Пояснительная записка Федеральный государственный стандарт (ФГОС) начального общего образования определяет систему новых требований к структуре и результатам образовательной программы. В данном контексте существенно повышается значимость оказания логопедической помощи в школе детям, которые испытывают трудности в обучении и нуждаются в оказании им квалифицированной коррекционной помощи. Нормативно-правовой и документальной основой программы «АБВГДЕЙКА» являются: Конституция РФ; Закон «Об образовании»; Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.1 1.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»); другие нормативно-правовые документы, действующие в сфере школьного образования. Программа «АБВГДЕЙКА» относится к парциальным учебным программам, разработанным на основе требований стандарта и Программы развития и воспитания детей в школе. В качестве методологической основы выступают системный (II, II. Капустин, Ю.А. Конаржсвский, П.И. Третьяков, Т. И Шамова) и личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев. Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский. О.С. Газман, П.Я. Гальперин, М.В. Давер, А.К. Дусавицкий, И.А. Зимняя, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн. В.В. Сериков, Н.Ф. Талызина, Б.Д. Эльконин, И.С. Якиманская) подходы к развитию, формированию и воспитанию личности). В соответствии с современными требованиями программа: соответствует принципам развивающего образования; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике школьного образования); соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); Направленность программы: обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей школьного возраста, сформировать общую культуру, развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, формировать предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, коррекцию недостатков физического и психического развития школьников. Общая характеристика курса: Программа «АБВГДЕЙКА» построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и ориентирована на развитие различных сфер личности школьника. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей школьного возраста в форме совместной деятельности ребёнка и взрослого и самостоятельной деятельности детей Основная цель курса: помочь учащимся преодолеть имеющиеся недостатки в психо речевом развитии, обеспечить плавную адаптацию в освоении программы по русскому языку и чтению. Основная задача: способствовать формированию и развитию необходимых предпосылок для успешного обучения в рамках школьной программы, через использование разнообразных приемов и методов воздействия на ребенка. Область применения программы: - в общеобразовательных учреждениях - начальные классы (1-2 класс); Сроки освоения программы: 1- год обучения (в зависимости от времени пребывания ребёнка в школе). Программа рассчитана на 34 часа занятий (1 занятие в неделю) - совместной деятельности ребёнка и учителя-логопеда; Содержание программы интегрирует следующие направления, представленные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)»: познавательно-речевое, социально-личностное. Основные цели познавательно-речевого развития: формирование познавательных интересов, расширение кругозора, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, развитие устной речи, подготовка к освоению письменной речи, развитие внимания, памяти, мышления. Основные цели социально-личностного развития: формирование мотивации учения, способности произвольного регулирования деятельности, содействие становлению ценностных ориентации. Каждая тема включает совокупность перечисленных направлений развития ребёнка, предоставляя возможность для выбора деятельности, поддержки детской инициативы, формирования потребности в совместной деятельности. Занятия проводятся во вторую половину дня в форме группового занятия. Результаты освоения курса: При проведении логопедической работы необходимо проведение текущей и итоговой диагностики учащихся для определения результативности проведенной работы. Сроки проведения диагностики: конец января и начало мая. Примерные результаты проведенной работы: Личностные: 1.Уровень сформированности учебной мотивации и универсальных учебных действий: Овладение операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация); 2. Выполнение инструкций взрослого), действия по образцу, коррекция деятельности на основе инструкции; 3.Уровень развития познавательной деятельности, учебной организации, навыков самоконтроля. Метапредметные: 1.Уровень сформированности психологических предпосылок к письменной речи. 2.Уровень развития навыков ориентировки в пространстве и на листе бумаги. 3.Уровень развития сукцессивных функций: дни недели, времена года; 4.Уровень развития представлений об окружающем мире и сформированность определенных умозаключений и обобщений. Предметные результаты: Подготовка к обучению грамоте и развитие речи Умение слышать, произносить, различать звуки на основе сформированного эталонного произношения и представлений о конкретных качествах звука; Сопоставление звука и его изображения в виде печатных букв, узнавание знакомых очертаний букв; Различение и выделение звуков на фоне слова; Умение делить слово на части; Умение называть героев текста определять последовательность событий, восстанавливать цепь событий, понимать мотивы поступков героев, пересказывать. Содержание курса: Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи; развитие индивидуальных качеств учащихся. Уже на подготовительном этапе можно использовать упражнения для развития зрительномоторной координации, восприятия, внимания и зрительной памяти и мышления. Игровые упражнения могут быть успешно использованы на занятиях по пространственным понятиям (право, лево, верх, низ). Дети охотно и быстро выполняют их. Эти простые упражнения подготавливают ребёнка к более сложной работе по восполнению пробелов и в развитии звуковой стороны речи. Развитие фонематического слуха начинается с различения гласных и согласных звуков. Здесь есть одно немаловажное обстоятельство - условное обозначение звуков Далее в программе предусмотрено знакомство детей с каждым конкретным звуком. Подбор упражнений здесь дан по единой схеме: распознавание звука в названии картинки; нахождение соответствий между рисунком и схемой слова; распознавание буквы в слове (в начале, в середине, в конце); нахождение данной буквы среди других, выделение её в слове, подстановка буквы в схему. Когда первоклассник уже начал читать, можно использовать ещё один вид заданий: игру "Укажи картинку". Эти упражнения тренируют ученика в скорости чтения, заставляет понимать смысл прочитанного. Сначала на экране появляется слово, а по периметру экрана размещены картинки. Через некоторое время слово исчезает, нужно успеть его прочесть и потом показать соответствующую картинку. Скорость выполнения можно выбирать индивидуально, есть несколько уровней. Практика показывает, что многие виды заданий первоначально стоит потренировать у доски. Например, при составлении слов (игра "Составь слова"). Из слова "гастроном" можно получить: гном, трон, нора, ром, монстр, рог.нога, астроном и множество других (в сборнике приведено 90 таких слов), но над этим надо подумать, а многие дети не укладываются во время, отведённое компьютером. Отсутствие успеха может снизить интерес к занятиям, поэтому трудные места учитель-логопед должен предвидеть и заранее готовить детей к их выполнению. Порой учащиеся не прочитывают задание или не понимают его. Учитель и здесь должен сориентировать ребят на то, какие задания он предлагает на уроке. Особенно полезен компьютерный практикум на этапе восстановления пробелов лексикограмматического развития детей. Упражнения "Составь словосочетание", "Выбери признак", "Подбери родственное слово" и многие другие обогащают лексику младшего школьника, создают базу для успешного развития связной речи. Грамотно подобранные задания помогут учащимся осознанно усваивать систему родного языка и восполнить пробелы в знаниях по фонетике и графике, морфологии и словообразованию, орфографии и пунктуации, а, значит, заложить основу для успешного обучения в дальнейшем. Упражнения раздела "Развитие индивидуальных качеств учащихся" уже несколько усложнены и способствуют развитию множества полезных качеств детей. Этот вид заданий может быть использован также для поощрения учащихся или в качестве разминки. Как показал наш опыт, использование компьютера на логопедических занятиях не только повышает интерес детей к обучению, но и облегчает работу учителя. С его помощью легко проследить степень усвоения материала, развивать внимание, зрительную память, мышление. Но при планировании урока и подборе заданий следует помнить о санитарных нормах для учащихся при работе с компьютером и дробить материал, чтобы дети не уставали. Календарно тематическое планирование Период Сентябрь Октябрь Ноябрь Количество часов 1 Тема Давайте знакомиться Виды ВУД Развитие навыков коммуникации 2 Волшебный мир звуков Развитие слухового восприятия 3 Вербальная и невербальная коммуникация Развитие навыков общения в группе 4 Тренировочный практикум Закрепление навыков общения 5 Гласные звуки Развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха 6 Согласные звуки Развитие слуховых дифференцировок 7 Закрепление понятий о звуках и слогах Формирование навыка слогового деления слова 8 Слова, отвечающие на вопрос: кто? и что? Формирование понятийных обобщений 9 Слова- признаки предметов Развитие речи: описание предметов (цвет, форма, величина) 10 Осень - унылая пора Развитие речи: составление рассказа на тему: « Осень» 11 Слова – действия предметов Развитие речи: Составление рассказа на тему: « КАК звери и птицы готовятся к зиме» 12 Предложение, как единица высказывания Формирование навыка дискретности речевого потока Декабрь Январь Февраль Март 13 Составление простых и распространенных предложений Развитие слухоречевой памяти 14 Интонационная окраска предложений Развитие интонационной выразительности и тембра голоса 15 Роль предлогов в предложении Развитие пространственных представлений 16 Выделение предлогов на письме Развитие навыков самоконтроля 17 Текущая диагностика достигнутых результатов 18 Уменьшительноласкательные суффиксы Развитие навыков словоизменения 19 Словообразующие суффиксы Развитие навыков словообразования 20 Повторение изученного Развитие слухового внимания 21 Введение понятия приставка слова Развитие лексикограмматических навыков 22 Различение приставок и предлогов на письме Развитие лексикограмматических навыков 23 Подготовка к контрольному диктанту Развитие навыков самоконтроля 24 Контрольный диктант 25 Анализ допущенных ошибок Развитие орфографической зоркости 26 Обучение составлению плана текста Развитие словеснологического мышления 27 Апрель Май Описательный и повествовательный типы текстов Развитие навыков анализа 28 Обучение краткому пересказу Развитие навыков монологического высказывания 29 Обучение пересказублизкому к тексту Развитие навыков монологического высказывания 30 Работа с деформированным текстом Развитие навыков монологического высказывания 31 Закрепление изученного Развитие навыков монологического высказывания 32 Составление самостоятельных рассказов по серии картинок Развитие воображения и развитие речи 33 Составление Развитие творческого воображения и рассказа по опорным развитие речи словам 34 Составление рассказа на заданную тему Развитие воображения и развитие речи В программе нашли отражение работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой. Литература: Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991 Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-П. 1998. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С-П., 2004. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С-П., 2001. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-П., 2003. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. С-П., 2009. Календарно тематическое планирование № п\п Тема План Факт Речевой материал Виды ВУД 1 Давайте знакомиться Тема «Зоопарк» (животные, звери, зоопарк, зебра, заяц, жираф) Развитие навыков коммуникации 2 Волшебный мир звуков Тема «Осень, осенние месяцы, погода осенью» Неречевые звуки: шелест, шуршание листьев, капли дождя. Осень, природа, увядание, листопад, сырость, ненастье, урожай, лужи, дождь, небо, солнце, тучи, туман, изморозь и т.д. Развитие слухового восприятия Развитие фонематического восприятия, концентрации слухового внимания, наблюдательности, способности к воссозданию мысленных образов 3 Вербальная и невербальная коммуникация Тема «Перелетные птицы» Развитие навыков общения в группе 4 Тренировочный практикум Тема «Сбор урожая»: огород, теплица, грядка, семена, плоды, овощи. Закрепление навыков общения 5 Гласные звуки Развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха 6 Согласные звуки Тема «Растительный мир» (травы, кусты, деревья): лес, бор, чаща, сад, названия деревьев (тополь, дуб, клен, липа, береза, рябина, черемуха), названия частей дерева (крона, ветка, кора, листья, иголки, хвоя, цветки), названия плодов (шишка, сережка, желудь) 7 Закрепление понятий о звуках и слогах Тема «Школа, школьные принадлежности» Формирование навыка слогового деления слова. Развитие наблюдательности, зрительного внимания, фонематического восприятия 8 Слова, отвечающие Тема «Школа, школьные Формирование понятийных Развитие слуховых дифференцировок Развитие фонематического восприятия, концентрации слухового внимания, наблюдательности, способности к воссозданию мысленных образов на вопрос: кто? и что? принадлежности» обобщений Развитие логического мышления, памяти, развитие мелкой моторики 9 Слова- признаки предметов Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбки (аквариум, озеро, река, окунь, акула, карась, щука, плотва, судак, меченосец, сом) Развитие речи: описание предметов (цвет, форма, величина) 10 Осень - унылая пора Животный и растительный мир осенью Развитие речи: составление рассказа на тему: « Осень» 11 Слова – действия предметов « КАК звери и птицы готовятся к зиме» Развитие речи: Составление рассказа на тему: « КАК звери и птицы готовятся к зиме» 12 Предложение, как единица высказывания Тема «Наш город» (адрес, улица, дом, мост, вокзал, завод, фабрика, почта, школа) Формирование навыка дискретности речевого потока 13 Составление простых и распространенных предложений Тема«Достопримечатель ности города» (театр, музей, площадь, памятник, парк) Развитие слухоречевой памяти 14 Интонационная окраска предложений Тема «Дикие животные и их детеныши» (слон, заяц, морж, лиса, еж, зебра) Развитие интонационной выразительности и тембра голоса 15 Роль предлогов в предложении Тема «Предметы быта» (щетка, часы, мочалка, ящик, очки, ключ) Развитие пространственных представлений 16 Выделение предлогов на письме Тема «Инструменты» (топор, ключ, тиски, молоток) Развитие навыков самоконтроля 17 Текущая диагностика достигнутых результатов Тема «Мебель» (стол, стул, спинка, сиденье, кресло, дверцы) + глагольный словарь Развитие пространственных представлений 18 Уменьшительно- Тема «Погода зимой» Развитие навыков ласкательные суффиксы (снег, лед, гололедица, узоры, снежинки, холод, мороз, стужа, метель, снегопад) словоизменения 19 Словообразующие суффиксы Тема «Продукты питания» (творог, тесто, торт, дрожжи, дары моря, говядина, диета, повидло, леденец, пудинг, батон, котлета, селедка, холодец) Развитие навыков словообразования 20 Повторение изученного Тема «Профессии людей» (название разных профессий + назначение) (врач, водитель, воспитатель, фотограф, фигурист, футболист, библиотекарь, банкир, балерина, плотник, парикмахер, повар, портной, пекарь, писатель, певец) Развитие слухового внимания 21 Введение понятия приставка слова Развитие лексикограмматических навыков 22 Различение приставок и предлогов на письме Тема «Транспорт» (виды: троллейбус, автомобиль, самолет, корабль, лодка, трамвай; признаки: легковой, пассажирский, городской, воздушный, водный) 23 Подготовка к контрольному диктанту Тема «Посуда» (название видов посуды; предметов: стакан, блюдце, чайник; частей посуды) Развитие навыков самоконтроля 24 Контрольный диктант Тема «Весна, весенние месяцы, погода весной» 25 Анализ допущенных ошибок 26 Обучение составлению плана текста Развитие лексикограмматических навыков Развитие орфографической зоркости Тема «Весенняя погода» (оттепель, ручьи, ледоход, половодье, капель) Развитие словеснологического мышления Описательный и повествовательный типы текстов Тема «Животный и растительный мир весной» (глагольный словарь: просыпаются, прилетают, щебечут, пробиваются, журчит, распускаются) 28 Обучение краткому пересказу Тема «Перелетные птицы» (названия, внешний вид) Напр.: клюв – короткий, прямой, узкий, длинный, вытянутый и т.д. Развитие навыков монологического высказывания 29 Обучение пересказублизкому к тексту Тема «Фрукты» Развитие навыков монологического высказывания 30 Работа с деформированным текстом Тема «Овощи» (названия, внешний вид, запах, на ощупь; что можно приготовить) 31 Закрепление изученного Тема «Домашние птицы» Развитие навыков (повторение) монологического Рассказ «На высказывания птицеферме» 32 Составление самостоятельных рассказов по серии картинок Тема: «Дикие животные» Развитие воображения и (повторение) развитие речи Рассказ «Зоопарк» 33 Составление творческого рассказа по опорным словам Рассказ о своем домашнем животном (кличка, цвет, шерсть, лапы, уши, хвост) Развитие воображения и развитие речи 34 Составление рассказа на заданную тему Тема «Лето, летняя погода» (солнце, небо, деревья и цветы и т.д.) Развитие воображения и развитие речи 27 (названия фруктов, их свойства: форма, величина, цвет, вкус, запах; что можно приготовить из фруктов) Развитие навыков анализа Развитие навыков монологического высказывания