Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; 3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». 4 Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017. 5 Авторская программа по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» 2017. Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Это определило цели данного курса: - формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; - создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций; - формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости. Задачи: - освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; 2 - овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; - формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; - формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; - воспитывать ответственность за экономические решения. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление – общеинтеллектуальное «Основы финансовой грамотности». Согласно учебному плану на 2023-2024 год, на изучение предмета внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 8 и 9 классах отводится по 0.5 часапо 17 часов в год. Формы реализации программы. Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты: Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3 - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Содержание курса внеурочной деятельности 8 класс Раздел 1. Потребительская культура ( 2часа). Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания». Раздел 2. Потребитель и закон (2 часа). Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». Раздел 3. Потребитель – король на рынке (1 час). Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром». Раздел 4. Куда уходят деньги? (2 часа). Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги». Раздел 5. Информация для потребителя (2 часа). Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». Раздел 6. Искусство покупать (3 часа). 4 Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять». Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (1 час). Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу». Раздел 8. Кто защищает права потребителей (2 часа). Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?» Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час) Раздел 10. Защита проектов (1час) 9 класс Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (4 часа). Тема 1. Происхождение денег. Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?» Тема 2. Источники денежных средств семьи. Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?» Тема 3. Контроль семейных расходов. Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?» Тема 4. Построение семейного бюджета Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?» Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 часа). Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?» Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему). Раздел 3. Риски в мире денег (3 часа). Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» Тема 8. Риски в мире денег. Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы. Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 часа). 5 Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи. Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?» Тема 10. Собственный бизнес. Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?» Тема 11. Валюта в современном мире. Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы. Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3 часа). Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи. Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?» Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность». Содержание предмета курса представляется с описанием основных видов учебной деятельности 8 класс Раздел 1. 2 Потребительс кая культура «Что такое Познавательная беседа Выступления учащихся потребительская культура». «Потребление: Круглый стол структура и нормы». «Поговорим о культуре питания». Раздел 2. 2 Потребитель и закон «Кто такой потребитель?» «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». «Психология потребителя». Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». Раздел 3. 1 Потребитель – король на рынке «Что такое рынок?» Познавательная беседа «Виды и способы Ролевая игра экономических торговли». «Дешевле Решение задач только даром». Раздел 4. Куда 2 уходят деньги? «Разумные расходы – статья доходов». «Статьи Дискуссия доходов и расходов». Аналитическая работа Работа с документами. Интерактивная беседа Практическая работа Познавательная беседа 6 Раздел 5. 2 Информация для потребителя ( Раздел Искусство покупать 6. 3 «Рациональный «Источники информации». «Реклама и ее виды». «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». «Читаем этикетки, упаковки, 3вкладыши». «Индекс Е: что он означает». «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». Деловая игра Мини-исследование Мини-проект Практическая работа Выступления учащихся «Качество товаров». «Как покупать продукты питания?» «Как выбирать одежду и обувь?» «Бытовая техника: всерьез и надолго». «Всегда ли товар можно обменять». Практическая работа Круглый стол Решение практических задач Познавательная беседа Круглый стол Раздел 7. 1 Потребительс кая культура в сфере услуг «Правила пользования Решение экономических задач коммунальными услугами». «Это должен Выступления учащихся знать каждый, отправляясь в дорогу». Раздел 8. Кто 2 защищает права потребителей «Государственные органы защиты прав потребителей». «Общественные организации по защите прав потребителей». «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» «Что такое моральный вред и как он возмещается?» «Кто защищает потребителя?» Познавательная беседа Круглый стол Правовая консультация Дискуссия Раздел 9. 1 Подготовка и оформление творческих исследователь Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся Ищут материалы, создают презентации, готовят вопросы к учебному материалу, отрабатывают приемы и методы изложения материала 7 перед обучающимися. ских проектов учащихся Раздел Защита проектов 10. 1 Защита проектов конференция 9 класс Раздел 1. 4 Управление денежными средствами семьи Происхождение денег. «Деньги: что это такое?» «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?» Источники денежных средств семьи. «Какие бывают источники доходов?» «От чего зависят личные и семейные доходы?» Контроль семейных расходов. «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?» Построение семейного бюджета «Что такое семейный бюджет и как его построить?» «Как оптимизировать семейный бюджет?» Дискуссия Аналитическая работа Практическая работа Круглый стол Раздел 2. 3 Способы повышения семейного благосостояни я Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. «Для чего нужны финансовые организации?» «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?» Финансовое планирование как Мини-исследование Практическая работа Познавательная беседа Деловая игра Осуществление проектной работы 8 способ повышения благосостояния. «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему). Раздел 3. 3 Риски в мире денег Особые жизненные ситуации и как с ними «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». «Чем поможет страхование?» Риски в мире денег. «Какие бывают финансовые риски?» «Что такое финансовые пирамиды?» Познавательная беседа Практическая работа Осуществление проектной работы. Правовая консультация Раздел 4. 4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Банки и их роль в жизни семьи. «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» «Польза и риски банковских карт?» Собственный бизнес. Выступления учащихся «Что такое бизнес?» «Как создать свое дело?» Валюта в современном мире. «Что такое валютный рынок и как он Мини-проект Круглый стол Познавательная беседа Решение экономических задач Осуществление проектной работы. 9 устроен?» «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Раздел 5. 3 Человек и государство: как они взаимодейству ют Налоги и их роль в жизни семьи. «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?» Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» «Финансовая грамотность». Дискуссия Работа с документами Решение экономических задач Конференция Выступления учащихся Календарно-тематическое планирование 8 класс (17часов) № п/п 1. 2. 3. 4 Название темы Дата проведения план факт Название раздела (количество часов) Раздел 1. Потребительская культура (2 часа) Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Раздел 2. Потребитель и закон (2 часа) Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». Раздел 3. Потребитель – король на рынке (1 час) 10 5 Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Раздел 4. Куда уходят деньги? (2 часа) 6 Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». 7 Раздел 5. Информация для потребителя (2 часа) 8 Мини-проект «Реклама и ее виды». 9 Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Раздел 6. Искусство покупать (3 часа) 10. Практическая работа «Качество товаров». 11. Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» «Бытовая техника: всерьез и надолго». Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (1час) 13. Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Раздел 8. Кто защищает права потребителей (2 часа) 14. Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». 15. Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час) и оформление творческих 16. Подготовка исследовательских проектов учащихся Раздел 10. Защита проектов (1 часа) 17. Защита проектов 12. 9 класс (17 часов) № п/п Название темы Дата проведения план факт Название раздела (количество часов) Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (4 часа) Тема 1. Происхождение денег 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?» Тема 2. Источники денежных средств семьи Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Тема 3. Контроль семейных расходов Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?» Тема 4. Построение семейного бюджета Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 часа) Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Раздел 3. Риски в мире денег (3 часов) Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Тема 8. Риски в мире денег Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы. «Риски в мире денег». Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 часа) Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?» Тема 10. Собственный бизнес Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?» 12 14 15 16 17 Тема 11. Валюта в современном мире Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (3 часа) Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?» Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность». 13