КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. 2 КЛАСС (вариант 2) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ Общая характеристика учебного предмета: Сенсорное развитие любого человека направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей 1-4 классов процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование любых предметных действий происходит со значительной задержкой. Действия с предметами у них остаются на уровне неспецифических манипуляций. Поэтому детям необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Краткая характеристика учащихся класса: Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью. Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён. Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес. Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы. Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: «Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание курса состоит из следующих разделов: Программно-методический материал включает 5 разделов: Сенсорное развитие. Слуховое восприятие. Кинестетическое восприятие. Предметно – практическая деятельность. Двигательное развитие Задачи и направления работы: формирование представлений о себе; формирование представлений о собственном теле; распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта; соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; отнесение себя к определенному полу; формирование способности осознавать и выражать свои интересы; формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое); формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета); формирование умения решать задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей; формирование умения обслуживать себя; формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка; формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; формирование и развитие элементарных целенаправленных действий. Методические задачи: развитие зрительного восприятия; развитие зрительного и слухового внимания; развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; формирование и развитие реципрокной координации; развитие пространственных представлений; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей. Принципы организации учебного процесса: Принципы государственной политики РФ в области образования. Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности детей и расширение их «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей. Принцип преемственности (взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся класса на всех этапах обучения). Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав. Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися класса всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативного общения и нормативным поведением. Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации. Принцип сотрудничества с семьей. Принцип психолого-педагогического изучения детей. Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей класса. Принцип учета возрастных границ (предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития учеников класса). Принцип интегрированного подхода к отбору содержания (отбор разделов и тематического содержания программ, разработанных для определённой категории детей, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей). Принцип дозирования осваиваемых дидактических единиц (продуманная регламентация объема изучаемого материала по всем разделам программы, учет реальных возможностей детей в его усвоении). Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала (системный подход в обучении и развитии обучающихся). Принцип соблюдения линейности и концентричности. Принцип вариативности программного материала. Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР. Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Методы: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала); Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. Формы контроля При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия. Критерии оценивания № 1. 2. Уровни освоения (выполнения) действий/операций Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого критерии дд д 3. - по последовательной инструкции (изображения или вербально) по подражанию или по образцу самостоятельно с ошибками самостоятельно Сформированность представлений 1.представление отсутствует 2.не выявить наличие представлений 3.представление на уровне: использования по прямой подсказке использования с косвенной подсказкой (изображение) самостоятельного использования дн до сш с ? пп п + Количество учебных часов В Федеральном компоненте государственного стандарта «Коррекционно-развивающие занятия» обозначены как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели – 1 класс; 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели 2-4 классы. , ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета: Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (с помощью); - определяет состояние своего здоровья (хорошо-плохо, болит – не болит). Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - проявляет уважение к людям старшего возраста. «Уверенность в себе» - осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.). «Социальные навыки» - умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне); - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов; - участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций); Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Экологическая ответственность - не мусорит на улице; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий: Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и включаться в деятельность (с помощью); следовать предложенному плану; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Планируемые результаты коррекционной предметно-практической деятельность: повторяет движения тела по примеру взрослого; достаёт различные по размеру и форме предметы; выкладывает с помощью палочек простые изображения; застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах (с помощью); находит одинаковые по звуку предметы (с помощью); собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке (отдельные учащиеся); собирает и разбирает пирамидку; строит из кубиков башню умеет фиксировать взгляд на объекте; умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон; сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры; скатывает из бумаги шарики; играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д; складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами); складывает (достает) карандаши в (из) коробки; играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.); наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами; УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599); - адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2); Материально-техническое обеспечение: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, корзины; мебель: шкафы для хранения, стулья, столы; оборудованная сенсорная комната; сухой (шариковый) бассейн; игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами; образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности; сенсорные панели; наборы аромобаночек; вибромассажер; предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); звучащие предметы для встряхивания; игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы вкладыши. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС «Коррекционно – развивающие занятия» № п/п 1 2 3 4 5 название темы, темы контрольных, практических и лабораторных работ количество часов, отводимых на освоение программного материала «Сенсорное развитие» «Зрительное восприятие». «Посмотри 1 на меня». «Зрительное восприятие». «Чего не стало?». «Зрительное восприятие». «Поставь 1 игрушки на своё место». «Зрительное восприятие». «Куда полетела бабочка?». «Зрительное восприятие». «Куда 1 поехала машина?» «Зрительное восприятие». «Чья тень?». «Зрительное восприятие». «Чья тень?». 1 «Зрительное восприятие». «Машинка». «Мишка». «Зрительное восприятие». «Кукла». 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 «Бабочка». «Зрительное восприятие». «Зелёная травка». «Желтое солнышко». «Зрительное восприятие». 1 «Манипуляция больших и маленьких предметов». «Надевание колец на стержень». «Разбери пирамидку». 1 «Чей звук?» (различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУМЯУ»). «На чем играет Петрушка?». 1 «Как говорят животные?». «Как говорят животные?». 1 «Какой звучит инструмент?». «Какой звучит инструмент?». 1 «Меховой мишка и бумажный мишка». «Меховой мишка и бумажный 1 мишка». «Предметно-практическая деятельность» «Рвём бумагу и складываем в коробочку». «Смешай краски». «Мыльные 1 пузыри». «Пересыпь горох». «Открой баночку, заполни её 1 фасолью». «Собери бусинки». «Заведи машинку». 1 «Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку». «Открой баночку, сложи бусины». 1 «Матрешка». «Найди предметы в песочнице». 1 «Рисование красками, лучики солнца». «Бросай, поймай мячик». «Прокати мяч по дорожке». «У медведя во бору». 1 «Заинька попляши». «Кошка и воробушки». 1 «Воздушные снежинки». «Воздушные шары». 1 «Бабочки». «Гуси-гуси». 1 «Воробушки и автомобиль». «Заинька попляши, беленький 1 попляши». «Ладушки – ладушки». «Сорока белобока». 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 «Альтернативная коммуникация» «Узнай, какое у меня настроение». 1 «Позови меня (жестом, звуком, словом)». «Теремок». «Колобок». 1 «Мишка косолапый». «Наша, Таня громко плачет». 1 «Игра жестов, книга – разговоров». «Кукла Катя хочет…спать…есть и 1 т.д.». «Найди такой же». «Найди пару». «Назови, одним словом». «Что лишнее?». «Разноцветные палочки». 1 «Поделки из пластилина». «Колобки, колбаски». 1 «Колобки, колбаски». «Поможем кукле Кате прибраться». 1 «Поможем кукле Кате прибраться». «К нам придут гости». 1 «Чудесный мешочек». «Игры в песочнице». Дидактическая игра «Собери 1 человечка». Дидактическая игра «Собери человечка». Дидактическая « Кукла Катя и её 1 игрушки». «Игрушки». «Одежда». «Обувь». 1 «Мебель». «Посуда».