логопедические занятия овз 1-9 кл

Пояснительная записка.
Программа коррекционного курса составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
Программа предназначена для коррекции системного недоразвития речи у
обучающихся 1-9 классов с ОВЗ
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся,
способствующей успешной адаптации в учебной
деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление
его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй
речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Формировать пространственно-временные представления и понятия.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей
моторики.
Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза
Создавать базу для успешного овладения обучающимися навыками чтения и письма.
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки
посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
Развивать фразовую и связную речь.
Способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой стороне речи,
самоконтроля.
Развивать психологические предпосылки к совершенствованию речевых умений:
-устойчивости внимания;
-наблюдательности;
-способности к запоминанию;
-способности к переключению;
-навыков и приемов самоконтроля;
-познавательной активности.
1. Общая характеристика программы.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции
нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной
на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его
речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно
хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень
сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный

запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в
целях общения.
Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой,
средней или тяжелой степени), для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в простых и сложных формах словоизменения;
- нарушения форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи;
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в
целом, а не только на один изолированный дефект, то есть в каждое занятие включаются
задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического
строя и связной речи.
Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на
формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,
обобщения. Особенностями логопедической работы в школе для обучающихся с ОВЗ так
же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и
разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной
моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 - 3 классах, необходимо включать
упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы
логопедической ритмики.
1. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с
программой обучения грамоте, чтению и письму. На занятиях в 4 – 5 классах
обязательна работа над безударными гласными, словообразованием, над
предлогами. В 6 – 7 классах большее внимание уделяется развитию связной устной
и письменной речи.
В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся в школе-интернате носят
стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки
Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких
требований к работе логопеда, очень незначительное количество специальной литературы,
отсутствие четкого планирования вызвало необходимость создания специальной
логопедической программы для учащихся 1-7 классов
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 19классов» школы для детей с интеллектуальной недостаточностью имеет под собой
методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких
оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию
программы и организацию работы по ней:
- гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного

своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых
нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства
диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на
ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и
способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на
звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй
речи.
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого
нарушения, по возможности, из обучающихся в одном или двух параллельных классах. В
первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов,
поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Наполняемость групп для логопедических занятий 2 – 4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию
отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня по согласованию с
администрацией школы. Приоритетной формой являются групповые занятия. На занятия
с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут. На индивидуальные занятия –
15 – 20 минут (из общего количества занятий).
Занятия с каждой группой проводятся:
1-9 классы -1раз в неделю
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных
особенностей, программы по письму и развитию речи и особенностей речевого дефекта
обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в
учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал
в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В 4-9 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой,
используемой на уроках трудового обучения.
Виды и формы организации учебного процесса:
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий,
формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного
материала; проверки знаний, умений и навыков;
систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия ( урок-игра,
урок-путешествие, экскурсии, викторины, утренники и т.д.)
Формы работы на занятии: групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии
обучения:
игровые;
здоровьесберегающие;
информационнокоммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии
разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.
Виды и формы контроля:
При реализации данной программы используется три формы контроля:
индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы:
внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль
учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы, диагностика.
Коррекционная работа.
включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
· развитие мелкой моторики и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование умения преодолевать трудности;
· воспитание самостоятельности принятия решения;
· формирование адекватности чувств;
· формирование устойчивой и адекватной самооценки;
· формирование умения анализировать свою деятельность;
· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
· развитие фонематического восприятия;
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· коррекция диалогической речи;
· развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В ходе
коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатамилогопедической коррекционно-развивающей деятельности
являются:
- готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в
учении и в
повседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты);
- способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать
вопросы, устанавливать, какие из
предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;
- наличие познавательного интереса к обучению;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- возникновение интереса к учебному материалу;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного
на чувства, поступки других людей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности.
Метапредметными
результатами
логопедической
коррекционно-развивающей
деятельности являются:
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик;
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации;
- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности
являются:
-владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
-сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия.
-достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного
аппарата.
- овладение основными лексико-грамматическими конструкциями.
- развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и
памяти.

- развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
- расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем
накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у
детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
-расширение представлений об окружающем мире.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев
рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
-работа по формированию грамматического строя речи;
- работа над предложением и связной речью;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает, в
основном, повторение лексической тематики в каждом классе, но на более высоком
уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Курс коррекционно-логопедической работы рассчитан на 9 лет и составляет
ежегодно:
В 1 классе примерно 33 часа;
Во 2 – 9 классах примерно 34 часа;
Обучающиеся, нарушения речи которых исправляются раньше окончания срока
обучения, выпускаются под наблюдение учителя.
Весь курс коррекционно-логопедической работы разделен на 3 этапа.
I этап: 1 – 3 класс. Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической и
лексико-грамматической стороны речи.
II этап: 4 – 5 класс. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны
речи и фразовой речи.
III этап: 6 – 9 класс. Восполнение пробелов в развитии связной речи.
I этап: 1 – 3 классы
К концу 1 этапаучащиеся должны







Знать:
артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы алфавита.
признаки гласных и согласных звуков;
правило написания предложения;
правила переноса слов;
обобщающие понятия и словарь по основным изученным лексическим темам;
правила правописания гласных после шипящих;

Уметь:
 анализировать слова по звуковому составу;
 чисто произносить все звуки речи;
 различать ударные и безударные гласные, парные согласные, твердые и мягкие, РЛ, согласные сходные по акустическим и оптическим признакам;









делить слова на слоги, пользоваться переносом;
выделять предложения из текста;
определять количество звуков в слове, место звука, пользуясь числовым рядом;
ориентироваться в пространстве и времени;
составлять короткий рассказ по плану;
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложениях;
сравнивать, классифицировать, обобщать.

II этап: 4 – 5 классы
К концу 2 этапа учащиеся должны
Знать:
 алфавит, признаки гласных и согласных звуков;
 словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам;
 четко знать, определять и называть временные и пространственные представления;
 правила переноса слов, проверки сомнительных согласных, безударных гласных,
состав слова.
Уметь:
 четко произносить в речи все звуки;
 анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,
устанавливать последовательность звуков в слове)
 различать звуки и буквы, гласные – согласные, звонкие – глухие, оптически
сходные, твердые – мягкие, аффрикаты;
 подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
 разбирать слова по составу;
 строить простое распространенное предложение, устанавливать связь между
словами по вопросам;
 правильно пользоваться предлогами, различать приставки и предлоги;
 владеть практическими способами словообразования и словоизменения;
 выделять имя существительное как часть речи.
III этап: 6 – 9 классы
К концу 3 этапа учащиеся должны
Знать:
 правильное название букв алфавита;
 части речи;
 состав слова;







Уметь:
полноценно разбираться в звуковом составе слова, используя навыки анализа и
синтеза;
читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя
логические ударения, читать «про себя»;
выделять главную мысль;
пересказывать полно и выборочно по плану;
подбирать группы родственных слов;
различать части речи;

 строить и распространять простые предложения и предложения с однородными
членами;
 образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
 различать предлоги и приставки; устанавливать причинно-следственные связи;
 выделять предложения из сплошного текста;
 составлять предложения из слов, словосочетаний;
 письменно отвечать на вопросы;
 работать с деформированным текстом.

5. Содержание коррекционного курса

С 1 по 15 сентября в каждом классе проходит обследование речи обучающихся и
вновь прибывших учащихся для определения приоритетных направлений в коррекционнологопедической работе на данный учебный год.
С 16 по 30 мая проводится повторное обследование речи учащихся для определения
направлений в коррекционно-логопедической работе на следующий учебный год.
I этап: Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической и
лексико-грамматической стороны речи.
1класс.
Развитие общей и речевой моторики. Развитие ритма и речевого дыхания.
Закрепление правильного дыхания в процессе речи. Работа над силой голоса. Развитие
мелкой моторики. Знакомство с органами артикуляции. Профиль. Коррекция зрительного
и слухового внимания и восприятия звуков окружающей действительности и звуков речи.
Узнавание и вычленение звуков гласных и согласных в разных позициях в слове.
Определение места звука в слове (начало, конец, середина). Формирование
артикуляционной базы речи. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация
поставленных звуков. Уточнение произношения всех остальных звуков речи.
Формирование пространственных и временных представлений. Дифференциация звуков и
букв: гласных – согласных, твердых – мягких, звонких – глухих. Работа над слоговой
структурой слова. Дифференциация акустически и оптически сходных звуков, и букв.
Знакомство с предложением, словом, слогом, звуком, буквой. Работа со схемами
предложений, слогов, слов. Работа над графическими изображениями печатных,
прописных и строчных букв. Употребление предлогов В, НА. Накопление словаря (по
программе развития речи в классе). Индивидуальная работа (по необходимости)
Вся коррекционно-логопедическая работа на этом этапе строится с учетом
прохождения букв в 1 классе и лексического материала по предмету «Развитие речи».
В конце учебного года проводится проверка эффективности коррекционнологопедической работы (проверка техники чтения и письма).
2 -3 классы.
Дальнейшая работа по развитию ручной моторики, речевого дыхания и голоса,
артикуляции, слухового восприятия и внимания к звуковой стороне речи. Продолжение
работы по постановке и автоматизации нарушенных звуков. Уточнение пространственных
и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Узнавание
и вычленение гласных и согласных звуков в разных позициях в слове. Анализ слов с
опорой на цифровой ряд.

Гласные звуки и буквы, сходство и различие. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда и буквой Ь. Слогообразующая роль
гласных. Ударение. Работа со схемами слов, над слоговой структурой слова.
Дифференциация парных согласных, твердых и мягких, Р-Л. Правописание ЖИШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Дифференциация свистящих – шипящих, аффрикат.
Дифференциация оптически сходных букв. Словообразование. Практическое знакомство с
существительными, употребленными в разных падежах. Подбор к предмету действий и
признаков. Многозначность слов, антонимы, сравнение предметов и признаков (простые
случаи).
Формирование простого предложения.
Построение, составление из слов, изменяя слова по смыслу; дополнение
предложений; ответы на вопросы, пользуясь словами вопроса. Накопление словаря слов,
по темам, изучаемым в классе. Развитие связной речи (восстановление несложного
деформированного текста; последовательное расположение предложений по смыслу;
коллективное составление коротких рассказов по картинкам, опорным словам с
последующей записью под руководством логопеда).
II этап: Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи и
фразовой речи.
4-5 кассы.
Гласные 1 и 2 ряда, сходство и различие, дифференциация. Различение гласных,
сходных по акустическим и оптическим признакам. Ударение, безударные гласные.
Морфологический состав слова. Корень, окончание. Суффиксальный и префиксальный
способы образование слов. Безударные гласные в корне. Предлоги. Различение приставок
и предлогов. Парные согласные, оглушение согласных. Оптически сходные согласные.
Дифференциация свистящих и шипящих, аффрикат. Формирование навыков анализа и
синтеза (схемы слов, место звука, преобразование слов добавлением слогов, убавлением,
заменой букв). Обогащение и уточнение словаря за счет: сравнения предметов,
классификации, установления элементарных зависимостей, расширение круга имен
собственных, образование родственных слов. Переносное значение слов. Синонимы,
антонимы, многозначность слов. Практическое усвоение частей речи и их основных
грамматических признаков, образование одной части речи от другой.
Работа над предложением. Членение речи на предложения. Составление и
распространение предложений. Установление связи между словами в предложении по
вопросам, установление нарушенного порядка слов в предложении.
Связная речь. Описание предметов, явлений природы с использованием слов,
изученных на занятиях. Составление небольшого рассказа по картине, по серии картин, по
материалам наблюдений. Восстановление несложного текста по вопросам,
деформированный текст. Выражение связей и отношений между реальными объектами с
помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Разнообразные задания по
формированию правильного, осознанного и выразительного чтения. Диалоговая речь.
IIIэтап: Восполнение пробелов в формировании связной речи.
6 – 9 классы.
Устранение нарушения чтения и письма. Дифференциация смешиваемых звуков и
букв. Закончить формирование сложных форм фонематического анализа. Логическипоисковые задания. Разнообразные задания по формированию навыка чтения.
Дифференциация приставки и предлога. Работа над составом слова, безударными
гласными, парными согласными (подбор проверочных).
Накопление словаря за счет прилагательных, глаголов и наречий.

Работа над предложением. Составление и распространение предложений.
Распространение однородных членов предложения. Практическое усвоение составления
сложных предложений без союзов и с союзами. Постановка вопросов к предложению, к
определенному слову в предложении, к тексту с последующей записью.
Связная речь. Работа с более сложным деформированным текстом. Изложение
текста с изменением числа, лица, времени. Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам. Устные сочинения с дополнением
последующих и предыдущих событий.
Определение количества часов по изучаемым темам зависит от уровня нарушения речи
обучающихся в каждом классе.

класс

1

Тема урока
Обследование учащихся
Упражнения на развитие ручной моторики
Упражнения на развитие ритма
Упражнения на развитие дыхания
Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса
Упражнения на развитие артикуляционной моторики
Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания
Звук А
Звук У
Звук Ы
Обследование учащихся
Всего

Кол-во часов
2
4
4
4
3
3
3
3
3
3
2
34

класс

2

Тема урока
Обследование учащихся
Звук О
Звук И
Звук Э
Губн. согласный П

Кол-во часов
2
1
1
1
1

Губн. согласный Б
Губн. согласный М
Развитие связной речи
Упражнения на развитие фонематического слуха

1
1
2
2

Упражнения на развитие фонематического восприятия
Повторение пройденного материала
Переднеязычные согласные.
Звук Т
Звук Д
Звук Н
Губно-зубные согласные
Звук В
Звук Ф
Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная
дифференциация звуков С-СЬ
Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная
дифференциация звуков З-ЗЬ
Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная
дифференциация звуков С-Ц
Повторение пройденного материала
Постановка и автоматизация звука Ш
Постановка и автоматизация звука Ж
Постановка и автоматизация звука Ч
Постановка и автоматизация звука Щ

2
1
1

Игра в лото
Повторение пройденного материала

1
1

Обследование учащихся

2

Итого

34

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

класс

3
Тема урока

Обследование учащихся
Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ
Коррекция звукопроизношения звука. Л
Звук ЛЬ
Различение звуков Л-ЛЬ
Звук Р
Звук РЬ

Кол-во часов
1
2
2
2
2
2
2

Различение звуковР-РЬ
Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ.
Постановка и автоматизация звука Й
Дифференциация звуков ЛЬ-Й

2
2
2
2

Постановка и автоматизация звука К
Постановка и автоматизация звука КЬ
Постановка и автоматизация звука Г
Постановка и автоматизация звука ГЬ
Постановка и автоматизация звука Х
Постановка и автоматизация звука ХЬ
Фронтальное и индивидуальное обследование
Итого

2
2
2
2
2
2
1
34

класс

4

5

Тема урока

Кол-во часов

Обследование учащихся
Развитие анализа структуры предложения
Развитие слогового анализа и синтеза
Развитие фонематического анализа и синтеза
Дифференциация твёрдых и мягких согласных
Дифференциация звонких и глухих согласных
Составление слов из данных слогов.
Чтение
Письмо
Повторение пройденного материала
Обследование учащихся
Итого

1
3
3
3
3
3
3
3
3
7
1

класс
Тема урока
Обследование учащихся
Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное сходство
Обозначение мягкости согласных на письме
Звук и буква Л
Звук и буква ЛЬ
Дифференциация
Л-ЛЬ
Звук и буква Р
Звук и буква РЬ

Кол-во часов
1
1
1
2
2
2
2
2

Дифференциация
Р-РЬ
Дифференциация
Л-Р
Чтение
Письмо
Звук и буква К
Звук и буква КЬ
Дифференциация
К-КЬ
Звук и буква Х
Звук и буква ХЬ
Дифференциация
Х-ХЬ
Обследование учащихся
Всего

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
34
класс

6
Тема урока
Обследование учащихся
Дифференциация
К-Х
Диктант. Анализ диктанта
Звук и буква Г
Звук и буква ГЬ
Дифференциация
Г-ГЬ
Чтение
Письмо
Звук и буква О
Звук и буква У
Дифференциация
О-У
Дифференциация

Кол-во часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
П-Т

Дифференциация

2
Б-Д

Дифференциация

2

О-А
Ударение в слове. Схемы слоговой структуры слов
Безударные гласные

2
2

Чтение

1

Письмо
Фронтальное и индивидуальное обследование

1
2

Обследование учащихся

1

Всего

34
класс

7
Тема урока

Кол-во часов

Обследование учащихся
Дифференциация фонем.
Развитие языкового анализа и синтеза
Развитие восприятия предметов по контуру.
Формирование фонематического восприятия
Развитие фонематического слуха
Устранение оптической дислексии и дисграфии
Узнавание предметов в условиях зашумления.

1
3
3
3
3
3
3
1

Развитие фонематического восприятия
Устранение семантической дислексии
Составление слов из данных слогов.
Чтение
Повторение пройденного материала
Письмо
Повторение пройденного материала

2
2
2
1

Обследование учащихся
Итого

1
34

6

класс

8
Тема урока

Обследование учащихся
Антонимы, способы их употребления
Синонимы,
способы их употребления
Предлог В
Предлог НА
Предлог ПОД
Диктант. Анализ диктанта.
Чтение
Письмо
Предлог ИЗ-ПОД

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предлог С
1
Предлог ИЗ
1
Предлог ЗА
1
Предлог ИЗ-ЗА
1
Предлог ПЕРЕД
1
Предлог МЕЖДУ
1
Предлог ВОЗЛЕ
1
Предлог ОКОЛО
1
Предлог К
1
Предлог ОТ
1
Предлог ПО
1
Диктант. Анализ диктанта.
1
Понятие словосочетаний
1
Понятие предложения
1
Согласование слов в числе
1
Согласование слов в роде
1
Словосочетания, образованные по способу управления Р.п.
1
Словосочетания, образованные по способу управления Д.п. 1
Словосочетания, образованные по способу управления В.п. 1
Словосочетания, образованные по способу управления Т.п. 1
Словосочетания, образованные по способу управления П.п. 1
Закрепление падежных форм
1
Чтение
1
Письмо
1
Фронтальное и индивидуальное обследование
1
Итого
34
9
класс
Тема урока

Кол-во часов

Обследование учащихся
Оформление документации
Предложение
Слоги

1

Безударные гласные в корне
Согласные звуки.
Гласные и согласные в приставках
Приставка и предлог
Чтение
Письмо
Слова, обозначающие предметы. Имя существительное.

1
1
1
1
1
1
1

1
1

Неодушевлённые и одушевлённые предметы

1

Собственные и нарицательные имена существительные
Изменение имён существительных по падежам
Слова, обозначающие признак предметов. Имя
прилагательное
Изменение имён прилагательных по родам
Изменение имён прилагательных по числам
Письмо
Чтение
Повторение имени прилагательного

1
1
1

Склонение имён прилагательных в ед. числе
Склонение имен прилагательных во мн. числе
Диктант
Анализ диктанта.
Слова, обозначающие действие предмета. Понятие глагол.
Изменение глагола по временам.

1
1
1
1
1
1

Контрольная работа по теме «Глагол».
Анализ контрольной работы. Выполнение упражнений
Письмо
Чтение
«Не» с глаголами.
Изменение глагола по лицам.
Предложение
Обобщение материала за год.
Фронтальное и индивидуальное обследование
Всего

1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1

34

Учебно-методический комплекс учителя-логопеда.

Диагностическое
обеспечение

1. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи
младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000.
2. Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция
нарушений чтения и письма у младших школьников.

деятельности

Программно –
методическое
обеспечение
деятельности

Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001.
3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике
речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003.
4. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы.
Раздел: русский язык (В.В.Воронкова). М., Просвещение,
2010.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Раздел:
русский (родной) язык (В.В.Воронкова). М., ВЛАДОС, 2012.
3. Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя –
логопеда при общеобразовательной школе./ Под ред.
Ястребовой А.В.,
4. Бессоновой Т.П. М.,1996.
5. А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся
общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда.
М., «Просвещение», 1984.
6. Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989.
7. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных
классах. Пособие для логопедов. М., 2001.
8. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное
планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж,
2012.
9. А.Р.
Сайфуллина.
Комплексное
планирование
для
логопедических групп. Волгоград, «Учитель» 2013,
10. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и
письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы:
рабочие программы,
индивидуальные и групповые
занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.
11. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших
школьников. М., 1983г.
12. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи
учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М.,
2003.
13. Е.В.Мазанова.
Школьныйлогопункт:
документация,
планирование и организация коррекционной работы, 2009.
14. Е.В.Мазанова. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты
занятий с младшими школьниками. М., 2006г
15. С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых
школьников 5-9 классов. С-П. Каро, 2005.
16. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности
учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. СП., Каро, 2006
17. Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со
школьниками (1-5 класс), 2008.
18. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков
произношения у школьников. М., 1980.
19. Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция
письменной речи 1-4 кл., 2009.

20. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос,
2003.
21. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М.,
2002.
22. Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель»,
2007.
23. И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П.,
2004.

Контрольно –
измерительные
материалы

1. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для
вспомогательной школы (1-4 класс). М., «Просвещение»,
1980.
2. Диктанты по русскому
языку
специальных
(коррекционных) школ VIII вида: 5 – 7 классы. Пособие
для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003.
3. В.О. Зюба. Диктанты и изложения 1-4 класс. Волгоград, 2002.




Дидактическое
обеспечение
деятельности












Инструментарий для диагностики: пособия, картинки,
игрушки и т.д.
Подборка игр на развитие мелкой моторики.
Пособия для развития мелкой моторики: сенсорная панель;
трафареты, шаблоны, игрушки, палочки,
кубики,
различные виды шнуровок, прищепки, конструктор,
мелкие предметы, фигурки.
Пособия для дыхательных упражнений:
дудочки,
свистелки, воздушные шарики, листья, снежинки,
бабочки, птички, пушинки.
Пособия: картинки-символы
для
дифференциации
звуков, предметные картинки для звукобуквенного
анализа.
Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки,
символы гласных и согласных звуков, карточки на
обозначение
мягкости/твёрдости,
звонкости/глухости
согласных звуков, карточки для определения позиции
звука в слове, сигналы и схемы для звуко-слогового
анализа слов.
Е.В.Мазанова. Комплект альбомов упражнений по
коррекции
оптической
дисграфии,
аграмматическойдисграфии, акустической дисграфии,
«Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь
работать со словом», «Учусь работать с текстом», Гном и
Д, 2008.
В.В.Коноваленко,
В.С.Коноваленко.
Автоматизация
свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей.
Дидактический материал для логопедов. Альбом 1, 2, 3.
М., 2006г.
С. Васильева, Н. Соколова . Логопедические игры для
дошкольников в 2х частях. М., школа-Пресс, 1999.
Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы
по логопедии в 2х частях. М., Школа-Пресс, 1999.



















Н.Л. Шестерина. Дидактические материалы в картинках.
М., Школа-Пресс, 2011.
И.П. Нагибина. Дидактические материалы в картинках. М.,
Школа-Пресс, 2011.
А.Д. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. М.,
Школа-Пресс, 2011.
К.Ю. Белая. Тематический словарь в картинках. М., ШколаПресс, 2011.
Н.В. Новаторцева. Комплект рабочих тетрадей по развитию
речи. Ярославль, Академия развития, 1996.
Л.Е. Кыласова. Дидактические материалы «Коррекция
произношения у детей». Учитель, 2009.
А.С. Галанов. Учебно-методический комплект для развития
речи, мышления и фантазии детей. «Логопедическое лото».
М., 2007.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на
уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной
школы».
М., Просвещение,1990г.
Дидактические карточки по всем грамматическим темам.
Предметные картинки по лексическим темам.
Настольно – печатные игры на уточнение и обогащение
словаря.
Предметные картинки на образование различных
грамматических категорий.
Дидактические игры на закрепление грамматических
категорий.
Серии картинок для составления рассказов.
Сюжетные картинки для составления предложений и
рассказов.
Алгоритмы для составления описательных рассказов.
Тексты для пересказа.

Мультимедийные образовательные ресурсы.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnayalogopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij
(журнал
«ЛОГОПЕД»)
2. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
(Сеть творческих учителей)
3. httpwww.logoburg.comklubmodulesmydownloadsviewcat.phpc
id=2&min=30&orderby=titleA&show=10 («Логобург».сайт
для логопедов)
4. http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)
5. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm
(логопедия по пятницам)
6. http://www.sch549.edusite.ru/pechat.html (открытые уроки)
7. Презентации к занятиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».