ОВЗ 9 чтение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и с учетом Примерной федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (
интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1023, является компонентом содержательного раздела
ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями ) (вариант 1).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На уроках чтения и развития речи , кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи
учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно
передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в
произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно
оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинноследственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
В 5-9 классах продолжается работа по объяснительному чтению, поэтому используется
тематический принцип подбора литературного материала.
В сравнении с содержанием программы младших классов, произведения становятся более
объёмными, тематически и жанрово более обогащёнными, что создаёт предпосылки для
межпредметных связей, расширения социального опыта.
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения,
представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения
русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или
отрывки из этих произведений.
Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического
чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими
предложениями.
Дети с нарушением интеллекта по-разному проходят все этапы овладения техникой чтения в
силу своих особенностей, поэтому правильная организация работы во многом помогает
преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок,
ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения. Работа над
техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного.
Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и
установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков
действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения.
В этот период главное в работе над текстом - анализ сюжета в единстве с его предметным
(фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и
идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и
причинность событий, мотивы поступков героев. Усвоенное содержание произведений позволяет
ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.
В 5-6 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение
предыдущего этапа, поэтому в программе 5-6 классов используется тематический принцип
подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов
рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более

обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального
опыта учащихся.
Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации
программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим
принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых
изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков
чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе,
сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической
деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица,
поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных);
языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры
художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся
учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя,
понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами
выразительности чтения.
Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли
самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель предмета: развитие
мыслительной деятельности.

коммуникативно-речевых

навыков

и

коррекцию

недостатков

Задачи предмета:
1.Расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
2.Совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательного текстов;
3.Развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных
и научно-познавательных текстов;
4.Развитие положительных качеств и свойств личности.
5.Нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений
художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного
поведения человека в обществе).
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально
развивающихся сверстников.

Основные направления коррекционной работы:
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности.
- Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
- Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и увеличение активного
словарного запаса учащихся.
- Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа предназначена для 5-9 классов.
8 класс – 102 часов, 3 часа в неделю 9
класс – 136 часов, 4 часа в неделю

Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития речи учащихся и их
мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных
произведений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 КЛАСС

Устное народное творчество
Сказки
Волшебное кольцо (Русская народная сказка)
Пословицы и поговорки
Баллады
Перчатка (повесть). В. А. Жуковский
Нашла коса на камень. И. 3. Суриков
Былины
Добрыня и Змей
Произведения русских писателей XIX века
Александр Сергеевич Пушкин
Публичное испытание. М. Я. Басина
Записки о Пушкине (Отрывок). Я. Я. Пущин
Памятник (Отрывок)
«Во глубине сибирских руд...»
Зимнее утро
И. И. Пущину
19 октября 1827
Няне
«На холмах Грузии...», Сожжённое письмо (Отрывок)
«Я вас любил...»
Сказка о попе и о работнике его Балде
Михаил Юрьевич Лермонтов
Смерть Поэта (О т р ы в о к )
Родина (Отрывок)
Парус, Сосна
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
(Отрывки)
Иван Андреевич Крылов
Волк на псарне
Осёл и Соловей
Муха и Пчела. Обобщающий ур по творчеству И. А. Крылова
Николай Алексеевич Некрасов
Размышления у парадного подъезда (Отрывок)
«В полном разгаре страда деревенская...»
Мороз, Красный нос (Отрывок)
Русские женщины (Отрывок)
Иван Саввич Никитин
Русь (Отрывок)

Утро на берегу озера
Иван Сергеевич Тургенев
Муму (В сокращении)
Лев Николаевич Толстой
После бала (В сокращении)
Произведения русских писателей 1 половины XX века
Антон Павлович Чехов
Лошадиная фамилия
Владимир Галактионович Короленко
Слепой музыкант (Отрывки)
Максим Горький
Макар Чудра (Отрывок )
Сергей Александрович Есенин
«Спит ковыль...»
Пороша
«Отговорила роща золотая...»
Андрей Платонович Платонов Разноцветная бабочка (Сказка)
Алексей Николаевич Толстой Русский характер
Николай Алексеевич Заболоцкий Некрасивая девочка
Произведения русских писателей 2 половины XX века
Константин Георгиевич Паустовский
Телеграмма (В сокращении)
Рувим Исаевич Фраерман
Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви (Отрывки)
Лев Абрамович Кассиль
Пекины бутсы
Александр Трифонович Твардовский
Василий Теркин (отрывки из поэмы)
Василий Макарович Шукшин
Гринька Малюгин (в сокращении)
Виктор Петрович Астафьев
Далекая и близкая сказка (Глава из повести «Последний поклон»
Радий Петрович Погодин
Алфред Алексей Александрович Сурков
Родина
9 КЛАСС
Устное народное творчество
Русские народные песни
Колыбельная «За морем синичка не пышно жила…»
Былины «На заставе богатырской» (В сокращении)
Сказки «Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении), «Лиса и Тетерев»
Из произведений русской литературы XIX века
В.А.Жуковский «Три пояса» (В сокращении)
И.А.Крылов «Кот и Повар» (В сокращении)
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (В сокращении), «Барышня-крестьянка» (В сокращении)
М.Ю.Лермонтов «Тучи», «Баллада», «Морская царевна» (В сокращении)
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в сокращении)

Н.А.Некрасов «Рыцарь на час» (Отрывки), «Саша» (Отрывок)
А.А.Фет «На заре ты ее не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…»
А.П.Чехов «Злоумышленник» (В сокращении), «Пересолил»
Из произведений русской литературы XX века
М.Горький «Песня о Соколе» (В сокращении)
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче» (В сокращении)
М.И.Цветаева «Красной кистью…», «Вчера еще в глаза глядел…»
К.Г.Паустовский «Стекольный мастер»
С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова»
М.А.Шолохов «Судьба человека» (Отрывки в сокращении)
Е.И.Носов «Трудный хлеб»
Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» (В сокращении), «Русский огонек» (В сокращении),
«Зимняя песня»
Ю.И.Коваль «Приключения Васи Куролесова» (отрывок)
Зарубежная литература
Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мед» (В сокращении)
Эрнест Сетон-Томпсон «Снап» (Отрывок в сокращении)
Джеральд Даррелл «Живописный жираф» (Отрывок в сокращении)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 класс
- .Осознавать себя как гражданина России, имеющие определённые права и обязанности
- .гордиться собственными школьными успехами и достижениями;
- эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др;
- уважительно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; - вступать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать
в диалог;
- адекватно воспринимать окружающий мир, анализировать и давать эмоциональную оценку
действительности, выстраивать последовательность событий;
- принимать и сохранять цели и учебные задачи;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности с учетом предложенных критериев,
осуществлять самоконтроль в процессе деятельности по предложенным и с ней свою
деятельность.

9 класс
- Испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 класс
Принимать и сохранять цели и учебные задачи, осуществлять коллективный поиск средств
их осуществления.
Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач.
Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности с учетом предложенных
критериев.
Осуществлять самоконтроль в процессе деятельности по предложенным и с ней свою
деятельность.
9 класс
- Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.
- Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных
задач.
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
- Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности.
- Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с
ней свою деятельность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
8 класс
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную
организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения
познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

9 класс
использование знаково-символических средств представления информации о книгах; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

8 класс
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - уметь
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей
разных видов речи и ситуаций общения;
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.).

9 класс
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы,
ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики
участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.); - использовать
разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач, в том числе информационные.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8 класс
Минимальный уровень:
- Правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по
содержанию текстов (после предварительной подготовки);
-определение темы произведения (после предварительной подготовки и под руководством
учителя);
-ответы на вопросы учителя (после предварительной обработки);
-участие в коллективном составлении плана под руководством учителя;
-установление последовательности событий в произведении (под руководством учителя);
-пересказ отдельных частей произведения, доступные по изображаемым событиям по плану;
-определение главных и второстепенных героев произведения;
-выражение своего отношения к поступкам героев и событиям (с помощью учителя); -находить
в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
-заучивание стихотворений наизусть (объём текста с учетом особенностей учеников); -участвовать
в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Допустимый уровень:
-Осознанное, правильное, беглое выразительное чтение вслух, в темпе, приближённым к темпу
устной речи;
-читать «про себя» доступные по содержанию тексты;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного словами автора и своими словами;
-определение темы художественного произведения (под руководством учителя);
-выделение главной мысли произведения (под руководством учителя);
-деление на части несложного по структуре и содержанию текста (под руководством учителя);
-выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
-различение главных и второстепенных героев произведения (после предварительной подготовки);
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;
-определение собственного отношения к поступкам героев (героя);
-делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста; ставить вопросы к тексту;
-нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;

-выделять незнакомые слова и давать им объяснение (с помощью учителя);
-выучить наизусть 10 стихотворений и прозаический отрывок;
-читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати; самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для
внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.

9 класс
Минимальный уровень:
-Правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных
по содержанию текстов (после предварительной подготовки); -определение темы
произведения (под руководством учителя);
-ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами; участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного
под руководством учителя текста;
-пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
-выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
-установление последовательности событий в произведении;
-определение главных героев текста;
-составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам
учителя;
-нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя; заучивание стихотворений наизусть (7-9);
-самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для
внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Допустимый уровень:
-Правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм
орфоэпии;
-ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
-определение темы художественного произведения;
-определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
-самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
-формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
-различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
-определение собственного отношения к поступкам героев (героя);
- сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью учителя);
-пересказ текста по коллективно составленному плану;
-нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на
контекст;
-знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви
к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного,
делового, публицистического;

3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанные произведения:
•

•

•
•

определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах
литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять
элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и
поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть,
стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж),
речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора,
олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и
художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного
развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее),
передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей
обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать
на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом
литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и
литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной
литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за
счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично
представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме;
пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая
правила информационной безопасности.

9 КЛАСС
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в
воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от
текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной
литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного
развития обучающихся);
•

•

определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и
жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка
художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и
интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и
устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ,
повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика;
сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя;

портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение,
гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений,
темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

•
•
•

4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не
выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития,
индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий
пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к
тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку
прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать
сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора,
древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового
чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной
литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для
собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том
числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя
и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под
руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила
информационной безопасности.

9 класс
П№

Тема

1
2
3
4-5
6-7
8
9-12
13-14
15-16

Устное народное творчество
Русские народные песни. Колыбельная
«За морем синичка не пышно жила»
Былины
Былина «На заставе богатырской»
Сказки
Сказка про Василису Премудрую
Сказка «Лиса и тетерев
Внеклассное чтение. Мои любимые сказки
Из произведений русской литературы XIX века

17-18

Сказка «Три пояса». Беседа по содержанию сказки

Колво час
ов
1
1
1
2
2
1
4
2
2

2

ЭОР

http://repetitor.\
http://repetitor.\

19-20
21-22

И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством
И.А. Крылов. Басня «Кот и повар». Чтение по ролям

2

23-24

Басня «Слон и Моська». Чтение, беседа. Особенности жанра басни
Мораль в басне
А.С. Пушкин. Биография. Слово учителя

2

25
26-28

2

http://repetitor.\

http://az.lib.ru

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»

1
4

29-32

Повесть «Барышня - крестьянка». Чтение и обсуждение

4

33-34

Беседа о поступках, характерах героев

2

35

А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Итоговый урок

1

36

А.С. Пушкин. Внеклассное чтение по произведениям

1

37

1

38-39

М.Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта по
учебнику
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи».

40-41

М.Ю. Лермонтов «Баллада»

2

42-43

Баллада «Морская царевна»

2

44-45

Чтение, работа по содержанию баллады

2

46-47

Внеклассное чтение по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

2

48-49

Стихи о Родине, о природе: «Выхожу один я на дорогу»,
«Листок». Беседа по вопросам
Чтение стихотворения наизусть (на выбор)
Н.В. Гоголь. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством

2

http://www.ayg
u o.com
http://www.gra
mota.ru/
http://www.ayg
u o.com
http://repetitor.
1 c.ru/
http://catalog.io
t .ru
http://repetitor.
1 c.ru/
http://www.ayg
u o.com
http://pisatelipo
e ti.ru
http://www.gra
mota.ru/
http://repetitor.
1 c.ru/
http://www.ayg
u o.com
http://az.lib.ru
http://az.lib.ru

Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница»
Чтение, пересказ
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница».
Осмысление прочитанной повести
Чтение, знакомство с особенностями языка повести

4

60

Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Картины
природы

1

61

Н.А. Некрасов. Биография и творчество

1

62

Н.А. Некрасов. «Рыцарь на час»

1

63-64

Н.А. Некрасов. «Саша» (отрывок)

2

65

Н.А. Некрасов. Обобщающий урок

1

66

А.А. Фет. Биография и творчество

1

50
51-52
53-56

57-58
59

2

1
2

2
1

http://repetitor.
1 c.ru/
http://catalog.io
t .ru
http://www.ayg
u o.com
http://pisatelipo
e ti.ru
http://www.gra
mota.ru/
http://repetitor.
1 c.ru/

http://repetitor.\

67

«На заре ты ее не буди» А.А. Фет. Отработка выразительного чтения

1

68

А.А. Фет. «Помню я: старушка няня…»Отработка выразительного
чтения

1

69

А.А. Фет. «Это утро, радость эта». Отработка выразительного

1

70

Чтение наизусть одного из стихотворений А.А. Фета

1

71

А.П. Чехов. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством.
Игра «снежный ком»

1

72-73

А.П. Чехов «Злоумышленник». Чтение и восприятие прочитанного.

2

74-75

А.П. Чехов «Пересолил». Чтение и восприятие прочитанного.

2

76

Внеклассное чтение по рассказам Чехова

1

77

Обобщающий урок по творчеству Чехова

1

http://repetitor.
1 c.ru/

М.Горький. Биография и творчество

1

М.Горький. «Песня о Соколе»

2

http://repetitor.
1 c.ru/
http://repetitor.
1 c.ru/

В.В. Маяковский. Биография и творчество

1
2

84

«Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче»
Обобщающий урок по творчеству Маяковского

85

М.И. Цветаева. Биография и творчество

1

86

М.И. Цветаева. Биография и творчество. «Красной кистью»

1

М.И. Цветаева. «Вчера еще в глаза глядел». Любовная лирика

2

К.Г. Паустовский. Биография и творчество

1

К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер»

4

94

К.Г. Паустовский. Обобщающий урок

1

95

С.А. Есенин. Биография и творчество.

1

96-97

С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы». Отработка выразительного
чтения. Заучивание.

2

98-99

С.А. Есенин. «Собаке Качалова»

2

http://repetitor.
1 c.ru/
http://repetitor.
1 c.ru/
http://repetitor.\

http://repetitor.
1 c.ru/

Из произведений русской литературы XX века
78
79-80
81
82-83

87-88
89
90-93

1

http://www.ayg
u o.com
http:
http://repetitor.
1 c.ru/
//www.aygu
o.com

http://www.ayg
u o.com

http://repetitor.
1 c.ru/

http://www.ayg
u o.com

100

Обобщающий урок по творчеству Есенина

1

101

М.А. Шолохов. Биография и творчество

1

102105
106

М.А. Шолохов. «Судьба человека». (Отрывки в сокращении)

4

Е.И Носов. Биография и творчество

1

107110
111

Е.И Носов.»Тёплый хлеб»

4

Обобщающий урок. Е.И Носов. «Тёплый хлеб»

1

112

Н.М. Рубцов. Биография и творчество

1

113114
115116
117118
119

Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина». Выразительное чтение

2

Н.М. Рубцов. «Русский огонёк»

2

Н.М. Рубцов. «Зимняя песня»

2

Обобщающий урок по творчеству Н.М. Рубцова

1

120

Ю.И. Коваль. Биография и творчество

1

121124

Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова»

4

http://www.ayg
u o.com
http://www.ayg
u o.com

http://repetitor.
1 c.ru/
http://repetitor.
1 c.ru/

http://repetitor.
1 c.ru/
http://repetitor.
1 c.ru/
http://repetitor.
1 c.ru/
http://repetitor.
1 c.ru/

Из произведений зарубежной литературы
125127
128130
131133
134136

Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд»

3

Эрнест Сетон-Томпсон «Снап»

3

Джеральд Даррел «Живописный жираф»

3

Итоговые уроки. Внеклассное чтение

3

Итого

136

http://repetitor.
1 c.ru/
http://repetitor.
1 c.ru/
http://repetitor.
1 c.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».