Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе нормативных актов и учебнометодических документов: 1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; 3. Постановления от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 4. Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой. Целью музыкального воспитания является развитие умения слушать музыку, слухоречевого координирования, умения чувствовать характер музыки, уметь различать ритм, темп, динамические оттенки. Задачи: - знакомить с музыкальными инструментами: барабан, бубен, ксилофон - знакомить с детскими песенками - учить петь индивидуально, подпевая взрослому слоги и слова в знакомых песнях - учить согласовывать движения с началом и концом музыки, менять движения с изменениями музыки - учить играть на простейших детских музыкальных инструментах - учить проявлять эмоции при участии в праздничных утренниках, развлекательных занятиях и досуговой деятельности - развивать чувство ритма, способность реагировать на музыку Коррекционные задачи: - развивать эмоциональную отзывчивость, фонетический слух -корректировать нарушения звукопроизносительной стороны речи, отклонения в интеллектуальном развитии - развивать артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление, восприятие - активизировать творческие способности. Рабочая программа адресована обучающимся 1-4 классов (вариант II) надомного обучения, рассчитана на 16,5 часов (0,5 часа в неделю), входит в предметную область «Искусство». Учебно-методический комплекс Дидактические материалы: изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов; флажки, ленты, обручи, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др.; музыкальные инструменты: погремушки, колокольчики, бубенцы; дидактические игры, колонка, аудиоматериалы, тексты песен. Планируемые результаты В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты освоения АООП: 1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. • Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). • Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения. • Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. • Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. • Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. • Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; • Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др. К личностным результатам освоения АООП относятся: Формирование персональной идентичности Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. Формирование социально – эмоциональной составляющей «Уверенность в себе» - осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Компоненты социально – познавательной сферы Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим Навыки адаптации Биологический уровень - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Освоение доступных социальных ролей Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. Содержание учебного предмета Слушание. Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков. Движение под музыку. Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Игра на музыкальных инструментах. Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС 17 часов (0,5 ч. в неделю) № Тема Кол-во Электронные учебночасов методические материалы Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий, песен 1-2 Слушание произведения П.И Чайковского «Времена года» (весна) 3-4 Слушание и узнавание произведения с 1 «Спокойной ночи малыши» (игра с куклой) 1 https://infourok.ru/biblioteka - инфоурок; Игры на музыкальных инструментах 5-6 Музыкально – дидактические игры на 1 музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка): упр. «Веселый оркестр» 7-8 Музыкально – дидактические игры на 1 музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, дудка): упр. «Чудесный мешочек» 9-10 Слушание и узнавание музыкальных звуков, мелодий и песен 11 Слушание «Дождик», муз. Г. Лобачева 0,5 - русская народная песня 12 Слушание «Осенняя песенка», муз. Васильева-Буглая, сл.А. Плещеева 13 Песня «Елочка, елка - лесной аромат», 0,5 муз. О. Фельцмана, сл. И. Шаферана 14 Голоса предметов (узнавание звуков различных предметов), Погремушки, колокольчик, бубенцы 15-16 Развитие слухового внимания и интереса к предметному миру. Игра с сыпучими материалами: крупы. 17 http://www.musik.edu.ru 1 0,5 0,5 1 Заключительное занятие. Игра на музыкальных инструментах(бубен, колокольчик, дудка, ксилофон) 0,5 ВСЕГО: 17 https://eom.edu.ru/ - «Российская электронная школа».