Окружающий природный мир

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе нормативных актов и учебнометодических документов:
1.
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. N 1599;
3. Постановления от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
4. Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным
недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами являются:
1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, 2)
формирование временных представлений,
3) формирование представлений о растительном и животном мире.
Рабочая программа адресована обучающимся 1 класса (вариант II) надомного
обучения, рассчитана на 33 часа (1 час в неделю), входит в предметную область
«Окружающий мир».
Учебно-методический комплекс
Дидактические материалы: предметные картинки: различные по форме, величине, цвету
наборы природного материала, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; режимных
моментов и др. событий; карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные
картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; дидактические
игры.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к
результатам освоения образовательных программ представляют собой описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты освоения АООП:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям.
 Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
 Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг,
река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
 Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека.



Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека.
 Интерес к объектам живой природы.
 Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды,
понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
 Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за
ними.
 Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
 Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем
года.
 Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней
недели, месяцев в году и др.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
Формирование персональной идентичности
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
Формирование социально – эмоциональной составляющей
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
Компоненты социально – познавательной сферы
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Навыки адаптации
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим,
освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций

и т.д.)
Освоение доступных социальных ролей
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки);
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,
мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает
или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Содержание учебного предмета
Растительный мир.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей
растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан).
Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых
деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных
деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение)
кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание
особенностей внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в
природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон,
апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни
человека.
Животный мир.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост,
ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного.
Установление связи строения тела животного с его образом жизни., овца Узнавание
(различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза (баран), кот, собака).
Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних
животных.
Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних
животных в жизни человека. Уход за домашними животными.Узнавание (различение)

диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания
диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких
животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни
человека.
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание
Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение)
небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения
Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание
значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение
месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и
небе.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках
как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами
деятельности. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима).

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание
результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной
организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам
учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в
полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают
уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в
дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой
характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
№
1
2
3

Перечень мониторинговых работ 1-4 классов
Тема
Сроки
Оценивание результатов освоения СИПР за 1 3 неделя декабря
полугодие
Оценивание результатов освоения СИПР за 2 3 неделя апреля
полугодие
Оценку результатов освоения СИПР и развития 3 неделя мая
жизненных компетенций ребёнка по итогам
учебного года

№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
17 часов (0,5 ч. в неделю)
Тема/раздел
Кол-во
Формируемые
Электронные
часов
представления
образовательные
ресурсы
Российская электронная
Золотая осень
школа https://resh.edu.ru/

1

«Осень, в гости просим!»

0,5

2

Одежда и обувь человека
осенью.

0,5

3

«Что нам осень принесла?»

0,5

 Овощи. (Огурец)
 Фрукты.
 Грибы.

4

Явления природы: дождь,
листопад.
Обобщающий урок
"В гости к осени"
Зимушка-зима
"Здравствуй, зимушказима!"

0,5

Наблюдение

0,5

10

Одежда и обувь человека
зимой
Зимние явления природы
(снег, метель, лед)
Что делают растения
зимой?
Сравнение зверей и птиц

11

Зимние забавы

0,5

5

6
7
8
9

12

Новый год.

Беседа,
рассмотрение
картин
Одень куклу на
прогулку

0,5

0,5

Беседа,
рассмотрение
картин
Рисование одежды

0,5

Работа по
картинкам

0,5

Составление
гербария

0,5

голова, туловище,
шерсть, лапы,
хвост…
Игры на свежем
воздухе
Изготовление
украшений на елку

0,5

Весна, пришла!
13
14
15

Оживает все кругом!
Одежда и обувь весной
Явления природы: солнце,
ветер

http://nachalka.info|about|193

http://nsc.
1september.ru/urok

0,5
0,5
0,5

Наблюдение

Повторение

http://www.uroki.net

16

Скоро лето!

0,5

17

Закрепление по теме:
«Времена года»

0,5

Экскурсия на
природу
http://www.uroki.net


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».