Дефектологическая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья(ЛУО). Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность. Целью применения данной программы является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитикосинтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка. Задачи программы: 1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания: климата психологического комфорта и эмоционального благополучия; развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам; ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности. 2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого: опора на личный опыт ученика; обеспечение близкой и понятной цели деятельности; индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях; использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей); организация взаимодействия со сверстниками. 3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности: стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации; использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка. Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей. Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; Развитие навыков каллиграфии; Развитие артикуляционной моторики; 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: Развитие зрительного восприятия и узнавания; Развитие зрительной памяти и внимания; Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); Развитие пространственных представлений и ориентации; Развитие представлений о времени; Развитие слухового внимания и памяти; Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций: Навыков соотнесенного анализа; Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей. 4. Развитие различных видов мышления: Развитие наглядно-образного мышления; Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Содержание учебных тем. 1-2 классы Развитие аналитико-синтетической сферы Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением. Развитие внимания Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”. Развитие пространственного восприятия и воображения Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение. Развитие памяти Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”. Развитие личностно-мотивационной сферы Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации. Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”. 3-4 классы Развитие аналитико-синтетической сферы Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора, Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением). Развитие внимания Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана. Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”). Развитие пространственного восприятия и воображения Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков. Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти. Развитие памяти Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз. Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально. Развитие личностно-мотивационной сферы Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах. Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи). 5 -6 классы Развитие аналитико-синтетической сферы Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение. Развитие внимания Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности. Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте. Развитие воображения Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления. Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др. Развитие памяти Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память). Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”. Развитие личностно-мотивационной сферы Развитие навыков совместной деятельности. Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение. 7 - 9 классы Развитие аналитико-синтетической сферы. Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей. Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактнологическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков. Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Исключи лишнее», «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»). Развитие внимания Развитие устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль. Развитие саморегуляции и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Развитие воображения Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера. Развитие памяти Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз. Упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией. Развитие личностно-мотивационной сферы Формирование учебной мотивации; Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости; Развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности, уверенности в своих силах и навыков совместной и индивидуальной деятельности. Контроль уровня обученности: 1.Общая характеристика познавательной деятельности учащихся после каждого полугодия: задания на развитие аналитико-синтетической деятельности; задания на развитие внимания; задания на развитие пространственного восприятия и воображения; задания на развитие памяти; задания на развитие личностно-мотивационной сферы. 2.Сравнительный анализ развития познавательной деятельности каждое полугодие и в конце учебного года. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам 2 класс К концу учебного года учащиеся должны уметь: - анализировать простые закономерности; - выделять в явлении разные особенности; - вычленять в предмете разные качества; - сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам 3 класс К концу учебного года учащиеся должны уметь: - строить простейшие обобщения; - складывать узоры по образцу и памяти; - стремиться к размышлению и поиску; - переключаться с одного действия на другое. 4-6 классы К концу учебного года учащиеся должны уметь: - выделять существенные признаки с последующим проведенного обобщения и выявления закономерности; - сравнивать и отличать от несущественных признаков; - строить простейшие умозаключения. использованием 7 – 8 классы К концу учебного года учащиеся должны уметь: - делать обобщения и умозаключения самостоятельно; - классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно; - устранять логические ошибки; - хранить в памяти и использовать полученные инструкции; Литература 1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г. 2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г. 3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г. 4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г. 5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г. 6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”. 7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 1- 2 классы I четверть Дата Тема занятия Содержание работы Терминология Содержание коррекционновоспитательного процесса Диагностическое обследование 1 2 Игра «Разомнем кулачки». ЛПЗ. Сравнение предметов по величине, длине, ширине «Этот пальчик…» ЛПЗ. Осень. Обведение листьев по трафарету. Научиться различать предметы и находить одинаковые Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года Знакомство с частями суток, с их последовательностью Величина, масса, размер День, ночь, вечер, утро; сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра Развитие речи, развитие мышления Похолодание, листопад, осадки, сентябрь, октябрь, ноябрь Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие Коррекция мелкой моторики. Формирование знаний о сезонных явлениях, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления 3 «Найди лишнее» ЛПЗ. Временные представления 4 Классная комната ЛПЗ. Слово. Знакомство с классом Развитие навыков каллиграфии. Доска, парта, одноклассник, учитель Развитие навыков пространственной ориентировки Коррекция мелкой моторики. 5 «Зрительный диктант» ЛПЗ. Числовой ряд от 1 до 10. Определение порядка при счете, количества предметов. По порядку Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений 6 «Сказка про язычок». ЛПЗ.Моя семья Родители, родственники Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям 7 «Что ты видишь?» ЛПЗ. Предложение. Формирование знаний и представлений о членах семьи Закрепление знание правила написания предложения. Начало, конец предложения. 8 «Запомни цвета» ЛПЗ. Сложение и вычитание чисел в пределах Понятия: сложить, вычесть, плюс, минус. Сложить, вычесть, плюс, минус. Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование знаний правил русского языка. Развитие речи, расширение математических представлений. 9 10 11 12 10. «Что это?» ЛПЗ. Рисование прямых линий Вертикальные и горизонтальные прямые линии Прямая линия Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений «Волшебный мешочек» ЛПЗ. Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? «Запомни картинки» ЛПЗ. Прямоугольник Формирование навыка тактильно узнавать предметы Много, гладкий, живой и неживой предмет Развитие мелкой моторики, развитие тактильного восприятия. Формирование навыков грамотного письма. Знакомство с геометрической фигурой круг Прямоугольник, прямоугольный Части и целое Обобщающее занятие. Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет Целый, часть Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания, развитие нагляднообразного мышления II четверть Дата Тема занятия Содержание работы Терминология 1 «Запоминание предметов» ЛПЗ. Числа от 10 до 16. Десять, десятый и т.д. 2 «Шнуровки» ЛПЗ. Большая буква в именах и фамилиях людей 3 «Порядок предметов». ЛПЗ. Числовой ряд. 4 «Зверь по клетке» ЛПЗ Правописание парных звонких и глухих Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание Формирование умения шнуровать, завязывать, заплетать. Формирование навыков грамотного письма. Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли Бант, шнурок, узел Имена людей, клички животных Присчитывание, отсчитывание Звонкие и глухие согласные Содержание коррекционновоспитательного процесса Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Заучивание правил правописания. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, согласных. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 формирование пространственной ориентировки на листе бумаги при написании в тетради. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Эмоциональное воспитание «Порядок картинок». ЛПЗ. Числовой ряд от 16 до 19. «Лица людей». ЛПЗ. Правописание парных согласных. «Угадай, какой формы?» ЛПЗ. Число 20 Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание Подбор проверочных слов Анализ открытых и закрытых слогов. Написание. Числовой ряд «Угадай, какого цвета?» ЛПЗ. Различение при письме и произношении Ж –Ш «Что больше(меньше)?» ЛПЗ. Нахождение суммы и остатка. Различать и выделять на письме ж-ш Снегопад, гололёд, снежный покров, декабрь, январь, февраль Плюс, минус «Опиши предмет» ЛПЗ. Составление рассказа «Зимние забавы». «Куда улетел шар?» ЛПЗ. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. «Определение расположения предмета». ЛПЗ. Различение парных согласных З-С Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой Состав числа, порядок числа,, решение примеров. Снеговик, санки, лыжи, коньки Развитие воображения, развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса Увеличить, уменьшить. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Анализ написания букв. Дифференциация свистящих и шипящих согласных. Коза,коса, кожа, кошка. Развитие пространственной ориентировки, развитие глазомера. Формирование правильного звукопроизношения, написания букв. «Спрячь зайца» ЛПЗ. Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на». Составные части задачи. Условие, вопрос, решение. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание Родственные слова Единицы, десятки. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Формирование звукопроизношения, развитие речи, развитие наглядно-образного мышления Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций 14 Сказка «Колобок». ЛПЗ. Твердые и мягкие согласные Уметь составлять и записывать слова с гласными Твердые и мягкие согласные Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие координации движения. Закрепление правил. 15 «Дорисуй девятое». ЛПЗ. Чтение слогов. Формировать умение складывать звуки в слоги Ау, уа, мама, ум, му-му, ам. 16 Обобщающее занятие. ЛПЗ. Написание слогов. Знакомство с видами одежды, уход Женская, мужская, детская, домашняя, выходная Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие нагляднообразного мышления Развитие речи, расширение словаря, социально-бытовая ориентировка III четверть Дата Тема занятия Содержание работы Терминология 1 «Продолжи числовой ряд» ЛПЗ. Переместительное свойство сложения «Графический диктант» ЛПЗ. Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов. «Сходство и различие». ЛПЗ. Нахождение разности Сложение удобным способом. Слагаемые, сумма Знать , что- ь обозначать мягкость согласного звука на письме Осень, конь. Уменьшение числа на несколько единиц. Уменьшаемое, вычитаемое, разность 4 «Исключи лишнее». ЛПЗ Названия предметов, отвечающих на вопрос что? Правильная постановка вопроса Что? Неживые предметы. 5 «Зрительный диктант». ЛПЗ. Приемы сложения и вычитания. «Найди отличия». ЛПЗ. Употребление слов, обозначающих названия предметов. Овладение приемами сложения и вычитания. Приемы Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета Уха, ухо, муха 2 3 6 Содержание коррекционновоспитательного процесса Формирование математических представлений, развитие мыслительных процессов, развитие памяти Формирование навыков грамотного письма. Коррекция мыслительных процессов. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Расширение и уточнение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления 7 «Зрительный диктант». ЛПЗ. Увеличение и уменьшение чисел. Приемы увеличения и уменьшения чисел на несколько единиц. Увеличить на… Уменьшить на… Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций 8 «Снежный ком» ЛПЗ. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? «Продолжи числовой ряд» ЛПЗ. Решение примеров на сложение и вычитание. «И мы…» ЛПЗ. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы что? и кто? «Точки». ЛПЗ. Действия с числами в пределах 20. Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета Состав числа, порядок числа, сложение и вычитание. Шишка, шапка, Саша, Маша, Женя, жук. Анализ написания слов. Слова, обозначающие название предмета Луша, Алла, лампа, лодка Коррекция фонетико – фонематического слуха и восприятия. Уметь правильно ставить вопрос. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Умение анализировать. Состав числа, порядок числа, действия с числами. Знаки плюс и минус. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций 12 «Дорисуй девятое». ЛПЗ. Строчная буквы ы, й «Продолжи числовой ряд». ЛПЗ. Решение задач в одно действие. Сом – сомы, ус – усы, оса - осы Условие, вопрос, решение, ответ Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов 13 Анализ написания букв й, ы. Пары слов. Отсутствие заглавной буквы Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса. 14 «Что перепутал художник?» ЛПЗ. Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. Употребление слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов Один, много Формирование понятий один предмет, много предметов. Дифференциация понятий. 15 «Волшебный мешочек» ЛПЗ. Решение примеров. Шестнадцать, шестнадцатый 16 «Найди отличия». ЛПЗ. Большая буква в Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание Подбор имён и кличек животных. Использование Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Развитие речи, развитие воображения, развитие мелкой моторики рук, развитие 9 10 11 Действия сложение и вычитание. Фамилия, имя, отчество, кличка. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций 17 18 именах людей и кличках животных правил правописания. «Продолжи логический ряд». ЛПЗ. Геометрические фигуры. Повторение пройденного. Обобщающее занятие. Закрепление знаний о геометрических фигурах координации движений Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений Коррекция мыслительной деятельности, познавательных процессов. Содержание коррекционновоспитательного процесса Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Повторение понравившихся игр. IV четверть Дата Тема занятия Содержание работы Терминология 1 «Запутанные дорожки». ЛПЗ. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. «Фигурный рисунок» ЛПЗ. Действие и его название. Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание Число, цифра Правильная постановка вопроса что делает? Действие предмета «Продолжи логический ряд». ЛПЗ. Прямой и обратный счет в пределах10. «Руки вместе». ЛПЗ. Предлог как отдельное слово «Волшебный мешочек». ЛПЗ. Разложение двузначного числа на десятки и единицы. «Исключи лишнее». ЛПЗ. Слова с непроверяемыми гласными. Состав числа, порядок числа,, соотнесение с предметами, написание Прямой, обратный счет. Предлоги – в, на ,в, с, из, у Предлоги Состав числа, порядок числа,, операции с числами. Знаки действия. Правописание словарных слов Словарь 2 3 4 5 6 Развитие пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики, развитие наглядно-образного мышления Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений. Формирование навыков грамотного письма. Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Социально-бытовая ориентировка, расширение знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие 7 8 «Зрительный диктант» ЛПЗ. Простая арифметическая задача. «Кто как говорит?» ЛПЗ. Написание гласных в словах-родственниках Решение задач. Ответ задачи. Формирование навыков звукоподражания. Умение подбирать родственные слова. Закрепление навыков выполнения действия вычитания. Словарь, родственные слова. Сложение, вычитание. Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие Коррекция мыслительной деятельности. Расширение знаний, развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, развитие речи Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений Развитие монологической речи, развитие мыслительных операций, развитие воображения, развитие зрительного внимания и восприятия 9 «Качественные признаки предметов». ЛПЗ. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. 10 «Сходство и различие». ЛПЗ. Правила записи предложения «Точки». ЛПЗ. Геометрические фигуры Дифференциация предложений, их начало и конец. Закрепление знаний о геометрических фигурах Знаки препинания. Повторение пройденного. Обобщающее занятие. Формирование умения составлять рассказ по опорным словам, по сюжетным картинкам, исходя из собственного опыта Самостоятельно, подсказка 11 12 памяти, развитие речи Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций Развитие слухового внимания, развитие слухового восприятия Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник Диагностическое обследование 3 – 4 классы I четверть Дата Тема занятия Содержание работы Терминология Диагностическое обследование Содержание коррекционновоспитательного процесса 1 «Найди отличия». ЛПЗ. РР. Осень 2 Зарисовки на листе. ЛПЗ. М.Ориентировка: правая, левая, верх, низ. Труд людей осенью. ЛПЗ. РЯ .Предложение. 3 4 «Зашифрованный рисунок».ЛПЗ. М. Впереди, сзади, между 5 «Школа». ЛПЗ. Ч.Чтение по слогам. «Исключи лишнее». ЛПЗ. М. Цифры от 1 до 10 6 7 «Дом» зарисовки. ЛПЗ. Геометрические фигуры. 8 «Найди отличия» ЛПЗ. Десяток «Угадай слово». ЛПЗ.РР. «Моя семья». 9 10 11 «Сходство и различие». ЛПЗ. Нумерация «Сгруппируй предметы». ЛПЗ. Словарь. Одежда, обувь Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий осенних месяцев, их последовательности Формирование навыков пространственной ориентировки Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью Формирование навыков пространственной ориентировки Сентябрь, октябрь, ноябрь Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря Право, лево, верх-низ Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики Сборка урожая, жатва Развитие речи, пополнение словарного запаса Впереди, сзади, между Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики Формирование знаний о школе Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10, написание Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе Формирование навыков счёта десятками Формирование знаний и представлений о членах семьи Формирование знаний порядкового счёта Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними Класс, парта, доска и т.д. Развитие речи, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений Один, два, три, … девять, десять Город, улица, дом, адрес Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка Десяток Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям Родители, родственники Первый, второй и т.д. Женская, мужская, детская, осенневесенняя, зимняя, летняя Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка 12 «Муха». ЛПЗ. Двузначное число Формирование знаний двузначного числа Двузначное число Развитие памяти, развитие мыслительных операций Содержание работы Терминология «Дорисуй девятое». ЛПЗ. М.Состав двузначного числа «Исключи лишнее». ЛПЗ.РЯ. Словарь. Овощи Формирование знаний состава двузначного числа 10-15 Формирование знаний об овощах Десять, одиннадцать и т.д. Содержание коррекционновоспитательного процесса Развитие памяти, развитие мыслительных операций «Что перепутал художник». ЛПЗ. М.Состав двузначного числа «Зрительный диктант». ЛПЗ. РР. Фрукты Формирование знаний состава двузначного числа 15-20 Формирование знаний о фруктах Пятнадцать, шестнадцать и т.д. «Запутанные дорожки». ЛПЗ. М.Единицы измерения «Найди отличия». ЛПЗ. РЯ. Овощи и фрукты разные продукты Формирование знаний о различных единицах измерения Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты Формирование знаний о единице длины см II четверть Дата Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Лабиринты. ЛПЗ .М.Единицы длины. См «Снежный ком». ЛПЗ.Ч. Зима. Зимние забавы «Внимательный художник». Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность. Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх Формирование знаний об Картофель, морковь и т.д. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи Развитие памяти, развитие мыслительных операций Яблоко, груша и т.д. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания Овощи, фрукты Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса Сантиметр Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти Декабрь, январь, февраль, олимпиада Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие памяти Дециметр Развитие мыслительных операций, развитие 10 11 ЛПЗ.М. Единицы длины. Дм «Продолжи логический ряд». ЛПЗ.РР.ПДД зимой «Зрительный диктант». ЛПЗ.М. Второй десяток единице длины дм внимания, развитие памяти Формирование знаний безопасности на дорогах в зимнее время года Формирование знаний состава двузначного числа 20-29 Формирование знаний о жизни зверей и птиц в зимнее время года, формирование знаний как им помочь Гололёд Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка Двадцать один, двадцать два и т.д. Развитие памяти, развитие мыслительных операций Кормушка Развитие речи, социально-бытовая ориентировка, социализация личности 12 «Что перепутал художник?». ЛПЗ.РЯ. Жизнь зверей зимой 13 Шнуровочки ЛПЗ.М. Сложение чисел. Формирование умения заплетать, завязывать, шнуровать Бант, шнурок, узел Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений 14 «Составление рассказа». ЛПЗ. Ч.Деревья Клён, тополь и т.д. 15 «Продолжи логический ряд». ЛПЗ.М. Числа 11, 12, 13 «Найди отличия». ЛПЗ.РР. Комнатные растения Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход Формирование знаний чисел 11, 12, 13 Одиннадцать одиннадцатый Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие словарного запаса Развитие памяти, развитие мыслительных операций Формирование знаний о комнатных растениях, их названия, польза, уход Бегония, фиалка и т.д. полив, питание Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора Тема занятия Содержание работы Терминология Лабиринты. ЛПЗ.М.Ч исла 14, 15, 16 «Сходство и различие». ЛПЗ.РР. Зима. Формирование знаний чисел 14, 15, 16 Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних Четырнадцать – четырнадцатый и т.д. Февраль Содержание коррекционновоспитательного процесса Развитие памяти, развитие мыслительных операций Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря 16 III четверть Дат а 1 2 3 4 5 6 «Продолжи числовой ряд». ЛПЗ.М. Числа 17, 18, 19 Поиск ошибок в тексте. ЛПЗ.РЯ.ПДД весной «Исключи лишнее». ЛПЗ.М. Число 20. Состав чисел в пределах 20 «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.РР. Охрана здоровья месяцев, их последовательности Формирование знаний чисел 17, 18, 19 Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20 Формирование знаний о способах здоровьесбережения Семнадцать – семнадцатый и т.д. Капель, сосульки Развитие памяти, развитие мыслительных операций Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка Одиннадцатый и т.д. Развитие памяти, развитие мыслительных операций Простуда Расширение представлений, социальнобытовая ориентировка, пополнение словарного запаса 7 «Лабиринты». ЛПЗ.М. Углы Формирование знаний об углах, их виды Тупой, острый, прямой Расширение математических представлений, развитие словарного запаса 8 «Волшебный мешочек». ЛПЗ.Ч. Кукольный театр Персонаж, последовательность 9 «Сходства и различия». ЛПЗ.РР. Домашние животные Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов 10 «Мозаика». ЛПЗ.РЯ. Пальчиковый театр «Найди отличия». ЛПЗ.РЯ. Инструменты Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, жизни совместно с человеком, уходе Формирование умения обращаться с пальчиковым театром Формирование знаний об инструментах, используемых на уроке Формирование знаний о перестановке слагаемых Слагаемое, сумма Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании Берлога, дупло Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов 11 12 13 «Корректурная проба». ЛПЗ.М. Правило перестановки слагаемых «Исключи лишнее». ЛПЗ.Ч. Дикие животные Выгул, кормёжка Персонаж, последовательность Линейка, циркуль Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений Развитие словарного запаса, социальнобытовая ориентировка 14 «Графический диктант». ЛПЗ. М.Форма Формирование навыка дифференцировать предметы по форме 15 «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.РР. Цвет 16 «Запутанные дорожки». ЛПЗ. М.Равенства Формирование навыка дифференцировать предметы по цвету Формирование знаний о равенствах 17 «Что перепутал художник?». ЛПЗ.РЯ. Знаки препинания. «Дорисуй девятое». ЛПЗ.М. Величина Закрепление правил написания знаков в конце предложений. Формирование навыка дифференцировать предметы по величине Точка, восклицательный и вопросительный знак. Большой, маленький, средний, больше, меньше Поиск ошибок в тексте. ЛПЗ. Ч. Чтение изучаемых произведений. Обобщающий урок. Чтения текстов из программных произведений целыми словами. Повторение пройденного. Объяснение значений слов. 18 19 20 Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный Основные цвета спектра Больше, меньше, равно Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений Формирование математических представлений, развитие вычислительных навыков Формирование выразительной речи, коррекция речевых навыков, связной речи. Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений Формирование навыков беглого и правильного чтения целыми словами. Коррекция памяти, мыслительных операций. IV четверть Дат а 1 Тема занятия Содержание работы Терминология «Поиск ошибок в тексте». ЛПЗ. РЯ. Зоопарк Зоопарк 2 «Внимательный художник». ЛПЗ. РР. Части тела Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними Формирование знаний частей тела человека 3 «Продолжи логический ряд». ЛПЗ. М. Неделя Формирование знаний названий дней недели, их последовательности Понедельник, вторник и т.д. Конечности, туловище и т.д. Содержание коррекционновоспитательного процесса Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса Развитие представлений о себе, строении собственного тела, развитие навыков ориентироваться на схеме тела человека Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка 4 5 6 7 8 9 10 11 12 «Исключи лишнее» ЛПЗ.Ч. Правила гигиены «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.М. Геометрические фигуры «Найди отличия». ЛПЗ. РЯ. Птицы «Графический диктант». ЛПЗ.М. Многоугольники «И мы…». ЛПЗ.РР. Насекомые «Зрительный диктант». ЛПЗ. М. Нумерация чисел в пределах 20 «Угадай слово». ЛПЗ.Ч. Моя мечта «Что перепутал художник?». ЛПЗ. РЯ. Путешествие по стране Обобщающий урок. ЛПЗ. РР. Лето Формирование знаний гигиены Закрепление знаний о геометрических фигурах Гигиена Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела Формирование знаний о многоугольниках Формирование знаний о насекомых, их разнообразии Ворона, сорока, крылья, хвост и т.д. Формирование знаний порядкового счёта до 20 Первый, десятый и т.д. Круг, квадрат, треугольник Многоугольник Муха, комар и т.д. Формирование навыка составления рассказа самостоятельно Формирование знаний о Достопримечательность природе и достопримечательностях нашей страны Формирование знаний о Июнь, июль, август сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий летних месяцев, их последовательности Диагностическое обследование Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций Развитие монологической речи, развитие мышления, развитие памяти Расширение кругозора, развитие воображения, развитие описательной стороны речи, развитие наглядно-образного мышления Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря 5-6 классы I четверть Дата Тема занятия Содержание работы Терминология Содержание коррекционно- воспитательного процесса Диагностическое обследование 1 «Продолжи закономерность». ЛПЗ. РР. Осень 2 Право, лево, верх-низ ЛПЗ. Зарисовки на листе. 3 Труд людей осенью ЛПЗ. Звуки и буквы. 4 Впереди, сзади, между. ЛПЗ. Состав числа. 5 «Зашифрованный рисунок».ЛПЗ.М. Впереди, сзади, между «Исключи лишнее». ЛПЗ. Цифры от 1 до 10 6 7 8 9 10 11 «Школа». ЛПЗ. Чтение по слогам. «Найди отличия» ЛПЗ. Десяток «Угадай слово». ЛПЗ.РР. «Моя семья». «Сходство и различие». ЛПЗ. Нумерация «Сгруппируй предметы». ЛПЗ. Словарь. Одежда, обувь Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий осенних месяцев, их последовательности Формирование навыков пространственной ориентировки Формирование знаний о том, чем занимаются люди осенью Формирование навыков пространственной ориентировки Формирование навыков пространственной ориентировки Формирование математических навыков, стойких знаний цифр от 1 до 10, написание Формирование знаний о школе Формирование навыков счёта десятками Формирование знаний и представлений о членах семьи Формирование знаний порядкового счёта Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход Сентябрь, октябрь, ноябрь Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря Право, лево, верх-низ Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики Сборка урожая, жатва Развитие речи, пополнение словарного запаса Впереди, сзади, между Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики Впереди, сзади, между Развитие пространственной ориентировки, развитие общей моторики Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять Развитие мыслительных операций, развитие математических представлений Класс, парта, доска и т.д. Десяток Развитие речи, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям Родители, родственники Первый, второй и т.д. Женская, мужская, детская, осенневесенняя, зимняя, Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка 12 «Исключи лишнее». ЛПЗ. Обобщающее занятие. за ними Повторение изученных игр. летняя Развитие мыслительных операций, к II четверть Дата Тема занятия Содержание работы Терминология 1 «Дом» зарисовки. ЛПЗ. Отработка техники чтения. Город, улица, дом, адрес 2 «Найди отличия» ЛПЗ. Десяток «Графический диктант». ЛПЗ.М. Многоугольники «И мы…». ЛПЗ.РР. Насекомые Формирование знаний о городе, улицах, доме, в котором живёшь, домашнем адресе Формирование навыков счёта десятками Формирование знаний о многоугольниках Формирование знаний о насекомых, их разнообразии «Зрительный диктант». ЛПЗ. М. Нумерация чисел в пределах 20 «Продолжи закономерность». ЛПЗ.РР.«Моя семья» Формирование знаний порядкового счёта до 20 Первый, десятый и т.д. Формирование знаний и представлений о членах семьи Родители, родственники Развитие речи, развитие внимания к окружающим людям 7 «Найди отличия». ЛПЗ.РЯ. Овощи и фрукты разные продукты Овощи, фрукты Расширение представлений об окружающее мире, пополнение словарного запаса 8 Первый, второй и т.д. 9 «Сходство и различие». ЛПЗ Нумерация «Исключи лишнее». Одежда, обувь. ЛПЗ. Правописание. Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка 10 Аналитические задачи. Формирование навыков классификации и дифференциации понятий овощи и фрукты Формирование знаний порядкового счёта Формирование знаний о видах одежды и обуви, их называние, назначение, уход за ними Формирование знаний 3 4 5 6 Десяток Многоугольник Муха, комар и т.д. Женская, мужская, детская, осенневесенняя, зимняя, летняя Двузначное число Содержание коррекционновоспитательного процесса Расширение кругозора, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций Расширение математических представлений, пополнение словарного запаса Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций Развитие памяти, развитие мыслительных ЛПЗ. Двузначное число «Исключи лишнее». ЛПЗ. Птицы. Чтение целыми словами. «Дорисуй девятое». ЛПЗ.М. Состав двузначного числа «Зрительный диктант». ЛПЗ.РР Фрукты двузначного числа Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела Формирование знаний состава двузначного числа 10-15 Формирование знаний о фруктах 14 «Запутанные дорожки». ЛПЗ.М. Единицы измерения Формирование знаний о различных единицах измерения 15 «Составление рассказа». ЛПЗ. Ч.Деревья 16 «Продолжи логический ряд». Обобщающее занятие 11 12 13 Ворона, сорока, крылья, хвост и т.д. Десять, одиннадцать и т.д. операций Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса Развитие памяти, развитие мыслительных операций Яблоко, груша и т.д. Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие речи Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания Формирование знаний о деревьях, их названия, польза, уход Закрепление пройденного, повторение игр. Клён, тополь и т.д. Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие словарного запаса Развитие памяти, развитие мыслительных операций Тема занятия Содержание работы Терминология «Продолжи закономерность». ЛПЗ..Число 14, 15, 16 «Снежный ком». ЛПЗ.Ч. Зима. Зимние забавы Формирование знаний чисел 14, 15, 16 Четырнадцать – четырнадцатый и т.д. Содержание коррекционновоспитательного процесса Развитие памяти, развитие мыслительных операций Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний зимних месяцев, их последовательность. Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских зимних играх Формирование знаний чисел Декабрь, январь, февраль, олимпиада Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие памяти Четырнадцать – Развитие памяти, развитие мыслительных III четверть Дат а 1 2 3 Лабиринты. ЛПЗ. М.Числа 4 14, 15, 16 «Сходство и различие». ЛПЗ.РР. Зима ,весна. 5 «Продолжи числовой ряд». ЛПЗ.М. Числа 17, 18, 19 6 «Внимательный художник». ЛПЗ.М. Единицы длины. Дм «Продолжи логический ряд». ЛПЗ.РР.ПДД зимой «Внимательный художник». ЛПЗ. Весна. Отработка навыков чтения. 7 8 9 10 11 12 13 «Мозаика» . ЛПЗ. Число 17, 18, 19 «Сходство и различие». ЛПЗ.ПДД весной. Правописание. «Точки». ЛПЗ. Состав чисел в пределах 20 Поиск ошибок в тексте. ЛПЗ.РЯ.ПДД весной «Исключи лишнее». ЛПЗ.М. Число 20. Состав чисел в пределах 20 14, 15, 16 Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности Формирование знаний чисел 17, 18, 19 четырнадцатый и т.д. Февраль операций Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря Семнадцать – семнадцатый и т.д. Развитие памяти, развитие мыслительных операций Формирование знаний об единице длины см Дециметр Развитие мыслительных операций, развитие внимания, развитие памяти Формирование знаний безопасности на дорогах в зимнее время года Формирование знаний о сезонных изменениях в природе, формирование знаний названий весенних месяцев, их последовательности Формирование знаний чисел 17, 18, 19 Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20 Формирование знаний безопасности на дорогах в весеннее время года Формирование знаний состава двузначного числа в пределах 20 Гололёд Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка Март, апрель, май Расширение представлений об окружающем мире, пополнение словаря Семнадцать – семнадцатый и т.д. Капель, сосульки Развитие памяти, развитие мыслительных операций Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка Одиннадцатый и т.д. Развитие внимания, памяти, развитие мыслительных операций Капель, сосульки Расширение кругозора, развитие реи, социально-бытовая ориентировка Одиннадцатый и т.д. Развитие памяти, развитие мыслительных операций 14 «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.РР. Охрана здоровья Формирование знаний о способах здоровьесбережения Простуда Расширение представлений, социальнобытовая ориентировка, пополнение словарного запаса 15 «Лабиринты». ЛПЗ.М. Углы «И мы». ЛПЗ.РР. Охрана здоровья Формирование знаний об углах, их виды Формирование знаний о способах здоровьесбережения Формирование знаний об углах, их виды Тупой, острый, прямой Расширение математических представлений, развитие словарного запаса Расширение представлений, социальнобытовая ориентировка, пополнение словарного запаса Расширение математических представлений, развитие словарного запаса 16 Простуда 17 «Продолжи закономерность» ЛПЗ. Углы Тупой, острый, прямой 18 «Кукольный театр». ЛПЗ. Правописание. Формирование умения обращаться с ручным кукольным театром Персонаж, последовательность Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений 19 «Найди отличия».ЛПЗ. Чтение словами. Зоопарк Зоопарк Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса 20 «Пальчиковый театр». Обобщающее занятие. Формирование знаний о животных, которые живут в зоопарке, их питание, уход за ними Формирование умения обращаться с пальчиковым театром Персонаж, последовательность Развитие мыслительных операций, развитие памяти, развитие внимания, развитие координации движений Тема занятия Содержание работы Терминология «Найди отличия» ЛПЗ. Словарные слова. Инструменты «Внимательный художник». ЛПЗ. РР. Части тела Формирование знаний об инструментах, используемых на уроке Формирование знаний частей тела человека Линейка, циркуль Содержание коррекционновоспитательного процесса Развитие словарного запаса, социальнобытовая ориентировка «Продолжи логический ряд». Формирование знаний названий дней недели, их Понедельник, вторник и т.д. IV четверть Дат а 1 2 3 Конечности, туловище и т.д. Развитие представлений о себе, строении собственного тела, развитие навыков ориентироваться на схеме тела человека Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ЛПЗ. М. Неделя «Исключи лишнее» ЛПЗ.Ч. Правила гигиены «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.М. Геометрические фигуры последовательности Формирование знаний гигиены Закрепление знаний о геометрических фигурах 6 «Найди отличия». ЛПЗ. РЯ. Птицы Ворона, сорока, крылья, хвост и т.д. 7 «Запутанные дорожки». ЛПЗ. Правило перестановки слагаемых «Внимательный художник». ЛПЗ. Чтение словами. Дикие животные. Формирование знаний о птицах, их разнообразии, о строении тела Формирование знаний о перестановке слагаемых Берлога, дупло Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов Круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений Большой, маленький, средний, больше, меньше Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений 4 5 Гигиена Круг, квадрат, треугольник Слагаемое, сумма 9 «Графический диктант» ЛПЗ. Геометрическая форма Формирование знаний о внешнем виде, питании, пользе, местообитании, питании Формирование навыка дифференцировать предметы по форме 10 «Графический диктант» ЛПЗ. Величина. Строчные и прописные буквы. Формирование навыка дифференцировать предметы по величине 11 «Муха». ЛПЗ. Цвет 12 Итоговое занятие. Формирование навыка Основные цвета дифференцировать предметы спектра по цвету Повторение и закрепление игр, заданий, упражнений. Диагностическое обследование 8 7 - 9 классы I четверть ориентировка Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления Формирование математических навыков, развитие умения обобщать и классифицировать Расширение запаса знаний об окружающем мире, развитие речи, пополнение словарного запаса Развитие математических представлений, развитие мыслительных операций Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений Коррекция всех мыслительных операций. Дата Тема занятия Содержание работы Терминология Содержание коррекционновоспитательного процесса Диагностическое обследование 1 2 3 4 5 6 7 «Продолжи логический ряд» ЛПЗ.М. Счет в пределах 100000. «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.РР. Солнечная система. Отработка техники чтения. «Графический диктант». ЛПЗ. РЯ. Правописание. «Исключи лишнее». ЛПЗ.РР. Отличия растительного и животного мира. «Сходство и различие». ЛПЗ.М. Единицы измерения «Мозаика». ЛПЗ.Ч .Планета Земля. Отработка беглого чтения. «Найди отличия». ЛПЗ.М. Римские цифры Формирование знаний числового ряда, счет 10, 100, 1000 в прямом и обратном порядке. Формирование представлений о солнечной системе. Чтение целыми словами. Формирование навыков правописания, каллиграфии. Формирование представлений о животном мире, отличиях растительного и животного мира. Закрепление знаний известных единиц измерения Однозначное, двузначное, многозначное число. Развитие математических представлений, развитие логического мышления Солнце, солнечная система Расширение кругозора, развитие речи, пополнение словаря. Развитие внимания, самоконтроля, пространственного восприятия. Развитие памяти, мышления, внимания, самоконтроля. Безударные гласные, звонкие и глухие согласные. Животный мир. Расширение кругозора, развитие речи, пополнение словаря Длина, стоимость, масса, время Социальная ориентировка, развитие представлений об окружающем мире Формирование представлений о планете Земля Формирование знаний о римских цифрах, умения написания Атмосфера Расширение кругозора, развитие речи, беглости чтения, пополнение словаря Римские цифры Расширение математических представлений, развитие памяти, логического мышления. Тема занятия Содержание работы Терминология «Продолжи логический ряд». ЛПЗ.М. Многозначные Формирование знаний о многозначных числах. Многозначное число Содержание коррекционновоспитательного процесса Расширение математических представлений, развитие мыслительных операций. II четверть Дат а 1 2 3 4 5 6 числа «Угадай слово». ЛПЗ. РР. Животный мир «Найди отличия». ЛПЗ.М. Параллельные прямые. Зрительный диктант». ЛПЗ. РЯ. Словарные слова. Деревья «Исключи лишнее». ЛПЗ.М. Сравнение чисел «Сходство и различие». ЛПЗ. Ч.Кустарники. Беглое чтение. 7 «Противоположное слово». ЛПЗ.М. Цвет. Форма. Величина 8 «Поиск ошибок в тексте». ЛПЗ. РР. Лекарственные травы. Формирование знаний о животных, их названий, разнообразии животного мира Формирование знаний о параллельных линиях Звери, домашние животные. Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти Параллель Расширение математических представлений, пополнений словарного запаса Формирование представлений о разнообразии мира деревьев Формирование умения сравнивать числа Формирование представлений о разнообразии мира кустарников Формирование способности обобщать и дифференцировать предметы по цвету, форме и величине Формирование представлений о разнообразии мира лекарственных трав, их пользе Тополь, клён и т.д. Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти. Развитие мыслительных операций, развитие памяти Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти Больше, меньше Шиповник, смородина и т.д. Цвета, форма. Развитие мышления, развитие нагляднообразного мышления Мать-и-мачеха, ромашка и т.д. Расширение представлений об окружающем мире, развитие речи, пополнение словаря, развитие памяти Содержание коррекционновоспитательного процесса Развитие математических представлений, пополнение словаря, развитие речи III четверть Дата Тема занятия Содержание работы Терминология 1 «Графический диктант». ЛПЗ.М. Виды треугольников. «Противоположное слово». ЛПЗ.РЯ. Части речи. Формирование знаний о видах треугольников Равносторонний, равнобедренный, прямоугольный Существительное, прилагательное, глагол 2 Формирование представлений о разнообразии животного мира Расширение кругозора, представлений об окружающем мире 3 4 5 6 7 8 9 10 «Продолжи числовой ряд». ЛПЗ.М. Десятичные дроби. «Муха». ЛПЗ.Ч. Насекомые. Осознанность чтения. «Точки». ЛПЗ. М.Умножение на 0, 10, 100,1000. «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.РЯ. Рыбы. Отработка каллиграфии. «Поиск ошибок». ЛПЗ.М. Деление на 10, 100,1000 без остатка «Противоположное слово». ЛПЗ.РЯ. Написание сочинений. «Зрительный диктант». ЛПЗ.М. Деление на 10, 100 с остатком Обобщающее занятие. Формирование представлений о дробях Формирование представлений о насекомых, их разнообразии, внешнем виде Формирование умения умножать на 10, 100 Правильные, неправильные Муха, комар и т.д. Расширение математических представлений, развитие мышления Расширение кругозора, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса, осознанность чтения. Умножение Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций, логической памяти. Формирование представлений о рыбах, их разнообразии, внешнем виде Формирование умения делить на 10, 100 без остатка Карась, сельдь и т.д. Расширение кругозора, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса, отработка каллиграфии. Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций Формирование умения писать сочинение. Вступление, заключение. Формирование умения делить на 10, 100 с остатком Деление, остаток Деление Формирование умения выполнять задания самостоятельно. Расширение кругозора, развитие речи, развитие памяти, пополнение словарного запаса Развитие вычислительных навыков, развитие мыслительных операций Формирование самостоятельности, упорства. IV четверть Дата Тема занятия Содержание работы Терминология 1 «Найди отличия» ЛПЗ.М. Окружность, линии круга. Диаметр, радиус, хорда 2 «Внимательный художник». ЛПЗ.РЯ. Профессии. Правописание. «Зашифрованный рисунок». ЛПЗ.М. Ось симметрии Формирование представлений об окружности, построение. Формирование представлений и знаний о профессиях человека. Формирование представлений об оси симметрии 3 Столяр, плотник, швея и т.д. Ось симметрии Содержание коррекционновоспитательного процесса Расширение математических представлений, развитие мышления, пополнение словарного запаса. Расширение запаса знаний о профессиях, развитие речи, пополнение словарного запаса. Развитие мышления, расширение запаса математических представлений. 4 «Исключи лишнее». ЛПЗ.РР. Здоровье человека. 5 «Волшебный мешочек». ЛПЗ.М. Цилиндр, конус 6 «Шнуровочки». ЛПЗ. Обобщающее занятие. Формирование знаний о том как можно сохранить здоровье человека Формирование знаний о цилиндре, конусе Вредные привычки. Расширение представлений о себе, пополнение словарного запаса, развитие речи. Цилиндр, конус Развитие мышления, расширение запаса математических представлений, тактильного восприятия. Развитие мелкой моторики рук, развитие воображения, памяти, зрительного внимания. Развитие умения заплетать, Узел, плетение завязывать, шнуровать. Написание словарных слов. Диагностическое обследование