ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 6 класса школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы «Основы финансовой грамотности ». 5-7 классы предметной линии учебников Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова; «ВАКО» 2018 Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год из расчета 1 урок в неделю при 35 учебных неделях. Актуальность курса внеурочной деятельности продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков Новизной курса внеурочной деятельности является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью курса внеурочной деятельности является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Это определило цели курса внеурочной деятельности: - формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; - создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций; - формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости. Задачи курса внеурочной деятельности: - освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; - овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; - формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; - формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; - воспитывать ответственность за экономические решения. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростка, на мотивацию к познанию, на приобщениек общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи. Курс расчитан на 68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа- в 7 классе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» - удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финаново грамотного поведения; - приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области; - воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения в 5-6 классе составляет 68 часов, в 7 классе-34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 6 КЛАСС (34 ч.) Раздел 1. Введение в курс (4 часов). Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать свое финансовое поведение. Раздел 2. Доходы и расходы семьи ( 15 часов). Деньги: что это такое. Деньги. Из чего складываются доходы семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Как сформировать семейный бюджет. Семейный совет по составлению бюджета. Обобщение результатов изучения раздела 1. Доходы и расходы семьи. Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов). Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Страхование. Исследуем что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надежность страховых компаний. Как работает страховая компания. Страхование. Обобщение результатов изучения раздела 2 анируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов; - приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; - развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; - развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование Количество часов разделов и тем всего контрольные программы работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» 1.1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность 1 0 1 05.09.2022 Познакомиться с понятием финансовой грамотности Практическая https://dni-fg.ru/ Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное работа; отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала 1.2. От чего зависит благополучие семьи 1 0 0 17.10.2022 Познакомиться с понятием финансовой грамотности Устный Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное опрос; отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления https://dni-fg.ru/ Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала 1.3. Учимся оценивать финансовое поведение людей 1 0 1 07.11.2022 Познакомиться с понятием финансовой грамотности Устный Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное опрос; отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления https://dni-fg.ru// Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала 1.4. Учимся оценивать своё финансовое поведение Итого по разделу 1 0 4 Раздел 2. Доходы и расходы семьи 1 16.01.2023 Познакомиться с понятием финансовой грамотности Практическая Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное работа; отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала https://dni-fg.ru// 2.1. Деньги: что это такое 1 0 1 23.01.2023 Объяснять проблемы бартерного обмена, описывать свойства предмета, играющего роль денег, перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег, составлять задачи с денежными расчетами, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег -преступление Практическая https://dni-fg.ru// работа; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 2.2. Учебные минипроекты «Деньги» 1 0 0 20.02.2023 Объяснять проблемы бартерного обмена, описывать свойства предмета, играющего роль денег, перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег, составлять задачи с денежными расчетами, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег -преступление Устный опрос; https://dni-fg.ru// Устный опрос; https://dni-fg.ru// Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 2.3. Из чего складываютс я доходы семьи 1 0 0 27.02.2023 Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 2.4. Учимся считать 4 семейные доходы 0 2 03.04.2023 Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате Практическая https://dni-fg.ru// работа; Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 2.5. Исследуем доходы семьи 3 0 1 24.04.2023 Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате Тестирование; https://dni-fg.ru// Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 2.6. Учебные минипроекты «Доходы семьи» 2.7 Как появляют ся расходы семьи 2 0 1 15.05.2023 Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате Устный опрос; https://dni-fg.ru// Устный опрос https://dni-fg.ru// Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 2.8 Учимся считать семейные расходы Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Устный опрос https://dni-fg.ru// 2.9 Исследуе м расходы семьи Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Практич еская работа https://dni-fg.ru// 2.10 Учебные минипроекты «Расходы семьи» Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Самооце нка с использ ованием «Оценоч ного листа»; https://dni-fg.ru// 2.11 Как сформиро вать семейный бюджет Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать Практич решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, еская описывать последствия превышения расходов над доходами работа Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию https://dni-fg.ru// 2.12 Ролевая игра «Семейн ый совет по составлен ию бюджета» Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию https://dni-fg.ru// Самооце нка с использ ованием «Оценоч ного листа»; 2.13 Учебные минипроекты «Семейн ый бюджет» Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Самооце нка с использ ованием «Оценоч ного листа»; https://dni-fg.ru// 2.14 Обобщен ие результат ов изучения модуля 1 Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного Практич бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, еская уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; работа понимать значение коммуникации в межличностном общении Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию https://dni-fg.ru// 2.15 Презента ция портфоли о ««Доходы и расходы семьи» Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию https://dni-fg.ru// Итого по 15 разделу Раздел 3 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Самооце нка с использ ованием «Оценоч ного листа»; Почему возникаю т риски потери денег и имуществ а и как от этого защитить ся 3.2 Что такое страхован ие и для чего оно необходи мо Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . Устный опрос https://dni-fg.ru// Устный опрос https://dni-fg.ru// Письмен ный контрол https://dni-fg.ru// Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 3.3 Что и ка к можно страховат ь Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию ь; 3.4 3.5 3.6 Ролевая игра «Страхов ание» Исследуе м, что застрахов ано в семье и сколько это стоит Как определи ть надёжнос ть страховы х компаний Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . Устный опрос https://dni-fg.ru// Практич еская работа https://dni-fg.ru// Устный опрос https://dni-fg.ru// Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 3.7 Как работает страховая компания Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . Устный опрос Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию 3.8 3.9 Учебные минипроекты «Страхов ание» Обобщен ие результат ов изучения модуля 2 Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Самооце нка с использ ованием «Оценоч ного листа»; https://dni-fg.ru// Практич еская работа https://dni-fg.ru// Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . 3.10 Презента ция портфоли о «риски потери денег и имуществ а и как человек может от этого защитить ся 3.113.12 Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.). Определять последствия таких событий для бюджета семьи. Различать обязательное и добровольное страхование. Объяснять, почему существует обязательное страхование. Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку . Резер вные часы Сравнивать различные виды страхования. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Итого по разделу 12 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 11 Самооце нка с использ ованием «Оценоч ного листа»; https://dni-fg.ru// Практич еская работа https://dni-fg.ru// ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов 1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность 1 0 1 05.09.2022 Практическая работа; 2. От чего зависит благополучие семьи 1 0 0 12.09.2022 Устный опрос; всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 3. Учимся оценивать финансовое поведение людей 1 0 0 19.09.2022 Устный опрос; 4. Учимся оценивать своё финансовое поведение 1 0 1 26.09.2022 Практическая работа; 5. Деньги: что это такое 1 0 1 03.10.2022 Практическая работа; 6. Учебные мини-проекты «Деньги» 1 0 0 10.10.2022 Устный опрос; 7. Из чего складываются доходы семьи 1 0 0 17.10.2022 Устный опрос; 8. Учимся считать семейные доходы 1 0 0 24.10.2022 Устный опрос; 9. Исследуем доходы семьи 1 0 0 31.10.2022 Устный опрос; 10. Учебные мини-проекты 1 0 0 07.11.2022 Самооценка с «Доходы семьи» 11. Как появляются расходы 1 0 0 использовани ем«Оценочно го 14.11.2022 листа»; Устный опрос; 12. Учимся считать 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 1 0 1 28.11.2022 Практическая работа; семьи семейные расходы 13. Исследуем расходы семьи 14. Учебные 1 0 0 05.12.2022 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 0 1 12.12.2022 Практическая работа; 1 0 0 09.01.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 17. Учебные мини-проекты 1 0 0 16.01.2023 Самооценка с мини-проекты «Расходы семьи» 15. Как сформировать семейный бюджет 16. Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» «Семейный бюджет» использовани ем«Оценочно го листа» 23.01.2023 Практическая работа; 18. Обобщение 1 0 1 результатов изучения модуля 1 19. Презентация портфолио ««Доходы и расходы семьи» 1 0 0 30.01.2023 Самооценка с 20. Почему возникают 1 0 0 использовани ем«Оценочно листа опрос; 06.02.2023 го Устный 1 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 1 0 0 20.02.2023 Письменный контроль; 1 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 24. Исследуем, что 1 0 1 застраховано в семье и сколько это стоит 25. Как определить надёжность страховых компаний 06.03.2023 Практическая работа; 1 0 0 13.03.2023 Устный опрос; риски потери денег и имущества и как от этого защититься 21. Что такое страхование и для чего оно необходимо 22. Что и ка к можно страховать 23. Ролевая игра «Страхование» 26. Как работает 1 0 0 20.03.2023 Устный опрос; 1 0 0 03.04.2023 Самооценка с использованием« Оценочного листа» 1 0 1 10.04.2023 Практическая работа; 29. Презентация 1 0 0 портфолио «риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься 30- Резервные часы 17.04.2023 Самооценка с использованием «Оценочного листа» 1 0 1 24.04.2023 Практическая работа; 34 0 9 страховая компания 27. Учебные минипроекты «Страхование» 28. Обобщение результатов изучения модуля 2 34. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В..Финансовая грамотность. 6 кл. Издательство М.: ВАКО; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы – М.: ВАКО, 2018. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://ropkip.ru/kursy/2125? yadclid=47806913&yadordid=172754372&yclid=1280394139374714879 https://dni-fg.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА компьютер, проектор, принтер. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Вигдорчик Е. А., Липсиц И. В..Финансовая грамотность. 6 кл. Издательство М.: ВАКО; ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ компьютер, проектор, принтер.