Коррекционно развивающие занятия

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ.
2 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного
предмета:
 Обучение,
обогащение
чувственного
опыта
через
целенаправленное
систематическое воздействие на различные анализаторы.
 Формирование целенаправленных произвольных действий с различными
предметами и материалами.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является
чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от
того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического
поражения ЦНС у детей 1-4 классов процессы восприятия, памяти, мышления, речи,
двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых
предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у
них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима
специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов
предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования
элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в
произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Краткая характеристика учащихся класса:

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки
самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В
знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти
выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных
способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается
напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор,
усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один
ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5,
анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным

детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса
восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память
– механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная
деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо
и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка,
интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не
удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение
деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена
аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения
звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны
жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
«Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного
стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает
его особое значение в системе образования детей с ТМНР.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Программно-методический материал включает 5 разделов:
 Сенсорное развитие.
 Слуховое восприятие.
 Кинестетическое восприятие.
 Предметно – практическая деятельность.
 Двигательное развитие
Задачи и направления работы:
 формирование представлений о себе;
 формирование представлений о собственном теле;
 распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
 соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале;
 отнесение себя к определенному полу;
 формирование способности осознавать и выражать свои интересы;
 формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое);
 формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,
вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
 формирование умения решать задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей;

 формирование умения обслуживать себя;
 формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
 развитие собственной активности ребенка;
 формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
 формирование и развитие элементарных целенаправленных действий.
Методические задачи:
 развитие зрительного восприятия;
 развитие зрительного и слухового внимания;
 развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
 формирование и развитие реципрокной координации;
 развитие пространственных представлений;
 развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Принципы организации учебного процесса:
 Принципы государственной политики РФ в области образования.
 Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности детей и расширение их «зоны ближайшего
развития» с учетом особых образовательных потребностей.
 Принцип преемственности (взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся класса на всех этапах обучения).
 Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными
областями и учебными предметами, входящими в их состав.
 Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий
возможность овладения обучающимися класса всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативного общения и нормативным поведением.
 Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации.
 Принцип сотрудничества с семьей.
 Принцип психолого-педагогического изучения детей.
 Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических
функций и закономерностей психического развития детей класса.
 Принцип учета возрастных границ (предполагает соответствие содержания
образовательной программы уровню фактического и возрастного развития
учеников класса).
 Принцип интегрированного подхода к отбору содержания (отбор разделов и
тематического содержания программ, разработанных для определённой категории
детей, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию
имеющихся нарушений, а также отвечают особым образовательным потребностям
и возможностям детей).



Принцип дозирования осваиваемых дидактических единиц (продуманная
регламентация объема изучаемого материала по всем разделам программы, учет
реальных возможностей детей в его усвоении).
 Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала
(системный подход в обучении и развитии обучающихся).
 Принцип соблюдения линейности и концентричности.
 Принцип вариативности программного материала.
 Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР.
 Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР.
 Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках
проектирования и реализации АООП, СИПР.
 Принцип единства диагностики и коррекции.
 Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и
реализации программы.
Методы:
 Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного
материала).
2.
Репродуктивные,
объяснительно-иллюстративные,
поисковые,
исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной
деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного
материала);
 Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями,
умениями и навыками;
 Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности,
обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и
представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в
ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№
1.

2.

Уровни освоения (выполнения) действий/операций
Пассивное участие/соучастие
действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать
с ним)
Активное участие – действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого

критерии

дд
д

3.

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
 по подражанию или по образцу
 самостоятельно с ошибками
 самостоятельно
Сформированность представлений
1.представление отсутствует
2.не выявить наличие представлений
3.представление на уровне:
 использования по прямой подсказке
 использования с косвенной подсказкой (изображение)
 самостоятельного использования

дн
до
сш
с
?
пп
п
+

Количество учебных часов
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Коррекционно-развивающие
занятия» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 66 часов, 2
часа в неделю, 33 учебные недели – 1 класс; 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели
2-4 классы.
,

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (с помощью);
- определяет состояние своего здоровья (хорошо-плохо, болит – не болит).
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов;
- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно,
рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);
 следовать предложенному плану;
 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Планируемые результаты коррекционной предметно-практической деятельность:
 повторяет движения тела по примеру взрослого;
 достаёт различные по размеру и форме предметы;
 выкладывает с помощью палочек простые изображения;
 застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью);
 находит одинаковые по звуку предметы (с помощью);
 собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся);
 собирает и разбирает пирамидку;
 строит из кубиков башню
 умеет фиксировать взгляд на объекте;
 умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
 сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
 скатывает из бумаги шарики;
 играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
 складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой
(пальцами);
 складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
 играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на
стул и т.д.);
 наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом
Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Материально-техническое обеспечение:

дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с
демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

спортивный инвентарь: маты, мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули
различных форм, корзины;

мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;

оборудованная сенсорная комната;

сухой (шариковый) бассейн;

игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;

образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

сенсорные панели;

наборы аромобаночек;

вибромассажер;

предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

звучащие предметы для встряхивания;

игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы вкладыши.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
«Коррекционно – развивающие занятия»
№ п/п

1

2

3

4

5

название темы, темы контрольных,
практических и лабораторных работ

количество часов,
отводимых на
освоение
программного
материала

«Сенсорное развитие»
«Зрительное восприятие». «Посмотри
1
на меня».
«Зрительное восприятие». «Чего не
стало?».
«Зрительное восприятие». «Поставь
1
игрушки на своё место».
«Зрительное восприятие». «Куда
полетела бабочка?».
«Зрительное восприятие». «Куда
1
поехала машина?»
«Зрительное восприятие». «Чья тень?».
«Зрительное восприятие». «Чья тень?».
1
«Зрительное восприятие». «Машинка».
«Мишка».
«Зрительное восприятие». «Кукла».
1

6

7

8
9
10

11

12

13

14

15
16

17
18
19
20
21

«Бабочка».
«Зрительное восприятие». «Зелёная
травка». «Желтое солнышко».
«Зрительное восприятие».
1
«Манипуляция больших и маленьких
предметов».
«Надевание колец на стержень».
«Разбери пирамидку».
1
«Чей звук?» (различение
звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУМЯУ»).
«На чем играет Петрушка?».
1
«Как говорят животные?».
«Как говорят животные?».
1
«Какой звучит инструмент?».
«Какой звучит инструмент?».
1
«Меховой
мишка
и
бумажный
мишка».
«Меховой
мишка
и
бумажный
1
мишка».
«Предметно-практическая деятельность»
«Рвём бумагу и складываем в
коробочку».
«Смешай краски». «Мыльные
1
пузыри».
«Пересыпь горох».
«Открой баночку, заполни её
1
фасолью».
«Собери бусинки».
«Заведи машинку».
1
«Выложи кубики из коробки, сложи
кубики в коробку».
«Открой баночку, сложи бусины».
1
«Матрешка».
«Найди предметы в песочнице».
1
«Рисование красками, лучики солнца».
«Бросай, поймай мячик».
«Прокати мяч по дорожке».
«У медведя во бору».
1
«Заинька попляши».
«Кошка и воробушки».
1
«Воздушные снежинки».
«Воздушные шары».
1
«Бабочки».
«Гуси-гуси».
1
«Воробушки и автомобиль».
«Заинька
попляши,
беленький
1
попляши».
«Ладушки – ладушки». «Сорока
белобока».

22

23
24
25

26
27
28
29

30

31

32

«Альтернативная коммуникация»
«Узнай, какое у меня настроение».
1
«Позови меня (жестом, звуком,
словом)».
«Теремок».
«Колобок».
1
«Мишка косолапый».
«Наша, Таня громко плачет».
1
«Игра жестов, книга – разговоров».
«Кукла Катя хочет…спать…есть и
1
т.д.».
«Найди такой же». «Найди пару».
«Назови, одним словом». «Что
лишнее?».
«Разноцветные палочки».
1
«Поделки из пластилина».
«Колобки, колбаски».
1
«Колобки, колбаски».
«Поможем кукле Кате прибраться».
1
«Поможем кукле Кате прибраться».
«К нам придут гости».
1
«Чудесный
мешочек».
«Игры
в
песочнице».
Дидактическая
игра
«Собери
1
человечка».
Дидактическая
игра
«Собери
человечка».
Дидактическая « Кукла Катя и её
1
игрушки».
«Игрушки».
«Одежда». «Обувь».
1
«Мебель». «Посуда».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».