Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе нормативных актов и учебнометодических документов: 1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599; 3. Постановления от 10 июля 2015г. №26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 4. Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности; накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства; формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника; освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация; использование различных изобразительных технологий; развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности; накопление опыта самовыражения в процессе изобразительной деятельности; формирование умений пользоваться инструментами; обучение доступным приемам работы с различными материалами; обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов Рабочая программа адресована обучающимся 1-4 классов (вариант II) надомного обучения, рассчитана на 16,5 часов (0,5 час в неделю), входит в предметную область «Искусство». Учебно-методический комплекс Материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые, мелки, цветные карандаши, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук). «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; Расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др. Планируемые результаты: 1)Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности. Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация). Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. 2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности. Положительные эмоциональные реакции (удовольствие,радость)в процессе изобразительной деятельности. -Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы. Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. 3) Готовность к участию в совместных мероприятиях. -Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми. Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок. Требования к уровню подготовки учащихся: Учащиеся должны уметь: -организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши; -выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину, осуществляя выбор по образцу и по названию; -ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме; -уметь рисовать указанные в программе предметы (по подражанию действиям учителя, по образцу и словесной инструкции), передавая их основные свойства. Учащиеся должны знать: -названия всех изображаемых предметов; - как выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей. Содержание учебного предмета Программа предполагает работу по следующим разделам: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Лепка. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин (зернистый, восковой, обычный), тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом. Аппликация. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Аппликация геометрическая (геометрический конструктор), из осенних листьев, из ватных дисков. Рисование. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик», «рисование песком», «рисование на песке», «рисование опилками и на опилках», «рисование на красках», «рисование пластилином из шприца», «Пластилино графия», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография», рисование спиралью. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС 17 часов (0,5 ч. в неделю) № Тема урока Кол.ч 1 Рисование предметов разной формы и окраски 0,5 2 Рисование прямых линий (заборчик), косых линий (косой дождь) 0,5 3 Рисование горизонтальных и вертикальных линий (лесенка, шахматная доска.) 0,5 4 Рисование предметов шаровидной формы (Воздушные шарики, машина с колесами) 0,5 5 Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы (книга, дорожный знак) 0,5 6 Рисование несложного геометрического 0,5 Электронные учебнометодические материалы https://urok.1sept.ru – Журнал «Начальная школа»www.openworld/school http://www.uroki.net узора в полосе 7 Рассматривание иллюстраций в книге сказок. Сравнивание предметов по форме, величине, цвету, рисование этих предметов. 0,5 8 Рисование несложных предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы) 0,5 9 Рисование растительных элементов (веточка ели, лист) 0,5 10 Рисование (по показу) знакомых предметов: шары большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, елочки – высокие и низкие. Рисование (по показу) предметов разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной. Рисование по памяти (после показа) несложных по форме игрушек 0,5 13 Рисование с проведением диагоналей. Раскрашивание полученных треугольников в контрастные цвета 0,5 14 0,5 15 Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (ветка ели). Рисование с натуры игрушки – кораблика 16 Рисование с натуры игрушки – машины 0,5 17 Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. 0,5 11 12 0,5 0,5 0,5 https://eom.edu.ru/ «Российская электронная школа».