ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») включает пояснительную записку, содержание учебного предмета «Математика» для 1—4 классов начальной школы, распределённое по годам обучения, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования и тематическое планирование изучения курса. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания,планируемым результатам и тематическому планированию.Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика видов деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы (раздела). Представлены также способы организации дифференцированного обучения. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые имзнания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: 1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. 2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,зависимостей (работа, движение, продолжительность события). 3. Обеспечение математического развития младшего школьника, формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математическойречи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). 4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи,ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: - понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.); - математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); - владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. В Примерном учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. Из них: в 1 классе — 132 часа, во 2 классе — 136 часов, 3 классе — 136 часов, 4 классе — 136 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». 1 КЛАСС Числа и величины Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению. Текстовые задачи Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. Пространственные отношения и геометрические фигуры Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах. Математическая информация Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с однимдвумя числовыми данными (значениями данных величин). Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; понимать назначение и необходимость использования величин в жизни; наблюдать действие измерительных приборов; сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию; копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур; вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность). Работа с информацией: понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме. Универсальные коммуникативные учебные действия: характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки; строить предложения относительно заданного набора объектов. Универсальные регулятивные учебные действия: принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия. Совместная деятельность: участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты. 2 КЛАСС Числа и величины Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение Запись равенства, неравенства Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел. Величины: сравнение по массе (единица массы — кило- грамм); измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, ми- нута) Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач Арифметические действия Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие) Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях Названия компонентов действий умножения, деления. Табличное умножение в пределах 50 Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления. Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение. Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трех действий); нахождение его значения. Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства. Текстовые задачи Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу). Пространственные отношения и геометрические фигуры Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина ломаной. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах. Математическая информация Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, со- держащие количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все». Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.) Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными. Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур. Правила работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными тренажёрами). Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: наблюдать математические отношения (часть-целое, больше-меньше) в окружающем мире; характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные приборы (сантиметровая лента, весы); сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному основанию; распределять (классифицировать) объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы; обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием); воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок); устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием; подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ. Работа с информацией: извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы; устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач; дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными. Универсальные коммуникативные учебные действия: комментировать ход вычислений; объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения; составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу; использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации; конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения; называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством; записывать, читать число, числовое выражение; приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия; конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все». Универсальные регулятивные учебные действия: следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин, геометрических фигур; организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом; проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия; находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности. Совместная деятельность: принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно; участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа; решать совместно математические задачи поискового и творческого характера (определять с помощью измерительных инструментов длину, определять время и продолжительность с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений); совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы. 3 КЛАСС Числа и величины Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел. Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в». Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации. Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации. Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи. Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Арифметические действия Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами). Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1. Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора). Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с вычислениями в пределах 1000. Однородные величины: сложение и вычитание. Текстовые задачи Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата. Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины. Пространственные отношения и геометрические фигуры Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения. Математическая информация Классификация объектов по двум признакам. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит». Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными. Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм). Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач. Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах). Универсальные учебные действия Универсальные познавательные учебные действия: сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры); выбирать приём вычисления, выполнения действия; конструировать геометрические фигуры; классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку; прикидывать размеры фигуры, её элементов; понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче; различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления; выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма); соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации; составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу; моделировать предложенную практическую ситуацию; устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи. Работа с информацией: читать информацию, представленную в разных формах; извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме; заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертеж; устанавливать соответствие между различными записями решения задачи; использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения математического термина (понятия). Универсальные коммуникативные учебные действия: использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей; строить речевые высказывания для решения задач; составлять текстовую задачу; объяснять на примерах отношения «больше/меньше на … », «больше/меньше в … », «равно»; использовать математическую символику для составления числовых выражений; выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией; участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления. Универсальные регулятивные учебные действия: проверять ход и результат выполнения действия; вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять; формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами; выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения.. Совместная деятельность: при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные решения; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время); договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя, подчинённого, сдержанно принимать замечания к своей работе; выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы. 4 КЛАСС Числа и величины Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз. Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости. Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между единицами массы. Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах 100 000. Доля величины времени, массы, длины. Арифметические действия Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000; деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100, 1000. Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента. Умножение и деление величины на однозначное число. Текстовые задачи Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения. Пространственные отношения и геометрические фигуры Наглядные представления о симметрии. Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение, называние. Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов. Периметр, площадь фигуры, составленной из двух, трёх прямоугольников (квадратов). Математическая информация Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач. Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме. Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под руководством педагога и самостоятельно. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста). Алгоритмы решения учебных и практических задач. Универсальные учебные действия Универсальные познавательные учебные действия: ориентироваться в изученной математической терминологии, использовать её в высказываниях и рассуждениях; сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры), записывать признак сравнения; выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации, перебор вариантов); обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире; конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным свойством (отрезок заданной длины, ломаная определённой длины, квадрат с заданным периметром); классифицировать объекты по 1 - 2 выбранным признакам; составлять модель математической задачи, проверять её соответствие условиям задачи; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (макет спидометра), вместимость (с помощью измерительных сосудов). Работа с информацией: представлять информацию в разных формах; извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице, на диаграмме; использовать справочную литературу для поиска информации, в том числе Интернет (в условиях контролируемого выхода). Универсальные коммуникативные учебные действия: использовать математическую терминологию для записи решения предметной или практической задачи; приводить примеры и контрпримеры для подтверждения/опровержения вывода, гипотезы; конструировать, читать числовое выражение; описывать практическую ситуацию с использованием изученной терминологии; характеризовать математические объекты, явления и события с помощью изученных величин; составлять инструкцию, записывать рассуждение; инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск ошибок в решении. Универсальные регулятивные учебные действия: контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия, решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры, измерения; самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений; находить, исправлять, прогнозировать трудности и ошибки и трудности в решении учебной задачи. Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения, распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа; договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной работы с величинами (составление расписания, подсчёт денег, оценка стоимости и веса покупки, рост и вес человека, приближённая оценка расстояний и временных интервалов; взвешивание; измерение температуры воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата). ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение математики на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Математика» сформированы следующие личностные результаты: у обучающегося будут осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия: 1) Базовые логические действия: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (частьцелое; причина-следствие; протяжённость); применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. 2) Базовые исследовательские действия: проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов) 3) Работа с информацией: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Универсальные регулятивные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. 2) Самоконтроль: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. 3) Самооценка: предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20; пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число; выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже); знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см); различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок; устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов; группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни; различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы; сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию. 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100; находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20); устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100; выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 устно и письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения; называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное); находить неизвестный компонент сложения, вычитания; использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие; определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»; решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель); планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ; различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник; выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты; на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для выполнения построений линейку, угольник; выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата); распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить одно-двухшаговыелогические рассуждения и делать выводы; находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур); находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур); представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур); сравнивать группы объектов (находить общее, различное); обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ; составлять (дополнять) текстовую задачу; проверять правильность вычислений. 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000; находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000); выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно); выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1, деление с остатком; устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления; использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения; находить неизвестный компонент арифметического действия; использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль), преобразовывать одни единицы данной величины в другие; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события; сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/ меньше на/в»; называть, находить долю величины (половина, четверть); сравнивать величины, выраженные долями; знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число; решать задачи в одно, два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления); конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части; сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений); находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм; распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно/двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок; классифицировать объекты по одному, двум признакам; извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка); структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму; сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное); выбирать верное решение математической задачи. 4 КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа; находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз; выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 - устно); умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 - устно); деление с остатком — письменно (в пределах 1000); вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления с многозначными числами; использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий; выполнять прикидку результата вычислений; осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора; находить долю величины, величину по ее доле; находить неизвестный компонент арифметического действия; использовать единицы величин для при решении задач (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость); использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду); использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объёмом работы; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортного средства; определять с помощью измерительных сосудов вместимость; выполнять прикидку и оценку результата измерений; решать текстовые задачи в 1—3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие условию; решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (на покупки, движение и т.п.), в том числе, с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки; различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг; изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса; различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды; распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену); выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух трех прямоугольников (квадратов); распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно/двухшаговые) с использованием изученных связок; классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному, двум признакам; извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счет, меню, прайс-лист, объявление); заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму; использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях; дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма; выбирать рациональное решение; составлять модель текстовой задачи, числовое выражение; конструировать ход решения математической задачи; находить все верные решения задачи из предложенных. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы Раздел 1. Числа 1.1. Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. 3 1.2. Единица счёта. Десяток. 2 1.3. Счёт предметов, запись результата цифрами. 3 1.4. Порядковый номер объекта при заданном порядке счёта. 2 1.5. Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. 2 1.6. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. 2 1.7. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. 3 1.8. Однозначные и двузначные числа. 1 1.9. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ruhttps://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ruhttps://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ruhttps://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Итого по разделу 20 Раздел 2. Величины 2.1. Длина и её измерение с помощью заданной мерки. 2 2.2. Сравнение без измерения: выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, старше - моложе, тяжелее - легче. 1 2.3. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. 4 Итого по разделу Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 7 Раздел 3. Арифметические действия 3.1. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 10 3.2. 9 3.3. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. Вычитание как действие, обратное сложению. 3.4. Неизвестное слагаемое. 2 2 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru 3.5. Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. 3 3.6. Прибавление и вычитание нуля. 2 3.7. Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. 10 3.8. Вычисление суммы, разности трёх чисел. 2 Итого по разделу 1 https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 40 Раздел 4. Текстовые задачи 4.1. Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. 2 4.2. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. 2 4.3. Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. 3 4.4. Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. 6 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru 4.5. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). Итого по разделу 3 https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 16 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 5.1. Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. 2 5.2. Распознавание объекта и его отражения. 2 5.3. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. 3 5.4. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. 5 5.5. Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. 4 5.6. Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. 4 Итого по разделу Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 20 Раздел 6. Математическая информация 6.1. Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики 2 Электронное приложение к 6.2. объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). Группировка объектов по заданному признаку. учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru 2 6.3. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. 2 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru 6.4. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. 1 6.5. Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу 2 6.6. Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин). 2 6.7. Выполнение 1-3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур 4 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Итого по разделу 15 Резервное время 14 Общее количество часов по программе 132 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем Количество часов 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы программы всего Раздел 1. Числа 1.1. Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение. 2 1.2. Запись равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел. 2 1.3. Чётные и нечётные числа. 2 1.4. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. 2 Работа с математической терминологией (однозначное, двузначное, чётное-нечётное число; число и цифра; компоненты арифметического действия, их название) Итого по разделу Раздел 2. Величины 2.1. Работа с величинами: сравнение по массе (единица массы — килограмм); измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, минута). 2.2. Соотношения между единицами величины (в пределах 100), решение практических задач. 2 1.5. 2.3. Измерение величин. контрольные работы 1 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 10 3 2 3 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 2.4. Сравнение и упорядочение однородных величин. Итого по разделу 3 1 11 Раздел 3. Арифметические действия 3.1. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. 4 3.2. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений. 5 3.3. Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания. Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие). 5 3.4. Действия умножения и деления чисел. Взаимосвязь сложения и умножения. Иллюстрация умножения с помощью предметной модели сюжетной ситуации. 5 3.5. Названия компонентов действий умножения, деления. 2 3.6. Табличное умножение в пределах 50. Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач. 7 3.7. Умножение на 1, на 0 (по правилу). 1 3.8. Переместительное свойство умножения. 2 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru 3.9. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления. 3 3.10. Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение. 3 3.11. 16 3.12. Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трёх действий); нахождение его значения. Вычитание суммы из числа, числа из суммы. 3.13. Вычисление суммы, разности удобным способом. 2 Итого по разделу https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 3 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 1 58 Раздел 4. Текстовые задачи 4.1. Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. 2 4.2. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. 2 4.3. Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). 3 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 4.4. Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение величины на несколько единиц/ в несколько раз. 4.5. Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу). Итого по разделу 3 2 1 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 12 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 5.1. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. 3 5.2. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. 3 5.3. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. 3 5.4. Длина ломаной. 3 5.5. Измерение периметра данного/ изображённого прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах. 4 5.6. Точка, конец отрезка, вершина многоугольника. Обозначение точки буквой латинского алфавита. 4 1 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Итого по разделу 20 Раздел 6. Математическая информация 6.1. Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. 1 6.2. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному основанию. 1 6.3. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни: её объяснение с использованием математической терминологии 2 6.4. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные, пространственные отношения, зависимости между числами / величинами. Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все». 2 Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.); внесение данных в таблицу. Дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными. 2 Правило составления ряда чисел, величин, геометрических фигур (формулирование правила, проверка правила, дополнение ряда). 2 6.5. 6.6. 6.7. 6.8. 1 2 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 6.9. Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур. 1 6.10. Правила работы с электронными средствами обучения 1 Итого по разделу 15 Резервное время 10 Общее количество часов по программе 136 3 КЛАСС № п/п Раздел 1. Числа Наименование разделов и тем программы Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 5 Количество часов всего контрольные работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.1. Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. 2 1.2. Равенства и неравенства: чтение, составление, установление истинности (верное/неверное). 2 1.3. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. 2 1.4. Кратное сравнение чисел. 2 1.5. Свойства чисел. 2 Итого по разделу Раздел 2. Величины 2.1. Масса (единица массы - грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в». 10 2.2. Стоимость (единицы - рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». 1 2.3. Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации. 1 2.4. Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/ медленнее на/в». Соотношение 2 1 1 1 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru 2.5. «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации. Длина (единица длины - миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи. 1 2.6. Площадь (единицы площади - квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр). 2 2.7. Расчёт времени. Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации. 1 2.8. Соотношение «больше/ меньше на/в» в ситуации сравнения предметов и объектов на основе измерения величин. 1 Итого по разделу https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 10 Раздел 3. Арифметические действия 3.1. Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами). 4 3.2. Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1. 4 3.3. Взаимосвязь умножения и деления. 4 3.4. Письменное умножение в деление уголком. 4 столбик, письменное 1 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru 3.5. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 1000. 4 3.6. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора). 4 3.7. Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях. 3 3.8. Нахождение неизвестного арифметического действия. компонента 3 3.9. 4 3.10. Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/ без скобок), с вычислениями в пределах 1000. Однородные величины: сложение и вычитание. 3.11. Равенство с неизвестным числом, записанным буквой. 4 3.12. Умножение и деление круглого числа на однозначное число. 3 3.13. Умножение суммы на число. Деление трёхзначного числа на однозначное уголком. Деление суммы на число. 4 3 1 https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Итого по разделу 48 Раздел 4. Текстовые задачи 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задач, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата. 6 Доля величины: половина, четверть в практической ситуации; сравнение долей одной величины 6 Итого по разделу 6 5 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 23 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 5.1. Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей). 4 5.2. Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства. 4 5.3. Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. 4 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 5.4. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. 4 5.5. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения. 4 Итого по разделу Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 20 Раздел 6. Математическая информация 6.1. Классификация объектов по двум признакам. 1 6.2. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если ..., то ... », «поэтому», «значит». Работа с информацией: извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах сданными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными Таблицы сложения и умножения: заполнение на основе результатов счёта. 2 6.5. Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм). 2 6.6. Алгоритмы вычислений 2 6.3. 6.4. (правила) устных и (сложние, вычитание, письменных умножение, 2 2 1 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru 6.7. 6.8. деление), порядка действий в числовом выражении, нахождения периметра и площади, построения геометрических фигур. Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач. Алгоритмы изучения материала, выполнения заданий на доступных электронных средствах обучения. https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 2 2 Итого по разделу 15 Резервное время 10 Общее количество часов по программе 136 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Числа 1.1. Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение, упорядочение. 1 5 Количество часов всего контрольные работы 3 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru 1.2. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз. 3 1.3. Свойства многозначного числа. 3 1.4. Дополнение числа до заданного круглого числа. Итого по разделу Раздел 2. Величины 2.1. Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости. 2 11 2.2. Единицы массы -центнер, тонна; соотношения между единицами массы. 2 2.3. Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношение между ними. Календарь. 2 2.4. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в пределах 100 000. Доля величины времени, массы, длины. 3 2.5. Итого по разделу 2 3 12 https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 1 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Раздел 3. Арифметические действия 3.1. Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. 5 1 3.2. Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/ двузначное число; деление с остатком (запись уголком) в пределах 100 000. 5 1 3.3. Умножение/деление на 10, 100, 1000. 3 1 3.4. Свойства арифметических действий и их применение для вычислений. 5 3.5. Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в пределах 100 000. 5 3.6. Проверка результата вычислений, в помощью калькулятора. 4 том числе с Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 3.7. Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического действия: запись, нахождение неизвестного компонента. 5 3.8. Умножение и деление величины на однозначное число. 5 Итого по разделу 1 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 37 Раздел 4. Текстовые задачи 4.1. Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2-3 действия: анализ, представление на модели; планирование и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. 1 4.4. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле. 4 4.5. Разные способы решения некоторых видов изученных задач. 4 4.6. Оформление решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения. 4 4.2. 4.3. Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 4 4 1 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Итого по разделу 21 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 5.1. Наглядные симметрии симметрии. представления о симметрии. фигуры. Фигуры, имеющие Ось ось 1 5.2. Окружность, круг: распознавание и изображение; построение окружности заданного радиуса. 2 5.3. Построение изученных геометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. 3 5.4. Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; их различение, называние. 4 5.5. Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов. 4 5.6. Периметр, площадь фигуры, составленной из двухтрёх прямоугольников (квадратов) 6 Итого по разделу 1 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 20 Раздел 6. Математическая информация 6.1. 6.2. Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач. Примеры и контрпримеры. Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на столбчатых 2 2 Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. 6.3. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой диаграмме. 2 6.5. Доступные электронные средства обучения, пособия, их использование под руководством педагога и самостоятельно. 2 6.6. Правила безопасной работы источниками информации. электронными 2 Алгоритмы для решения учебных и практических задач. Итого по разделу 2 15 Резервное время 20 Общее количество часов по программе 136 6.4. 6.7. с https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Электронное приложение к учебнику(СD)https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 3 1 8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Математика (в 2 частях), 2 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Математика (в 2 частях), 3 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Математика (в 2 частях), 4 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И. и др. Математика. Методические рекомендации. 1 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. Методические рекомендации. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ЦИФРОВЫЕ ИНТЕРНЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по различным предметам начальной школы. http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям. http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов.