чтение 4 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (ВАРИАНТ 1)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми
для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
наследие русской литературы;
2)

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе

других народов;
3)

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

на уроках чтения;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений
художественной литературы;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках чтения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях на уроках чтения;
10) формирование

эстетических

потребностей,

ценностей

и

чувств

средствами

художественной литературы;
11) развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами художественной
литературы;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям средствами художественной литературы.
Предметные результаты.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной
области «Язык и речевая практика» и характеризуют их достижения в

усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни,
включают умения:
- осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
- соблюдать при чтении паузы между предложениями;
- ставить логическое ударение и необходимую интонацию;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- выделять главную мысль произведения;
- участвовать в беседе;
- делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям;
- выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков;
- самостоятельно делать полный и выборочный пересказ;
- рассказывать по аналогии с прочитанным;
- заучивать наизусть стихотворения, басни;
- выборочно пересказывать по рисункам;
- делить рассказ на части по плану.
Обучающиеся должны уметь:
1 уровень:
•

читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по

семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса
темпом речи
•

отвечать на вопросы по прочитанному;

•

читать про себя, выполняя задания учителя;

•

выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

•

читать диалоги по ролям;

•

пересказывать прочитанное по частям;

•

выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;

2 уровень:

класса

•

осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

•

пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

•

участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

•

выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками

и

2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий

Чтение

является

важным

учебным

предметом

в

адаптированной

основной

общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью). Его направленность на социализацию личности умственно отсталого
ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование
эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения - все это еще
раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью).
Задачами уроков чтения для обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) в 4 классе являются:
•

воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;

•

формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава

слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от
послогового чтения к чтению целым словом;
•

формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию

текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,
сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
•

развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя,

спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном,
дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать
предполагаемый ответ и др.
Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного
творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей
деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения
лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется
заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность
расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и
представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем.
Совершенствование

техники

чтения

осуществляется

последовательно.

Постоянное

внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением
интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического

развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения.
Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд
этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов
развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов
обучения.
Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной
речи на процесс чтения.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения,
направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между
описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать
непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального
восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно
оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к
классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора
читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных : слов.
Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание
несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с
привлечением

собственного

опыта.

Такая

работа

обеспечивается

подбором

текстов,

соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого
года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам
устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и
динамики их продвижения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и
зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения
чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в
содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений,
определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков
устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития
познавательных интересов детей,

расширения

их

кругозора,

воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем,
о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду,
природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о

сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи,
стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): развития у них
интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской
литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учѐтом преемственности
планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные
знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
В программе определѐн обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения
курса.
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки,
потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных
классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их
взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в
этих отношениях.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о
культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу
время - потехе час», «О братьях наших меньших», «Поѐт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые
дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная
земля», «Лето пришло».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением
правильности ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трѐхсложных слов с простыми
слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными
слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца
предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор
соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость,
грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок

автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул,
удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную
оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и
поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели
под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение
отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и
персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей
произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности
идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведѐт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы
поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения,
обращаясь

за

ответом

к

учителю,

одноклассникам.

Работа

с

заглавием

произведения.

Прогнозирование, о чѐм может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием
прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников
к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Коллективное
выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к
произведению. Сравнение рассказа, придуманного обучающимися, и рассказа, написанного
автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приѐмов,
делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на
соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.).
Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по- разному, не повторяясь, можно
называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ
эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование
картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание
заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о п рочитанном,
пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчѐт о прочитанной
книге перед классом на уроках чтения.

Формы организации учебных занятий: урок «открытия нового знания», урок рефлексии,
урок методологической направленности, урок развивающего контроля, комбинированный урок,
театрализованный урок, урок - ролевая игра.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке

№
урока

Темаурока

Раздел 1. Школьная жизнь
1.
«Снова в школу» (По повести Н. Носова «Витя

Кол-во
часов,
отводимых
на
освоение
каждой
темы

Основные виды деятельности обучающихся
на уроке

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
дидактические игры.

Малеев в школе и дома»)

2.

Жил-был Учитель. Э. Мошковская

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
составление текста по образцу, работа в
парах.

3.

Чему учат в школе (в сокращении) М.
Пляцковский

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение и аудирование
(выполнение творческих заданий в ходе
работы с аудиозаписью).

4.

Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева
«Сами не ожидали»)

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по
ролям.

5.

Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца
«Первоклассница»)

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
составление текста по серии

картинок, работа в малых группах.
6.

Шум и Шумок. По Е. Ильиной

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по
ролям.

7.

Почему сороконожки опоздали на урок. В.
Орлов

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с презентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске, работа
с учебником (работа с текстом, выполнение
практических заданий),
выполнение самостоятельной творческой
работы.

8.

Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского
«Три желания второклассника Вити»)

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с презентацией в формате PowerPoint
на интерактивной доске, работа с учебником
(работа с текстом, выполнение практических
заданий на пересказ), составление текста по
серии картинок, работа в малых группах.

9.

Читалочка. В. Берестов

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение, тестирование.

10.

Зарубите на носу. По М. Бартеневу

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с презентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске, работа
с учебником (работа с текстом, выполнение
практических заданий),
выполнение самостоятельной творческой
работы.

11.

Загадки

1

12.

Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
участие в викторине (игровом занятии),
выполнение
практических заданий
и
упражнений.
Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
мини-экскурсия по школе, выполнение
практических заданий и упражнений.

Раздел 2. Время листьям опадать
13.
Жѐлтой краской кто-то... Н. Антонова

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических

заданий),
выразительное чтение,
работа с ЭОР на интерактивной
доске.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с презентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске, работа
с учебником (работа с текстом, выполнение
практических заданий),
выполнение самостоятельной творческой
работы.

14.

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой

1

15.

Подарки осени. Е. Благинина

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
участие в уроке-выставке осенних даров,
подготовка монологических высказываний с
использованием фрагментов стихотворения.

16.

Лесные подарки (из повести Л. Воронковой
«Подружки идут в школу»)

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с презентацией в формате PowerPoint
на интерактивной доске, работа с учебником
(работа с текстом, выполнение практических
заданий на пересказ), составление текста по
серии картинок, работа в малых группах.

17.

Лес осенью. А. Твардовский

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение, тестирование.

18.

В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной
«Вишнѐвая ветка»)

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с презентацией в формате PowerPoint
на интерактивной доске, работа с учебником
(работа с текстом, выполнение практических
заданий на пересказ), составление текста по
серии картинок, работа в малых группах.

19.

Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н.
Некрасова «Железная дорога»)

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение, тестирование.

20.

Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
мини-экскурсия по школьному двору или
городскому парку, выполнение практических
заданий и упражнений.

Осень. К. Бальмонт

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),

21.

выразительное чтение, тестирование.
22.

Три сойки. По Ю. Ковалю

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по
ролям.

23.

Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова
«Курорт «Сосулька»)

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
составление текста по образцу, работа в
парах.

24.

Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение, создание коллажа.

25.

Сказка про маленького жучка (по рассказу О.
Иваненко «Спокойной ночи!»)

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по
ролям.

26.

Пчѐлы и мухи. По К. Ушинскому

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
составление текста по образцу, работа в
парах.

27.

Время листьям опадать. (по рассказу Г.
Граубина «Почему осенью листопад»)

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по
ролям.

28.

Загадки

1

29.

Обобщающий урок по теме «Время листьям
опадать .»

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
участие в викторине (игровом занятии),
выполнение
практических заданий
и
упражнений.
Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
групповых мини-

проектов.
Раздел 3. Делу - время, потехе - час
30.
Пекла кошка пирожки... (русская потешка)

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
драматизация
(инсценированиепотешки), участие в урокеконкурсе.

31.

Сенокос (чешская потешка)

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение, создание панно из
пластилина по мотивам потешки.

32.

Карусели. По Л. Пантелееву

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске.

33.

Прятки. По Н. Носову

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по
ролям.

34.

Считалки

1

35.

Жмурки. По М. Булатову

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником,
игровые упражнения с
использованием считалок,
подвижные игры.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске.

36.

Обобщающий урок по теме «Делу - время,
потехе - час»

1

Раздел 4. В мире животных
37.
Бодливая корова. По К. Ушинскому

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
групповых минипроектов.

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),

выразительное
чтение,
создание
иллюстраций к рассказу.
Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске.

38.

Упрямый котѐнок. По В. Бирюкову

1

39.

Пушок. По В. Гаранжину

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске, участие
в дидактических играх.

40.

Томка. По Е. Чарушину

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по
ролям.

41.

Охотник и собаки. По Б. Житкову

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске, участие
в дидактических играх

42.

Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня
курица клюнула в нос»)

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по
ролям.

43.

Хитрый бурундук. Г. Снегирѐв

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске, участие
в дидактических играх

44.

Барсучья кладовая. По А. Баркову

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),

работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выполнение творческих заданий, чтение по
ролям.
45.

Гостья. По А. Дорохову

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске, участие
в дидактических играх

46.

Игрушки лисят. Г. Корольков

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
драматизация (инсценирование).

47.

Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь
зелѐных чисел»)

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске, участие
в дидактических играх

48.

Загадки

1

49.

Обобщающий
животных»

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
участие в викторине (игровом занятии),
выполнение
практических заданий
и
упражнений.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
экскурсия в зоопарк или минизоопарк,
выполнение творческих заданий.

урок

по

теме

«В

Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела
50.
Миша-мастер. Г. Ладонщиков

мире

1

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
драматизация (инсценирование).

51.

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
выразительное
чтение
и
выполнение
упражнений на подготовку к пересказу
текста.

52.

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в дидактических
играх.

53.

Михаськин сад. В. Хомченко

1

Участие в беседе с учителем и

одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение, выполнение
творческих заданий.
54.

Когда люди радуются (по повести
Баруздина «Алѐшка из нашего дома»)

С.

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске, участие
в дидактических играх

55.

Про каникулы и полезные дела. По Ю.
Ермолаеву

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
драматизация (инсценирование).

56.

Котѐнок. Е. Благинина

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение, создание коллажа.

57.

Птичка. В. Голявкин

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске, участие
в дидактических играх

58.

Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на
добрые дела»

1

Раздел 6. Зима наступает
59.
Снег идѐт. По. Л. Воронковой

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
групповых минипроектов.

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение, подготовка
иллюстраций к тексту.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
выразительное
чтение
и
выполнение
упражнений на подготовку к пересказу
текста.

60.

Снегурочка. А. Слащѐв. Часть 1

1

61.

Снегурочка. А. Слащѐв. Часть 2

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в

формате PowerPoint на интерактивной
доске, пересказ текста, участие в
дидактических играх.
62.

Зима (отрывок) И. Суриков

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения
вслух.

63.

Декабрь (отрывок) С. Маршак

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения
вслух.

64.

Елка. По В. Сутееву. Часть 1

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
выразительное
чтение
и
выполнение
упражнений на подготовку к пересказу
текста.

65.

Елка. По В. Сутееву. Часть 2

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в дидактических
играх.

66.

Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение, выполнение
творческих заданий.

67.

Где лежало «спасибо»?

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
выразительное чтение, выполнение
практических заданий (элементы ролевой
игры).

68.

На горке. По Н. Носову. Часть 1

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
выразительное
чтение
и
выполнение
упражнений на подготовку к пересказу
текста.

69.

На горке. По Н. Носову. Часть 2

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в

дидактических играх.
70.

Лисичка-сестричка и волк (русская народная
сказка). Ч. 1

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
выразительное
чтение
и
выполнение
упражнений на подготовку к пересказу
текста.

71.

Лисичка-сестричка и волк (русская народная
сказка). Ч. 2

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в дидактических
играх.

72.

Как Солнце с Морозом поссорились. А.
Бродский

1

73.

Зимняя сказка. П. Головкин

1

74.

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
творческих заданий.
Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
выразительное
чтение
и
выполнение
упражнений на подготовку к пересказу
текста.

75.

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с ЭОР и презентациями в формате
PowerPoint на интерактивной доске,
пересказ текста, участие в дидактических
играх.

76.

Снежная шапка. В. Бирюков

1

77.

В шубах и шапках. По А. Тумбасову

1

78.

Не ветер бушует над бором... (Отрывок из
поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос»

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
творческих заданий.
Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.

79.

Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки
«Приспособился»)

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы),

выполнение творческих заданий.
80.

Зимние приметы. По А. Спирину

81.

Е. Благинина, А. Рождественская,
Тараховская. Произведения о зиме.

82.

Обобщающий урок по теме «Зима наступила»

1

Е.

Раздел 7. Весѐлые истории
83.
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По
Н. Носову. Ч. 1

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения
вслух.

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
групповых минипроектов.

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, выполнение творческих заданий.

84.

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По
Н. Носову. Ч.2

1

85.

Одни неприятности. Г. Остер

1

86.

Однажды утром. М. Пляцковский

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения
вслух.

87.

Почему комары кусаются. В. Бирюков

1

88.

Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
творческих заданий (подготовка
иллюстраций)
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР, учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения
вслух.

89.

Две лишние коробки. По О. Кургузову

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения
вслух.

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками, выполнение упражнений
на интерактивной доске,

90.

Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе

1

91.

Обобщающий
истории»

1

урок

по

теме

«Весѐлые

Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает...
92.
Март. В. Алфѐров

1

93.

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1

1

94.

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2

1

95.

Забота. Е. Благинина

1

96.

Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому

1

97.

Последняя льдина. По В. Бианки

1

98.

Весна. А. Плещеев

1

99.

Скворцы прилетели. По А. Баркову

1

работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
групповых минипроектов.

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, участие в викторине.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР, учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения
вслух.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР, учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения
вслух.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с

текстом, ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий

100.

Всему свой срок. По Э. Шиму

1

101.

Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с ЭОР, учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),
выразительное чтение стихотворения вслух.

102.

Весенний вечер. По Ю. Ковалю

1

103.

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий

104.

Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна
наступает.!»

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
групповых минипроектов.

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР и учебником (работа с
текстом, ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, выполнение творческих заданий.

Раздел 9. В мире волшебной сказки
105. Хаврошечка (Русская народная сказка) (В
сокращении)

106.

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В
сокращении)

1

107.

Сказка о серебряном блюдечке и наливном
яблочке (Русская народная сказка) (В
сокращении)

1

108.

Сказка о серебряном блюдечке и наливном
яблочке (Русская народная сказка) (В
сокращении)

1

109.

У лукоморья дуб зелѐный... (Отрывок из
поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина)

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с ЭОР, учебником (работа с текстом,
выполнение практических заданий),

110.

Подарки феи. По Ш. Перро

1

111.

Подарки феи. По Ш. Перро

1

112.

Горшочек каши. Братья Гримм

1

113.

Наши сказки. По В. Порудоминскому

1

114.

Обобщающий урок
волшебной сказки»

по

теме

«В

мире

Раздел 10.Родная земля
115. Царь-колокол. М. Ильин

1

выразительное чтение стихотворения
вслух.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
групповых минипроектов.

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
аудиовизуальными
материалами,
выполнение творческих заданий.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
аудиовизуальными
материалами,
выполнение творческих заданий.

116.

Город на Неве. С. Васильева

1

117.

Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко

1

118.

Сочинение на тему. С. Вербова

1

119.

Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как
пишется это слово»)

1

Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение
практических заданий
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), написание минисочинений по плану и опорным словам.
Участие в беседе с учителем и
одноклассниками,

работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
аудиовизуальными
материалами,
выполнение творческих заданий.
120.

Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О
самом главном»)

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
аудиовизуальными
материалами,
выполнение творческих заданий.

121.

Защита. А. Усачѐв

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
аудиовизуальными
материалами,
выполнение творческих заданий.

122.

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
аудиовизуальными
материалами,
выполнение творческих заданий (создание
коллажа).

123.

День Победы. Т. Белозѐров

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в формате
PowerPoint на интерактивной доске, миниэкскурсия - выход к обелиску или памятнику
Победы.

124.

Обобщающий урок по теме «Родная земля»

1

Участие
в
беседе
с
учителем
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), мини-экскурсия по
родному городу или селу, выполнение
практических заданий.

Раздел 11. Лето пришло
125. Ливень. С. Козлов

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
аудиовизуальными
материалами,
выполнение творческих заданий.

Тучка. Г. Граубин

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
аудиовизуальными материалами,

126.

и

выполнение творческих заданий.
127.

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий

128.

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в формате
PowerPoint
на
интерактивной
доске,
подготовка иллюстраций к произведению.

129.

Одуванчик. Е. Благинина

1

Участие
в
беседе
с
учителем
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, участие в дидактических играх.

130.

Встреча со змеѐй. По А. Дорохову

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий

131.

Летний снег А. Бродский

1

Участие
в
беседе
с
учителем
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, участие в викторине.

132.

После зимы будет лето. В. Голявкин

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), работа с ЭОР,
выполнение творческих заданий

133.

Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская

1

Участие
в
беседе
с
учителем
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, участие в дидактических играх.

и

134.

Летние приметы. По А. Спирину

1

Участие
в
беседе
с
учителем
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы) презентацией в
формате PowerPoint на интерактивной
доске, участие в дидактических играх.

и

135.

Обобщающий урок по теме «Лето пришло»

1

136.

Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете

1

Участие
в
беседе
с
учителем
и
одноклассниками,
работа с учебником (работа с текстом,
ответы на вопросы), выполнение минипроектов.
Участие в игровом занятии, выразительное
чтение отрывков

и

и

художественных произведений в формате
«гостиной».

4. Учебно-методический материал:
1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного
чтения». 1-4 класс. - М.: ООО «Спектр-М», 2005.
3. Ильина, С.Ю. Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2014.
4. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2002.
Материально-техническое обеспечение:
- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера;
- компьютерные презентации PowerPoint по темам программы;
- серии книг для внеклассного чтения(книги с рассказами о живой и неживой природе,
направленные на патриотическое, этическое и эстетическое воспитание);
- дидактический материал (портреты писателей, иллюстрации (репродукции) к изучаемым
произведениям, комплект сюжетных картинок);
- демонстрационные таблицы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».