и учебно-методических документов: 1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; 3. Постановления от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 4. Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой. Цель обучения - формирование коммуникативно-речевых умений, владение которых в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Задачи: 1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными 2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач. 3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. 4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму. Рабочая программа адресована обучающимся 1-4 классов (вариант II) надомного обучения, рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), входит в предметную область «Язык и речевая практика». Учебно-методический комплекс Дидактические материалы: дидактические игры, графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотогра фии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи, «говорящие» книжки и плакаты Планируемые результаты В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты освоения АООП: Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными . • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или п ередачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. • Узнавание и различение образов графем (букв). • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. • Начальные навыки чтения и письма. К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Содержание учебного предмета Коммуникация Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. Перечень мониторинговых работ 2 класс № 1 2 3 Тема Оценивание результатов освоения СИПР за 1 полугодие Оценивание результатов освоения СИПР за 2 полугодие Оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года Сроки 3 неделя декабря 3 неделя апреля 3 неделя мая ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС 68 часов (2 ч. в неделю) № Тема/раздел Дата урока I четверть (18 ч) Входная диагностика – 1ч 1 Диагностика речевых умений и навыков.. 1 Учитель и ученик – 16 ч 2 Приветствие взрослого. 1 3 Приветствие сказочных персонажей. 1 4 Я и мое имя, моя фотография. 1 Моя любимая игрушка. 3 5, 6, 7 8,9,10,11 Моя любимая сказка, драматизация сказки. 4 Моя любимая игра. 4 16 Мои желания. 1 17,18 Мне нравится. 2 12, 13, 14, 15 II четверть (7ч) Ученик – учитель. Сверстник – 14 ч Приветствие сверстника (узнавание). 1 20, 21 Имена сверстников. 2 22, 23 Игрушки нашего класса. 2 24, 25, Вместе слушаем сказки. 5 Я и учитель играем со сверстником (игры и правила). Наш класс (фотоальбом). 2 19 26, 27 28, 29 30 1 Электронные учебнометодические материалы 30 Мое отношение к сверстнику. 1 III четверть (20ч) Ученик – сверстник – 20 ч 31 32, 33, 34, Приглашение к взаимодействию. 1 Лепим вместе 5 35, 36 37, 38, 39, Строим вместе. 5 40, 41 Рисуем вместе. 4 46, 47, Играем вместе (настольно-печатные, подвижные 5 48, 49 и другие игры). 42, 43, 44, 45 IVчетверть (16 ч) 50, 51 Помоги другу. 2 52, 53, Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, 4 53, 54 рифмовки). 55, 56, Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, 57, 58 рифмовки). Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, 4 5 рифмовки). Итоговая диагностика – 1ч 33 Диагностика речевых умений и навыков. 1