РП история 8-9 класс -Коррекционного обучения. docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «История Отечества» в 8–9 классах разработана на основе программы
специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIII вида(для детей с нарушениями
интеллектуального развития).
Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой, для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Цели программы:
формирование у обучающихся отчётливых образов наиболее ярких событий и выдающихся
деятелей, олицетворяющих период истории России с древнейших времён до наших дней.
Задачипрограммы:
-Формировать представления о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории.
-Развивать историческое мышление, формировать комплекс систематизированных знаний об
истории Отечества.
-Воспитывать у обучающихся чувства национальной идентичности, патриотизма,
толерантности, уважения к историческому прошлому своего и других народов, интерес к
предмету «История»
Общая характеристика учебного предмета
Курс
«Истории
Отечества»
дает
учащимся с интеллектуальным
недоразвитием представления об историческом времени пространстве, исторических
источниках. Курс погружает
их
в мир истории
через характеристики образа
жизни людей в различные периоды отечественной истории (занятия, орудия труда, жилища,
одежда ит. д.),описания памятников культуры, рассказы об исторических событиях и их
участниках. Преподавание истории в специальной(коррекционной) школе VIII вида
как
учебного предмета предполагает не только изучение исторического материала, о владение
знаниями умениями, но и воспитательное и коррекционное воздействие изучаемого материала
на личность ученика.
Учебный предмет «История Отечества» для детей с нарушением интеллекта
рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического
материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого
материала наличность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка
подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация
выпускников общество.
При изучении предмета «История Отечества»для детей с нарушением интеллекта
осуществляется сосредоточение на крупных исторических событиях отечественной истории,
жизни, быте людей данной эпохи. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему
запоминанию их последовательности.
Курс«ИсторияОтечества» охватываетпериодисторииРоссии: 7класс — Древняя Русь РоссиявVI-VIIвеках, 2 ч в неделю ,8класс— Российская империя XVIIначала XXв.,2 ч в
неделю; 9класс-история Российского государства с1917года донашихдней.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое
понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быт
использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей учеников.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности.
Особое внимание обращенона коррекцию имеющихся у воспитанников специфических
нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении,
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности
доступности обучения, принцип систематичности последовательности в обучении, принцип

наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в
обучении и т.д. Занятия проводятся в классно-урочнойформе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
История Отечества. 8 класс:учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы/И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова.-6 изд.,стер. - М.: Просвещение, 2022. -303
с.: ил.
История Отечества. 9 класс:учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы/И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова.-6 изд.,стер. - М.: Просвещение, 2022. -303
с.: ил.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА 8-9 КЛАССОВ
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося;
9сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости;
12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты:
•осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
• адекватно и эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
• развитые этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости; понимания и сопереживания чувствам других людей;
• понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических
нормах и правилах поведения в современном обществе;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• развитые навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;

• сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Предметные результаты делятся на минимальный и достаточный уровни. Достаточный
уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. В каждом классе есть обучающиеся, которым в связи с психофизическими
особенностями и фрагментарным усвоением программного материала рекомендовано понизить
уровень учебных требований до минимального.
Класс
Минимальный уровень
-объяснять значение слов и
8
ключевых понятий по каждой
теме;
- устанавливать причинноследственные связи вважных
общественных явлений по
вопросам учителя:
-отмена крепостного права;
-изменение
деятельности
судов;
-доступ
простых
людей
(наряду с богатым сословием)
к участию в работе земских
(волостных)
собраний,
городской думы и др.;
-читать короткие отрывки из
произведений
писателей,
поэтов второй половины XIX
в.;
объяснять
смысл
прочитанного и др.;
описывать
содержание
картин,
иллюстрирующих
быт, нравы, внешний облик
персонажей из указанного
периода
истории
(В.В.
Верещагин, В.Г. Перов, И.Н.
Крамской, Н.Н. Ге и др.)

Достаточный уровень
-устанавливать причины:
- борьбы за престол между Софьей и Петром I;
- возникновения волнений и бунта стрельцов;
- поездки Петра I и представителей дворянства на
учебу за границу;
- введения новшеств Петра I в жизнь российского
общества;
- создания новой столицы России;
- деятельности Петра I по просвещению народа;
- создания «Наказа» Екатерины II;
- благополучия общества и международного признания
России в период правления Екатерины Великой;
-анализировать и сравнивать деятельность Петра I и
Екатерины II на благо Российского государства;
-описывать:
- личностные характеристики и деловые качества
исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины
II;
- быт и нравы в обществе, принятые в период
правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II;
прогрессивные
действия,
направленные
на
укрепление государства, развитие образования,
культуры;
знать следующие хронологические сведения:
- период правления Петра I (1682 – 1725);
- основание Петербурга (1703);
- период царствования Екатерины II (1762 – 1796);
понимать значение отмены в России крепостного
права;
уметь ответить на вопросы:
- об основных положительных явлениях периода

9

правления Александра II:
- о праве крестьян открыто разрешать свои дела на
сельском сходе;
- о введении судов «скорых, правых, милостивых,
равных для всех»;
- об устранении сословных различий при выборе
членов земских собраний, городской думы;
- об обустройстве железных дорог, их увеличении в
европейской части России; - об основных
положительных
явлениях
периода
правления
Александра III: финансовом и экономическом
укреплении России;
- о поиске надёжных союзников (Франция) против
союза Германии, Австрии, Италии;
- об укреплении армии и флота;
знать имена (3—5) представителей науки, культуры;
объяснять причины снижения уровня развития
экономики, неравномерности её развития по
следующим ключевым явлениям истории начала ХХ в.:
- привлечение иностранного капитала для разработки
прибыльных отраслей – нефтяной, угольной,
железодобывающей и др.;
- частые внешние займы, высокий процент платежей по
долгам;
- война с Японией за право присутствия России на
Дальнем Востоке;
- аграрные беспорядки, требования увеличить
земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств;
- усиление общественного влияния со стороны
революционных партий и движений, итоги революции
1905-1907 гг.;
- Первая мировая война;
- Великая Российская революция: февраль;
связно описывать сюжетные картины и фотографии,
иллюстрирующие эпизоды Русско-японской войны,
выступления пролетариата против самодержавия,
портреты Николая II, членов его семьи и др.;
знать имена (фамилии) ключевых исторических
персонажей периода Новой истории (Николай II,
Николай
Александрович
Романов,
Александра
Фёдоровна (императрица), их дети:Ольга, Анастасия,
Татьяна, Мария, цесаревич Алексей).
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать:
-значение словарных слов и - наиболее яркие события XX – XXI века, исторических
ключевых понятий;
персонажей;

-историю
возникновения
государства, его структуру и
функцию;
-важные исторические факты
и события из истории нашей
страны;
-названия крупных городов
России;
Обучающиеся
должны
уметь:
объяснять значение слов и
основных
исторических
понятий по каждой теме;
по вопросам учителя
устанавливать
причинноследственные связи в важных
общественных явлений;
называть
фамилии
политических деятелей XX –
начала XXI века;
называть
фамилии
выдающихся деятелей науки
и культуры XX – начала XXI
века;
читать короткие отрывки из
произведений писателей XX
в.;
объяснять
смысл
прочитанного.

- имена первых героев космоса, главных персонажей
политической жизни СССР, имена предыдущих
президентов и действующего президента, известных
писателей, художников, деятелей науки (на основе
межпредметных связей).
Учащиеся должны уметь:
• объяснять причины:
- начала революции;
- образования многочисленных политических партий,
их соперничества за власть;
- начала гражданской войны и интервенции;
- введения нэпа;
• объяснять:
- предпосылки и причины Великой Отечественной
войны (1941-1945);
- причины неудач Красной армии в начальный период
войны;
- меры советского правительства против военной
агрессии Германии;
• описывать в устной речи портреты исторических
деятелей, военачальников, героев фронта и тыла,
приводить примеры из литературных произведений;
• показывать на карте места военных событий и
фронтовой славы советских войск;
причины снижения уровня развития экономики,
неравномерности ее развития по следующим ключевым
явлениям истории начала XX в.:
• по вопросам учителя обобщать политические и
экономические итоги Великой Отечественной войны,
их последствия для мирового сообщества;
• знать даты начального периода войны, битвы за
Москву, Сталинград, даты переломных событий войны
(Курск, Ленинград и др.);
• ориентироваться в:
- основных направлениях восстановления и развития
народного хозяйства СССР после 1945 г.;
- причинах усиления идеологического воздействия
культа Сталина и Коммунистической партии на все
сферы жизни человека;
- причинах холодной войны и гонки вооружений;
- положении СССР на международной арене;
• объяснять по вопросам учителя причины развенчания
культа Сталина, начала «оттепели», противоречивого
характера преобразований, частой смены власти после
Н. С. Хрущёва;

• объяснять по вопросам учителя причины кризисных
явлений в экономике, социальной сфере, внешней
политике СССР, приведшие к перестроечным
процессам, их положительные и отрицательные
результаты.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Повторение.
Раздел I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века.
Наше Отечество – Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в.
Территория Российского государства к концу XVII в. Территориальное деление страны. Занятия
народов Сибири и Дальнего Востока. Развитие промышленности. Появление первых
мануфактур.
Сословия. Слияние бояр и дворян. Служилые люди (стрельцы, пушкари, служилые казаки).
Купцы, посадские люди, ремесленники. Крестьяне, закрепощение крестьян. Другие сословия:
священники, монахи, вольные люди.
Отношения России с другими странами.
Восстания запорожских казаков. Богдан Хмельницкий. Война с Польшей. Возвращение
Смоленска и части Украины. Восстание Степана Разина.
Детство и юность Петра I.
Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов.
«Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию
юного Петра. Ботик.
Правление Софьи.
Смерть Алексея Михайловича, недолгое правление Фёдора. Помощь стрельцов в воцарении
Софьи. Регентство Софьи. Походы В. Голицына против турецкого султана.
Воцарение Петра I.
Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть. Строительство флота, неудачный
поход в Крым. Взятие Азова.
Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа
Петра с бунтовщиками. Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий.
Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.
Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких,
инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета
«Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др. Титулование Петра Великим, отцом
Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра
I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.
РазделII. Российская империя после Петра I (обзорно).
Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие
представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского
университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого
влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание
крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.
Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским традициям и гуманности в правлении:
отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления,
учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений,
облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и
последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.
Россия в эпоху Екатерины Великой.

История прихода к власти Екатерины II. Личность Екатерины: разностороннее образование,
доброжелательность, внимание к людям, трудолюбие, любовь к порядку, уважение русской
культуры.
Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде
жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о необходимости справедливого
распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной
канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли
иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и
доходах в пользу учебных и богоугодных заведений.Развитие промышленности, торговли,
ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев,
Екатеринославль, Рыбинск и др.) (обзорно).
Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в
Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами
и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение международного
авторитета России в качестве первой военной державы в Европе (обзорно)
Смерть Екатерины Великой, приход к власти Павла I.
Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р.
Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно). Изучение культуры России на
примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по
произведениям В. Л.
Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А.
Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно).
Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев
и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного
поведения «Юности честное зерцало» (обзорно, на примерах).
РазделIII. Российская империя в первой половине XIX в.
Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в.
Правление Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства,
подготовка к войне с прежними союзниками.
Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и
национальные отношения. Россия и страны Европы.
Убийство Павла I.
Правление Александра I (1801—1825). Личность «благословленного» царя. Реформы
государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах».
Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки.
Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I
внутри России.
Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к
России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и
русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы,
Бородинская битва.
Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское
движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной
Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские
волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных
идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.

Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки
движения декабристов.
Император Николай I.
Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления
свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского
общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение
крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало
промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного
труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским
Селом. Денежная реформа. Промышленность России. Внешняя политика России:
присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и
Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в
Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте
русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии,
Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России:
кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с

Раздел IV. Россия в конце XIX – начале XX века.
Царь-освободитель Александр II.
Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская
реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы.
Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы
(распорядительный орган).
Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний.
Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора.
Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения,
терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти.
Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном
море. Политика России в Средней Азии.
Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878).
Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.
Царь Александр III Миротворец.
Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О
незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение
православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении,
компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания.
Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны,
поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи,
развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток
крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного
сообщения, торговли, внешнего рынка.
Последний Российский император – Николай II.
Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные
органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые
совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов,

царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники,
судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков.
Учреждение Государственной думы.
Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., промышленный подъем:
развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог.
Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России:
внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России.
Аграрная реформа П. А. Столыпина.
Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом
экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.
Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок
центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX
в.
Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о
переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905—1907 гг. Расстрел рабочих 9
января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая
стачка, ее значение. Манифест 17 октября. Историческое значение первой русской революции.
III Государственная дума, ее деятельность.
Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион, Черное море,
Дальний Восток.
Русско-японская война (1904—1905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение.
Содействие России в создании союза Балканских государств. Участие России в Первой мировой
войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих
завоеваний.
9 КЛАСС. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Раздел I. Начало советского периода в России
(20—30-е гг.) (14 ч)
Тема 1. Октябрьская революция, приход к власти партии большевиков (3 ч)
Предпосылки возникновения новой социальной системы (повторение). Партия большевиков,
ее влияние на общественную и политическую жизнь государства. Призыв В. И. Ленина к
вооруженному восстанию. Начало Октябрьского восстания 1917 г. Причины победы
большевиков. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты
«О мире», «О земле». Образование рабоче-крестьянского правительства — временного Совета
Народных Комиссаров (СНК). Установление советской власти на большей части бывшей
Российской империи.
СЛОВАРЬ: съезд, большевики, комиссары, депутаты, декрет.
Тема 2. Гражданская война и иностранная интервенция (3 ч)
Причины Гражданской войны.
Борьба за власть между представителями разных социальных слоев общества. Поддержка
странами Антанты белого движения в России. Политическое расслоение общества.
Создание рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского социалистического
Красного флота.
Вооруженные формирования белой армии против большевиков. Борьба красных и белых на
Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале. Подписание мирных
договоров с Грузинской, Армянской, Латвийской республиками. Разгром армии Врангеля.
Советская власть и Русская православная церковь, национализация имущества, репрессии

священнослужителей. Слом духовных, нравственных, культурных устоев в жизни общества.
СЛОВАРЬ: Красная армия, белая армия, Гражданская война, национализация, эмиграция.
Тема 3. Советская Россия в годы нэпа (1921—1929)
(обзорно) (3 ч)
Основные меры правительства Советской России в сфере экономики: строжайшая
централизация экономики — «военный коммунизм»; распределительный принцип;
национализация внешней торговли, банков, предприятий. Меры по восстановлению хозяйства
после Гражданской войны. Рост военного производства. Поход против деревни,
раскулачивание. Конституция 1924 г. Утверждение однопартийной политической системы.
Молодежные коммунистические союзы (пионеры, комсомольцы).
Новая экономическая политика 1921—1929 гг.: отмена продразверстки и замена ее
продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе.
Финансовая и денежная реформы. Создание Государственной плановой комиссии (Госплан).
Развитие товарно-денежных операций, восстановление всероссийского рынка, отмена трудовой
повинности, кризисы и итоги нэпа.
Борьба за власть внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В. И. Ленина. Личность
И. В. Сталина, его приход к власти.
СЛОВАРЬ: социализм, советская власть, СССР, нэп.
Тема 4. Культура Советской России в годы Гражданской войны и нэпа (1 ч)
Влияние революционных идей на все виды искусства, расцвет жанра политического плаката,
агитбригад и др.
Революционная тема в творчестве писателей и поэтов: М. Горький, В. В. Маяковский,
Д. А. Фурманов, В. П. Катаев, М. А. Шолохов (выборочно).
Становление советского музыкального искусства. Внимание авторов к песенному жанру,
маршам, революционным мотивам.
Развитие киноискусства, создание кинохроник, агитфильмов, художественных фильмов,
пропагандирующих коммунистические идеи. Контроль партией творчества деятелей культуры,
науки.
Воспитание новой интеллигенции из рабочих и крестьян.
Борьба партии большевиков с буржуазной культурой и наукой.
Эмиграция интеллигенции за рубеж.
СЛОВАРЬ: интеллигенция, агитбригада.
Тема 5. Сталинская модель государственного социализма в СССР (3 ч)
Обострение внутрипартийной борьбы, столкновение бухаринской и сталинской групп.
Экономический подъем страны за счет развития энергетики, металлургии, машиностроения,
химической промышленности, являющихся основой военно-промышленного комплекса.
Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Падение сельскохозяйственного производства,
голод 1932—1933 гг. Жесткое планирование в аграрном секторе, насильственное закрепление
крестьян на земле.
Внутренняя политика: поиски врагов революции и народа, политические процессы,
жестокие репрессии. Появление бесплатной рабочей силы в системе ГУЛАГа —
спецпереселенцы (раскулаченные).
Государственное управление: культ личности, всевластие в подборе и расстановке кадров,
окончательное утверждение номенклатуры, введение привилегий для руководящего сословия.
Идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская Конституция — Основной закон
Советского государства.
СЛОВАРЬ: репрессии, культ личности, коллективизация, колхоз.
Раздел II. Вторая мировая война (27 ч)
Тема 1. Накануне Второй мировой войны (2 ч)
Возникновение и развитие в центре Европы военной машины Германии, ее бурный
экономический, технический рост, стремление к насильственному переделу территорий и сфер
влияния. Приход к власти в Германии А. Гитлера, идеи мирового господства.

Блок фашистских государств: Германия, Италия, Япония.
Внешняя политика СССР в 20—40-е гг.: продвижение в другие страны коммунистических
(интернациональных) идей. Вступление СССР в международную организацию — Лигу Наций.
Заключение союзов с Францией и Англией о взаимопомощи, начало переговоров о заключении
военного союза против Германии, их провал. Начало переговоров с Германией, договор о
дружбе и границах (1939), секретные протоколы о разделе Европы.
СЛОВАРЬ: фашистское государство, Лига Наций, Европа, переговоры.
Тема 2. Начало Второй мировой войны (3 ч)
Нападение гитлеровской армии на Польшу (1.09.39). Объявление войны Германии со
стороны Франции, Англии. Оккупация немецкими войсками стран Северной Европы.
Вступление фашистов в Париж. Англия в схватке с Германией.
Ультиматум Сталина Прибалтийским странам, насильственное присоединение их
территорий к СССР. Отказ Финляндии от подписания договора об изменении ее границ с СССР.
«Зимняя» война 1939—1940 гг. Исключение СССР из Лиги Наций.
Усилия СССР по наращиванию военно-промышленного комплекса. Ослабление Красной
армии и флота из-за репрессий высшего командного состава. Доклады советских разведчиков о
готовящемся нападении Германии на СССР. Неукрепленность границ и неготовность армии к
боевым действиям.
Тема 3. Начало Великой Отечественной войны (3 ч)
22 июня 1941 г. — начало Великой Отечественной войны. Размах фашистской агрессии,
кровопролитие в первые месяцы войны. Заявление президентов США и Англии о поддержке
Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской коалиции государств.
Вступление в войну США. Война с Японией на Дальнем Востоке.
СЛОВАРЬ: агрессия.
Тема 4. Основные военные действия на территории СССР (5 ч)
Наступление немцев на Москву. Введение осадного положения в Москве (октябрь 1941 г.).
Битва под Москвой — первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной
войне. Наступление Советской армии на северо-западе, попытка прорыва Ленинградской
блокады. Итоги зимней кампании.
Планы немцев по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России.
Неудачи советских войск в Крыму. Героическая оборона Севастополя. Военные действия на
кавказском направлении. Продвижение немцев на Волгу, оборонительное сражение за
Сталинград. Приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г.
«Ни шагу назад!». Сталинградская битва в истории войн, ее значение для перелома всего хода
Великой Отечественной войны.
Личность Г. К. Жукова.
Морской флот СССР в годы Великой Отечественной войны. Адмирал Н. Г. Кузнецов, его
роль в ведении войны на море.
СЛОВАРЬ: блокада, осадное положение, резервы.
Тема 5. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны,
сопротивление в тылу (3 ч)
Перестройка экономики страны на военные нужды. Эвакуация предприятий из европейской
части страны на восток. Разработка и внедрение новых видов вооружений.
Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд обороны. Трудовой героизм
народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение смежными профессиями, жизнь
во имя победы.
Создание на оккупированных территориях подполья. Сопротивление в тылу врага: рейды,
диверсии, создание партизанского движения. Методы партизанской войны, координация
действий партизанских соединений, создание Центрального штаба партизанского движения.
Движение Сопротивления в странах Европы, участие в нем советских людей (на конкретных
примерах).
СЛОВАРЬ: эвакуация, тыл, подполье, партизаны, рейды, диверсии.

Тема 6. Фашизм и его проявление (2 ч)
Зверства фашистов на оккупированных территориях (судьба белорусской деревни Хатынь).
Массовые уничтожения евреев на территории СССР и других европейских стран. Блокада
Ленинграда и ее последствия. Насильственное переселение советских людей в Германию для
рабского труда. Бесчеловечное отношение к советским военнопленным и гражданским лицам в
концентрационных лагерях (Освенцим, Дахау, Бухенвальд).
СЛОВАРЬ: блокада, переселение, концентрационный лагерь.
Тема 7. Наука и культура во время войны
(обзорно, на примерах) (3 ч)
Заслуги ученых и рабочих в создании новых видов оружия и военной техники: танков,
самоходно-артиллерийских установок, самолетов.
Патриотическая тема в советской литературе и искусстве: В. И. Лебедев-Кумач (песня
«Священная война»), М. В. Исаковский (песня «Шумел сурово брянский лес...») и др. Лучшие
произведения военных лет: М. А. Шолохов. «Судьба человека», «Они сражались за Родину»;
А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»; А. А. Фадеев. «Молодая гвардия» и др. Советские
фильмы периода войны: «Александр Пархоменко», «Два бойца», «Кутузов» (реж. В. М. Петров,
1944 г.) и др.
7-я симфония Д. Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде.
Концертные бригады лучших советских артистов: К. И. Шульженко, Л. О. Утесова,
Л. А. Руслановой и др.
Значение в годы войны Всесоюзного радио (голоса дикторов Ю. Б. Левитана,
О. С. Высоцкой).
Героизм советских людей при спасении культурных ценностей от разрушений и вывоза их в
Германию.
Тема 8. Коренной перелом в войне
(ноябрь 1942 — декабрь 1943 г.) (3 ч)
Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом — коренной перелом в войне.
Прорыв блокады Ленинграда. Операция немецкого командования под названием «Цитадель», ее
провал. Танковое сражение под Прохоровкой. Знаменательная победа советских войск на
Курской дуге, на Днепре, освобождение Киева.
Успехи советских войск на Северо-Кавказском фронте, в Крыму, продвижение на западном
направлении.
Историческая встреча руководителей США, Англии, СССР в Тегеране. Обсуждение
открытия второго фронта и послевоенного устройства Германии.
СЛОВАРЬ: второй фронт, цитадель, историческая встреча.
Тема 9. Освобождение территории СССР и Европы от фашистских захватчиков (3 ч)
Усиление военно-экономической мощи стран антигитлеровской коалиции.
Победное вступление Красной армии на территорию Польши. Портреты героев войны (на
конкретных примерах). Гитлер и его ближайшее окружение накануне падения Берлина. Штурм
рейхстага. Подписание акта о безоговорочной капитуляции 8 мая 1945 г.
Декларация об освобожденной Европе (Ялта, 1945 г.) Создание Организации Объединенных
Наций (ООН) (обзорно, информативно).
Международный суд над военными преступниками. Нюрнбергский процесс. Всемирноисторическое значение победы во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. (Потери
СССР — 27 млн человек, из них на полях войны — 14 млн.) Уроки Второй мировой войны для
всего человечества.
СЛОВАРЬ: коалиция, капитуляция, рейхстаг, трибунал.
Раздел III. Послевоенное развитие СССР (27 ч)
Тема 1. Послевоенное десятилетие (1945—1955) (3 ч)
Восстановление 6200 промышленных предприятий. Карточная система распределения
продовольственных и промышленных товаров. Голод 1946 г.; денежная реформа, отмена
карточной системы в 1947 г.

Обстановка в руководстве страны в послевоенные годы. Смерть Сталина. Конец эпохи
культа личности.
Внешняя политика: формирование системы безопасности страны. Усиление роли
Советского Союза в международных отношениях. Конфронтация стран бывшей
антигитлеровской коалиции, начало «холодной войны».
Объединение стран Восточной Европы в единый социалистический блок.
Создание Североатлантического союза (НАТО) под эгидой США. США и СССР — две
ядерные державы, две противоборствующие системы: социализм и капитализм.
СЛОВАРЬ: карточная система, денежная реформа, социализм, капитализм (повторение).
Тема 2. Советский Союз в середине 50-х — начале 60-х гг.
(обзорно) (3 ч)
Политическая жизнь: Н. С. Хрущев, его речь на XX съезде КПСС «О культе личности и его
последствиях». Реабилитация жертв репрессий. Попытка развития демократических принципов,
«оттепель».
Национальная политика: восстановление национальных автономий после амнистии
выселенных народов.
Народное хозяйство: подъем капитального строительства, развитие металлургической базы
СССР, машиностроения, строительство крупнейших предприятий энергетики, нефтехимической
отрасли, увеличение протяженности железных дорог. Освоение целины. Промышленноуправленческий кризис, недовольство населения повышением цен. Борьба за власть в партии,
отстранение Н. С. Хрущева (1964).
Внешняя политика СССР в период «оттепели»: идеи о мирном сосуществовании стран с
различным строем, разоружении. Сокращения Вооруженных сил СССР. Усиление влияния
СССР на страны Африки, Ближнего Востока и социалистического лагеря.
Кубинская революция. «Карибский кризис» (1962).
Тема 3. Наука и культура в послевоенные годы (1945—1965) (2 ч)
Начало научно-технической революции (НТР) (на примерах). Строительство первой в мире
атомной электростанции в г. Обнинске (Подмосковье), первого атомохода — ледокола «Ленин»,
освоение Северного морского пути. Запуск первого искусственного спутника Земли, полет в
космос Ю. А. Гагарина, выход в космос летчика-космонавта А. А. Леонова. Выдающиеся
советские ученые: И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров, С. П. Королев, А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин
и др.
Литература и искусство: новые литературные журналы «Москва», «Нева», «Дружба
народов», «Юность» и др.
Реабилитация жертв репрессий.
Фильм о «счастливой» жизни советских людей: «Кубанские казаки» (реж. И. А. Пырьев,
1950); фильмы о войне, признанные на международных конкурсах: «Летят журавли» (реж.
М. К. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» (реж. Г. Н. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (реж.
С. Ф. Бондарчук, 1959) и др.
Тема 4. Советский Союз в 1965—1984 гг.
(обзорно) (4 ч)
Усиление партийного контроля над всеми сторонами жизни общества. Конституция СССР
1977 г. «Золотой век» номенклатуры, возврат к традициям сталинской эпохи.
Экономика: нарастание дефицита государственного бюджета, внешнего финансового долга,
спад производства. Отставание советского производства и промышленных технологий на фоне
развития капиталистических стран («японское чудо», «немецкое чудо»).
Рост промышленных городов, ухудшение экологии. Попытки стабилизировать положение в
сельском хозяйстве: развитие личных подсобных хозяйств, повышение закупочных цен,
принятие Продовольственной программы (1982).
Повышение образованности общества при низком уровне благосостояния граждан. Дефицит
качественных товаров на потребительском рынке. Рост коррупции и привилегированного
положения в высших управленческих сферах, иждивенческие настроения у части населения.

Внешняя политика СССР (обзорно). Установление равенства (паритета) между СССР и
США в гонке вооружений. Подписание СССР, США и Великобританией Договора о
запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.
Крах политики разрядки после соглашений в Хельсинки (1975). Война в Афганистане.
Обострение отношений СССР с Китаем.
Наука: реализация проектов по созданию атомных электростанций, освоение нефтегазовых
месторождений. Строительство БАМа. Успехи ученых в электронике, лазерной технике,
медицине и других областях.
СЛОВАРЬ: дефицит, коррупция.
Тема 5. Культура, образование в эпоху «развитого социализма»
(на отдельных примерах) (2 ч)
Снижение государственных расходов на культурные нужды.
Эпические произведения в литературе и кино. Новые имена: В. П. Астафьев,
П. Л. Проскурин, В. И. Белов, В. М. Шукшин (см. программы по чтению 6—9 классов).
Олимпийские игры в Москве в 1980 г.
Оппозиция в среде интеллигенции (Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, Ю. П. Любимов и др.).
Правозащитная деятельность А. И. Солженицына, А. Д. Сахарова и др. Экологические
движения против поворота сибирских рек, загрязнения озера Байкал. Тенденции к возрождению
религиозного сознания.
Тема 6. Государственно-политический кризис в СССР
(1985—1991) (4 ч)
Приход к власти М. С. Горбачева, попытка совершенствования социализма, очищение от
наследия сталинизма, возврат к идеям В. И. Ленина.
Первый этап «перестройки» (1985—1986) (обзорно): курс на «ускорение» социальноэкономического развития страны. Ломка административных структур управления народным
хозяйством.
Второй этап «перестройки» (1987—1990). Анализ сложившейся в стране экономической
ситуации. Принятие ряда законов: «О государственном предприятии», «О кооперации в
СССР». Противоречия между приверженностью М. С. Горбачева и его сторонников к
«перестройке» социалистических ценностей и провозглашенным переходом к рыночным
отношениям в экономике.
Нарастание экономического кризиса: «дефицитарная» экономика, резкое ухудшение уровня
жизни народа.
Учреждение поста Президента СССР. М. С. Горбачев — первый и последний Президент
Советского Союза. Ликвидация монопольного права КПСС на власть, начало становления
многопартийной системы.
М. С. Горбачев — открытый политик: налаживание отношений с США, принятие пакета
соглашений по сокращению ядерного оружия. Вывод советских войск из Афганистана.
Признание СССР Всеобщей декларации прав человека, законодательства о свободе эмиграции,
снятие таможенных барьеров и др.
Внешняя политика СССР: утрата доверия к правящей партийной верхушке в странах
социалистического лагеря, нарастание оппозиционных настроений. Развал социалистической
системы.
Подписание международного договора о воссоединении двух Германий. Восстановление
культурных и экономических связей с государством Израиль. Отказ СССР от поддержки
диктаторских режимов.
Тема 7. Развитие политической системы в обновленной России (1991—2000) (5 ч)
Подготовка нового Союзного договора между республиками. Попытка государственного
переворота (путч) в августе 1991 г. Поражение путчистов.
Крах КПСС, распад СССР. Беловежское соглашение в декабре 1991 г. Сложение
М. С. Горбачевым полномочий Президента СССР.
Декларация о государственном суверенитете России и введение поста Президента России.

Новые символы государства. Б. Н. Ельцин — первый Президент России. Развитие
многопартийной системы. Принятие новой Конституции РФ.
Кризис власти 1993 г. (обзорно).
Государственный кризис накануне нового тысячелетия: рост цен, ухудшение материального
положения населения страны, массовая безработица, межэтнические конфликты. Оказание
финансовой помощи России со стороны Всемирного банка, гуманитарная помощь западных
стран.
Новый этап экономических реформ в России: поддержка российских реформ
Международным валютным фондом, позитивные сдвиги в экономике страны в 1999—2000 гг.:
удорожание импорта, повышение цен на нефть на международном рынке. Выборы нового
Президента — В. В. Путина (2000).
Наука и культура. Тяжелое финансовое положение науки, образования, культуры, связанное
с финансовым дефицитом. Усиление влияния СМИ на общественное сознание граждан страны.
Возвращение в Россию известных деятелей культуры: А. И. Солженицына,
Г. М. Вишневской, М. Л. Ростроповича и др.
Свобода вероисповедания: изменения в отношениях государства и Русской православной
церкви. Празднование 1000-летия принятия христианства на Руси, 2000-летия христианства.
Признание государством важнейших христианских праздников: Пасхи, Рождества и др.
Восстановление и строительство православных храмов в России. Храм Христа Спасителя в
Москве.
Тема 8. Политика России на рубеже веков и в начале нового тысячелетия (4 ч)
Современный мир на карте истории.
Стремление России к мирному, экономически выгодному сотрудничеству с другими
странами. Прием России в члены Совета Безопасности ООН. Подписание соглашения о
партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом. Принятие России в Совет
Европы. Позитивные изменения в отношениях России с ведущими державами мира: США,
Китаем, Японией и др.
11 сентября 2001 г. — поворотная веха в объединении государств против международного
терроризма.
Углубление партнерских отношений со странами СНГ и бывшими союзными республиками.
Усиление внимания Президента и Правительства к нуждам армии, социальной защите
населения. Тенденции к восстановлению престижа России в качестве ведущей мировой
державы на арене современной истории нового тысячелетия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Колич Электронные учебноество методические материалы
часов

Тема/раздел

8 класс
Глава 1. Российское государство в конце XVII – 19
начале XVIII века

1
2
3
4

Введение
Наше Отечество – Россия в XVII (17) веке
Отношения России с другими странами
Детство и юность Петра I (1672-1689)

1
1
1
1

http://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

Как обучали Петра I
Семейные раздоры, борьба за власть. Итоги
правления Софьи.
7
Воцарение Петра I.
8
Строительство флота. Азовские походы
9
Великое посольство (1697-1698 гг)
10
Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра
I в Москву
11
Северная война (1700-1721гг). Причины.
Поражение под Нарвой.
12
Первые победы над шведами.
13
Основание Петербурга. (1703 г.)
14
Продолжение Северной войны. Разгром
шведов под Полтавой.
15
Завершение Северной войны
16
Промышленность и сельское хозяйство.
Заслуги Петра Великого перед Россией.
Изменения в управлении государством
17
Табель о рангах Образование и культура
при Петре I.
18
Личность Петра I. Семья Петра Великого
19
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Российское государство в конце XVII –
начале XVIII века»
Глава 2. Российская империя после Петра I (17251801)

1
1

Екатерина I и Петр II. Внук Петра
Великого.
Конец правления Петра II
Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван
IV.(1730-1741). Как правила Россией Анна
Иоанновна
Наследники Анны Иоанновны.
Конец Бироновщины.
Царствование Елизаветы Петровны. (17411761). Окружение Елизаветы. Возвращение
к порядкам Петра I.
Войны России в период правления
Елизаветы Петровны.
Воцарение Петра III.
Контрольная работа по итогам I полугодия
Россия в эпоху Екатерины Великой (17621796).
Начало царствования Екатерины II.
Близкое
окружение
и
помощники
Екатерины II.
Война России с Турцией(1768-1774) .

1

5
6

20
21
22

23
24
25

26
27
28
29
30
31
32

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

19

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

http://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

Присоединение

Крыма.

Русско-турецкая

1

Как управляла Россией Екатерина II.
Пугачевский бунт
Развитие образования при Екатерине II.
Конец правления Екатерины Великой.
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Российская империя после Петра I (17251801)»
Глава 3. Российская империя в первой половине
XIX (19) века

1
1
1
1
1

Отношение России со странами Европы в
конце XVIII- начале XIX века. Наполеон
Бонапарт (1769-1821)
40
Великий князь Павел Петрович (17541801).Участие России в союзе европейских
государств против войск Наполеона.
41
Правление Павла I.
42
Император Александр I (1801-1825).
43
Реформы Александра I.
44
Аракчеевщина.
45
Вторжение армии Наполеона в Россию.
Западная граница России: план Александра
I, план Наполеона. Битва за Смоленск.
46
Отечественная война 1812г.
47
Бородинское сражение.
48
Наполеон в Москве. Александр I и
Наполеон. Окончание войны
49
Поход русской армии в Европу в 18131814г. Россия после войны с Наполеоном.
50
Император Николай I (1825-1855).
51
Восстание декабристов.
52
Реформы Николая I.
53
Войны России на Кавказе.
54
Отношения России с другими странами при
Николае I.
55
Крымская война. Оборона Севастополя.
56
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Российская империя в первой половине
XIX (19) века»
Глава 4. Россия в конце XIX (19) – начале XX (20)
века

1

33

война(1787-1791).

34
35
36
37
38

39

57

Царь освободитель Александр II (18551881). Отмена крепостного права. Военные

18

http://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10

1

http://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

58
59
60
61

62
63
64
65

реформы
Александра II.
Международные отношения России при
Александре II.
Русско-турецкая война 1877-1878 годов.
Революционные организации в России в
конце XIX (19) века.
Царь Александр III Миротворец (18811894).
Укрепление
самодержавия
Александром III. Российское государство в
период правления Александра III.
Последний российский император Николай II (1894-1917).
Обострение международных отношений.
Война с Японией.
Революционные выступления 1905-1907
годов.
Россия перед и во время Первой мировой
войны. Февральская революция 1917 г.
Отречение Николая II

1
1
1
1

1
1
1
1

1
4

Итоговое повторение
66
Итоговое повторение
67
Итоговая контрольная работа
68
Анализ итоговой контрольной работы

1
1

9 класс
№
п/п

Тема урока

Кол- Электронные (цифровые)
во
образовательные ресурсы
часов

Глава 1. Великая российская
революция и Гражданская война

1
2
3

4

Тема 1. Великая российская революция:
февраль 3 ч
Введение. Февраль 1917 года.

http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

1

Предпосылки возникновения новой
1
социальной системы. Падение монархии
Основные политические партии в 1917 г.
1
Тема 2. Великая российская революция :
октябрь. 3ч

Партия большевиков, ее влияние на
общественную и политическую жизнь
государства. Программа большевиков

1

http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

5

6

7

8
9
10

11

Неудачи Временного правительства. Поход
на Петроград Лавра Георгиевича
Корнилова.
Захват власти большевиками.
II Всероссийский съезд Советов рабочих и
солдатских депутатов. Первые декреты
«О мире», «О земле»..
Тема 3. Установление советской власти
4ч

1

Установление советской власти на
основной территории бывшей империи.
Созыв и роспуск Учредительного собрания.
Конституция РСФСР
Брестский мир.

1

Экономическая политика большевиков.
Судьба царской семьи. Церковь и
государство.
Тема 4. Гражданская война и
иностранная интервенция. 10 ч

1
1

Причины Гражданской войны.

1

http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

1

http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

1
1

13

Политика «военного коммунизма». Белая
Армия.
Рабоче-крестьянская Красная армия

14

Ход гражданской войны.

1

15

Окончание Гражданской войны.
Эмиграция.

1

16

Итоги Гражданской войны. Образование и
культура в период Гражданской войны.

1

17

Проверочная работа

1

18

Анализ п.р. Борьба красных и белых на
Северном Кавказе и в Закавказье, на
Украине, в Крыму, на Урале.

1

19

Область войска Донского в период
Гражданской войны
Противостояние белых и красных на Дону.
Донские казаки.
Глава 2. Советское государство в 19201930-е годы
Тема 1. Советская Россия в первой
половине 1920-х годов 2 ч

1

12

20

1

1

21
22

23
24

25
26
27

28
29

30

31
32
33
34

«Малая гражданская война». Восстание в
Кронштадте.
Отношения РСФСР со странами Европы.
Тема 2.Новая экономическая политика
(нэп) 2 ч
Новая экономическая политика 1921—
1929 гг.: Финансовая реформа 1922-1924 гг
Промышленное производство в период
нэпа. План электрификации РСФСР. Итоги
нэпа.
Тема 3. Образование Союза Советских
Социалистических Республик 3 ч
Ленин и Сталин
Объединение советских республик

1

Национально-государственное устройство
СССР в 1920-е гг. Смерть В.И. Ленина
Тема 4. Индустриализация в СССР 3 ч

1

Предпосылки индустриализации. Первая
пятилетка (1928-1932гг
Коллективизация сельского хозяйства
(колхозы). Итоги коллективизации.

1

Вторая пятилетка (1933-1937гг).
Конституция 1936 г.
Тема 5. СССР накануне Второй мировой
войны. 4 ч

1

Экономический подъем в годы первых
пятилеток. Система ГУЛАГ
Советское общество в 1930-е г.
Образование и культура в 1930-е гг.
Проверочная работа
Анализ п.р. Ситуация в мире в 1930-е
гг. Положение на Дальнем
Востоке
Внешняя политика СССР
накануне Второй мировой войны.
Глава 3. СССР в Великой Отечественной
войне.

1

Тема 1. Накануне Великой
Отечественной войны 2 ч

1

1
1

1
1

http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

1

http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

1
1
1

http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

1

41

Действия СССР в начале Второй мировой
войны
Реорганизация Красной Армии, укрепление
обороноспособности страны
Тема 2. Начало Великой Отечественной
войны. 2 ч
Первые дни войны (июнь-1941-осень
1942гг)
Оборона Москвы. Разгром фашистов под
Москвой
Тема3. Все для фронта, все для победы! 2
ч
Перестройка экономики страны на военные
нужды. Наука и образование.
Партизанская война и подпольное
движение. Мастера культуры – фронту
Тема 4. Коренной перелом в ходе войны
(осень1942-1943гг) 4 ч
Оборона Севастополя

42

Сталинградская битва

1

43

Битва на Курской дуге. Битва на Северном
Кавказе. Тегеранская конференция
Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу
назад!».
Тема 5. Освобождение СССР и Европы
от фашизма (1944-сентябрь 1945) 5ч
Усиление военно-экономической мощи
СССР.
Освобождение территории СССР и Европы
от фашистских захватчиков. Открытие
Второго фронта в Европе.
Ялтинская конференция. Взятие Берлина.
Конференция в Потсдаме
Война СССР с Японией. Хиросима и
Нагасаки. Нюрнбергский процесс
Проверочная работа

1

35
36

37
38

39
40

44

45
46

47
48
49

1

1
1

1
1

1

1

1
1

1
1
1

Глава 4 . Послевоенное развитие СССР.
Российская Федерация в конце XX- начале
XX1 в.

http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

Тема 1. СССР после войны 4ч
50
51
52
53

Анализ п.р. Итоги Великой Отечественной
войны. Обстановка в мире после войны
Возвращение СССР к мирной жизни.

1

Государственное устройство СССР после
войны
Наука 1945-начала 1950-х гг. Культурная

1

1

1

жизнь общества 1945-начала 1950-х гг

54
55

56
57

58

59
60
61

62

63
62

64

65

66
6768

Тема 2. Пора «Оттепели» (середина 1950первая половина 1960-х гг) 4ч
Смерть Сталина. Конец эпохи культа
личности
Курс на строительство коммунизма.
Социальная и хозяйственно-экономическая
деятельность Н.С. Хрущева
СССР в международных отношениях в
1950-начале 1960-х гг.
Покорение космоса. Оттепель в советском
искусстве. Образование в 1950-начале 1960х
Тема 3. Советский Союз в середине 196ох —1980 гг.: от стабильности к кризису.
4ч
Экономическая и политическая
ситуация в стране в 60-80-е гг. Изменения в
жизни советских людей
Отношения СССР с государствами мира:
от разрядки до кризиса
Образование и спорт. Советское искусство
1970-1980-х гг.
Проверочная работа
Тема 4. Распад СССР . Россия в 1990-е гг.
3ч
Анализ п.р. Начало перестройки. Период
гласности и свободы мнений. Окончание
«холодной войны». Отмена 6-й статьи
Конституции
Распад СССР.
Россия после распада СССР.
Экономические реформы 1990-х гг.
Чеченский кризис
Тема 5. Россия в начале 21 –ого в. 4 ч

Первые реформы В. Путина.
Экономическое и социальное развитие в
2000-2008-м гг. Развитие образования,
науки, культуры ,спорта. Новый этап
Реформ.
Отношения России с другими странами в
21-м в. Духовное возрождение современной
России
Государственное устройство современной
России.
Итоговое повторение

1
1

1
1

1

1
1
1

1

1
1

http://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
http://www.yaklass.ru/
https://interneturok.ru/
https://datalesson.ru/
https://olimpium.ru/

1

1

1

Интернет ресурсы:
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
3. http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости
образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
4. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
5. http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для
педагогов
6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
7. http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
8. http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
9. http://www.fipi.ru - ФИПИ
10. http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации,
внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
11. http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
12. http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка,
сообщество педагогов, новости…)
13. http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
14. http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории.
Подробные биографии, документы, статьи, карты
15. http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
16.http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».