Пояснительная записка. Программа коррекционного курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Программа предназначена для коррекции системного недоразвития речи у обучающихся 1-9 классов с ОВЗ Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов. Основные задачи программы: Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. Формировать пространственно-временные представления и понятия. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза Создавать базу для успешного овладения обучающимися навыками чтения и письма. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. Развивать фразовую и связную речь. Способствовать воспитанию языкового чутья, внимания к звуковой стороне речи, самоконтроля. Развивать психологические предпосылки к совершенствованию речевых умений: -устойчивости внимания; -наблюдательности; -способности к запоминанию; -способности к переключению; -навыков и приемов самоконтроля; -познавательной активности. 1. Общая характеристика программы. Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), для которого характерно: - нарушение звукопроизношения - недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в простых и сложных формах словоизменения; - нарушения форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи; - выраженная дислексия; - дисграфия. логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в школе для обучающихся с ОВЗ так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 - 3 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. 1. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, чтению и письму. На занятиях в 4 – 5 классах обязательна работа над безударными гласными, словообразованием, над предлогами. В 6 – 7 классах большее внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи. В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся в школе-интернате носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, очень незначительное количество специальной литературы, отсутствие четкого планирования вызвало необходимость создания специальной логопедической программы для учащихся 1-7 классов Методологические и теоретические основы программы. Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся 19классов» школы для детей с интеллектуальной недостаточностью имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; - системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; - деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; - системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи. 3. Место коррекционного курса в учебном плане Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения, по возможности, из обучающихся в одном или двух параллельных классах. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий 2 – 4 обучающихся. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня по согласованию с администрацией школы. Приоритетной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 40 минут. На индивидуальные занятия – 15 – 20 минут (из общего количества занятий). Занятия с каждой группой проводятся: 1-9 классы -1раз в неделю Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и развитию речи и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4-9 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения. Виды и формы организации учебного процесса: Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии. Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия ( урок-игра, урок-путешествие, экскурсии, викторины, утренники и т.д.) Формы работы на занятии: групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д. Виды и формы контроля: При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый. Методы контроля: устный опрос, письменные работы, диагностика. Коррекционная работа. включает следующие направления. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: · развитие мелкой моторики и пальцев рук; · развитие навыков каллиграфии; · развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: · коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; · коррекция – развитие памяти; · коррекция – развитие внимания; · формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); · развитие пространственных представлений и ориентации; · развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: · развитие наглядно-образного мышления; · развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: · развитие умения сравнивать, анализировать; · развитие умения выделять сходство и различие понятий; · умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; · умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: · развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; · формирование умения преодолевать трудности; · воспитание самостоятельности принятия решения; · формирование адекватности чувств; · формирование устойчивой и адекватной самооценки; · формирование умения анализировать свою деятельность; · воспитание правильного отношения к критике. Коррекция – развитие речи: · развитие фонематического восприятия; · коррекция нарушений устной и письменной речи; · коррекция монологической речи; · коррекция диалогической речи; · развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатамилогопедической коррекционно-развивающей деятельности являются: - готовность ученика к саморазвитию, целенаправленному использованию знаний в учении и в повседневной жизни для исследования языковой системы (явления, события, факты); - способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены; - наличие познавательного интереса к обучению; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - возникновение интереса к учебному материалу; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - наличие знаний об основах моральных норм и приобретение опыта положительного на чувства, поступки других людей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности. Метапредметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются: - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -определять наиболее эффективные способы достижения результата; - способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения языковых характеристик; - устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; - строить алгоритм поиска необходимой информации; - определять логику решения практической и учебной задачи; - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; - умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметными результатами логопедической коррекционно-развивающей деятельности являются: -владение навыками звукобуквенного анализа и синтеза. -сформированность фонематического и зрительно-пространственного восприятия. -достаточный уровень развития мелкой моторики и моторики артикуляционного аппарата. - овладение основными лексико-грамматическими конструкциями. - развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти. - развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению. - расширение лексического запаса, обогащение активного словаря как путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. -расширение представлений об окружающем мире. В структуру занятия могут входить: - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; - дыхательная гимнастика; - коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; - формирование фонематических процессов; - работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; -работа по формированию грамматического строя речи; - работа над предложением и связной речью; - обогащение и активизация словарного запаса. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает, в основном, повторение лексической тематики в каждом классе, но на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза. Курс коррекционно-логопедической работы рассчитан на 9 лет и составляет ежегодно: В 1 классе примерно 33 часа; Во 2 – 9 классах примерно 34 часа; Обучающиеся, нарушения речи которых исправляются раньше окончания срока обучения, выпускаются под наблюдение учителя. Весь курс коррекционно-логопедической работы разделен на 3 этапа. I этап: 1 – 3 класс. Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. II этап: 4 – 5 класс. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи и фразовой речи. III этап: 6 – 9 класс. Восполнение пробелов в развитии связной речи. I этап: 1 – 3 классы К концу 1 этапаучащиеся должны Знать: артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы алфавита. признаки гласных и согласных звуков; правило написания предложения; правила переноса слов; обобщающие понятия и словарь по основным изученным лексическим темам; правила правописания гласных после шипящих; Уметь: анализировать слова по звуковому составу; чисто произносить все звуки речи; различать ударные и безударные гласные, парные согласные, твердые и мягкие, РЛ, согласные сходные по акустическим и оптическим признакам; делить слова на слоги, пользоваться переносом; выделять предложения из текста; определять количество звуков в слове, место звука, пользуясь числовым рядом; ориентироваться в пространстве и времени; составлять короткий рассказ по плану; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложениях; сравнивать, классифицировать, обобщать. II этап: 4 – 5 классы К концу 2 этапа учащиеся должны Знать: алфавит, признаки гласных и согласных звуков; словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам; четко знать, определять и называть временные и пространственные представления; правила переноса слов, проверки сомнительных согласных, безударных гласных, состав слова. Уметь: четко произносить в речи все звуки; анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове) различать звуки и буквы, гласные – согласные, звонкие – глухие, оптически сходные, твердые – мягкие, аффрикаты; подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слова по составу; строить простое распространенное предложение, устанавливать связь между словами по вопросам; правильно пользоваться предлогами, различать приставки и предлоги; владеть практическими способами словообразования и словоизменения; выделять имя существительное как часть речи. III этап: 6 – 9 классы К концу 3 этапа учащиеся должны Знать: правильное название букв алфавита; части речи; состав слова; Уметь: полноценно разбираться в звуковом составе слова, используя навыки анализа и синтеза; читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»; выделять главную мысль; пересказывать полно и выборочно по плану; подбирать группы родственных слов; различать части речи; строить и распространять простые предложения и предложения с однородными членами; образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать предлоги и приставки; устанавливать причинно-следственные связи; выделять предложения из сплошного текста; составлять предложения из слов, словосочетаний; письменно отвечать на вопросы; работать с деформированным текстом. 5. Содержание коррекционного курса С 1 по 15 сентября в каждом классе проходит обследование речи обучающихся и вновь прибывших учащихся для определения приоритетных направлений в коррекционнологопедической работе на данный учебный год. С 16 по 30 мая проводится повторное обследование речи учащихся для определения направлений в коррекционно-логопедической работе на следующий учебный год. I этап: Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. 1класс. Развитие общей и речевой моторики. Развитие ритма и речевого дыхания. Закрепление правильного дыхания в процессе речи. Работа над силой голоса. Развитие мелкой моторики. Знакомство с органами артикуляции. Профиль. Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия звуков окружающей действительности и звуков речи. Узнавание и вычленение звуков гласных и согласных в разных позициях в слове. Определение места звука в слове (начало, конец, середина). Формирование артикуляционной базы речи. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков. Уточнение произношения всех остальных звуков речи. Формирование пространственных и временных представлений. Дифференциация звуков и букв: гласных – согласных, твердых – мягких, звонких – глухих. Работа над слоговой структурой слова. Дифференциация акустически и оптически сходных звуков, и букв. Знакомство с предложением, словом, слогом, звуком, буквой. Работа со схемами предложений, слогов, слов. Работа над графическими изображениями печатных, прописных и строчных букв. Употребление предлогов В, НА. Накопление словаря (по программе развития речи в классе). Индивидуальная работа (по необходимости) Вся коррекционно-логопедическая работа на этом этапе строится с учетом прохождения букв в 1 классе и лексического материала по предмету «Развитие речи». В конце учебного года проводится проверка эффективности коррекционнологопедической работы (проверка техники чтения и письма). 2 -3 классы. Дальнейшая работа по развитию ручной моторики, речевого дыхания и голоса, артикуляции, слухового восприятия и внимания к звуковой стороне речи. Продолжение работы по постановке и автоматизации нарушенных звуков. Уточнение пространственных и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Узнавание и вычленение гласных и согласных звуков в разных позициях в слове. Анализ слов с опорой на цифровой ряд. Гласные звуки и буквы, сходство и различие. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда и буквой Ь. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Работа со схемами слов, над слоговой структурой слова. Дифференциация парных согласных, твердых и мягких, Р-Л. Правописание ЖИШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Дифференциация свистящих – шипящих, аффрикат. Дифференциация оптически сходных букв. Словообразование. Практическое знакомство с существительными, употребленными в разных падежах. Подбор к предмету действий и признаков. Многозначность слов, антонимы, сравнение предметов и признаков (простые случаи). Формирование простого предложения. Построение, составление из слов, изменяя слова по смыслу; дополнение предложений; ответы на вопросы, пользуясь словами вопроса. Накопление словаря слов, по темам, изучаемым в классе. Развитие связной речи (восстановление несложного деформированного текста; последовательное расположение предложений по смыслу; коллективное составление коротких рассказов по картинкам, опорным словам с последующей записью под руководством логопеда). II этап: Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи и фразовой речи. 4-5 кассы. Гласные 1 и 2 ряда, сходство и различие, дифференциация. Различение гласных, сходных по акустическим и оптическим признакам. Ударение, безударные гласные. Морфологический состав слова. Корень, окончание. Суффиксальный и префиксальный способы образование слов. Безударные гласные в корне. Предлоги. Различение приставок и предлогов. Парные согласные, оглушение согласных. Оптически сходные согласные. Дифференциация свистящих и шипящих, аффрикат. Формирование навыков анализа и синтеза (схемы слов, место звука, преобразование слов добавлением слогов, убавлением, заменой букв). Обогащение и уточнение словаря за счет: сравнения предметов, классификации, установления элементарных зависимостей, расширение круга имен собственных, образование родственных слов. Переносное значение слов. Синонимы, антонимы, многозначность слов. Практическое усвоение частей речи и их основных грамматических признаков, образование одной части речи от другой. Работа над предложением. Членение речи на предложения. Составление и распространение предложений. Установление связи между словами в предложении по вопросам, установление нарушенного порядка слов в предложении. Связная речь. Описание предметов, явлений природы с использованием слов, изученных на занятиях. Составление небольшого рассказа по картине, по серии картин, по материалам наблюдений. Восстановление несложного текста по вопросам, деформированный текст. Выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Разнообразные задания по формированию правильного, осознанного и выразительного чтения. Диалоговая речь. IIIэтап: Восполнение пробелов в формировании связной речи. 6 – 9 классы. Устранение нарушения чтения и письма. Дифференциация смешиваемых звуков и букв. Закончить формирование сложных форм фонематического анализа. Логическипоисковые задания. Разнообразные задания по формированию навыка чтения. Дифференциация приставки и предлога. Работа над составом слова, безударными гласными, парными согласными (подбор проверочных). Накопление словаря за счет прилагательных, глаголов и наречий. Работа над предложением. Составление и распространение предложений. Распространение однородных членов предложения. Практическое усвоение составления сложных предложений без союзов и с союзами. Постановка вопросов к предложению, к определенному слову в предложении, к тексту с последующей записью. Связная речь. Работа с более сложным деформированным текстом. Изложение текста с изменением числа, лица, времени. Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам. Устные сочинения с дополнением последующих и предыдущих событий. Определение количества часов по изучаемым темам зависит от уровня нарушения речи обучающихся в каждом классе. класс 1 Тема урока Обследование учащихся Упражнения на развитие ручной моторики Упражнения на развитие ритма Упражнения на развитие дыхания Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса Упражнения на развитие артикуляционной моторики Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания Звук А Звук У Звук Ы Обследование учащихся Всего Кол-во часов 2 4 4 4 3 3 3 3 3 3 2 34 класс 2 Тема урока Обследование учащихся Звук О Звук И Звук Э Губн. согласный П Кол-во часов 2 1 1 1 1 Губн. согласный Б Губн. согласный М Развитие связной речи Упражнения на развитие фонематического слуха 1 1 2 2 Упражнения на развитие фонематического восприятия Повторение пройденного материала Переднеязычные согласные. Звук Т Звук Д Звук Н Губно-зубные согласные Звук В Звук Ф Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков З-ЗЬ Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-Ц Повторение пройденного материала Постановка и автоматизация звука Ш Постановка и автоматизация звука Ж Постановка и автоматизация звука Ч Постановка и автоматизация звука Щ 2 1 1 Игра в лото Повторение пройденного материала 1 1 Обследование учащихся 2 Итого 34 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 класс 3 Тема урока Обследование учащихся Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ Коррекция звукопроизношения звука. Л Звук ЛЬ Различение звуков Л-ЛЬ Звук Р Звук РЬ Кол-во часов 1 2 2 2 2 2 2 Различение звуковР-РЬ Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ. Постановка и автоматизация звука Й Дифференциация звуков ЛЬ-Й 2 2 2 2 Постановка и автоматизация звука К Постановка и автоматизация звука КЬ Постановка и автоматизация звука Г Постановка и автоматизация звука ГЬ Постановка и автоматизация звука Х Постановка и автоматизация звука ХЬ Фронтальное и индивидуальное обследование Итого 2 2 2 2 2 2 1 34 класс 4 5 Тема урока Кол-во часов Обследование учащихся Развитие анализа структуры предложения Развитие слогового анализа и синтеза Развитие фонематического анализа и синтеза Дифференциация твёрдых и мягких согласных Дифференциация звонких и глухих согласных Составление слов из данных слогов. Чтение Письмо Повторение пройденного материала Обследование учащихся Итого 1 3 3 3 3 3 3 3 3 7 1 класс Тема урока Обследование учащихся Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное сходство Обозначение мягкости согласных на письме Звук и буква Л Звук и буква ЛЬ Дифференциация Л-ЛЬ Звук и буква Р Звук и буква РЬ Кол-во часов 1 1 1 2 2 2 2 2 Дифференциация Р-РЬ Дифференциация Л-Р Чтение Письмо Звук и буква К Звук и буква КЬ Дифференциация К-КЬ Звук и буква Х Звук и буква ХЬ Дифференциация Х-ХЬ Обследование учащихся Всего 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 34 класс 6 Тема урока Обследование учащихся Дифференциация К-Х Диктант. Анализ диктанта Звук и буква Г Звук и буква ГЬ Дифференциация Г-ГЬ Чтение Письмо Звук и буква О Звук и буква У Дифференциация О-У Дифференциация Кол-во часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 П-Т Дифференциация 2 Б-Д Дифференциация 2 О-А Ударение в слове. Схемы слоговой структуры слов Безударные гласные 2 2 Чтение 1 Письмо Фронтальное и индивидуальное обследование 1 2 Обследование учащихся 1 Всего 34 класс 7 Тема урока Кол-во часов Обследование учащихся Дифференциация фонем. Развитие языкового анализа и синтеза Развитие восприятия предметов по контуру. Формирование фонематического восприятия Развитие фонематического слуха Устранение оптической дислексии и дисграфии Узнавание предметов в условиях зашумления. 1 3 3 3 3 3 3 1 Развитие фонематического восприятия Устранение семантической дислексии Составление слов из данных слогов. Чтение Повторение пройденного материала Письмо Повторение пройденного материала 2 2 2 1 Обследование учащихся Итого 1 34 6 класс 8 Тема урока Обследование учащихся Антонимы, способы их употребления Синонимы, способы их употребления Предлог В Предлог НА Предлог ПОД Диктант. Анализ диктанта. Чтение Письмо Предлог ИЗ-ПОД Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Предлог С 1 Предлог ИЗ 1 Предлог ЗА 1 Предлог ИЗ-ЗА 1 Предлог ПЕРЕД 1 Предлог МЕЖДУ 1 Предлог ВОЗЛЕ 1 Предлог ОКОЛО 1 Предлог К 1 Предлог ОТ 1 Предлог ПО 1 Диктант. Анализ диктанта. 1 Понятие словосочетаний 1 Понятие предложения 1 Согласование слов в числе 1 Согласование слов в роде 1 Словосочетания, образованные по способу управления Р.п. 1 Словосочетания, образованные по способу управления Д.п. 1 Словосочетания, образованные по способу управления В.п. 1 Словосочетания, образованные по способу управления Т.п. 1 Словосочетания, образованные по способу управления П.п. 1 Закрепление падежных форм 1 Чтение 1 Письмо 1 Фронтальное и индивидуальное обследование 1 Итого 34 9 класс Тема урока Кол-во часов Обследование учащихся Оформление документации Предложение Слоги 1 Безударные гласные в корне Согласные звуки. Гласные и согласные в приставках Приставка и предлог Чтение Письмо Слова, обозначающие предметы. Имя существительное. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Неодушевлённые и одушевлённые предметы 1 Собственные и нарицательные имена существительные Изменение имён существительных по падежам Слова, обозначающие признак предметов. Имя прилагательное Изменение имён прилагательных по родам Изменение имён прилагательных по числам Письмо Чтение Повторение имени прилагательного 1 1 1 Склонение имён прилагательных в ед. числе Склонение имен прилагательных во мн. числе Диктант Анализ диктанта. Слова, обозначающие действие предмета. Понятие глагол. Изменение глагола по временам. 1 1 1 1 1 1 Контрольная работа по теме «Глагол». Анализ контрольной работы. Выполнение упражнений Письмо Чтение «Не» с глаголами. Изменение глагола по лицам. Предложение Обобщение материала за год. Фронтальное и индивидуальное обследование Всего 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 34 Учебно-методический комплекс учителя-логопеда. Диагностическое обеспечение 1. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000. 2. Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. деятельности Программно – методическое обеспечение деятельности Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001. 3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003. 4. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003. 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Раздел: русский язык (В.В.Воронкова). М., Просвещение, 2010. 2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Раздел: русский (родной) язык (В.В.Воронкова). М., ВЛАДОС, 2012. 3. Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе./ Под ред. Ястребовой А.В., 4. Бессоновой Т.П. М.,1996. 5. А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. М., «Просвещение», 1984. 6. Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989. 7. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001. 8. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж, 2012. 9. А.Р. Сайфуллина. Комплексное планирование для логопедических групп. Волгоград, «Учитель» 2013, 10. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г. 11. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983г. 12. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003. 13. Е.В.Мазанова. Школьныйлогопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы, 2009. 14. Е.В.Мазанова. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. М., 2006г 15. С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П. Каро, 2005. 16. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. СП., Каро, 2006 17. Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс), 2008. 18. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980. 19. Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи 1-4 кл., 2009. 20. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос, 2003. 21. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М., 2002. 22. Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель», 2007. 23. И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004. Контрольно – измерительные материалы 1. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 класс). М., «Просвещение», 1980. 2. Диктанты по русскому языку специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5 – 7 классы. Пособие для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003. 3. В.О. Зюба. Диктанты и изложения 1-4 класс. Волгоград, 2002. Дидактическое обеспечение деятельности Инструментарий для диагностики: пособия, картинки, игрушки и т.д. Подборка игр на развитие мелкой моторики. Пособия для развития мелкой моторики: сенсорная панель; трафареты, шаблоны, игрушки, палочки, кубики, различные виды шнуровок, прищепки, конструктор, мелкие предметы, фигурки. Пособия для дыхательных упражнений: дудочки, свистелки, воздушные шарики, листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки. Пособия: картинки-символы для дифференциации звуков, предметные картинки для звукобуквенного анализа. Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и согласных звуков, карточки на обозначение мягкости/твёрдости, звонкости/глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука в слове, сигналы и схемы для звуко-слогового анализа слов. Е.В.Мазанова. Комплект альбомов упражнений по коррекции оптической дисграфии, аграмматическойдисграфии, акустической дисграфии, «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом», Гном и Д, 2008. В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Автоматизация свистящих, шипящих, сонорных звуков у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1, 2, 3. М., 2006г. С. Васильева, Н. Соколова . Логопедические игры для дошкольников в 2х частях. М., школа-Пресс, 1999. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии в 2х частях. М., Школа-Пресс, 1999. Н.Л. Шестерина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011. И.П. Нагибина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011. А.Д. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011. К.Ю. Белая. Тематический словарь в картинках. М., ШколаПресс, 2011. Н.В. Новаторцева. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи. Ярославль, Академия развития, 1996. Л.Е. Кыласова. Дидактические материалы «Коррекция произношения у детей». Учитель, 2009. А.С. Галанов. Учебно-методический комплект для развития речи, мышления и фантазии детей. «Логопедическое лото». М., 2007. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы». М., Просвещение,1990г. Дидактические карточки по всем грамматическим темам. Предметные картинки по лексическим темам. Настольно – печатные игры на уточнение и обогащение словаря. Предметные картинки на образование различных грамматических категорий. Дидактические игры на закрепление грамматических категорий. Серии картинок для составления рассказов. Сюжетные картинки для составления предложений и рассказов. Алгоритмы для составления описательных рассказов. Тексты для пересказа. Мультимедийные образовательные ресурсы. Интернет-ресурсы: 1. http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnayalogopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД») 2. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com (Сеть творческих учителей) 3. httpwww.logoburg.comklubmodulesmydownloadsviewcat.phpc id=2&min=30&orderby=titleA&show=10 («Логобург».сайт для логопедов) 4. http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ) 5. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам) 6. http://www.sch549.edusite.ru/pechat.html (открытые уроки) 7. Презентации к занятиям.