Данная Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом Примерной федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2022 г. является компонентом содержательного раздела ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме; Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Формирование читательской самостоятельности школьников. На примере чтения художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка. Предметные результаты: класс Достаточный уровень Минимальный уровень целыми словами без Читать вслух правильно, выразительно, 8 класс Читать искажения звукового состава слова целыми словами. (по слоговое чтение трудных слов); Читать про себя проанализированные чтение про себя ранее тексты, читать короткие, доступные проанализированные тексты; тексты самостоятельно. чтение незнакомого текста (коротких Пересказывать отдельные части рассказов, сказок, статей) и пересказ произведения, доступны по прочитанного по вопросам; краткий изображаемым событиям; пересказ прочитанных фрагментов по Выделять тему произведения, плану с учётом индивидуальных участвовать в обсуждении идеи; особенностей детей; Выражать свое отношение к поступкам пересказывать отдельные части героев и событиям (с помощью произведения, доступные по учителя); изображаемым событиям; Находить в тексте незнакомые слова, выделять тему произведения, учится их объяснять, опираясь на текст участвовать в обсуждении идеи; (с помощью учителя); выборочное чтение простых по Учить стихотворения наизусть (объём содержанию текстов по усмотрению текста с учетом учебных возможностей учителя, с учётом возможностей учащегося). учащихся; Участвовать в уроках внеклассного деление текста на части (с помощью чтения. Выполняя доступные задания учителя), групповое придумывание по прочитанному тексту. заголовков к выделенным частям; учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников); разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя; выделение непонятных слов, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя); участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту. Формы и методы контроля. Устный опрос, письменные самостоятельные работы, контрольные работы, тестовые формы контроля. Описание места предмета в учебном плане школы. В соответствии с учебным планом школы на изучение выделено 4 ч. в неделю, 136 ч. в год. Интернет ресурсы данной программы Интернет-ресурсы: http://pedsovet.org http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov www.gramota.ru http://www.uchportal.ru http://pedsovet.su http://www.openclass.ru/node/25903 http://brava.ucoz.ru/load/tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_jazyku_i_chteniju_9_klass_8_vid/1-1-0-3 http://www.k-yroky.ru/load/86 http://www.protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor http://gigabaza.ru/doc/101972.html http://www.sl-skosh.ru/ http://www.uralschool.ru/?category=51&class=edu_org&id=3330 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Устное народное творчество Сказки Волшебное кольцо (Русская народная сказка) Пословицы и поговорки Баллады Перчатка (повесть). В. А. Жуковский Нашла коса на камень. И. 3. Суриков Былины Добрыня и Змей Произведения русских писателей XIX века Александр Сергеевич Пушкин Публичное испытание. М. Я. Басина Записки о Пушкине (Отрывок). Я. Я. Пущин Памятник (Отрывок) «Во глубине сибирских руд...» Зимнее утро И. И. Пущину 19 октября 1827 Няне «На холмах Грузии...», Сожжённое письмо (Отрывок) «Я вас любил...» Сказка о попе и о работнике его Балде Михаил Юрьевич Лермонтов Смерть Поэта (О т р ы в о к ) Родина (Отрывок) Парус, Сосна Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (Отрывки) Иван Андреевич Крылов Волк на псарне Осёл и Соловей Муха и Пчела. Обобщающий ур по творчеству И. А. Крылова Николай Алексеевич Некрасов Размышления у парадного подъезда (Отрывок) «В полном разгаре страда деревенская...» Мороз, Красный нос (Отрывок) Русские женщины (Отрывок) Иван Саввич Никитин Русь (Отрывок) Утро на берегу озера Иван Сергеевич Тургенев Муму (В сокращении) Лев Николаевич Толстой После бала (В сокращении) Произведения русских писателей 1 половины XX века Антон Павлович Чехов Лошадиная фамилия Владимир Галактионович Короленко Слепой музыкант (Отрывки) Максим Горький Макар Чудра (Отрывок ) Сергей Александрович Есенин «Спит ковыль...» Пороша «Отговорила роща золотая...» Андрей Платонович Платонов Разноцветная бабочка (Сказка) Алексей Николаевич Толстой Русский характер Николай Алексеевич Заболоцкий Некрасивая девочка Произведения русских писателей 2 половины XX века Константин Георгиевич Паустовский Телеграмма (В сокращении) Рувим Исаевич Фраерман Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви (Отрывки) Лев Абрамович Кассиль Пекины бутсы Александр Трифонович Твардовский Василий Теркин (отрывки из поэмы) Василий Макарович Шукшин Гринька Малюгин (в сокращении) Виктор Петрович Астафьев Далекая и близкая сказка (Глава из повести «Последний поклон» Радий Петрович Погодин Алфред Алексей Александрович Сурков Родина № п/п 1. 2.-5. 3 4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Устное народное творчество (14ч.) Устное народное творчество (сказки). Сказка – один из распространённых видов устного творчества. «Волшебное колечко» (русская народная сказка). Сказка «Волшебное кольцо». Сюжет сказки. Характеристика героев. Кол-во часов 1 4 Сказка «Волшебное кольцо». Добрые поступки Мартынки. Пословицы и поговорки. Баллады. В.А.Жуковский «Перчатка». И.З.Суриков «Нашла коса на камень». Былины. Былина «Садко». Былина «Садко»..Выборочное чтение. Чтение по ролям. Былина «Садко»..Выделение устаревшей лексики. Работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы. 14. Внеклассное чтение. Устное народное творчество. Чтение по ролям отрывка из былины «Добрыня и Змей» Произведения русских писателей XIX века (50ч.) 15. Александр Сергеевич Пушкин. 16.-17. М.Я. Басина «Публичное испытание». 18. И.И. Пущин «Записки о Пушкине». 19. А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…». 20. А.С. Пушкин «Зимнее утро». 21. А.С. Пушкин «И.И. Пущину». 22. А.С. Пушкин «19 октября 1827» и «Няне». 23. А.С. Пушкин «Сожженное письмо», «Я вас любил:..». 24.-26. А.С. Пушкин «Сказка о попе т работнике его Балде». Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» Беседа по содержанию. Устаревшая лексика в сказке. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Образы героев в сказке. 27. Внеклассное чтение. Устный журнал «По страницам книг А.С. Пушкина». 28. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта». 29. М.Ю. Лермонтов «Родина». 30. М.Ю. Лермонтов «Парус». 31. М.Ю. Лермонтов «Сосна». 32.- М.Ю. Лермонтов «Сказка про царя Ивана Васильевича, молодого опричника 36. и удалого купца Калашникова». М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Рассказ Алены Дмитриевны мужу. Чтение по ролям отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича » М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Кулачный бой на Москве-реке. М.Ю. Лермонтов «Песня царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (обобщающий урок) Беседа по содержанию, определение авторского отношения к героям песни. Сравнение зачина о концовки. 37. Внеклассное чтение. Поэтический урок.. 38. И.А. Крылов. 39. И.А. Крылов «Волк на псарне». 40. И.А. Крылов «Осёл и соловей». 41. И.А. Крылов «Муха и пчела». 42. Внеклассное чтение. «Счастливый случай». 43. Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». 44. Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда…». 45. Н.А. Некрасов «Мороз, красный нос». 46.- Н.А. Некрасов «Русские женщины». Рассказ о декабристах, их жизни в 5 6. 7. 8. 9. 10. 11.-13. 12 13 1 1 1 1 1 3 1 1 2 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53.61. 54 55 56 57 58 59 60 61 62.64. 63 64 65. 66.67. 68. 69.80. 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81. 82. 83. 84 85. 86 87. сибирской каторге. Составление плана. Словесное рисование. Н.А.Некрасов «Русские женщины». Деление текста стихотворения на части. Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения Внеклассное чтение. Произведения Н.А. Некрасова. И.С. Никитин. И.С. Никитин «Русь». И.С. Никитин «Утро на берегу озера». И.С. Тургенев. И.С. Тургенев «Муму». Приезд Герасима в город. 1 1 1 1 1 9 И.С. Тургенев «Муму». Необыкновенное происшествие. И.С. Тургенев «Муму». Муму в барских покоях. И.С. Тургенев «Муму». Переживания Герасима. И.С. Тургенев «Муму». Переполох в доме. И.С. Тургенев «Муму». Решение Герасима. И.С. Тургенев «Муму». Твёрдость слова и сила воли Герасима. Р. р. Сочинение по повести И.С. Тургенева «Муму». Краткий пересказ рассказа И.С. Тургенева «Муму» Л.Н. Толстой «После бала». 3 Л.Н.Толстой «После бала». Выборочный пересказ. Выборочный пересказ «На балу» по опорным словам. А.П. Чехов. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». 1 2 А.П.Чехов «Лошадиная фамилия». Характеристика отношения автор, а к героям. В.Г. Короленко. В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 1 9 В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Знакомство детей. В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Жизнь в усадьбе. В.Г. Короленко «Слепой музыкант». В обществе молодёжи. В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Объяснение Эвелины и Петра. В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Гордое сознание своей силы. Работа с иллюстрацией. Выявление авторского отношения к героям повести. Краткий пересказ повести по плану. Работа с иллюстрацией. Выявление авторского отношения к героям повести. Краткий пересказ повести по плану. Внеклассное чтение М. Горький. М. Горький «Макар Чудра». А.М.Горький «Макар Чудра». Главные герои. А.М.Горький «Макар Чудра». Работа с иллюстрациями. Составление плана пересказа. Опорные слова. Пересказ по плану. Словесный портрет Лойко и Радды по опорным словам. С.А. Есенин. Биография поэта. С.А. Есенин «Спит ковыль». Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование С.А. Есенин «Пороша». Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование 1 3 1 1 1 88. 89. 90. 91.92. 93. 94.96. 97. 98. 99.100. 101. 102. 103.108. 104 105 106 107 108 109. 110.112. 111 112 113. 114.118. 115 116 117 118 119. 120. 121.123. 122 123 124. 125.126. 127. 128.132. С.А. Есенин «Отговорила роща золотая». Внеклассное чтение. Поэтический урок. А.П. Платонов. А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». 1 1 1 2 Беседа по творчеству писателя, содержанию сказки. Признаки сказки. Составление плана А.Н. Толстой. А.Н. Толстой «Русский характер». 1 3 . Произведение А.Н. Толстого «Русский характер». Егор Дрёмов на войне. А.Н.Толстой. «Русский характер». Егор Дремов в родительском доме. Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девчонка». Произведения русских писателей 2-й половины XX века (39 ч) К.Г.Паустовский . К.Г. Паустовский «Телеграмма». Одиночество Екатерины Петровны. К. Паустовский «Телеграмма Раскаяние Насти. Внеклассное чтение. «Путешествие в живую природу». Р.И. Фраерман. Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви. Печаль и радость. Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». В школе. Новогодний праздник. Катя и Филька. Первые слезы. Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Пурга. Катя и Коля. Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Прощание. Р.р. Сочинение по повести Р.И. Фраермана «Что значит истинная дружба?» Л.А. Кассиль. Л.А. Кассиль «Пекины бутсы». Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». Личностные качества Пеки. Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». Смешное и грустное в рассказе. А.Т. Твардовский. А.Т. Твардовский «Василий Теркин». А.Т. Твардовский «Василий Тёркин». Гармонь. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин». «Кто стрелял?», «В наступлении» Описание В. Тёркина по данному плану и опорным словам. Словесное рисование. Контрольный тест Внеклассное чтение. «В гостях у Василия Теркина». В.М. Шукшин. В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Оценка главного героя. Пожар в бензохранилище. В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Понятие о красоте человека. Р.р. Что такое красота? В.П. Астафьев. В.П. Астафьев «Далекая и близкая сказка». «Далёкая и близкая сказка». Роль музыки в жизни человека. Р. П. Погодин. Р. П. Погодин «Алфред». Дед Улан. Занятия ребят. 1 1 2 1 1 6 1 3 1 5 1 1 3 1 2 1 5 129 130 131 132 133. 134. 135.136. Р.П. Погодин «Алфред». Появление Алфреда в деревне. Р.П. Погодин «Алфред». Помощь ребят колхозу. Случай в саду у деда Улана. Сравнительная характеристика Стёпки и Алфреда по плану. А.А. Сурков «Родина». А.А. Сурков «Родина». Выразительное чтение. Внеклассное чтение. Читаем летом. Урок – путешествия «По страницам учебника». 1 1 2