Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разрабатывается на основе требований к личностным и предметным результатам освоения АООП 2 варианта. Цели образовательно-коррекционной работы Личностная цель: формирование осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы Задачи: 1) формирование социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности; 2) формировать у обучающихся самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; 3) прививать у обучающихся ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.). Коммуникативная цель: формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Задачи: 1) уметь вступать в контакт и работать в коллективе; 2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 3) обращаться за помощью и принимать помощь. Предметная цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, расширение жизненного опыта для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с нарушением интеллекта. Задачи: 1) формировать способность к овладению доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными; 2) формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач. Регулятивная цель: формировать адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д. 1) научить работать по предложенному плану; 2) научить работать в общем темпе. Коррекционная цель: развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи через расширение словарного запаса. Задачи: 1) развивать способности к использованию невербальных компонентов коммуникации; 2) развивать артикуляционную, мелкую и крупную моторику. Приемы: -развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой и т.д.); -выполнение действий по невербальной инструкции; -ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы; -моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на и тд.); -развитие мимики и жеста; -жестовое приветствие и прощание; -выполнение имитирующих движений; -понимание и пользование пиктограммам, картинок, рисунков, коммуникативных тетрадей. Планируемые результаты освоения учебного предмета Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся логопедической программы является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Требования устанавливаются к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению. Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса: У ребенка усилилась потребность в общении, он заинтересован и может использовать некоторые средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации. расширились артикуляционные возможности, обогатилась подражательная речевая деятельность, воспроизводит интонационно-ритмический контур слов увеличилось число слов (простых, часто слышимых слов), используемых в целях коммуникации, лепетные слова сменяются общеупотребительными улучшилось понимание обращенной речи, обогатился словарный запас простые грамматические категории могут выполнять смыслоразличительную функцию использует коммуникативно-значимую однословную фразу («дай», «иди»); улучшились речевые возможности детей в практике импрессивной и/или экспрессивной речи как для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту так и для решения учебных задач, обогащения личного опыта ребенка. Общая характеристика учебного предмета Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционнопедагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Место коррекционного курса в учебном плане Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в коррекционно-развивающую область. Программа по альтернативной коммуникации рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Программа предусматривает проведение групповых занятий. Личностные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты освоения предмета 1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»; 2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности; 3.Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир. Предметные результаты освоения предмета. 1. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. 2. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения 3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач 4. Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения 5. Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека 6. Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога 7. Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв. Содержание коррекционного курса. 7 класс «Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации», «Чтение и письмо». Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств альтернативной коммуникации. Обучение строится от реального предмета / объекта к абстрактному символу или жесту. Применение метода постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения). Изучение пиктограмм визуального расписания. Использования пиктограмм для коммуникационного взаимодействия. Использования коммуникативных устройств для социального взаимодействия. Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению. Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом. Коммуникация: Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации: -Коммуникация с использованием вербальных средств: Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом), жестом, изображением. Привлечение к себе внимания звуком (словом), жестом. Выражение своих желаний звуком (словом), изображением. Обмен информацией. Обращение с просьбой о помощи, выражение ее звуком (словом), изображением. Выражение согласия, несогласия звуком (словом), изображением. Выражение благодарности звуком (словом), изображением. Прощание с собеседником звуком (словом), жестом, изображением. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы, вопросы к собеседнику. -Коммуникация с использованием невербальных средств: Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответов на вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь): Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действия. Понимание слов. Обозначающих количественное выражение. Понимание местоимений Я, Ты, ОН, ОНА, ОНИ. Называние членов своей семьи, педагогов, одноклассников. Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий. Следование инструкций 1-3 шага, следование инструкций с предлогами. Категоризации. Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов, субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния. Свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих функции предмета. Употребление слов. Обозначающих количество объектов / субъектов. Соотнесение слов с графическим изображением. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Умение отвечать на вопросы при помощи (звука, слова, визуального изображения). Комментирование. Чтение и письмо. Узнавание (различение) образов графем (букв)). Графические действия с использованием элементов графем: обводка. Штриховка, печатание букв. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Чтение небольших текстов (2-3 простых предложения). Ответы на вопросы об информационном содержании текста. Тематическое планирование коррекционного курса № Тема занятия. 1 Обследование активного и пассивного словаря. Обследование связной речи. Обследование письменной речи. 2 Составление простых предложений по теме «Осень». 3 Чтение слов и соотнесение с картинкой по теме: «Фрукты». Игра «Четвертый лишний». 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Виды деятельности Выполнение проб. Актуализация имеющихся знаний по лексическим темам. Составление простого нераспространённого предложения Проговаривание слов, составление простой фразы. Проговаривание трехсложных Игра на развитие слухового восприятия слов. «Угадай, что звучит». Проговаривание Проговаривание слов, составление простого стихотворения С. Михалкова «Овощи» и нераспространенного сопровождение иллюстрациями. предложения. Сравнение предметов по величине. Игра «ОдинУзнавание предмета по частям много» с трехсложными словами с прямым и открытым слогом. соотнесение с предметом. Прочитывание слов с Составление ответов на вопросы «Что ты изученными буквами и делаешь?». Игра «Назови кого нет». соотнесение с картинкой. Составление простых Игра «Угадай предмет по частям». Чтение слов предложений по теме. и соотнесение их с картинкой по теме «обувь». Составление предложений с Человек. Части тела. Игрушка –кукла. Сравнение качественными прилагательными. частей тела куклы и человека. Составление Составление ответов на рассказа об игрушке по схеме. вопросы. Составление ответов на вопросы по тексту Нахождение слов и соотнесение «Мячик». Списывание двусоставных слов по напечатанного слова и картинки. теме «Школа». Соотнесение частей тела куклы Работа над слоговой структурой слова. Игра «Кто и картинки человека. у кого» Логопедическая игра «Комариная школа». Чтение простых предложений и соотнесение их с Списывание с письменного картинкой. Списывание с письменного текста текста. имен. Проговаривание простых предложений. Составление ответов на вопросы по рассказу Подбор слов на заданную тему. «Курица и лисица». Составление слова по Подбор слов на заданную тему. картинке. «Назови, кого ты видишь» Составление простых предложений с предлогами. Составление простых предложений с Проговаривание предложений с предлогами. Проговаривание четверостиший о зиме. Списывание слов с письменного текста. 14 Составление распространенных предложений по теме: «Зима». 15 Чтение слов и соотнесение с картинкой. Игра «Подарки Деда Мороза». 16 Чтение предложений с опорой на картинки: «Скажи, что делали дети». 17 Чтение предложений и соотнесение их с картинкой по лексической теме «Зима». Игра «Скажи, чья эта вещь». Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы «Снежный ком». 18 Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы «Зимние забавы». 19 Чтение слов и соотнесение с картинкой по лексической теме «Головные уборы». Списывание предложений с письменного текста. 20 Игра «Кто, что делает». Составление распространенных предложений с предлогами. 21 Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы: «Весна». 22 Составление связного рассказа по схеме «Весна». Чтение стихотворения А. Барто «Мишка». 23 Чтение слов и соотнесение их с картинкой по теме: «Посуда». Составление предложений, содержащих просьбу. 24 Подбор предложений по теме «Весна». Списывание с печатного текста слов типа СГС. 25 Чтение слов и соотнесение их с картинкой по теме: «Мебель» 26 Списывание с печатного текста двусложных слов со стечение согласных. 27 Составление ответов на вопросы по тексту Ёжик». 28 Чтение текста с картинками «Тучка» 29 Составление ответов на вопросы по тексту «Муравей». Списывание с письменного текста предложений. опорой на графическую схему. Проговаривание четверостишия с опорой на графическую схему. Составление предложений с опорой на графическую схему. Составление предложений, содержащих просьбу. Составление слов из одного закрытого слога. Чтение слов, подбор картинок к предложению. Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы. Составление слов из одного закрытого слога. Чтение слов, подбор картинок к предложению. Составление слова и картинки. Списывание с печатного текста. Составление слова и картинки. Подбор слов на заданный звук и проговаривание определенного звука Понимание текста стихотворения. Игра с предметом Подбор слов на заданный звук и проговаривание определенного звука. Списывание простых предложений. Выбор картинки и соответствующего слова. Составление ответов на вопросы по тексту. Проговаривание слов. Расширение словаря детей. Соотнесение прилагательных с существительными. Составление связного высказывания. Составление высказывания на заданную тему. Подбор предложений к теме времена года Чтение слов и соотнесение их с картинкой. 30 Составление и проговаривание предложений с местоимениями мой, моё, моя. Работа над трехсложными словами со стечением согласных в середине слова. 31 Чтение сказки «У страха глаза велики» и выбор картинки к ответу. Составление предложений о себе. 32 Чтение сказки «Гуси-лебеди» и выбор картинки к ответу. Игра «Назови ласково». 33 Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы: «Лето». Игра «Какой, какая, какое». 34 Логопедическое обследование Составление предложений по мнемотаблицам. Чтение простых предложений и выбор картинки. Активизация в речи относительных прилагательных. Чтение сказки и выбор картинки к ответу. Чтение сказки и выбор картинки к ответу. Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности по коррекционному курсу Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Альтернативная коммуникация» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации. Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются: специально подобранные предметы, графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства, а также компьютерные программы, например: PicTop, LetMetalc и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др. Интернет-ресурсы: 1. Инфоурок. https://infourok.ru/ 2. Учи.ру https://uchi.ru/ 3. Мерсибо https://mersibo.ru/ 4. Российская электронная школа РЭШ https://resh.edu.ru 5. learningApps.org 6. Мультиурок https://multiurok.ru Литература (основная и дополнительная): 1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007 2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008 3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008 4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в школе. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008 5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008 6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008 7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. - СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 -64 с. 8. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц 9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995— 112 с. 10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с. 11. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.