ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Одной из основных задач развития образования Российской Федерации на современном этапе является формирование финансовой грамотности и финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской системе образования сегодня уделяется существенное внимание формированию функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и финансовой грамотности. Принципиальное значение в настоящее время приобретает в системе образования решение задачи формирования надпредметных компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе уделяется особое внимание не только содержательным — предметным аспектам финансовой грамотности, но и развитию коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, решению творческих задач и формированию критического мышления у обучающихся 5—7 классов. Содержание программы способствует расширению знаний учащихся по основным общественно-научным предметам. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАМОТНОСТЬ» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ Целью курса является формирование у обучающихся 5-7 классов финансовой культуры, рационального финансового поведения и ответственного потребления финансовых услуг, с учётом их возрастных особенностей и способностей. Задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность»: ˗ формирование понимания значимости для себя лично финансовых проблем, которые решаются на индивидуальном и семейном уровнях и сказываются на личном и семейном благополучии; ˗ формирование понимания необходимости давать личную оценку действиям субъектов финансовых отношений, так как человек вступает с ними во взаимодействие для решения своих задач; ˗ формирование понимания необходимости следственных связей между семейными и возможностями, и потребностями членов семьи; ˗ формирование собственного понимания изучаемых финансовых вопросов на основе анализа и оценки финансовых ситуаций, с которыми человек может столкнуться лично; ˗ формирование способности инициировать сотрудничество в команде при работе с творческими заданиями; выявления причинноличными финансовыми ˗ формирование понимания наличия альтернативных решений финансовых задач на личном и семейном уровне, их оценки с позиции имеющихся финансовых возможностей, ограничений, потребностей, необходимости выбора из имеющихся выявленных альтернатив; ˗ формирование понимания необходимости вносить изменения в план и способ действий субъектов финансовых отношений, так как появляются новые возможности, ограничения и потребности; ˗ формирование понимания содержания различных видов семейных доходов и расходов, их изменения, сравнения, анализа, количественной оценки и выбора варианта балансирования при разработке бюджета. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс «Финансовая грамотность» включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы и рассчитан на: 68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа - в 7 классе. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 КЛАСС Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях. Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ˗ различать прямые и косвенные налоги; ˗ считать сумму налога; ˗ проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; ˗ высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; ˗ находить нужную информацию на социальных порталах; • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ˗ объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; ˗ называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); ˗ приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; ˗ перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; ˗ называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; ˗ приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; ˗ высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ; • рассчитывать величину подоходного налога и НДС; • оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях. Темы занятий 1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. 2. Что такое налоги и почему их надо платить. 3. Какие бывают налоги. 4. Учимся считать налоги. 5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи». 6. Сравниваем налоги граждан разных стран. 7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. 8. Как работает налоговая служба. 9. Учебные мини-проекты «Налоги». 10. Что такое социальные пособия и какие они бывают. 11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. 12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». 13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди. 14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». 15. Обобщение результатов изучения модуля 3. 16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». Модуль 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки: • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. Базовый уровень Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): ˗ отличать инвестирование от сбережения и кредитования; ˗ знать свои основные права и обязанности как потребителя; ˗ находить актуальную информацию об услугах банков; ˗ пользоваться пластиковой картой в банкомате; ˗ считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; ˗ планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; ˗ сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; ˗ находить и анализировать информацию о курсе валют; ˗ проводить простые расчёты с использованием валютного курса. • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): ˗ перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); ˗ объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; ˗ объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; ˗ называть необходимые условия для открытия своей фирмы; ˗ объяснять причины существования различных валют; ˗ называть основные мировые валюты и страны их использования; ˗ объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: • соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; • сравнивать различные финансовые предложения; • оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов; • брать на себя ответственность; • оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса. • оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов. Темы занятий 17. Для чего нужны банки. 18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. 19. Какие бывают вклады. 20. Что такое кредиты и надо ли их брать. 21. Изучаем сайт Центрального банка РФ. 22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. 23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. 24. Как работает банк. 25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». 26. Что мы знаем о бизнесе. 27. Как открыть фирму. 28.Для чего нужны бизнес-инкубаторы. 29. Ролевая игра «Открываем фирму». 30. Что такое валюта и для чего она нужна. 31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. 32. Обобщение результатов изучения модуля 4. 33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». 34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение финансовой грамотности в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты обучения отражаются в готовности обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности; отражают их готовность руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей посредством: ˗ формирования готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и построению индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов и значимости для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым благополучием; ˗ осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения положений нормативно-правовых документов, формирования ответственного отношения к процессу обучения посредством понимания для себя лично содержания финансовых отношений между различными субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых решений; ˗ сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи, проявляющегося в учёте личных интересов каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о получении и распределении средств семейного бюджета; ˗ наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в частности мотивации к обучению, познанию за счёт понимания значимости для себя лично взаимосвязи между профессиональной подготовкой человека и финансовыми результатами его деятельности. Метапредметные результаты. Регулятивные универсальные учебные действия: 1. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости давать оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения. Обучающийся сможет: ˗ оценивать собственное понимание изученных финансовых терминов; ˗ составлять личный маршрут движения к финансовому благополучию; ˗ оценивать вероятность мошенничества в финансовых отношениях; ˗ ставить финансовые цели собственной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет: ˗ разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов; ˗ оценивать структуру доходов и расходов семьи; ˗ определять необходимые действия в соответствии с учебной практической финансовой задачей и составлять этапы их выполнения; ˗ обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения финансовых задач; ˗ составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение кейсов, выполнение квеста). и 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Обучающийся сможет: ˗ вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом изменившихся обстоятельств; ˗ оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов; ˗ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; ˗ вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированного результата; ˗ оценивать варианты открытия депозита на различные сроки; ˗ результаты выбора условий кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к недвижимому имуществу, служащему для банка залогом; ˗ оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из финансовых возможностей их семей. Познавательные универсальные учебные действия: 1. Умение определять содержание понятий, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет: ˗ сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения финансовых целей, направления инвестирования, условия кредитования и условия размещения денежных средств; ˗ устанавливать причинно-следственные связи между различными финансовыми явлениями: доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией и размерами денежных доходов населения; размером доходов и риском; бизнес-планом и действительностью; креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов; ˗ объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины появления сверхновых источников доходов; ˗ анализировать статистические данные о доходах населения; ˗ положения статей ГК РФ по вопросу получения доходов от интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам налогообложения; ˗ классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал налогообложения, банковских вкладов, кредитных организаций; ˗ выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых организаций, покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных источников дохода, обладания собственностью, банковской картой; ˗ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждая его собственной аргументацией, в том числе математическими расчётами. 2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: ˗ ориентироваться в содержании текста, структурировать текст, идентифицируя литературных произведениях; ˗ устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в конкретной ситуации; ˗ критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте; ˗ аргументировать собственную финансовой ситуации. позицию понимать смысл текста, финансовые ситуации в по приведённой в тексте 3. Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников информации. Обучающийся сможет: ˗ определять необходимые ключевые поисковые слова; ˗ осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; ˗ соотносить полученные результаты поиска информации с условиями поставленных финансовых задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Обучающийся сможет: ˗ инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при работе с творческими заданиями, при обсуждении правил планирования семейного бюджета, формирования резервов и сбережений, постановки финансовых целей; ˗ выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых ситуаций; ˗ задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью. Обучающийся сможет: ˗ соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой тематике; ˗ принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников; ˗ создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на финансовые темы; ˗ анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе выполнения группового задания и представления его решения. Предметные результаты обучения. ˗ освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для решения современных практических задач; ˗ умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) финансовые объекты, явления, процессы, выявляя их существенные признаки, элементы и основные функции; ˗ умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов; ˗ необходимости правомерного налогового поведения; ˗ осмысления личного опыта принятия финансовых решений; ˗ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей, управления доходами и расходами, формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных решений; ˗ овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из нормативных правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст; ˗ умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать статистическую финансовую информацию, соотносить ее с собственными знаниями и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; ˗ умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения финансово-экономических и правовых норм, включая вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми рисками и угрозами финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; ˗ приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой) деятельности: для составления личного финансового плана; для принятия решений о приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5—7 смогут сформировать следующие компетенции по финансовой грамотности: ˗ способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки имеющихся финансовых возможностей и ограничений, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним; ˗ способность формировать резервы и сбережения денежных средств; ˗ способность следить за состоянием личных финансов посредством планирования личного бюджета; ˗ способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки финансового мошенничества, учитывая информацию об имеющихся на рынке финансовых рисках; ˗ способность искать информацию. и использовать необходимую финансовую ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование Количество часов разделов и тем всего контрольные программы работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют 1.1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства 1 0 1 05.09.2022 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное Практическая https://dni-fg.ru/ отношение к финансовой зависимости от государства, формулировать свою точку зрения. работа; Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала 1.2. Что такое налоги и почему их 1 0 0 17.10.2022 Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье Устный опрос; https://dni-fg.ru/ 1 0 1 07.11.2022 Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами Устный налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы опрос; налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. https://dni-fg.ru// https://dni-fg.ru// надо платить 1.3. Какие бывают налоги 1.4 Учимся считать налоги 1 0 1 16.01.2023 Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами Практическая налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы работа; налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. 1.5 Ролевая игра «Считаем налоги семьи» 1 0 1 23.01.2023 Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами Практическая https://dni-fg.ru// налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы работа; налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. 1.6 Сравниваем налоги 1 граждан 0 0 20.02.2023 Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами Устный налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы опрос; налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. https://dni-fg.ru// https://dni-fg.ru// разных стран 1.7 Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства 1 0 0 27.02.2023 Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами Устный налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы опрос; налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. 1.8 Как работает налоговая служба 4 0 2 03.04.2023 Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами Практическая https://dni-fg.ru// налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы работа; налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. 1.9 Учебные минипроекты «Налоги» 3 0 1 24.04.2023 Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами Тестирование; https://dni-fg.ru// налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении творческого задания. 1.10 Что такое социальные пособия и какие они бывают 2 0 1 15.05.2023 1.11 Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ 1 0 1 14.11.2022 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Устный опрос; https://dni-fg.ru// Устный опрос https://dni-fg.ru// 1.12 Ролевая игра «Оформляе м социальное пособие» 1 0 0 21.11.2022 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Устный опрос https://dni-fg.ru// 1.13 Исследуем, какие социальны е пособия получают люди 1 0 0 28.11.2022 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Практич еская работа https://dni-fg.ru// 1.14 Учебные минипроекты «Социальн ые пособия» 1 0 0 05.12.2022 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Практическая https://dni-fg.ru// работа; 1.15 Обобщени е результато в изучения модуля 3 1 0 1 12.12.2022 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Тестирование; https://dni-fg.ru// 1.16 Презентац ия портфолио «Человек и государств о: как они взаимодейс твуют» 1 1 0 09.01.2023 Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Устный опрос; Итого по разделу 16 Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес https://dni-fg.ru// 2.1 Для чего нужны банки 1 0 0 16.01.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, опрос которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// 2.2 Почему хранить сбережения 1 0 0 23.01.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, опрос которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// 1 0 1 30.01.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. https://dni-fg.ru// в банке выгоднее, чем дома 2.3 Какие бывают вклады Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории Письмен ный контрол ь; 2.4 Что такое кредиты и надо ли их брать 1 0 0 06.02.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, опрос которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// 2.5 Изучаем сайт Центральног о 1 0 0 13.02.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, еская которым занимаются подростки. работа самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// 1 0 0 20.02.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, опрос которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// банка РФ 2.6 Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья 2.7 Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы 1 0 0 27.02.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, опрос которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории 2.8 Как работает банк 1 0 0 06.03.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории Самооце нка с использ ованием «Оценоч ного листа»; https://dni-fg.ru// 2.9 Учебные минипроекты «Банков- 1 0 1 13.03.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, еская которым занимаются подростки. работа самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// 1 0 0 20.03.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// ские услуги для семьи» 2.10 Что мы знаем о бизнесе Самооце нка с использ ованием «Оценоч ного листа»; 2.11 Как открыть фирму 1 0 0 03.04.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, еская которым занимаются подростки. работа самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// 2.12 Для чего нужны бизнесинкубатор ы 1 0 0 10.04.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Устный опрос https://dni-fg.ru// Практич еская работа https://dni-fg.ru// 24.04.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, опрос которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории 2.13 Ролевая игра «Открывае м фирму» 1 0 1 17.04.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям. Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории 2.14 Что такое валюта и для чего она нужна 1 0 0 1 0 0 3.05.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, опрос которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// 2.16 Обобщение 1 результатов изучения модуля 4 0 1 10.05.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, еская которым занимаются подростки. работа самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// 2.17 Презентация 1 портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» 0 0 17.05.2023 Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса, опрос которым занимаются подростки. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// 2.15 Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях Итого по разделу 17 Заключение 3.1 Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» 1 0 0 Устный 22.05.2023 определять последовательность оставленных целей с учетом конечного результата. осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и опрос обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории https://dni-fg.ru// ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 11 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольны практические е работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. 1 Могут ли люди быть финансово независимыми от государства 0 0 05.09.2022 Практическая работа; 2. Что такое налоги и почему их 1 0 1 12.09.2022 Устный опрос; 3. надо платить Какие бывают налоги 1 0 1 19.09.2022 Устный опрос; 4. Учимся считать налоги 1 0 1 26.09.2022 Практическая работа; 5. Ролевая игра «Считаем налоги 1 0 0 03.10.2022 Практическая работа; 6. семьи» Сравниваем налоги граждан 1 1 10.10.2022 Устный опрос; 0 разных стран 7. Исследуем, какие налоги платит 1 0 0 17.10.2022 Устный опрос; 8. семья и что получает от государства Как работает налоговая служба 1 0 0 24.10.2022 Устный опрос; 1 0 0 31.10.2022 Устный опрос; 10. Что такое социальные пособия 1 0 1 07.11.2022 Самооценка с 0 1 использовани 14.11.2022 Устный опрос; 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 1 0 0 28.11.2022 Практическая работа; 9. У Учебные мини-проекты «Налоги» и какие они бывают 11. Учимся находить информацию 1 на сайте Фонда социального страхования РФ 12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» 13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди 14. Учебные мини- 1 0 0 05.12.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 15. Обобщение результатов изучения модуля 3 1 0 1 12.12.2022 Практическая работа; 16 Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют » 1 1 0 09.01.2023 Самооценка с использование м«Оценочного проекты «Социальные пособия» листа»; 17 Для чего нужны банки 1 0 0 16.01.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 18 Почему хранить сбережения 1 0 0 23.01.2023 Самооценка с в банке выгоднее, чем дома использовани ем«Оценочно го листа» 30.01.2023 Практическая работа; 19 Какие бывают вклады 1 0 1 20 Что такое кредиты и надо ли их брать 1 0 0 06.02.2023 Самооценка с использовани ем«Оценочно листа опрос; 13.02.2023 го Устный 1 0 0 22 Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья 1 0 0 20.02.2023 Устный опрос; 23 Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы 1 0 0 27.02.2023 Письменный контроль; 24 Как работает банк 1 0 0 06.03.2023 Устный опрос; 21 Изучаем сайт Центрального банка РФ 1 0 1 13.03.2023 Практическая работа; 26 Что мы знаем о бизнесе 1 0 0 20.03.2023 Устный опрос; 27 Как открыть фирму 1 0 0 03.04.2023 Устный опрос; 28 Для чего нужны бизнесинкубаторы 1 0 0 10.04.2023 Самооценка с использованием« Оценочного листа» 29 Ролевая игра «Открываем фирму» 1 0 1 17.04.2023 Практическая работа; 30 Что такое валюта и для чего она нужна 1 0 0 24.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа» 31 Учимся находить 1 информацию о курсах валют и их изменениях 0 0 32 Обобщение результатов изучения модуля 4 1 0 1 10.05.2023 Практическая работа; 33 Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» 1 0 0 17.05.2023 Устный опрос; 34 Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» 1 0 0 22.05.2023 Самооценка с 25 Учебные минипроекты «Банковские услуги для семьи» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3.05.2023 Устный опрос; использовани ем«Оценочно 34 0 11 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В..Финансовая грамотность. 6 кл. Издательство М.: ВАКО; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы – М.: ВАКО, 2018. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://ropkip.ru/kursy/2125? yadclid=47806913&yadordid=172754372&yclid=128039413937471489 https://dni-fg.r