Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе нормативных актов и учебно-методических документов: 1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; 3. Постановления от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 4. Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой. Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: - знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), - формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Рабочая программа адресована обучающимся 1-4 классов (вариант II) надомного обучения, рассчитана на 16,5 часов (0,5 часа в неделю), входит в предметную область «Окружающий мир». Учебно-методический комплекс Дидактические материалы: дидактические игры, натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д., рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал. Планируемые результаты В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты освоения АООП: 1) Представления о мире, созданном руками человека Интерес к объектам, созданным человеком. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах. 2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях. Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. 3) Развитие межличностных и групповых отношений. Представления о дружбе, товарищах, сверстниках. Умение находить друзей на основе личных симпатий. Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание. Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов. 4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них. Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности. Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников. 5) Представления об обязанностях и правах ребенка. Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др. Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др. 6) Представление о стране проживания Россия. Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания. Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн). Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России. К личностным результатам освоения АООП относятся: Формирование персональной идентичности Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. Формирование социально – эмоциональной составляющей «Уверенность в себе» - осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Компоненты социально – познавательной сферы Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим Навыки адаптации Биологический уровень - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Освоение доступных социальных ролей Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. Содержание учебного предмета Школа. Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Квартира, дом, двор. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Предметы быта. Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов.Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Продукты питания. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Предметы и материалы, изготовленные человеком. Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Город. Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры , улицы (проспекты, переулки), площади , здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Транспорт. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Традиции, обычаи. Знание традиций и атрибутов праздника День Победы. Знание школьных традиций. Страна. Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. Перечень мониторинговых работ 1-4 классов № Тема Сроки 1 Оценивание результатов освоения СИПР за 1 полугодие 3 неделя декабря 2 Оценивание результатов освоения СИПР за 2 полугодие 3 неделя апреля 3 Оценку результатов освоения СИПР и развития 3 неделя мая жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС 17 часов (0,5 ч. в неделю) № Тема урока Кол- Электронные учебново методические часов материалы 1 Моя школа. Моя классная комната. 1 2 Распорядок школьного дня. Школьные принадлежности. 1 3 Профессии людей, работающих в школе. 1 4 Ролевая игра: «Школьные друзья» 1 5 Наша страна – Россия. Столица России, большие города РФ, с.Нюксеница – малая Родина. 1 6 Поведение дома, на улице, в общественных местах 1 7 Мой дом. Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) 8 Государственная символика России (флаг, герб, гимн). 1 9 Убранство дома. Предметы мебели. 1 10 Сервировка стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) 1 11 Электроприборы (телевизор, видеоплеер, магнитофон) 1 12 Электроприборы (утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, электрический чайник) 1 http://www.uroki.net infourok.ru› 1 Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info|about|193 13 Электронные устройствах (телефон, компьютер, планшет). 1 14 Предметы домашнего обихода и их использование в повседневной жизни 1 15 Поведение в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). 1 16 Свойства бумаги, стекла, ткани ее применение 1 17 Профессии людей: учитель, врач, повар. 1 ВСЕГО: 17 urok.1sept.ru›Школьная Российская электронная школа https://resh.edu.ru/