информатика 8 класс ОВЗ

1

Пояснительная записка
Адаптированная программа по информатике и ИКТ составлена на основе
примерной программы по информатике основного общего образования и требований к
специальным (коррекционным) программам для обучающихся с ОВЗ. Данная программа
реализуется в 8 классе по 1 часу в неделю.
Практические задания, предусмотренные программой, носят игровой,
занимательный характер, не превышают доступный возрасту уровень сложности и
формализации. Задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям
детей с отклонениями в умственном развитии и развивают их способности. В работе на
компьютере будут соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила и использоваться мультимедийный способ подачи информации. Повторение учебного
материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала является элементом
каждого занятия.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании» в Российской Федерации;
- Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении
федеральных
перечней
учебников, рекомендованных
к
использованию
в
образовательном процессе в образовательных учреждениях»;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10;
Задачи введения предмета «Информатика и ИКТ» следующие:
 развитие психических функций учащегося: внимания, памяти, воображения, воли
и т.д.;
 знакомство с информационными процессами в современном обществе
 формирование основных умений и навыков использования компьютера как
универсального инструмента для решения разнообразных задач;
 формирование коммуникативных способностей;
 развитие творческих способностей;
 индивидуализация обучения;
 использование компьютера как средства познания.
Общая характеристика учебного предмета
Использование компьютеров для занятии с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным программам, только
начинается, и компьютер все чаще применяется как наиболее адаптируемое к
индивидуальным особенностям средство обучения. Ребенку становятся доступны
неведомые раньше знания, умения, формы общения, что дает ему веру в свои силы. Основанием введения курса информатики и ИКТ для учащихся с ограниченными
возможностями здоровья является принцип равноправного доступа к образованию.
Применение информационных технологий в работе с учащимся с ограниченными
возможностями здоровья направлено на познавательную деятельность и формирование
личностных качеств. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом
усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков,
которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально
адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за
компьютером поможет усвоить программный материал. Поэтому коррекционная
деятельность при работе с этими детьми преследует вовлечение как можно большего
числа сенсорных механизмов, развитие артикуляционной моторики, зрительного
восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти,
2

наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п. Использование мультимедийных технологий обостряет и развивает имеющиеся возможности детей и дает
положительный результат при введении ИКТ в различные части урока.
Сегодня компьютерные технологии используются: в различных сферах жизни
человека, и их освоение необходимо рассматривать как часть общего образования наряду
с овладением, такими
навыками, как чтение, письмо, счет и. др. Овладение
элементарными пользовательскими умениями и навыками, будет способствовать социальному развитию, становлению и более успешной интеграции в жизнь современного
общества.
Программа по информатике ориентирована на формирование у учащихся с
ограниченными возможностями здоровья умения работать с компьютером, знакомство с
его возможностями и сферой применения. Программа определяет минимум знаний и
умений, который позволит учащимся на конечном этапе обучения самостоятельно
выполнять определенные операции и использовать простые компьютерные программы.
Обучение пользованию компьютером предполагает и усвоение определенных
теоретических сведений, специальных понятий и терминов, как правило, на английском
языке, что является для учащихся с ограниченными возможностями здоровья достаточно
трудным. Поэтому программой предусматриваются в большей степени практические,
занятия, а в ряде случаев и занятия тренировочного характера, направленные на изучение
и отработку последовательности тех или иных действий (порядок включения и
выключения компьютера, использование манипулятора мышь и др.).
На начальных этапах обучения пользованию компьютером в качестве практических
заданий будут использоваться простые обучающие компьютерные игры, что будет
способствовать повышению мотивации учащихся к овладению новыми знаниями и
умениями. Положительная нравственная направленность компьютерных игр и их
соответствие психическим и физиологическим особенностям учащихся является
обязательным условием их использования в учебном процессе.
Для более успешного обучения работе, на компьютере будет использоваться ряд
вспомогательных устройств, облегчающих учащимся с ограниченными возможностями
здоровья доступ и использование компьютером.
Основные нормативные принципы, характерные для компьютерного обучения
 принцип наглядности и развития теоретического мышления;
 принцип сознательности и творческой активности учащихся;
 принцип доступности и посильной трудности;

принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных
особенностей учащихся.
Цель:
 формирование представления об основных понятиях информатики;
 развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся е
ограниченными возможностями здоровья;
 освоение начальной технологии работы в системной среде
 освоение технологии работы в среде текстового редактора «Блокнот», текстового
процессора WORD и графического редактора «Раint»;
 пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде текстового и
графического редактора
1.

ЗАДАЧИ:
Ознакомить учащихся с правилами работы
требованиями техники безопасности.

на персональном компьютере и

3

2. Обучить учащихся элементарным знаниям в области информатики.
3. Создать условия для приобретения и развития умений ввода текста посредством
клавиатурных тренажеров.
4. Использовать на занятиях игровые программы с целью развития моторики пальцев.
5. Обучить элементарным навыкам работы на компьютере в системной среде
Windows, текстовом редакторе Блокнот, текстовом процессоре Word и
графическом редакторе Рaint.
Основные виды учебной деятельности:
 практическая
 репродуктивная
 игровая
Место предмета в учебном плане;
 в 8 классе – 35 часов
Требования к знаниям и умениям учащихся по информатике и ИКТ за курс 8
класса.
Учащиеся должны знать:









Требования техники безопасности при работе с персональным компьютером и
правила поведения в компьютерном классе;
названия и назначение основных устройств компьютера;
последовательность включения и выключения компьютера;
основные элементы окон Windows;
V назначение групп клавиш клавиатуры, назначение клавиш Еntег, Shift, Delete,
Васkspacе;
порядок запуска стандартных приложений Калькулятор, Блокнот, Раint и пр.;
правила набора и редактирования текста;
способы сохранения документов.
Учащиеся должны уметь:


включать и выключать компьютер;

выполнять действия с помощью манипулятора мышь;

выделять и перемещать объекты на рабочем столе;

создавать, сохранять, переименовывать, удалять файлы и папки;

настраивать вид папки;

сохранять файлы и папки на внешних носителях;

разворачивать, сворачивать, закрывать окна и изменять размер окон;

запускать программы из меню Пуск;

выполнять арифметические действия с помощью приложения Калькулятор;

набирать, редактировать текст в редакторе Блокнот;

создавать изображение в редакторе Рaint;

выводить на печать текстовые и графические файлы;

перемещаться по тексту с помощью манипулятора мышь, клавиатуры, полосы
прокрутки
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
4

• Компьютер
• Проектор/ интерактивная доска
• Принтер
• Модем
• Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы
со звуковой информацией
• Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными
объектами — клавиатура и мышь.
• Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер;
фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
• Интернет.
• ОС Windows
Учебно-тематический план
Теория
Компьютерный практикум
1. Понятие об информации и ее источниках (2 часа)
1. Понятие информации и информационные
Практикум «Воспроизведение
процессы Виды информации в современном
видеофайлов».
мире (1 час).
2. Источники информации. Персональный
Практикум «Воспроизведение
компьютер как средство получения, передачи, аудиофайлов».
переработки и хранения текстовой, числовой,
графической, звуковой, видеоинформации (1
час).
II. Знакомство с персональным компьютером и его компонентами(2 часа)
1. Техника безопасности при работе с
Практикум «Подключение внешних
персональным компьютером. Правила
устройств (мышь, Flash-память,
поведения в компьютерном классе.
клавиатура, монитор)».
Гигиенические требования при работе на
компьютере. Основные устройства
персонального компьютера: монитор,
клавиатура, системный блок. Назначение
каждого из устройств. Кнопка включениявыключения питания (1 час).
2. Дополнительные устройства персонального
Игра « Собери компьютер».
компьютера: манипулятор мышь, принтер,
звуковые колонки. Их назначение (1 час).
III. Рабочий стол Windows , манипулятор мышь приемы работы с манипулятором
мышь (4 часа)
1. Вид рабочего стола, знакомство с
элементами рабочего стола Windows (2
часа).

Практикум «Клавиатурный
" ВаЬуТуре 2000" ».

тренажер

2. Основные приемы работы с манипулятором Практикум «Использование контекстного
мышь: перемещение указателя, выделение
меню мыши»
объекта на рабочем столе, выполнение
команды меню путем быстрого нажатия и
отпускания (щелчка) левой кнопки мыши,
5

выполнение основного действия с объектов
(запуск программы по выбору педагога) путем
двух щелчков, выполнение с малым
интервалом времени; перемещение значка на
рабочем столе с помощью нажатия и
удержания левой кнопки манипулятора(2
часа).
IV. Меню Пуск. Стандартные приложения Windows (4 часа)
1. Структура меню Пуск, перемещение по
Практикум «Меню Пуск. Запуск
меню, запуск программы из меню Пуск
Приложений. Приложения Калькулятор,
{Калькулятор, Блокнот, Раint), изучение
Блокнот, Рaint».
приемов работы со стандартным приложением
«Калькулятор», закрытие меню (2 часа).
2. Знакомство с окнами Windows (на примере
Практикум «Работа с окнами».
папки «Мой компьютер»), основные элементы
окна: сворачивание, разворачивание, закрытие,
изменение размера, прокрутка (2 часа).
V. Клавиатура. Назначение групп клавиш (2 часа)
1. Группы клавиш клавиатуры. Алфавитные и
цифровые клавиши, их расположение (1 час).

Практикум «Клавиатурный тренажер.
"ВаbуТуре 2000"».

2. Клавиши управления курсором. Клавиши
Практикум «Клавиатурный тренажер
«Епtег», «Shift», «Dе1еtе», «Васksрасе». Малая "ВаbуТуре 2000"».
цифровая клавиатура (1 час).
VI. Файловая структура Windows (5 часов)
1. Файлы и папки (1 час).

Практикум «Настройка вида папки».

2. Имена файлов и папок (1 час).

Практикум «Организация папок».

3. Создание новых файлов й папок (1 час).

Практикум «Сохранение на внешних
носителях папок и файлов».

4. Копирование и удаление файлов и папок (2
часа).

Практикум «Создание, именование,
сохранение, перенос и удаление папок и
файлов»,
VII. Текстовый редактор «Блокнот» (10 часов)

1. Запуск программы Блокнот. Знакомство с
элементами окна Блокнот: заголовок, панель
инструментов (стандартная), рабочее поле,
полоса прокрутки (2 часа).
2. Операция с текстом: правила набора текста
(прописная буква, знаки препинания, пробел
между словами, удаление символа) (2 часа).
3. Редактирование текста: выбор языка,
перемещение по тексту, выделение слова,
фрагментов текста, копирование, вставка (3
часа)
4. Форматирование текста: размер и

Практикум «Запуск редактора Блокнот.
Создание текста».
Практикум «Работа с элементами окна
редактора Блокнот».
Практикум «Операции c текстом».

Практикум «Редактирование текста».
6

начертание шрифта. Перенос по словам. (2
Практикум «Форматирование текста».
часа).
5. Сохранение документа, способы сохранения Практикум «Сохранении текстового
документа. Печать документа(1 час).
файла», «Печать текстового файла».
VIII.Графический редактор «Раint» (4 часа)
1.
Запуск программы «Раint ». Знакомство
с элементами окна программы. Набор
инструментов (Палитра, Прямоугольник,
Линия, Карандаш, Овал, Кривая, Масштаб,
Текст, Заливка, Ластик, Пипетка (1 час).
2.
Атрибуты рисунка (1 час).

Практикум «Использование графически
примитивов»

3.
Создание изображения. Сохранение и
печать графического файла( 2 часа)

Практикум «Создание, сохранение и
печать графического файла»

Практикум «Изменение атрибутов
рисунка»

Закрепление пройденного материала (2 часа)
Закрепление основных умений использования компьютера, выполнение самостоятельных
заданий (на выбор учителя) (2 часа).
Содержание курса
I. Понятие об информации и ее источниках (2 часа)
1. Понятие информации и информационные процессы Виды информации в
современном мире (1 час). Практикум «Воспроизведение- видеофайлов».
2. Источники информации. Персональный компьютер как средство получения,
передачи, переработки и хранения текстовой, числовой, графической, звуковой,
видеоинформации (1 час). Практикум «Воспроизведение аудиофайлов».
II. Знакомство с персональным компьютерам и его компонентами (2 часа)
1. Техника безопасности при работе с персональным компьютером. Правила
поведения в компьютерном классе. Гигиенические требования при работе на компьютере.
Основные устройства персонального компьютера: монитор, клавиатура, системный блок.
Назначение каждого из устройств. Кнопка включения выключения питания (1 час).
Практикум «Подключение внешних устройств (мышь, Flash-память, клавиатура,
монитор)».
2. Дополнительные устройства персонального компьютера: манипулятор мышь,
принтер, звуковые колонки. Их назначение (1 час). Игра « Собери компьютер».
III. Рабочий стол Windows , манипулятор мышь приемы работы с манипулятором мышь
(4 часа)
1. Вид рабочего стола, знакомство с элементами рабочего стола Windows (2
часа). Практикум «Клавиатурный тренажер " ВаЬуТуре 2000" ».
2. Основные приемы работы с манипулятором мышь: перемещение указателя,
выделение объекта на рабочем столе, выполнение команды меню путем быстрого нажатия
и отпускания (щелчка) левой кнопки мыши, выполнение основного действия с объектов
(запуск программы по выбору педагога) путем двух щелчков, выполнение с малым
интервалом времени; перемещение значка на рабочем столе с помощью нажатия и
удержания левой
кнопки манипулятора (2 часа).
Практикум «Использование
контекстного меню мыши»
IV. Меню Пуск. Стандартные приложения Windows (4 часа)
7

1. Структура меню Пуск, перемещение по меню, запуск программы из меню Пуск
{Калькулятор, Блокнот, Раint), изучение приемов работы со стандартным приложением
«Калькулятор», закрытие меню (2 часа). Практикум «Меню Пуск. Запуск Приложений.
Приложения Калькулятор, Блокнот, Рaint».
2. Знакомство с окнами Windows (на примере папки «Мой компьютер»), основные
элементы окна: сворачивание, разворачивание, закрытие, изменение размера, прокрутка (2
часа). Практикум «Работа с окнами».
V. Клавиатура. Назначение групп клавиш (2 часа)
1.
Группы клавиш клавиатуры. Алфавитные и цифровые клавиши, их
расположение (1 час). Практикум «Клавиатурный тренажер. "ВаbуТуре 2000"».
2.
Клавиши управления курсором. Клавиши «Епtег»,
«Shift», «Dе1еtе»,
«Васksрасе». Малая цифровая клавиатура (1 час). Практикум «Клавиатурный тренажер
"ВаbуТуре 2000"».
VI. Файловая структура Windows (5 часов)
1. Файлы и папки (1 час). Практикум «Настройка вида папки».
2. Имена файлов и папок (1 час). Практикум «Организация папок».
3. Создание новых файлов й папок (1 час). Практикум «Сохранение на внешних
носителях папок и файлов».
4. Копирование и удаление файлов и папок (2 часа). Практикум «Создание,
именование, сохранение, перенос и удаление папок и файлов», VII. Текстовый редактор
«Блокнот» (10 часов)
1.
Запуск программы Блокнот. Знакомство с элементами окна Блокнот:
заголовок, панель инструментов (стандартная), рабочее поле, полоса прокрутки (2 часа).
Практикум «Запуск редактора Блокнот, Создание текста».
2.
Операция с текстом: правила набора текста (прописная буква, знаки
препинания, пробел между словами, удаление символа) (2 часа). Практикум «Работа с
элементами окна редактора Блокнот».
3. Редактирование текста: выбор языка, перемещение по тексту, выделение слова,
фрагментов текста, копирование, вставка (3 часа). Практикум «Операции c текстом».
4. Форматирование текста: размер и начертание шрифта. Перенос по словам. (2
часа). Практикум «Редактирование текста». Практикум «Форматирование текста».
5. Сохранение документа, способы сохранения документа. Печать документа(1
час). Практикум «Сохранении текстового файла», «Печать текстового файла».
VIII. Графический редактор «Раint» (4 часа)
1. Запуск программы «Раint ». Знакомство с элементами окна программы. Набор
инструментов (Палитра, Прямоугольник, Линия, Карандаш, Овал, Кривая,
Масштаб, Текст, Заливка, Ластик, Пипетка (.1 час). Практикум «Использование
графически примитивов»
2. Атрибуты рисунка (1 час). Практикум «Изменение атрибутов рисунка»
3. Создание изображения. Сохранение и печать графического файла( 2 часа).
Практикум «Создание, сохранение и печать графического файла»
Закрепление пройденного материала (2 часа)
Закрепление
основных
умений
использования
компьютера,
выполнение
самостоятельных заданий (на выбор учителя) (2 часа).
Календарно - тематическое планирование
№ Тема урока
1 Т.Б. Понятие информации и информационных
процессов. Виды информации .
2 Источники информации. ПК как средство

Количество
часов
1
1
8

получения, передачи, переработки и хранения
информации
3 Основные устройства ПК. Назначение каждого из
устройств.
4 Дополнительные
устройства:
манипулятор,
мышь, триммер, звуковые колонки. Их
назначение.
5 Вид рабочего стола
6 Знакомство с элементами рабочего стола
7
Основные приемы работы с манипулятором
мышь.
8 Выполнение основного действия с объектом
(запуск программ). Перемещение значка на
рабочем столе.
9 Структура меню Пуск, перемещение по меню,
значок программы из меню Пуск (клавиатура,
paint)
10 Изучение приемов работы со стандартными
приложением калькулятор, закрытие меню.
11 Знакомство с окнами Windows
12 Основные элементы окна. Практикум «Работа с
окнами».
13
Группы клавиш
клавиатуры. Практикум
«Клавиатурный тренажер ».
14 Клавиши управления курсором. Практикум
«Клавиатурный тренажер.».
15 Файлы и папки. Практикум «Настройка вида
папки».
16 Имена файлов и папок . Практикум «Организация
папок».
17 Создание новых файлов и папок.
Практикум «Сохранение на внешних носителях
папок и файлов».
18 Копирование файлов и папок
19 Удаление файлов и папок
Практикум «Создание, именование, сохранение,
перенос и удаление папок и файлов»
20 Запуск программы Блокнот. Практикум «Запуск
редактора Блокнот. Создание текста».
21 Знакомство с элементами окна Блокнот
22 Операция с текстом.
23 Правила набора текста. Практикум «Работа с
элементами окна редактора Блокнот».
24 Редактирование текста.
25 Перемещение по тексту. Практикум «Операции c
текстом».
26 Выделение
фрагментов текста, копирование,
вставка Практикум «Редактирование текста».
27 Форматирование текста: размер и начертание
шрифта.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9

28 Сохранение и печать документа. Практикум
29 Перенос по словам. Практикум «Форматирование
текста».
«Сохранение и печать текстового файла»
30 Программа «Раint ». Практикум «Использование
графически примитивов»

1
1

31 Атрибуты рисунка.
атрибутов рисунка»

«Изменение

1

32 Создание изображения. Сохранение и печать
33 Практикум «Создание,
сохранение и печать
графического файла»
34 Закрепление пройденного материала по теме
«Работа с информацией»
35 Итоговое тестирование

1
1

Практикум

1

1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».