Рабочая программа РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ 1-4 класс 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы

Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударств
енныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего
общего

образования,

федеральных

образовательных

программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.Этоп
озволяетобеспечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствеш
кольногообразованиявурочнойивнеурочнойдеятельности.
Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося
ценностного

отношения

к

Родине,

природе,

человеку,

культуре,знаниям,здоровью.
Программанаправленана:
 формированиероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся;
 формированиеинтересакпознанию;
 формированиеосознанногоотношенияксвоимправамисвободамиуважитель
ногоотношения кправами свободам других;
 выстраиваниесобственногоповеденияспозициинравственныхиправовых
норм;
 созданиемотивациидляучастиявсоциально-значимойдеятельности;
 развитиеушкольниковобщекультурнойкомпетентности;
 развитиеуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор;
 осознаниесвоего меставобществе;
 познаниесебя,своихмотивов,устремлений,склонностей;
 формированиеготовностикличностномусамоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности

«Разговоры о важном» составляют

следующиедокументы.
1. Федеральный

закон

"Об

образовании

Федерации"от29.12.2012№273-ФЗ

в

Российской

2. СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезиде
нтаРоссийскойФедерацииот2июля2021г.
№400«ОСтратегиинациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации».
3. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021
№286«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта
начального

общего

образования»

(Зарегистрирован

Минюстом

России05.07.2021№64100).
4. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022
№

569

«О

внесении

изменений

в

федеральный

государственный

образовательныйстандарт начального общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России17.08.2022№69676).
5. ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправлении
методическихрекомендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыов
ажном»» от15.08.2022№03–1190.
6. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№

372

«Об

утверждении

федеральной

образовательной

программы

начальногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№7
4229).
Вариантыреализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–
11классов.

В

2023–2024

учебном

году

запланировано

проведение

36

внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуро
ком.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностног
о отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее
уникальной

истории,

богатой

природе

и

великой

культуре.Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынафор
мированиесоответствующей

внутренней

позиции

личности

обучающегося,

необходимой емудляконструктивногоиответственного поведениявобществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор

и(или)

беседа

с

обучающимися.

Занятия

позволяют

обучающемуся

вырабатыватьсобственнуюмировозренческуюпозициюпообсуждаемымтемам.
Основныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизничеловекавсовр
еменнойРоссии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногоми
ра,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожест
веннойкультуреиповседневнойкультуреповедения,доброжелательнымотношением
кокружающимиответственнымотношениемксобственным поступкам.
Взаимосвязьспрограммойвоспитания
Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучётомфедеральных
образовательных

программ

начального

общего,

основного

общего

исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивос
питательнуюдеятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное,
ноинанравственное,социальноеразвитиеребёнка.Этопроявляется:
 ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов;
 в

приоритете

личностных

результатов

реализации

программы

внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммево
спитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
ихвовлеченностьвсовместную спедагогомисверстникамидеятельность.
Ценностноенаполнениевнеурочныхзанятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендар
евтекущемгоду.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные
числаежегодно

(государственные

и

профессиональные

праздники,

даты

историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОте
чества»,
«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникип
овоспитанию)»,«Деньроссийскойнауки»ит. д.

2. Юбилейные

даты

выдающихся

деятелей

науки,

литературы,

искусства.Например,«190летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,
«215летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсодняро
жденияА.С.Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые
несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании
школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирный
день психическогоздоровья, профилактикабуллинга)»идр.
Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитатель
нойработыобразовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобе
спечитьреализациюихназначенияицелей:становлениеуобучающихсягражданскопатриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценария
внеурочногозанятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредмет
омобсуждения.Основныеценностихарактеризуютсяследующимобразом.
1. Историческаяпамять
– историческая

память

–

обязательная

часть

культуры

народа

и

каждогогражданина;
– историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипро
должитьдостижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений;
– историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладываетсяизобъ
единенияиндивидуальныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственные
качества: благодарность, уважение,гордостьпотомковзажизньиподвигипредков.
Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании
занятия.

Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна

известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается
взащитев1612 г.
2. Преемственностьпоколений
– каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт,
продолжает егодостижения,традиции;

– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память
опредыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также
вгуманномотношениикстаршимпоколениям.
Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпро
блема:

каждое

поколение

связано

с

предыдущими

и

последующими

общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолже
н
воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёк
ихпоколений:любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству.
3. Патриотизм—любовькРодине
– патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности
кродномудому, малойродине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной
земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии.
Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях
«Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывает
ся

многогранность

чувства

патриотизма

и

его

проявления

в

разныхсферахчеловеческой жизни.
4. Доброта,добрыедела
 доброта—
этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь

без

ожидания благодарности;
 благотворительность

—

проявление

добрых

чувств;

благотворительностьбыла распространена в России в прошлые века, что стало
сегодня примером дляподражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России
впрошлыевременаи внастоящеевремя,темаволонтерства.
5. Семьяисемейныеценности
– семья

связана

не

только

общим

местом

хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями—

проживания,

общим

взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти
напомощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь
другдругу;
– обучающийся

должен

ответственно

относиться

к

своей

семье,

участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям;
– семейные ценности

всегда

были значимы

для

народов

России;

семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии.
Тема

семьи,

семейных

взаимоотношений

и

ценностей

является

предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемь
е(Деньматери)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр.
6. КультураРоссии
– культура

общества

—

это

достижения

человеческого

общества,

созданныенапротяженииегоистории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема
вовсеммире;
–

культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительств

о,техника,предметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,из
образительноеискусство,музыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношен
ийлюдей.
Темы,

связанные

с

осознанием

обучающимися

этой

социальной

ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтому
многиесценариипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведен
ийживописиимузыки:«Потусторонуэкрана.115леткиновРоссии»,
«Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)».
7. НауканаслужбеРодины
– наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека;
– в

науке

работают

талантливые,

творческие

люди,

бесконечно

любящиесвоюдеятельность;
–в

России

совершено

много

невозможнопредставитьсовременный мир.

научных

открытий,

без

которых

О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают
впроцессеобсуждениятем:«190летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу

Землю!

Этотаккрасиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за
рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязател
ьно

добиваться

точного

усвоения

нового

знания,

запоминания

и

четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавн
еурочныхзанятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности:
высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года
учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопосл
ужитпостепенномуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим
.Прианализесодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитывает
региональные,национальные,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункцио
нируетданнаяобразовательнаяорганизация.Обязательноучитываетсяиуровеньразв
итияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходимости, исходя из статуса
семей

обучающихся,

целесообразно

уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпре
длагаетсявместесродителями,другими членамисемьи.
Особенностиреализациипрограммы
Личностноеразвитиеребёнка–
главнаяцельпедагога.Личностныхрезультатов,обучающихсяпедагогможетдостичь,ув
лекаяшкольниковсовместнойи

интересной

многообразной

деятельностью,

позволяющей

раскрыть

потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдо
брожелательную,

поддерживающую

атмосферу;

насыщая

занятия

ценностнымсодержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт,
датьвозможностьшкольникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогаю

щиепедагогуграмотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахре
ализациипрограммыкурсавнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном».

Содержаниепрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»
С

чего

начинается

Родина?

Колыбельная

песня

мамы,

первая

игрушка,первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и
историяродногокрая.ОтветственностьгражданиназасудьбусвоейОтчизны.Историч
ескаяпамятьнародаикаждогочеловека.Связь(преемственность)поколений–
основаразвитияобществаикаждогочеловека.Историческаяпамять
–
этостремлениепоколения,живущеговнастоящеевремя,принятьивоспитыватьвсебек
ачества,которыеотражаютнравственныеценностипредыдущихпоколений(«Там,где
Россия»,«ЧтотакоеРодина?(региональныйиместныйкомпонент)»,
«Деньнародногоединства»,«Урокпамяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь
кродному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви
кОтчизне.Преемственностьпоколенийвготовностизащищатьроднуюземлю.Велика
яОтечественнаявойна:герои,подвиги,самопожертвование.НепокоренныйЛенингра
д:страницыисторииблокадыгорода(«Зоя.К100-летиюсоднярожденияЗои
Космодемьянской»,

«Непокоренные.

80летсо

дняполного

освобожденияЛенинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества.
280 лет со днярожденияФ.Ушакова»,«Союзники России»,«Урокпамяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства.
Чтотакоеправаиобязанностигражданина.ПраваребёнкавРоссии.Примерывыполнен
ия обязанностей членами общества. Избирательная система в России(общее
представление)

(«Главный

закон

страны»,

России(30летЦИК)»,«Налоговаяграмотность»).
Любовькроднойприроде,ееохранаизащита–

«Избирательная

система

проявлениепатриотическихчувств.Россияоткраяидокрая:разнообразиеприроды,
объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО.
Природамалой Родины. Природные достопримечательности Поволжья, Севера,
Сибири,ДальнегоВостока.Крым–природнаяжемчужина.Симферополь—
столицаРеспублики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь домой», «Я вижу
Землю! Это так красиво», «Экологичное потребление»).
Нравственные

ценности

российского

общества.

Трудовая

деятельностьроссиян, созидательный труд на благо Отчизны.Многообразие
профессий,

людиособыхпрофессий(спецназ,МЧС,полиция,гражданскаяавиация)

(«Деньспецназа»,««Первымделомсамолеты».О гражданскойавиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего —
чтобудет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек
идедушек.Профессиональныединастии.Зачемнужноучитьсявсёвремя,покаработае
шь? («Труд крут!», «Как найти свое место в обществе», «Герои нашеговремени»).
Гуманизм,

доброта,

волонтёрская

деятельность

—

качество

настоящегочеловека,способностьоказатьпомощь,поддержку,проявитьзаботуимило
сердие.Доброедело:комуононеобходимоидлякогопредназначено.Добрыеделаграж
данРоссиивпрошлыевремена:благотворительностьграждан;пожертвованиекакодна
иззаповедейвтрадиционныхрелигиях.
Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и
мирноевремя:примерыизисторииисовременнойжизни.Качествалюдей,которыхназ
ываютдобровольцами: милосердие, гуманность,сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим людям?
(«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирныйденьпсихическогоздо
ровья,профилактикабуллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность –
мывместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней
нуждается:больным,старым,слабым(«Будьготов!
Коднюдетскихобщественныхорганизаций»).Всемирныйфестиваль молодежи
Учебныйколлектив.Правилавзаимодействиявучебнойдеятельности.Взаимо
ответственность

членов

учебного

коллектива

за

успехи

одноклассников,помощь,поддержкавколлективе–
залогегоблагополучияиотсутствияконфликтов.Противостояниеотрицательнымвли
яниям(«Всемирныйденьпсихическогоздоровья,профилактикабуллинга)»,«Россия–
здороваядержава»).
ГосударственныепраздникиРоссийскойФедерации:
 Новыйгод,—
замечательныйобщенародныйпраздник.Традициипразднования Нового года в
разных

странах.

История

возникновения

новогоднегопраздникавРоссии.Рождество(7января).ИсторияпраздникаРождества
Христова.РождественскиетрадициивРоссии.Историясозданияновогоднихигрушек(
«Новогодниесемейныетрадицииразных народовРоссии»).
 День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в
России.Значениенаучныхоткрытийдляпрогрессаобществаиразвитиячеловека.Прее
мственностьпоколенийвнаучныхдостижениях.Выдающиесяученыепрошлых
веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научныеоткрытия
российских учёных, без которых невозможно представить современныймир:
телеграф,

цветная

фотография,

радиоприёмник,

ранцевый

парашют,

наркоз,искусственноесердце.Качестваученого:талант,вдохновение,упорство,увлеч
енность.

Проявление

интереса

к

научным

знаниям

и

деятельности

российскихученых.Желаниерасширятьсвоизнания,участвоватьвшкольнойопытноисследовательскойдеятельности.Чтотакоевиртуальныймириктоегосоздаёт?
«Плюсы»и«минусы»виртуальногомира.ПравилабезопасногопользованияИнтернет
-ресурсами.(«Россия:взглядвбудущее»,«Технологическийсуверенитет/цифровая
экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д.Менделеева.День
российскойнауки»).
 День

защитника

Отечества

(23

февраля).

История

рождения

праздника.Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации,
проявлениелюбви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время:
всегда
естьместоподвигу.Качествороссийскоговоина:смелость,героизм,самопожертвован
ие («День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф.Ушакова»).

 Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности
илюбвикженщине.Женщинавсовременномобществе—
труженица,мать,воспитательдетей.ВеликиеженщинывисторииРоссии,прославивш
иесвоюОтчизну («Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»).
 Денькосмонавтики(12апреля).Страницыисториироссийскойкосмонавтики.
Первый

искусственный

спутник

Земли;

Луноход-1;

первый

полётчеловекавкосмос–Ю.А.Гагарин;первыйвыходвоткрытыйкосмос

—А. А.

Леонов;

Поляков.

самый

длительный

полёт

в

космосе

—

Валерий

Гордостьроссиянзауспехистранывосвоениикосмоса

(«ЯвижуЗемлю!

Этотаккрасиво»).
 ПраздникВесныиТруда(1мая).Историипраздника–
100лет.Последнийвесенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в
саду,

в

огороде.

Сдавнихвременлюдижелалидругдругухорошегоурожая,удачноголета.Традицияиз
менилась,

когда

женщины-работницы

выступили

на

митинге

с

требованиямипрекратитьэксплуатироватьдетскийтрудиповыситьзаработнуюплату
женщинам(«Трудкрут!»).
 ДеньПобеды(9мая).ВеликаяпобедасоветскойармиивВеликойОтечественно
й войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободусвоей Родины?
Вклад

в

победу

советских

воинов,

тыла,

партизанского

движения.Ктотакиефашисты?Почемуонихотелисделатьвсенародысвоимирабами?
Преступлениянацистов:концлагерькакместапринудительнойжестокойизоляции.Де
тиОсвенцима.11апреля—
деньосвобожденияузниковконцлагерей.Связь(преемственность)поколений:бессме
ртныйполк—помним,любим,гордимся(«Деньпамяти»).
 ДеньРоссии(12июня)–праздниквсех,ктолюбитсвоюстрану,заботитьсяо

ее

процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского мира, согласиявсех
народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том,что
Россия – это мы, живущие в больших и малых городах, на берегах
СеверногоЛедовитогоокеанаинасклонахКавказскихгор,вПоволжьеизаУралом….В
этотдень мы еще раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины («Там,
гдеРоссия»).

 День

знаний

(1

сентября).

Наша

страна

предоставляет

любому

ребёнкувозможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая
необходимане только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа
успешногоразвитиячеловекаиобщества.Каждыйдолженстремитьсякобогащениюир
асширениюсвоихзнаний(«ДеньЗнаний»).
 День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе
профессия.Назначениеучителя–
социальноеслужение,образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Учитель
—советчик,помощник,участникпознавательной

деятельности

школьников.

Оценка учительского труда. Страницыистории развития образования. Первые
школы,

первые

учителя-монахи.

Влияниекнигопечатаниянаразвитиеобразования.И.Федоров.Великиепедагогипрош
лого.Учебники К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская
школа Л.Н.Толстого(«Деньучителя(советникипо воспитанию)»).
 Деньнародногоединства(4ноября).Этотпраздник–
проявлениегордостиипоклоненияпредшествующимпоколениям,которыенеразпроя
влялипатриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина
нуждалась
взащите.Такбылов1612году,когдаМининиПожарскийсобралинародноеополчениед
ляборьбысиноземнымизахватчиками.Такбылов19411945годахвовремяВеликойОтечественнойвойнысфашистами.
(«Деньнародногоединства»).
Различныепраздники,посвященныеисторииикультуреРоссии:
Историческаяпамять:ПётриФевронияМуромские–
символлюбвиивзаимопониманиявсемейнойжизни.Ценностироссийскойсемьи:люб
овь,взаимопонимание,участиевсемейномхозяйстве,воспитаниидетей).Семья–
первыйвжизниребенкаколлектив.Традиции,обычаи,трудоваяидосуговаядеятельно
сть;

взаимоотношения

в

семьях

разных

народов

РФ.Поколения

в

семье.Семейное«древо».Особоеотношениекстаршемупоколению,проявлениедейст
венногоуважения,вниманиякбабушкамидедушкам,заботаоних.Рольотцавсемье,уча
стиевхозяйственнойдеятельности,досугесемьи,укреплениитрадиционныхсемейны

хценностей.Пониманиеролиотцакакродителя,участиеввоспитаниидетей,отцовское
влияниенасынаи/илидочь.Мать,мама—главныевжизни человека слова. Мать —
хозяйка

в

доме,

хранительница

семейного

очага,воспитательницадетей.Спервыхднейжизнирядомсребёнкомвсёвремяприсутс
твует мама — человек, чьё сердце бьётся

чаще и сильнее, чем у

другихлюдей(«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»).
КультураРоссии.Чтотакоетворчество?
Людитворческихпрофессий:поэты,художники,композиторы,артисты,создателиигр
ушек.Примерынародных

промыслов.Искусствовжизничеловека.СтраницыисториистановленияискусствавР
оссии:отДревнейРусидосовременности(скоморохи,первыетеатрыопера и балета,
драматические

театры

в

России).

Музыкальное,

изобразительное,театральное,цирковоеискусстваиеговыдающиесяпредставители.
К.С.Станиславский—
великийдеятельтеатральногоискусства:яркиестраницыжизнии

деятельности.

Значение российской культуры для всего мира («По ту сторонуэкрана. 115 лет
кино

в

России»,

«Цирк!

Цирк!

Цирк!

(К

Международному

днюцирка)»,«От«А»до«Я»,450 лет«Азбуке»ИванаФедорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин –
создатель нового русского языка поэзии. Памятные даты календаря: дни
памятироссийских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич
Гоголь –русский писатель, внесший вклад в развитие отечественной литературы
(«215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык.Великий и могучий.
225 летсодня рожденияА.С.Пушкина»).
Планируемыерезультатыосвоенияпрограммывнеурочныхзанятий
«Разговорыоважном»
Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженийшкольник
амиследующихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезульт
атов.
Личностныерезультаты
Гражданскопатриотическоговоспитание:осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражда
нскойидентичности;сопричастностькпрошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение ксвоему и другим народам; первоначальные
представления

о

человеке

как

членеобщества,оправах

иобязанностигражданина,качествахпатриотасвоейстраны.
Духовно-нравственноевоспитание:пониманиесвязичеловекасокружающим
миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы оприроде;
неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальностикаждого

человека;

проявление

сопереживания,

уважения

и

доброжелательности;неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинени
ефизическогои

моральноговредадругимлюдям;выполнениенравственноэтическихнормповеденияиправилмежличностныхотношений.
Эстетическоевоспитание:уважительноеотношениеиинтерескхудожественн
ойкультуре,восприимчивостькразнымвидамискусства,традициями
своего

и

других

народов;

стремление

к

творчеству

самовыражению

в

разныхвидаххудожественнойдеятельности.
Физическое

воспитание,

культура

здоровья

и

эмоционального

благополучия:соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образажизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношениекфизическомуипсихическому здоровью.
Трудовоевоспитание:осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества,
ответственное

потребление

и

бережное

отношение

к

результатам

труда,интерескразличнымпрофессиям.
Ценностинаучногопознания:первоначальныепредставленияонаучнойкартин
емира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьиса
мостоятельностьвпознании.Проявлениежеланияобогащатьсвоизнания,способност
ькпоисково-исследовательскойдеятельности.
Метапредметныерезультаты
Универсальныеучебныепознавательныедействия:длярешенияпредложенных
учебныхзадачиспользоватьинтеллектуальныеоперации(сравнение,анализ,классиф
икацию),оцениватьситуациинравственногоибезнравственногоповедения,приводит
ьпримерысобытий,фактов,демонстрирующихотношениечеловекакокружающемум
иру,проявлениенравственноэтическихкачеств.Работатьсинформацией,представленнойвтекстовом,иллюстрати
вном,графическомвиде.
Универсальные

учебные

коммуникативные

действия:

проявлять

активностьвдиалогах,дискуссиях,высказыватьсвоемнениепоповодуобсуждаемыхп
роблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные
иписьменныевысказывания,небольшиетексты(описание,рассуждение);проявлятьж
еланиеготовитьнебольшиепубличныевыступления.
Универсальные

учебные

регулятивные

действия:

признавать

возможностьсуществования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказыватьсвоемнение.Приниматьучастиевпланированиидействийиоперацийпор
ешениюучебнойзадачи,оцениватьсвоеучастиевобщейбеседе(дискуссии,учебномди
алоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач
поосвоению предметныхпланируемых результатов.
Многиетемы«Разговорововажном»строятсянаиспользованиисодержанияуче
бныхпредметов.Этопозволяетсовершенствоватьфункциональнуюграмотность
младших

школьников:

развивать

умения

использовать

полученныезнаниявнестандартныхситуациях;отбирать,анализироватьиоцениватьи
нформацию в соответствии с учебной задачей; строить высказывания и тексты
сучетомправилрусского языка.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»представленысучетомспецификисодержанияпредметныхобла
стей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеурочнойдеятельности:
Русскийязык:первоначальноепредставлениеомногообразииязыковикультур
на территории Российской Федерации, о языке как одной из главныхдуховнонравственных

ценностей

народа;

понимание

роли

языка

как

основногосредстваобщения;осознаниезначениярусскогоязыкакакгосударственног
оязыкаРоссийскойФедерации;пониманиеролирусскогоязыкакакязыкамежнациона
льногообщения;осознаниеправильнойустнойиписьменнойречикакпоказателяобще
йкультурычеловека;овладениеосновнымивидамиречевойдеятельности на основе
первоначальных

представлений

о

нормах

современногорусскоголитературногоязыка;использованиевречевойдеятельностин
ормсовременногорусскоголитературногоязыкаиречевогоэтикета.
Литературное

чтение:

осознание

значимости

художественной

литературыипроизведенийустногонародноготворчествадлявсестороннегоразвития
личностичеловека;первоначальноепредставлениеомногообразиижанровхудожеств
енныхпроизведенийипроизведенийустногонародноготворчества;овладениеэлемен
тарнымиумениямианализаиинтерпретациитекста.
Иностранный

язык:

знакомство

представителей

других

стран

с

культуройсвоегонарода.
Математикаиинформатика:развитиелогическогомышления;приобретение
опытаработысинформацией,представленнойвграфическойитекстовойформе,разви
тиеуменийизвлекать,анализировать,использоватьинформациюи делатьвыводы.
Окружающий

мир:сформированность

уважительного

отношения

к

своейсемье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее
истории
икультуре,природе;сформированностьчувствагордостизанациональныесвершения,
открытия,победы;первоначальныепредставленияоприродныхисоциальных
объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов иявлений
природы;

о

связи

мира

живой

и

неживой

природы;сформированностьосноврациональногоповеденияиобоснованногопринят
иярешений;первоначальные

представления

о

традициях

и

обычаях,

хозяйственных
занятияхнаселенияимассовыхпрофессияхродногокрая,достопримечательностяхсто
лицыРоссии и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного
культурного иприродного наследия в России; важнейших для страны и личности
событиях
ифактахпрошлогоинастоящегоРоссии;основныхправахиобязанностяхгражданина
Российской

Федерации;

развитие

умений

описывать,

сравнивать

игруппироватьизученныеприродныеобъектыиявления,выделяяихсущественныепр
изнаки

и

отношения

между

объектами

и

явлениями;

понимание

простейшихпричинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на
материале
оприродеикультуреродногокрая);приобретениебазовыхуменийработысдоступной
информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе иобществе,
безопасного использования электронных ресурсов организации и сетиИнтернет,
получения информации из источников в современной информационнойсреде;
формирование

навыков

основевыполнения

здорового

правил

и

безопасного

образа

жизни

на

безопасногоповедениявокружающейсреде,в

томчислезнанийонебезопасностиразглашенияличнойифинансовойинформациипри

общениислюдьмивнесемьи,всетиИнтернетиопытасоблюденияправилбезопасногоп
оведенияприиспользованииличныхфинансов;приобретениеопыта

положительногоэмоциональноценностногоотношениякприроде;стремлениядействоватьвокружающейсредевсоот
ветствиисэкологическиминормамиповедения.
Основы

религиозных

культур

и

светской

этики:

понимание

необходимостинравственногосовершенствования,духовногоразвития,роливэтомл
ичныхусилий

человека;

формирование

умений

анализировать

и

давать

нравственнуюоценкупоступкам,отвечатьзаних,проявлятьготовностьксознательно
мусамоограничениювповедении;построениесужденийоценочногохарактера,раскр
ывающихзначениенравственности,верыкакрегуляторовповедениячеловекавобщес
твеиусловийдуховно-нравственногоразвитияличности;понимание ценности семьи,
умение

приводить

примеры

положительного

влияниярелигиознойтрадициинаотношениявсемье,воспитаниедетей;овладениенав
ыкамиобщенияслюдьмиразноговероисповедания;осознание,чтооскорблениепредс
тавителейдругойверыестьнарушениенравственныхнормповедения

в

обществе;

понимание ценности человеческой жизни, человеческогодостоинства, честного
труда

людей

на

благо

человека,

общества;

формированиеуменийобъяснятьзначениеслов"милосердие","сострадание","проще
ние","дружелюбие";умение находить образы, приводить примеры проявлений
любви кближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории
России,современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать
помощь;осуждениелюбыхслучаевунижениячеловеческогодостоинства;знаниеобщ
епринятыхвроссийскомобщественормморали,отношенийиповедениялюдей,основа
нныхнароссийскихтрадиционныхдуховныхценностях,конституционныхправах,
свободахиобязанностяхгражданина.
Изобразительноеискусство:выполнениетворческихработсиспользованиемр
азличныххудожественныхматериаловисредствхудожественнойвыразительностииз
образительногоискусства;умениехарактеризоватьвидыижанрыизобразительногоис
кусства;умениехарактеризоватьотличительныеособенностихудожественныхпром
ысловРоссии.
Музыка:знаниеосновныхжанровнароднойипрофессиональноймузыки.
Технология:сформированностьобщихпредставленийомирепрофессий,значен

иитрудавжизничеловекаиобщества,многообразиипредметовматериальнойкультур
ы.
Физическаякультура:сформированностьобщихпредставленийофизическойк
ультуреиспорте,физическойактивностичеловека,физическихкачествах,жизненнова
жныхприкладныхуменияхинавыках,основныхфизических упражнениях; умение
взаимодействовать

со

сверстниками

в

игровыхзаданиях

иигровойдеятельности,соблюдаяправилачестнойигры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ
учебныхпредметовиспособствуютразвитиюкругозорамладшегошкольника,еговозр
астной

эрудиции

и

общей

культуры.

Эта

функция

внеурочной

деятельностиособенноважнаиявляетсяпослерешениявоспитательныхзадачсущественнойиприоритетной.

Тематическое планирование
1–4 классы (1 час в неделю)
Т
е
м
а
1.День знаний

Основноесодержание

Знания–ценность,котораянеобходима не только
каждомучеловеку,ноивсемуобществу.
Нашастранапредоставляетлюбому
ребёнку
возможность с6,5летучитьсяв школе
Знания–основауспешногоразвитиячеловекаи
общества

Характеристикадеятельностиобучающихся

ПросмотрвидеороликаоДнезнанийиотрадицияхэтогопраздника.
Участие в эвристической беседе: традиции нашей школы,
обсуждениевопросов:«Почемуважноучиться?Какбыть,есличтотонезнаешьилинеумеешь?» идр.
Рассматриваниерепродукцийкартиношколепрошлыхвеков,сравне
ниес современной школой. Например: В. Маковский «В сельской
школе»;
Н.БогдановБельский«Сельскаяшкола»,«Устныйсчет.Народнаяшкола»;Б.Кустод
иев«Земскаяшкола»;А.Максимов«Книжноенаучение»;А.Морозов«
Сельскаяшкола» (навыбор)
Участиевколлективнойигре-путешествии(игресоревновании),разгадываниизагадок

2.Там, где Россия
ЛюбовькРодине,патриотизм
– качества гражданина России.Любовь к родному
краю,
способность
любоватьсяприродой,беречьеё–
частьлюбвикОтчизне.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Россия – от края до
края»:природаразныхуголков страны.
Работа с иллюстрациями: узнавание по фотографиям городов
России.Достопримечательности Москвы.Беседа: «В каких местах
России тебехотелосьбы побывать?»
Интерактивнаяиграсоревнование:«Знаемлимысвойкрай»(сиспользованиемиллюстраци

й)
3.100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской
ГероизмсоветскихлюдейвгодыВеликойОтечествен
нойвойны.Участиемолодеживзащите Родины от
фашизма.
ЗояКосмодемьянская–перваяженщина–
ГеройСоветскогоСоюзазаподвигивовремяВОВ.Качес
тваюнойучастницыдиверсионной
группы:бесстрашие,любовькРодине,
героизм.

Рассматривание
иописание
портрета
Зои–московской
школьницы.Восприятиерассказаучителяифотографийизсемейногоа
льбомаКосмодемьянских
Обсуждение рассказа учителя и видеоматериалов о событиях в
деревнеПетрищево.
Обсуждение значения пословиц:
«Родина
–мать,умей
занеепостоять»,
«Дляродинысвоейнисил,нижизнинежалей»,«Сроднойземлиумри,несходи»,«Чужой землине хотим,асвоейнеотдадим»(навыбор)

4.Избирательная система России(1час)
ИзбирательнаясистемавРоссии:значениевыбороввж
изниобщества;правогражданинаизбиратьибытьизбран
ным.Участиеввыборах–проявление
заботы
гражданинаопроцветанииобщества.
Важнейшиеособенностиизбирательной системы в
нашейстране:правогражданинанавыбор;
справедливость,
всеобщность,личноеучастиегражданина
5.День учителя (советники по воспитанию)

Просмотр и обсуждение отрывка из видеофильма «О выборах
детям».Дискуссия:«Какоезначениеимеютвыборыдляжизниобществ
а».
ЧтениечетверостишийоРодине.
Виртуальнаяэкскурсиянаизбирательныйучасток.Коллективноесо
ставление сценария выступления детей на избирательном участке в
деньвыборов

Учитель–важнейшаявобществе
профессия.
Назначениеучителя–социальное
служение,
образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Уч
итель
–
советчик,
помощник,
участник
познавательной
деятельности
школьников.
Оценкаучительскоготруда.
6.О взаимоотношениях в коллективе

Обсуждениеценностиважнейшейпрофессии.Участиевразыгрыва
ниисценок«Я – учитель»,«Яи мои ученики».
Участиевгрупповой,парнойработе:созданиерисунков«Нашкласс»
, «Мой учитель» .
Работа с
текстами
(пословицами,
стихотворениями),
связаннымиспрофессиейучителя

Общаяцельдеятельностиодноклассников.
Взаимопомощь,поддержка,выручка–
чертынастоящегоколлектива.Детскийтелефон доверия

Анализрисунков«Рукавички»:умеемлимывместеработать?
Умеемлидоговариваться?».ЧтениеиобсуждениерассказаВ.Осеевой«
Тритоварища?».Диалог:происходятливнашемклассепохожиеистори
и?
Дискуссия: «Когда мы обижаемся: как не реагировать на обиду?
Интерактивноезадание:рассматриваниефотографийнашегокласса
:«Мывместе!»

7.По ту сторону экрана
Российскомукинематографу
–
115лет.Можетлисегоднячеловек(общество)житьбезки
нематографа?
«Великий немой» – фильмыбез звука. 1908 год –
рождениедетского
кино
в
России.
Первыеигровыефильмы:
«Дедушка
Мороз»,
«Царевна-лягушка»,«ПесньовещемОлеге».
Созданиестудии «Союздетфильм».
Известныепервыеигровыефильмы:«Пощучьемувеле
нию»,«Морозко»,
«Королевствокривыхзеркал»,
(режиссераАлександраРоу).
8.День спецназа

СлушаниепесниБуратиноизфильма«ПриключенияБуратино»(ком
позиторА.Рыбников).
Просмотрвидеоматериалов:кадрыизнемогокино.Беседа:Можнол
ипомимике, жестам,поведениюартистов понятьсюжеткартины?
Интерактивное
задание
–
викторина
«Знаемлимыэтиизвестныедетскиефильмы?»
(отгадывание
по
отдельным
эпизодам
и
фото
героев
названияфильмов).Например,«Пощучьемувелению»,«Королевствок
ривыхзеркал»,«Царевна-лягушка».
Ролеваяигра:«Мыснимаемкино»(разыгрываниеэпизодаизсказки
«Царевна-лягушка»,разговорцаревичаслягушкой).
Рассказыдетей:«Мойлюбимыйкинофильм»

28октября–
Деньподразделенийспециальногоназначения.Странаго
рдитсяважнойработойбойцовспецназа.
Легендарные
подразделения:«Альфа»,борьбастеррористами,освобождениезаложников,поиск
особо опасных преступников.
«Вымпел»–охранаэкологически
важных

Работа с иллюстративным материалом: описание внешнего вида
бойцовспецподразделения,примерыдеятельностиподразделенийспе
цназа:освобождениезаложников,захваттеррористов.
Просмотрвидеоматериаловофизическойподготовкебойцовспецна
за.
Интерактивноезадание:восстановлениепословицосмелости(герои
зме), объяснение их значения. Например: «Тот герой, кто за

объектов;борьба
с
террористами;
ведениепереговоровипроведениеразведки.
Качествабойцовспецназа,спортивныетренировки

Родинугорой!»,«Нетотгеройктонаградуждет,атотгерой,чтозанародв
стает!»,
«Один за всех, все – за одного», «Сам погибай, а товарища
выручай» (повыбору)

9.День народного единства
Чему посвящен праздник
«Деньнародногоединства»?
Проявление
любви
к
Родине:объединениелюдейвтевремена,когдаРодинану
ждаетсявзащите.Чувствогордостизаподвигигражданзе
млирусскойв1612году
Минин и Пожарский – герои,создавшие народное
ополчениедляборьбысиноземными захватчиками

Рассматриваниеплаката,посвященногоДнюнародногоединства.О
бсуждение: «Почему на плакате изображены эта два человека?
КакиесобытиясвязанысМининымиПожарским?».
Беседа с иллюстративным материалом: кем были Минин и
Пожарский?
Интерактивноезадание:рассмотритепортретыМининаиПожарского,
опишитеихвнешнийвид,одежду,выражениелица.
Рассказучителяособытиях1612года.Беседа:Чтотакоеополчение?
Ополчение 1612 года и 1941 года (рассказ учителя с
иллюстративнымматериалом

10.Россия–взгляд в будущее
Экономика
как
управлениехозяйством
страны: производство, распределение,обмен,
потребление.
Что
сегодняделаетсядляуспешного
развития
экономикиРФ?Можноли
управлять экономикой
спомощью компьютера (что такое цифровая
экономика – интернет-экономика,электронная
экономика).
«Умный
дом»:
«умноеосвещение»,
«командыэлектроприборам(кофеварка,
чайник)»,напоминания-сигналы жителямквартиры.
11.День матери

Просмотр и обсуждение видео: «Что такое экономика страны?
Откудапроизошлослово«экономика»?».
Интерактивноезадание:Составлениеплакатарисунка«Чтотакоеэкономическаядеятельность:производствораспределение-обмен-потребление».
Воображаемаяситуация:мыпопалив«умныйдом».Чтопроисходит
в
«умномдоме»?Какиекомандымыможемдатьголосовому
помощнику

Мать,мама–главныевжизничеловекаслова.Мать–
хозяйка в доме, хранительницасемейного очага,
воспитательницадетей.Матери-героини.
Какпоздравитьмамувеепраздник– Деньматери?

Слушаниепесни«Омаме»изкинофильма«Мама».Интерактивноеза
дание:расскажемомаме:
Мамазаботитсяоребенке:рассматриваниерепродукциикартиныС.
Ерошкина«Уколыбели»; Б.Кустодиева«Утро».
Мамапомогаетребенкупознатьмир:рассматриваниерепродукциик
артины А.Аверина«Море»
Воображаемая ситуации: для девочек – «Ты – мама. У тебя есть
дочка.Онакапризничает.Кактыееуспокоишь?».Длямальчиков–«Какт
ыдумаешь,что будетделатьмама».
Беседа на основе рассматривания видео и иллюстративного
материала:Матери-героини»
Дискуссия: «Нам нужно поздравить маму с Днем матери. Как мы
этосделаем».Рассматриваниерисунков(плакатов)детейровесниковучащихся1-2класса

12.Что такое Родина?
Родина–
этострана,гдечеловекродилсяиживет,учится,
работает, растит детей.Родина – это отчий дом,
роднаяприрода,люди,населенныепункты – все, что
относится
кстране,государству.Человеквсегдапроявляетчувства
ксвоейРодине,патриотчестнотрудится,заботитсяоее
процветании,уважаетееисториюикультуру

Слушаниепесни«Тоберезка,торябинка».Обсуждение:какпонимае
тавторпесни,чтотакое«Родина»?
Интерактивное задание: соотнесение иллюстрации
с
названием
территорииРоссии(тундра,тайга,Поволжье,Урал,Кавказ,Камчатка).
ВиртуальнаяэкскурсияпогородамРоссии:Москва,СанктПетербург,Волгоград.Достопримечательногородного края.
Выставка
рисунков детей «Наша
Родина, как я
ее
вижу». Дети рассказываютосвоих рисунках

13.Мы вместе.
Памятьвремен:каждоепоколение
связано
с
предыдущими
и
последующимиобщейкультурой,историей,средойоби

Рассматривание рисунков детей «Семейное древо». Краткий
рассказ отрадицияхвсемье,которыеосталисьотбабушек-дедушек.
Традиции,связанныеспроводомзимыивстречейвесныуразныхнар

тания.Связь(преемственность)
поколений
–
основаразвитияобществаикаждогочеловека.Семейно
едрево. Память о своих родных,которые
представляют
предшествующиепоколения.Сохранениетрадицийсем
ьей,народомСозданиетрадиций своегокласса.
14.Главный закон страны

одов РФ: русский Веснянки, у татар и башкир праздник Каргатуй,
ухантыиманси–ДеньВороны.работасиллюстративным материалом.
Эвристическаябеседа:«Какиетрадициибудутунашегокласса?».
Выставкафотографийкласса: «Мывместе».

КонституцияРоссийскойФедерации–главныйзакон
государства, который закрепляетправагражданина
как отношение государстваиегограждан.Права—
этообязательствогосударствапосозданию
условий
благополучнойжизникаждого
человека.ПраваребенкавРФ

РассматриваниеобложкиистраницыКонституцииРФ.Рассказучит
еля:чтозаписановглавномзаконестраны.
Работа с иллюстрациями: описание прав гражданина РФ на
свободноепередвижение, выбор места проживания, право на
свободный труд, отдых,образование,медицинскуюпомощь.
Интерактивное задание: соотнесем иллюстрацию с правом
ребенка РФ.Заполнимтаблицу: праваребенкаРФ

15.Герои нашего времени
Герой –
человек,совершающий
поступки,
необычные
по
своейсмелости,отваге.Совершаяподвиги,геройникогд
анедумаетоб
опасности
длясебя,егодействиянаправлены
на
спасение
других.Героямивнашейстранеявляютсянетольковзро
слые,нои дети. Проявление уважения к героям,
стремление
воспитыватьусебяволевыекачества:
смелость, решительность, стремление прийти на
помощь.Памятникигерояммирного времени

Просмотрвидеоматериала«Героимирноговремени»оврачахг.Благ
овещенска. Беседа: «Можно ли назвать поступок врачей подвигом?
Очемдумали врачи, узнавопожаре?Каконивелисебя?
Интерактивноезадание:проанализировавпоступокподростка,сост
авить его портрет. Например, героические поступки Вани
Макарова,МаксимаКобычева,ЛидыПономарёвой,
МариныПлотниковой.
Рассматривание фотографий орденов Героя России, Ордена
мужества,медаль«Заотвагу».
Рассматриваниеиописаниепамятниковгерояммирноговремени.На
пример,памятникпожарнымиспасателям(Новосибирск);памятникге
роям,погибшим,спасаядетей(Севастополь),памятникморякамподводникам, погибшим в мирное время (Курск), памятник

пожарным испасателямМЧС(Тверь)– на выбор.
Воображаемаяситуация:представим,чтомынаходимсяоколопамят
никагерояммирноговремени.Какиецветымывозложимк
памятнику,чтонапишемналенточке?
16.«Новый год–традиции праздника разных народов России»
Новыйгод–
любимыйсемейныйпраздник.Историявозникновения
новогоднегопраздникавРоссии.Участиедетейвподгот
овкеивстречеНовогогода.ПодаркиипожеланиянаНов
ыйгод.Историясозданияновогоднихигрушек.
Традиции
Новогоднего
праздникаразныхнародовРоссии:якутов(праздник"Ы
сыах");
бурятов
День
БелогоМесяца);осетинскийНовыйГодНогбон;татар(«
Навруз»)–по выбору.

Просмотриобсуждениевидео:«МоскваНовогодняя!».Беседа:каку
крашен к Новому году наш город (поселок, село). Как украшен ваш
дом квстречеНового года.
Рассказыдетей:«Моялюбимаяновогодняяигрушка».
Виртуальная экскурсия в музей «фабрика елочных игрушек»
(Москва)Интерактивноезадание:составлениеколлективногорассказа
«История
НовогоднегопраздникавРоссии»(наосновеиллюстративногомате
риала)
Чтениедетьми(илирассказывание)короткихисторийотрадициивст
речиНового годанародовРоссии

17.От«А»до«Я».450лет«Азбуке»Ивана Федорова
Иван
Федоров
выдающийсяпервопечатниквРоссии,нетолькосостави
тельииздательпервыхкниг,ноипедагог,создательмето
дикиобученияграмоте. Особенности
построения«Азбуки»

Рассматриваниестраниц«Азбуки»И.Федорова.
Сравнениеиллюстраций,буквссовременным«Букварем».Беседа:«
Каквы думаете, был ли интересен детям того времени такой
учебник? Мог лисоздать такую книгу человек, который не понимал
детей, не знал, как ихучитьграмоте?
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся в
Москве, упамятника И. Федорову. Захотелось ли вам положить к
памятнику цветы?Какие?

18.Налоговая грамотность
Налог–
денежныеотношениямеждуорганизациейилюбымраб

Работа с иллюстрациями, которые демонстрируют примеры
использованияналогов.

отающим человеком,
необходимая
обязательнаяплатагосударствуслюбыхдоходов.
Для
чего
взимаются
налоги?
Откудагосударствоберетденьгидлясодержанияучреж
дений,армии,объектовкультуры,
строительства
жилья,детскихсадовишкол,больниц, стадионовидр.?
19.Непокоренные (блокада Ленинграда)
Что
такое
блокада?
900
днейжизниподобстрелом,безпродовольствия и
электричества.Какжилииочёммечталидетиблокадног
огорода:ленинградскийломтикхлеба;печьбуржуйка;б
локаднаяшкола,какпраздновалиНовый год...
Дорогажизни.
Посильная
помощь
детей
взрослым:уходзаранеными,дежурствонакрыше.

Беседа:«Накакиеденьгистроятсябольницы,детскиесады,школы;б
лагоустраиваются города,ремонтируютсядороги?»
Дискуссия:«Можетличеловекотказатьсяплатитьналоги?
Почемуговорят,чтоуплатаналогов-обязанностьгражданина?»

Просмотрвидеофильма«СалютвЛенинградевчестьпрорываблока
ды».Беседа: почемуленинградцыплачутвовремясалюта?
Послушаемзвукметронома.Очемонподавалсигналы?
Интерактивноезадание:рассматриваниефоторисунковдетейблока
дного Ленинграда на тему «Ладога – дорога жизни». Беседа: о
чемрассказывают рисунки детей? Можно ли сказать, чтоавторы
рисунковвспоминаютисториюсвоейжизни?
Работасфотографиями:особенностиучебногокласса,чемонотлича
етсяот классамирноговремени?
Воображаемая ситуация:представим,что мы подошли к
памятнику,посвященному детям блокадного Ленинграда. Постоим
около
него
тихо,поклонимсягероямгорода,несдавшихсяврагу,положимцветы

20.Союзники России
Когоназываютсоюзником?
Договороколлективнойбезопасности–
объединениегосударств,которыесовместноборютсяст
ерроризмом.
Экономическое сотрудничество государств с
Россией:Китай,Белоруссия.
КультурноесотрудничествогосударствсРоссией:сп

Интерактивное задание: «Сравним две фотографии (на одной
люди
сосложенныминагрудируками,надругой–
пожимающиедругдругуруки)».Какуюиз
них
можноназвать«союзники»?
Рассказ учителя: страны, которые объединились (стали
союзниками) вборьбесмеждународнымтерроризмом.
Интерактивноезадание:наосновеиллюстрацийописатьтовары,кот

ортивные соревнования, художественныевыставки,
фестивалииконкурсы,выступлениятеатров
21.Менделеев.190 лет со дня рождения
Наукаиученые:научныеоткрытияпозволилиизмени
тьжизньчеловекаиразвиватьобщество.
Лаборатория ученого. Что внейпроисходит?
Д.И. Менделеев
выдающийсяученыйхимикифизик(изучалсвойствавеществ),
создатель
воздушногошара.
Менделеев–педагог,профессор химии в
университете,авторучебниковпохимии.Любимыезаня
тияученоговсвободноевремя:
«чемоданныхделмастер»,шахматист.

орыеполучаетРоссияизстран(Китай,Белоруссия,Турция,Сирия)
Просмотриоценкавидео:выступленияБольшоготеатразарубежом
Просмотрвидео:открытиячеловека,которыепозволилиразвиватьо
бщество(паровоз,радио,электричество,космическаяракета)
Интерактивноезадание:Намнужносравнитьсвойствакакихтовеществ, например, воды и молока, чая и сока. Что нам нужно
сделать?Зачемученый проводитопыты,эксперименты?
Рассказучителя:Д.И.Менделеевпроводитопытысразличнымивещ
ествами,изучаяихсвойстваивыделяяпохожиесвойствавеществ.
Работа с иллюстрациями и текстом: Менделеев – полет на
воздушномшаре. Интерактивное задание: выбрать ответ на вопрос:
«С
какой
цельюсоздалМенделееввоздушныйшар?
Ответы:онхотелпоказатьсвоимдетямЗемлюиз
космоса;емунравилосьлетать;онхотелизучатьатмосферу.
Рассматривание фото любимых занятий ученого: создание
чемоданов,шахматы, рисование.
Дискуссия: Почему Менделеева называли «чемоданных дел
мастер»?Разве он не мог купить себе чемодан в магазине? Можно
ли
по
свободнымзанятиямученогосказать,чтоонбылразносторонним,твор
ческимиоченьинтереснымчеловеком?

22. День первооткрывателя
Первооткрывателипервымиоткрывает
новые
земли, страны,изучаютиописываетихособенности.
Российскиемореплаватели:открывшиеАнтарктиду
(Ф.БеллинсгаузенаиМ.Лазарев).Первыеоткрывателик
осмоса:Ю.Гагарин,В.Терешкова,А.Леонов.

Просмотрвидео«Антарктида–шестойконтинент
Рассказ учителя: «Восток» и «Мирный» история открытия
Антарктиды.РассматриваниепортретовФ.БеллинсгаузенаиМ.Лазаре
ва,атакжепарусныхкораблей.
Работасиллюстрациями:рассматриваниеиописаниестанций,

Проявлениеинтересаиуважения к
личности
первооткрывателя,егочертам
характера:
целеустремленности,смелости,упорству

работающих
вАнтарктиде:«Мирный»,«Лазаревская»,«Прогресс».Беседа:скакойц
елью создаютсястанциивАнтарктиде?
Интерактивноезадание:чтотызнаешьопервыхкосмонавтах.Расска
зыдетейнаосновеиллюстраций икартинокосмосе А.Леонова.
Интерактивное задание: сделаем первые странички нашей
класснойкниги«Первопроходцы».

23.День защитника Отечества
Благодарностьармиизамирнуюжизнь,запроявлени
епатриотических
чувств,
защитуРодины,охрануеерубежей.Преемственностьпо
колений.
Армиявгодывойныимирное время: всегда есть
местоподвигу.ПамятниксоветскомувоинувБерлине.К
ачество
российскоговоина:смелость,героизм,самопожертвова
ние

Просмотрвидео:парадПобеды1945г.Беседа:скемсражаласьсоветс
каяармия?ЧтопринеслапобедавВОВнашейстранеимиру?Какие
чувства
испытываютлюдиразныхпоколений,освободившисьотфашизма?
Интерактивноезадание:краткиесуждениядетейпоиллюстрациям:
«ВспомнимгероевСоветскогоСоюза».(Например,
дваждыГероиСоветскогоСоюза:летчики–В.
Алексеенко,Н.Степанян,А.Ефимов;танкисты – С. Хохряков, В.
Архипов, С. Шутов; моряки – В. Леонов (повыбору).
Рассказ учителя об истории памятника советскому солдату в
Берлине (оН.Масалове).

24.Как найти свое место в обществе?
Твоеместовсемейномколлективе.Твое
равноправноеучастиевтрудовой,досуговойжизнисемь
и.Проявлениеактивности,инициативностивделах
семейных.
Классныйколлектив–
этотвоедетскоеобщество.Твоиинтересы,
обязанности, друзья вэтомобществе.

Просмотр видео: коллективный труд семьи. Беседа: нравится ли
детямработатьвместе сродителями?
Дискуссия: обсудим, в каком случае Ира поступает как
равноправныйчленсемейногоколлектива:а)Онавсегдаоткликаетсяна
просьбубабушкипомочьей;
б)Олявсегдапредлагаетбабушкесвоюпомощь.
Интерактивноезадание:оцениситуации.Ответьнавопрос:«Ктоизэт
ихдетейнашелсвоеместо вколлективе».

1) Петя хорошо рисует. Но на предложение оформить классную
газетуответил:«Янемогу,некогдамне.ПустьМиларисует».
2) Первоклассники готовят концерт к Дню учителя. Для
выступлениянужныодинаковыеплаточки-галстучки.Гдеихвзять?
Оляпредлагает:
«Менямаманаучилавязать.Ясвяжуплаточкигалстучки,будеткрасиво».
Интерактивное задание: проанализируй пословицы и поговорки.
Какиекачествахарактеризуютколлектив:соотнесисловокачествоссоответствующейпословицей.
«Берись дружно – не будет грузно» (согласованность); «В
коллективечужой работы не бывает» (взаимопомощь); «В
согласном
стаде
волк
нестрашен»(согласие,единство);«Безкомандиранетколлектива»(уме
ние подчиняться)
25.Всемирный фестиваль молодежи
Фестивальмолодежиистудентовпроходитподлозун
гом«Замир,дружбу,солидарность
и
справедливость!».Фестиваль–
этовозможностьмолодыхлюдейобщаться:поделиться
своимипланаминабудущее,рассказатьосвоейстране,о
работе или учебе. На Фестивалепроводятся
различные
мероприятия,
собрания,
диспуты,
дружеские
соревнования,
концерты.
Россияпринимаетгостейсовсегомира
дружелюбноигостеприимно

Просмотрвидео:открытиеМеждународногофестивалямолодежии
студентовв2017г.Беседа:длячегопроводятсяФестивалимолодежи.
Воображаемая ситуация: Представьте, что каждый из вас –
участникФестиваля.Выизучилипрограммуихотитевыбратьмероприя
тие,накотороевамхочетсяпойти.Поделитесьсвоимипланамисоднокл
ассниками.
ПрограммаФестиваля:1)Образовательнаяпрограмма–«Россиявсо
ветскоевремя»,«ДеньАфрики»,«ДеньАзиииОкеании»,«ДеньЕвропы
»,«Неграмотностьвмиреиборьбасней».2)Культурнаяпрограмма
–«Джазовыйфестиваль»,«Музыкабудущего»,«Танцевальнаяакадеми
я»
Виртуальная экскурсия в образовательный центр «Сириус»
(работа
силлюстративнымматериалом):чтоувидятздесьгостиФестиваля

26.Первымделомсамолеты….Огражданскойавиации
Гражданской авиации России100 лет. Значение
авиации дляжизниобществаикаждогочеловека.
Мечтачеловекалетатьвоплотиласьвсказках,легенда
х.ПервыйсамолетгражданскойавиациивРоссии.Типы
современныхсамолетов.

Просмотрвидео:взлетсамолета.
Беседа: какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите, как в
воздухподнимаетсясамолет?леталиливынасамолете?
Вашиощущения(страшно, удивительно,радостно,удивительно).
Работасиллюстрациями:начемлетаютгероирусскихсказок(народн
ыхи авторских). Например, ступа бабы-Яги, ковер-самолет, КонекГорбунок.РассматриваниекартиныА.Дейнеко«Никитка–
первыйрусскийлетун».Чтениеучителемотрывкаизлегенды:«СмердН
икитка,боярскогосынаЛупатовахолоп»,якобысмастерилсебеиздерев
аикожикрыльяи дажесуспехомлеталнаних».
Интерактивное задание: сравните два числа. В начале XIX века
дорогаиз Москвы в Санкт-Петербург на лошадях занимала 4-5
дней.Сегодня отМосквыдосеверной столицы–1,5 часаполета.
Рассказучителя:первыйсамолетгражданскойавиациивРоссии–
АНТ-9.
Просмотрвидео:новыесамолетысегодня.

27.Крым –дорогадомой
Вспомним,
что
такое
Крым?
УникальныеприродныеместаКрыма.ГородаКрыма,ег
остолица.
КакживетсегодняКрым.

Видео:«ПутешествиепоКрыму».Работасиллюстрациями:уникаль
ныеместаприродыКрыма,столица–
Симферополь.Детскийпарк.ПаркСалгирка,
танк-памятник
освободителям города от фашистов, Крымскийтеатркукол.
Воображаемая ситуация: Представьте, что вы – жители Крыма.
Что бывыпосоветовалипосмотретьвКрымуеегостям?
Работа с иллюстрациями: чем занимаются младшие школьники
послеуроков? Фотографии, отражающие, к примеру, игру в шашки
и
шахматы,танцы,занятиелепкойилирисованием,театральнойдеятельн

остью.
28.Россия–здороваядержава
Человек
должен
быть
здоров,жизнерадостен,закален.Этопомогает
ему
многое
успевать,успешнозаниматьсятрудом,учебой,домашн
имиделами.Здоровыелюдиактивноучаствуютвжизни
общества.
Чтотакоездоровыйобразжизни,
как
человек
должен егоорганизовывать.
Россия– спортивнаястрана

Просмотр видео: гимн «Дети – в спорт». Беседа: «Как вы
понимаетеслова гимна:«Дети– будущеестраны!»
Эвристическаябеседа?«Почемучеловекдолженбытьздоров,жизне
радостени активен?»
Интерактивноезадание:сравнитерисункидвухдетей,оцените,како
ниодеты, чем они занимаются? Кто из них, по вашему мнению,
чаще
болеет?
Работастекстамистихотворенийоздоровьеизанятиямифизкультурой.
Например,«Зарядка»(А.Барто),«Купитьможномного»(А.Гришин)
, «Солнцевоздухивода»(А. Усачев).
Работа с иллюстрациями: назовем и запишем слова, которые
расскажутнам,чточеловекдолженделать,чтобы
сохранитьиукрепитьздоровье.
Интерактивноезадание:рассмотретьфоторазныхвидовспорта,назв
атькаждыйвид.Рассказать,какимспортомтызанимаешьсяилихочешьз
аниматься?

29.Цирк!Цирк!Цирк!
Почемуидети,ивзрослыелюбятцирк?
Цирковые
профессии.
Вспомнимвеликиесемьицирковыхартистов:семья
Запашных;
семья
Кантемировых.Знаменитый
«УголокДурова»иегооснователь.
Великий клоун Ю. Никулин.Первая женщинаукротительница тигров Ю. Бугримова

Просмотрвидео–
цирковоепредставлениеи«Песенкиоцирке».Беседа:
«Любителивыцирк?»
Интерактивное задание: Назови цирковую профессию (соедини
фото сназванием цирковых профессий). (Например, воздушный
гимнаст, клоун,укротитель,наездник,жонглёр,акробат)–по выбору.
Работа с иллюстрациями: знакомство с великими цирковыми
семьями ицирковымиартистами.Описаниеихцирковойдеятельности.
Создадимплакат-аппликацию«Цирк!Цирк!Цирк!»

30.«Вижу Землю»
Книга
Ю.А.
Гагарина
«ВижуЗемлю».Первыевпечатлениякосмонавтаонабл
юденияхголубойпланеты«Земля».
СтраницырассказаЮ.А.Гагарина«ВижуЗемлю»:де
тство,участиевсемейномтруде,тяготывойны,перваяпр
офессия,желаниеистремлениестатьлетчиком.Первый
полет.
КаксовременныйшкольникможетизучатьпланетуЗ
емля?
31.215 лет со дня рождения Гоголя

Видео:пусккорабля-спутника«Восток1».Обсудим:какоеслово,сказанноеЮриемАлексеевичемвовремявзле
та,сейчасзнаетвесьмир?
Читаем, рассматриваем фотографии, обсуждаем страницы книги
Ю.А.Гагарина«ВижуЗемлю»(детство,перваяпрофессия,желаниестат
ьлетчиком). Оцениваем качества характера Юрия, которые помогли
емустатьнастоящимлетчиком,апотомикосмонавтом(ответственност
ь,настойчивость,трудолюбие,мечтательность).
Виртуальнаяэкскурсиявпланетарий

Н.В.Гоголь–
великийрусскийписатель.Егопроизведения
сатирически
освещают
жизнь
общества
XIXвека.Удивительныефактыписателя:
сочинение
стихов
в
5лет;загадочностьповедения,стеснительность;суевер
ность.УвлеченияГоголя:любовькрукоделию; умение
и интерес кприготовлениюукраинскихблюд.
Знакомство и дружба ГоголяиПушкина

Просмотр видео – памятники Н.В. Гоголю в Москве.Бесед:
«Сравнитеизображение Гоголя на памятниках. Почему один
называют «грустным», авторой«веселым»?
Интерактивное задание: работа с иллюстрациями и текстом
повестиГоголя «Ночь перед Рождеством»: определите, к какому
тексту относитсяиллюстрация.
РассматриваниерепродукциикартиныМ.Клодта«ПушкинуГоголя
».
Беседа:«Чемзанимаютсягероикартины?»
Работа с иллюстрациями: оцените сюжеты иллюстраций,
определите понимувлеченияписателя

32. Экологичное потребление
Экологичноепотребление–
какиспользоватьприроду,чтобы приносить ей как
можноменьшевреда.Чтозначит–
жизньбезотходов:отказотненужного,продлениежизни
вещей,
повторное
использование,
экономия

Просмотр и обсуждение видео (фото) - «Как мусор становится
седьмымконтинентомЗемли».Беседа:вредитлиприроде«седьмойкон
тинент»(мусорноепятно вТихомокеане).
Воображаемаяситуация.
1) Представим, что мальчик
порвал брюки. Предложите

природногоматериала(воды,света)

способы возможногоиспользованияэтойвещи.
2)
Бабушканаварилаогромнуюкастрюлюкаши.Никтоуженехочетееесть
.Предложитеспособы,чтобыкашуневыбрасывать.
Работасиллюстративнымматериалом:берегутлиприродужителиэт
ойквартиры?
Обсудим:какиетабличкинапоминанияможносделатьвдоме,чтобыэкономноотноситьсякводе
и электричеству.

33.Труд крут!
Труд–
основажизничеловекаиразвитияобщества.Любойтруд
имеетцель,результат. Качества труженика,которые
определяют
успешностьеготрудовойдеятельности:наличиезнаний
-умений,
терпение,
старательность,
ответственность,аккуратностьидр.

Просмотрвидео«Ежик–
неумейка».Какоекачествоежикапомоглоемувыбратьсяизкастрюли?
Просмотрвидео«Трудгончара».Беседа:«Легколисделатьвазу?»:б
ыстролилепитсяпредметизглины;почемугончардолженбытьвнимате
льным?Аккуратным?
Получитсяликрасивыйпредмет,еслиспешить,необращатьвниманиен
анеровности,нарушениепропорций?
Дискуссия: Вспомним Незнайку – героя книги Н. Носова.
Незнайка былтаким любознательным! Онпытался играть на трубе,
рисовать,
писатьстихи,дажеуправлятьмашиной.Почемжеунегоничегонеполуч
алось?
Интерактивное задание: соединим иллюстрацию трудового
действия
сважнымусловиемегоуспешноговыполнения.Например,приготовит
ьпирог (знать рецепт его приготовления); убрать квартиру (уметь
включатьпылесос);
помочьприпорезепальца(уметьобрабатыватьрану)
Обсудимвместе:определимзначениепословиципоговорокотруде:

«Нужнонаклониться,чтобыизручьянапиться»;«Былабыохота,зала
дитсявсякая
работа»,«Поспешишь–
людейнасмешишь».Обратимвниманиена слова, которые очень
важны для работы (знания, умения, усердие, старание,
терпение,желание).
34.Урокпамяти
Чтотакоепамятьчеловека?
Памятьначинаетсяссемьи,детства,школы
Что
такое
память
поколений?
Страницыпрошлого,которыенельзя
забывать.
Преемственностьвтрудовойдеятельности:декорати
вно-прикладноеискусствонародовРоссии.Трудовые
династии.
Качества
россиянина,которыепереходятизпоколениявпоколен
ие.

Встреча с выпускниками школы: что они помнят о своей
школьнойжизни?
Эвристическаябеседа: что
может
рассказать
семейный
альбом?
Рассказыдетейосвоемсемейномдреве.
Просмотрвидео:вспомнимгероическиестраницыисторииРоссии.
Назовемисторическоесобытиеиеговлияниенажизньобществаикаждо
гоегочлена
Беседа:
какое
чувство
объединяло
гражданРоссии,когдаРодинегрозилаопасность?
Ролевая игра на основе воображаемой ситуации: «мастера
игрушки»описываютигрушку:какназывается,длячегопредназначена
,изчегосделана,гдепроизводится(например,Хохломская,Городецкая,
Дымковская,Филимоновская,матрешкаизСергиеваПосада
–
повыбору)
Обсуждение значения поговорки: «Умелец да рукоделец себе и
другимрадостьприносит»
РаботасиллюстрациямиТрудовыединастиинеобычныхпрофессий
. Например,Дуровы,Запашные.

35.Будьготов!Коднюобщественныхорганизаций
19мая–
Деньдетскихобщественныхорганизаций.Чтотакое

Просмотрвидео:поздравлениевсехшкольниковсДнемдетскихобщ
ественныхорганизаций.

общественная
организация?
Чемзанимаютсяобщественнаяорганизация(обществе
нное
движение)
«Школа безопасности»,«Зеленая планета»?
Какмывидимнашеучастиевобщественномдвижени
идетейимолодежи?

Работасиллюстративнымматериалом:чемзанимаютсяобщественн
ыеорганизации«Школабезопасности»,«Зеленаяпланета».
Интерактивноезаданиенаосновевоображаемойситуации:еслибым
ыбыличленомоднойизэтихорганизаций,чеммымнехотелосьзанимать
ся?
Коллективныйдиалог:составимпоздравлениесДнемобщественны
хорганизаций
36.Русскийязыквеликийимогучий.К225-летиюсоднярожденияА.С.Пушкина
А.С.Пушкин–
великийрусскийпоэт.ДетствоСашиПушкина
–
влияние бабушки иняни.
Темы сказок поэта, схожие снароднымисказками.
НародностьязыкавпоэзииА.С.Пушкина,использов
аниеразговорнойречи

Просмотрвидео–
А.С.Пушкин«Няне».Беседа:«Какиестрокистихотворенияговорятоб
отношениипоэтаксвоейняне?
РассматриваниерепродукциикартиныА.Непомнящего«ДетствоП
ушкина».Разыгрываниесценки:
Саша:-Еще,нянюшка,еще!
Няня: - Поздно, голубчик Александр Сергеевич, спать пора… Ну
даладно, слушай еще. У моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу
золотыецепи…
Интерактивноезадание:соотнестииллюстрациюксказкеА.С.Пушк
инасострочкамиизтекстасказки.
ЧтениепоролямотрывковизсказокА.С.Пушкина:диалогвсказке


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».