1. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся 8-х классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»; 5. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 года № 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил»; 6. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н 7. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев (и др.) – М., Федеральный институт развития образования; 8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; 10. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» 2. Цель и задачи преподавания (освоения) внеурочной деятельности Цель программы - сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооружѐнных силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, и жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознано выполнить свой священный долг по защите отечества с оружием в руках. Задачи: - дать начальные знания поосновами обороны государства, познакомит со структурой Вооружѐнных сил; - назначение видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями; - дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения службы, научить выполнять обязанности солдата, дневального, часового, командира отделения. - научить действовать в строю; - научить стрелять из пневматического оружия, метать гранаты в цель; - научить действовать в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении, в обороне. 3. 3. Место внеурочной деятельности в Учебном плане МКОУ «ТарминскаяСОШ» Рабочая программа внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся 8-х классов рассчитана на 68 часов учебного времени, в Учебном плане МКОУ «Тарминская СОШ» на 2023– 2024 учебный год на данный курс предусмотрено 2 часа в неделю. 4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному яз ыку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция. Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека. Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье. Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни. Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни. Метапредметные: Регулятивные: умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей; умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах); формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач; демонстрация приѐмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта. Познавательные: умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях; навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев; анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности; умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями; критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий; овладение культурой активного использования печатных изданий и интернетресурсами. Коммуникативные: умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде; приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи; умение находить общее решение и разрешать конфликты; соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления. Предметные: Обучающиеся научатся: использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения; применять основы строевой подготовки и дисциплины строя; отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ; владеть приѐмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации; использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военно-патриотической направленности. Обучающиеся получат возможность научиться: правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием; владеть навыками управления строя; готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых аудиторий; участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике разного уровня; готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах. 5. Содержание курса внеурочной деятельности 1.Военно-историческая подготовка Теоретическая часть: Блок «Во славу отечества» Занятие «Военная теория» Занятия «Войсковые звания», «Воинские сигналы управления строем», «Государственные награды РФ»; - подготовка юнармейцев к конкурсу «И снова ратной славы дата»: Ратная история России и советского Союза, история их вооруженных сил. Военно-историческая подготовка Занятия «Великие полководцы России», «Уставы. Виды уставов» Занятие «Дни воинской славы России» Практическая часть: Просмотр презентации « Уставы вооружѐнных сил РФ» 2. Основы медико-санитарной подготовки Теоретическая часть: «Медико-санитарная подготовка» Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни. Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока. Практическая часть: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые для наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и капиллярных кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал. Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения. Понятие о травматическом токсикозе и его признаки. Практическая часть: Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. 3. Основы военной службы Приемы стрельбы и способы стрельбы из пневматического оружия. Теоретическая часть: Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматической винтовкой. Практическая часть: Тренировка в изготовке к стрельбе. Тренировка в стрельбе с упора. Тренировка в стрельбе лежа. Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно. Теоретическая часть: Назначение, устройство частей и механизмов автомата Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе. Уход за автоматом, его хранения и сбережение Инструктаж по технике безопасности при обращении с оружием. Практическая часть: Неполная разборка-сборка АК-74. Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка 4. Гражданская оборона Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ. Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражѐнной местности. Средства индивидуальной защиты населения. Практическая часть: Выбор средства защиты и необходимый раствор в зависимости от вида АХОВ. Преодоление «заражѐнного» участка местности в зависимости от физических свойств химически опасных веществ. 5. Организация физкультурно-оздоровительной работы Практическая часть: Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег, маршброски). 6. Календарно - тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема занятия Занятие «Войсковые звания» Занятие «Корабельные звания» «Воинские сигналы управления строем» «Государственные награды РФ» Военно-историческая подготовка Занятия «Великие полководцы России». Занятие «Дни воинской славы России» Просмотр презентации« Уставы вооружѐнных сил РФ» Решение тестов «Погоны военнослужащих».Корабельные звания». Теоретическая часть: «Медико-санитарная подготовка» Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока Практическая часть: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях Материалы, используемые для наложения жгута. Методика наложения жгута Способы остановки венозных и капиллярных кровотечений. Виды повязок Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и живот Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности Теоретическая часть: Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматической винтовкой. Тренировка в изготовке к стрельбе Тренировка в стрельбе лежа Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно. Теоретическая часть: Назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе Уход за автоматом, его хранения и сбережение. Инструктаж по технике безопасности при обращении с оружием Практическая часть: Неполная разборка-сборка АК-74 Одиночная строевая подготовка Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ. Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражѐнной местности. Средства индивидуальной защиты населения Практическая часть: Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег). Кол.часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 7. Список литературы: 1. Воробьѐв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г (5-9 класс) 2. Воробьѐв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г (8 класс) 3. Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка» - М, 2017г 4. Синяев А.Д. «В помощь призывнику» - М, 2017г 5. Дому шин А.П. «Первые и впервые» - М, 2014г 6. Зырянов А.А. «Общевоинские уставы» - М, 2014г 7. Лутовинов В.И. «Подготовка учащейся молодѐжи к защите Отечества и военной службе» - М, 2003г 8. Махальцов В.Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы» - Новосибирск, 2005г 9. Боярский В.И. «Партизаны и армия» - М, 2011 г 10. Яроцкий А.П. «Знай стрелковое оружие» - М, 2017г 11. Яроцкий А.П. «Наставление по стрелковому делу. Автомат Калашникова (АК)» - М, 2017г 12. Казаков Д.Ф. «Виды Вооружѐнных Сил Российской Федерации» М, 2017 г.