РРЯ 11

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету разработана на базовом уровне по годам
обучения в соответствии с ФГОС СОО; Примерной основной образовательной
программой среднего общего образования; Примерной программой воспитания (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
1. Рабочая программа по родному русскому языку 11 классов составлена на
основании следующих нормативно-правовых документов:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (в действующей редакции);
•
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з);
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.12.2018г. №03
510 «О направлении информации» (рекомендации по применению норм законодательства
в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа
языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик
Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в
том числе русского как родного),
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» с изменениями и дополнениями.
Рабочая программа по родному русскому языку предназначена для обучения
учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень) и составлена на
основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, рабочей программы к предметной линии учебников И.В. Гусаровой
«Русский язык 10-11 класс: базовый и углублённый уровень» (автор Л.В.Бугрова: М.:
Вентана-Граф, 2017).

Общая характеристика учебного предмета
Программа предмета «Родной язык (русский)» основывается на следующих принципах
построения:
 соотнесённость содержания программы с содержанием базового курса русского
языка;
 концентрический способ построения программы;
 вариативность (модульный принцип построения программы);
 практико-ориентированная направленность;
 принцип преемственности.

Программа учебного предмета «Родной русский язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций,
реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как
родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути
дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в
разных регионах Российской Федерации.
Цели изучения учебного предмета:
 воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к
родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации
родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях
его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают
его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка
и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурной семантикой; о русском речевом этикете;
 совершенствование
умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 развитие
проектного
и
исследовательского
мышления,
приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.

Место учебного предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации на изучение русского языка на базовом уровне в 10 классе 2 часа (68 часов) и
в 11 классе отводи1 час (34 учебные недели).
Содержание учебного предмета
Язык. Общие сведения о языке.
Основные разделы науки о языке
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование,
говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Информационная переработка текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Культура научного и делового общения (устная и
письменная формы).
Культура разговорной речи. Языковая норма и её функции. Основные виды
языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского
литературного
языка.
Орфографические
нормы,
пунктуационные
нормы.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования
языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.




















Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые личностные результаты:
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.

Планируемые метапредметные результаты
Выпускник научится
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты:
Выпускник научится
 использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;


использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
 создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады,
сочинения);
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;
 использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным
пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
 извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
 преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
 выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
 соблюдать культуру публичной речи;
 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
 использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
















иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать
и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в
том числе художественной литературы).

Тематическое планирование
11 класс
№

тема

1

Язык
и
речь.
Язык
и
художественная литература
Тексты художественной литературы
как единство формы и содержания

2

3-4

5
6-7

8

9-10

Р/р Практическая работа с текстами
русских писателей (А. Пушкин
«Скупой рыцарь»)
Н. Помяловский о разнообразии
языка.
Культура речи. Основные нормы
современного
литературного
произношения и ударения в русском
языке.
Написания,
подчиняющиеся
морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской
орфографии
Русская лексика с точки зрения ее

кол-во
часов
1
1

ЭОР
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5889/conspect/299746/
https://obrazovanie-gid.ru/konspekty/tekstyhudozhestvennoj-literatury-kak-edinstvo-formy-isoderzhaniya-konspekt-uroka-11-klass.html

2
1
1

https://obrazovanie-gid.ru/konspekty/n-pomyalovskij-oraznoobrazii-yazyka-konspekt-uroka-11-klass.html
http://www.myshared.ru/slide/489554/

1

https://infourok.ru/rabochaya-programma-rodnojrusskij-yazyk-fgos-11klass-5454499.html

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3623/conspect/106359/

11

1213
14

15

16
17

18

1920

2122

23

24
25

26

27
28

29

30
31

происхождения и употребления.
Русская
фразеология.
Роль
фразеологизмов в произведениях А.
Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя
и др. русских писателей
Р/р
Творческая
работа
«Употребление фразеологизмов в
художественной литературе»
Словари русского языка. Словари
языка
писателей.
Лексический
анализ текста. Статья К. Бальмонта
«Русский
язык
как
основа
творчества»
Контрольная работа в форме теста
по
теме
«Орфоэпические
и
лексические нормы русского языка»
Анализ контрольной работы
Морфология.
Морфологические
нормы
как выбор
вариантов
морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами
Определение рода аббревиатур.
Нормы
употребления
сложносоставных слов
Синтаксис. Синтаксические нормы
как выбор вариантов построения
словосочетаний, простых и сложных
предложений.
Предложения,
в
которых однородные члены связаны
двойными союзами
Способы оформления чужой речи.
Цитирование.
Синтаксическая
синонимия как источник богатства и
выразительности русской речи
Этика и этикет в деловом общении.
Функции речевого этикета в
деловом общении
Этапы делового общения
Протокол
делового
общения.
Телефонный этикет в деловом
общении.
Контрольная работа в форме теста
по теме «Грамматические нормы
русского языка»
Анализ контрольной работы
Речь.
Речевая
деятельность.
Речевые жанры монологической
речи: доклад, поздравительная речь,
презентация
Речевые жанры диалогической речи:
интервью,
научная
дискуссия,
политические дебаты
Признаки текста. Виды связей
предложений в тексте
Способы изложения и типы текстов.
Особенности
композиции
и
конструктивные приемы текста.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6947/conspect/294836/

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6947/conspect/294836/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4789/conspect/175850/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4789/conspect/175850/

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5885/conspect/299715/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4789/conspect/175850/

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3659/conspect/221299/

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5887/conspect/175725/

1

https://infourok.ru/prezentaciya-rechevoj-etiket-temadelovoe-obshenie-4489136.html

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4791/conspect/107615/
http://www.myshared.ru/slide/1383429/

1

1
1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2245/main/

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2245/main/

1

https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-m-klasse

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/conspect/103961/

32
33

34

Абзац. Виды преобразования текста.
Корректировка текста
Тезисы.
Выписки.
Аннотация.
Конспект. Реферат
Контрольная работа в форме теста
по
теме
«Функциональные
разновидности языка»
Анализ контрольной работы
Итого

1
1

1
34

http://www.myshared.ru/slide/1025896/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».