минисТЕрствО I1росвЕIrЕниЯ россиЙСКОЙ ФЕlгl1,,Г,\I 1ИИ (БРд] сItr,lЙ рдЙоН) у LiрЕждЕ ниЕ I_i i ii о JIд ) упрдвлЕниЕ оБрдзовдния ддмиI{I,IстрдцI4и Мо мунициllдльноЕ кдзЕнt{оЕ оБшlЕоБрдзоRдТlrJiъНоЕ ( тдрмI,{Itскдя срЕдriяя оБшЕоБрдзсJ I] дтЕльнля РАССМОТРВНО РЕКОМIiНДОВАНО Заседание U IMK учителей Нача_ilьных Kjlaccoв и технологии МКОУкЪщщнgкаsСqtЦ) Поотоко.lr NЪ от !< 22 >> l августа 2023 г. соглАсовлн(} На педагогическом Заседание совете М ПротоколNs 1 от к3O>августа2023г },"н,l}F]l}iкдЕно МС Iiриi<а,з;\л60/l2 КОУ кЪр,ущrс_цаяС8Ш)) Протокол М _i,__=. от к-10___) авгус:-а ?,023 г. Зам. лиректора Киселева О.' п9{ВР2 /JЦ o,r,<_{|] )) o4t q€цтlбрL 2023t" l{lrper.:Top },4КОУ мо Руководитель tllMK пl Родеrlнэк О.В. (,; tЧ, мкоу <Тарминская сошD Ilрогрампла внеурочIIсй деятеrlьн ocT[l 'ОЛаlrлшафтный дизайн" (..pcrc реалИЗЗi]-li:l :F,1)i,рамN{ы: 1 год Колr4,1ес, _,,(-} L]ilcOB в гол: З4 I.айнислап;ttrз li-l цli Состави;t: l,-Iиколаевtlа учи,геJIь п.Тарма,202Зr, Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности «Ландшафтный дизайн» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 5-6 классов. Содержание программного материала соответствует возрасту, а новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования, возможно, позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем. Курс носит практическую направленность, так как обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Основными методами обучения являются: проблемный, частично поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение. Формы учебных занятий: теоретические: комбинированное занятие, миниконференция; практические: практические работы, эксперимент, наблюдение и т.д. Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях. Программа состоит из нескольких блоков: 1 блок: «Изучение биоразнообразия видов участков» 2 блок: «Цветники и цветы» 3 блок: «Альпинарий» 4 блок: «Цветочный калейдоскоп» 5 блок: «Ландшафтное проектирование» 6 блок: «Выращивание цветочных культур» Материал программы актуален и современен, позволяет найти объяснение важнейших норм человеческой жизни. Почему мы должны беречь природу, стараться понять её закономерности. Свой пришкольный участок в этом учебном году мы украсим не только большим разнообразием цветочно-декоративных растений, но и новыми элементами ландшафтного дизайна, что воспитывает экологическую культуру у учащихся и оказывает эстетическое воспитание молодежи, придавая двору неповторимый колорит. Красивый, ухоженный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родному краю. Это место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, развивает чувство красоты Мы надеемся сделать территорию яркой, красивой, что создаст положительный настрой для учащихся, учителей, жителей района. Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в пришкольную территорию, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы надеемся повысить уровень культуры учащихся школы. Красивое, яркое цветочное оформление школьного двора способствует проявлению и развитию творческих способностей детей. В ходе проекта формируются знания по ландшафтному дизайну растений, формируется экологическая культура подростков. В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретается уверенность в себе. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль. Идея программы заключается в создании на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка, с последующим использованием данной территории для учебной, опытнической, исследовательской и экологической деятельности. Цели и задачи Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности; повышении уровня экологических и природоохранных знаний, нацеливание на участие в решении современных экологических проблем. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: Выявить экологические проблемы своего района, области; Познакомиться с элементами ландшафтного дизайна; Научиться создавать проекты озеленения территорий; Познакомиться с особенностями; многообразием растений, их биологическими Раскрывать эстетическое, практическое, познавательное значение природы для людей; оздоровительное, Развивать и совершенствовать психологические качества личности: (любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, самостоятельность в приобретении знаний, уверенность в себя); Формировать экологическую культуру учащихся; Воспитывать бережное отношение к богатствам природы; Воспитывать навыки правильного поведения в природной среде, преодоление потребительского подхода к природе; Развивать умения анализировать, обобщать, соотносить результаты личных наблюдений; Расширять кругозор учащихся; Выявление наиболее одарённых учащихся и развитие их творческих способностей; Научиться использовать приобретённые знания и умения в жизни. Ожидаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности Личностные: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества) испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; формулировать самому простые правила поведения в природе; осознавать себя гражданином России; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. познавательные: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); выбирать основания для сравнения, классификации объектов; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. коммуникативные: организовывать взаимодействие в договариваться друг с другом и т.д.); группе (распределять роли, предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Прогнозирование ожидаемых результатов: 1. Получение экологических и природоохранных знаний. 2. Формируются навыки научно-исследовательской работы. 3. Учащиеся овладевают навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей. 4. Составленные учащимися проекты, активизируют их умственную и творческую деятельность. 5. Развивают вопросов. познавательный интерес к изучению биологических 6. Учащиеся самостоятельно составляют ассортимент растений для объекта озеленения с учётом природно-климатических условий, сравнивают, соотносят результаты. 7. Учащиеся самостоятельно проводят прививку, черенкование растений, применяя правила агротехники растений. 8. Принимают активное участие во всех экологических акциях и мероприятиях, пропагандируют бережное отношение к природе. 9. Охрана и защита окружающей среды. Календарно-тематическое планирование № 1 2 3 Тема занятия Вводное занятие. Экскурсия на пришкольный участок. Композиционные элементы ландшафтного дизайна участка. Правила. Кол-во часов 1 1 1 4 Работа с определителями. Определение растений родного края. 1 5 Экскурсия на пришкольную территорию. Как определить состав почвы. 1 6 Что даёт вскапывание почвы. 1 Практическая работа. Виды обработки почвы. Виды удобрений. Из чего готовят компост. 7 Составление проектов «Участок моей мечты" 1 8 Какие почвы требуются для цветочных растений 1 9 Разновидности посадок и их планирование. Цветники и клумбы. Структура и форма клумб. 1 10 Ковровые цветники. Уход за цветником. 1 11 Разновидности цветов. Однолетники, двулетники. Многолетники. 1 12 Создание проектов «Моя клумба». 1 Защита проектов «Моя клумба» в виде презентаций. 13 Цветовые гаммы цветников и клумб. 1 14 Миксбордер. 1 15 Альпинарий. Стили. Альпийская горка. Виды и формы альпийских элементов. Растения для альпинария. Приподнятая клумба. Мини-альпинарий. Растения для него. 1 16 Луковичные растения. Корневищные растения. Как правильно ухаживать. 1 17 Создание цветочных композиций из цветущих и нецветущих растений. 1 18 Современный календарь цветовода. Как вырастить рассаду цветов. 1 19 Как вырастить луковичные и корневищные растения: крокусы, гиацинты, нарциссы, тюльпаны, ирис, аквилегию? 1 20 Как вырастить виолу, маргаритки, пионы, гвоздику, годецию, гейхеру? 1 21 Вьющиеся растения – настурция, душистый горошек, ипомея. 1 22 Как вырастить георгины, амарант? Георгины, гладиолусы – как ухаживать. 1 23 Царица цветов - роза, как их выращивать. 1 Как уберечь от морозов. 24 Как выращивать астры, циннии, бархатцы, флоксы? 1 25 Как вырастить ампельную петунию? Посев семян на рассаду. 1 26 Лекарственные растения на клумбе. Защита растений от вредителей и болезней. 1 27 Выращивание цветочных культур. 1 Посадочный материал. Сроки и правила посева семян в грунт. Садовый инвентарь. 28 Семенное размножение растений. Посев семян в ящики. 1 29 План территории. Подготовка участка. Зонирование территории. 1 30 Элементы ландшафтной архитектуры. 1 31 Ландшафтный проект реконструкции школьного двора. Защита проектов. 1 32 Пикировка. Высадка рассады. 1 33 Способы внесения удобрений после посадки в грунт. 1 34 Пересадка растений. Уход за растениями (полив, рыхление, удаление сорняков) 1 Перечень учебно-методических средств обучения 1. Е.Астахова, Т.Крупа, М.Череватенко «Ландшафтный дизайн», 2007 г. 2. А.В.Юрченко «Цветы у Вашего дома», 2006 г. 3. Октябрина Ганичкина, Александр Ганичкин «Всё о саде и огороде. 500 самых важных вопросов и полных ответов», 2008 г. 4. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Растения. Животные». 5. Рой Маккалистер «Всё о растениях в легендах и мифах», 2010 г. 6. Интерьер уютного сада/Алекс Купер; – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 7. Современный дизайн участка/Сост. Витвицкая М. Э. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. 8. Юрщенко А. В. Цветы у вашего дома. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. 9. Планировщик садового участка 3D/ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2006. 10. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007. 11. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006. 12. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРК ТИ, 2003.