РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» (ВАРИАНТ 1) 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, наследие русской литературы; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и литературе других народов; 3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках чтения; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, в т.ч. в ходе обсуждения произведений художественной литературы; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках чтения; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках чтения; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами художественной литературы; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей средствами художественной литературы; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям средствами художественной литературы. Предметные результаты. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Язык и речевая практика» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, включают умения: - осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами; - соблюдать при чтении паузы между предложениями; - ставить логическое ударение и необходимую интонацию; - отвечать на вопросы по прочитанному; - выделять главную мысль произведения; - участвовать в беседе; - делить текст на законченные по смыслу части по данным заглавиям; - выделять главные действующие лица, давать оценку их поступков; - самостоятельно делать полный и выборочный пересказ; - рассказывать по аналогии с прочитанным; - заучивать наизусть стихотворения, басни; - выборочно пересказывать по рисункам; - делить рассказ на части по плану. Обучающиеся должны уметь: 1 уровень: • читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса темпом речи • отвечать на вопросы по прочитанному; • читать про себя, выполняя задания учителя; • выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам; • читать диалоги по ролям; • пересказывать прочитанное по частям; • выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса; 2 уровень: класса • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; • пересказывать содержание прочитанного по вопросам; • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; • выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками и 2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий Чтение является важным учебным предметом в адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения - все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Задачами уроков чтения для обучающихся интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в 4 классе являются: • воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу; • формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом; • формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; • развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др. Для чтения в 4 классе подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваться точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев в мотивации этих поступков, в выделении непонятных : слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта. Такая работа обеспечивается подбором текстов, соответствующих интересам учащихся, и целенаправленными вопросами учителя. Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Это произведения о Родине, о Москве; ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей; рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью): развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учѐтом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. В программе определѐн обязательный базовый уровень планируемых результатов освоения курса. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих отношениях. Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др. Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время - потехе час», «О братьях наших меньших», «Поѐт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки», «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло». Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильности ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трѐхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался. Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов. Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведѐт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чѐм может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем. Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного обучающимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приѐмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по- разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста. Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о п рочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчѐт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения. Формы организации учебных занятий: урок «открытия нового знания», урок рефлексии, урок методологической направленности, урок развивающего контроля, комбинированный урок, театрализованный урок, урок - ролевая игра. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке № урока Темаурока Раздел 1. Школьная жизнь 1. «Снова в школу» (По повести Н. Носова «Витя Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы Основные виды деятельности обучающихся на уроке 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, дидактические игры. Малеев в школе и дома») 2. Жил-был Учитель. Э. Мошковская 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), составление текста по образцу, работа в парах. 3. Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение и аудирование (выполнение творческих заданий в ходе работы с аудиозаписью). 4. Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. 5. Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), составление текста по серии картинок, работа в малых группах. 6. Шум и Шумок. По Е. Ильиной 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. 7. Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выполнение самостоятельной творческой работы. 8. Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ), составление текста по серии картинок, работа в малых группах. 9. Читалочка. В. Берестов 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, тестирование. 10. Зарубите на носу. По М. Бартеневу 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выполнение самостоятельной творческой работы. 11. Загадки 1 12. Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь» 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), мини-экскурсия по школе, выполнение практических заданий и упражнений. Раздел 2. Время листьям опадать 13. Жѐлтой краской кто-то... Н. Антонова 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, работа с ЭОР на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выполнение самостоятельной творческой работы. 14. Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой 1 15. Подарки осени. Е. Благинина 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, участие в уроке-выставке осенних даров, подготовка монологических высказываний с использованием фрагментов стихотворения. 16. Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ), составление текста по серии картинок, работа в малых группах. 17. Лес осенью. А. Твардовский 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, тестирование. 18. В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнѐвая ветка») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий на пересказ), составление текста по серии картинок, работа в малых группах. 19. Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, тестирование. 20. Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), мини-экскурсия по школьному двору или городскому парку, выполнение практических заданий и упражнений. Осень. К. Бальмонт 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), 21. выразительное чтение, тестирование. 22. Три сойки. По Ю. Ковалю 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. 23. Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), составление текста по образцу, работа в парах. 24. Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, создание коллажа. 25. Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. 26. Пчѐлы и мухи. По К. Ушинскому 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), составление текста по образцу, работа в парах. 27. Время листьям опадать. (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. 28. Загадки 1 29. Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать .» 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых мини- проектов. Раздел 3. Делу - время, потехе - час 30. Пекла кошка пирожки... (русская потешка) 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, драматизация (инсценированиепотешки), участие в урокеконкурсе. 31. Сенокос (чешская потешка) 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, создание панно из пластилина по мотивам потешки. 32. Карусели. По Л. Пантелееву 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске. 33. Прятки. По Н. Носову 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. 34. Считалки 1 35. Жмурки. По М. Булатову 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником, игровые упражнения с использованием считалок, подвижные игры. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске. 36. Обобщающий урок по теме «Делу - время, потехе - час» 1 Раздел 4. В мире животных 37. Бодливая корова. По К. Ушинскому 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых минипроектов. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, создание иллюстраций к рассказу. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске. 38. Упрямый котѐнок. По В. Бирюкову 1 39. Пушок. По В. Гаранжину 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх. 40. Томка. По Е. Чарушину 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. 41. Охотник и собаки. По Б. Житкову 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх 42. Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. 43. Хитрый бурундук. Г. Снегирѐв 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх 44. Барсучья кладовая. По А. Баркову 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий, чтение по ролям. 45. Гостья. По А. Дорохову 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх 46. Игрушки лисят. Г. Корольков 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, драматизация (инсценирование). 47. Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелѐных чисел») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх 48. Загадки 1 49. Обобщающий животных» Участие в беседе с учителем и одноклассниками, участие в викторине (игровом занятии), выполнение практических заданий и упражнений. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, экскурсия в зоопарк или минизоопарк, выполнение творческих заданий. урок по теме «В Раздел 5. Жизнь дана на добрые дела 50. Миша-мастер. Г. Ладонщиков мире 1 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, драматизация (инсценирование). 51. Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. 52. Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. 53. Михаськин сад. В. Хомченко 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение, выполнение творческих заданий. 54. Когда люди радуются (по повести Баруздина «Алѐшка из нашего дома») С. 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх 55. Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, драматизация (инсценирование). 56. Котѐнок. Е. Благинина 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, создание коллажа. 57. Птичка. В. Голявкин 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх 58. Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела» 1 Раздел 6. Зима наступает 59. Снег идѐт. По. Л. Воронковой Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых минипроектов. 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение, подготовка иллюстраций к тексту. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. 60. Снегурочка. А. Слащѐв. Часть 1 1 61. Снегурочка. А. Слащѐв. Часть 2 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. 62. Зима (отрывок) И. Суриков 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. 63. Декабрь (отрывок) С. Маршак 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. 64. Елка. По В. Сутееву. Часть 1 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. 65. Елка. По В. Сутееву. Часть 2 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. 66. Вечер под Рождество. По Л. Клавдиной 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение, выполнение творческих заданий. 67. Где лежало «спасибо»? 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение, выполнение практических заданий (элементы ролевой игры). 68. На горке. По Н. Носову. Часть 1 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. 69. На горке. По Н. Носову. Часть 2 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. 70. Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. 71. Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. 72. Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский 1 73. Зимняя сказка. П. Головкин 1 74. Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение творческих заданий. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, выразительное чтение и выполнение упражнений на подготовку к пересказу текста. 75. Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и презентациями в формате PowerPoint на интерактивной доске, пересказ текста, участие в дидактических играх. 76. Снежная шапка. В. Бирюков 1 77. В шубах и шапках. По А. Тумбасову 1 78. Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос» 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение творческих заданий. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. 79. Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспособился») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение творческих заданий. 80. Зимние приметы. По А. Спирину 81. Е. Благинина, А. Рождественская, Тараховская. Произведения о зиме. 82. Обобщающий урок по теме «Зима наступила» 1 Е. Раздел 7. Весѐлые истории 83. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч. 1 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых минипроектов. 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. 84. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2 1 85. Одни неприятности. Г. Остер 1 86. Однажды утром. М. Пляцковский 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. 87. Почему комары кусаются. В. Бирюков 1 88. Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение творческих заданий (подготовка иллюстраций) Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. 89. Две лишние коробки. По О. Кургузову 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, выполнение упражнений на интерактивной доске, 90. Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе 1 91. Обобщающий истории» 1 урок по теме «Весѐлые Раздел 8. Полюбуйся, весна наступает... 92. Март. В. Алфѐров 1 93. Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1 1 94. Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2 1 95. Забота. Е. Благинина 1 96. Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому 1 97. Последняя льдина. По В. Бианки 1 98. Весна. А. Плещеев 1 99. Скворцы прилетели. По А. Баркову 1 работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение творческих заданий. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых минипроектов. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в викторине. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий 100. Всему свой срок. По Э. Шиму 1 101. Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), выразительное чтение стихотворения вслух. 102. Весенний вечер. По Ю. Ковалю 1 103. Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий 104. Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает.!» 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых минипроектов. 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР и учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. Раздел 9. В мире волшебной сказки 105. Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) 106. Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении) 1 107. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) 1 108. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении) 1 109. У лукоморья дуб зелѐный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина) 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с ЭОР, учебником (работа с текстом, выполнение практических заданий), 110. Подарки феи. По Ш. Перро 1 111. Подарки феи. По Ш. Перро 1 112. Горшочек каши. Братья Гримм 1 113. Наши сказки. По В. Порудоминскому 1 114. Обобщающий урок волшебной сказки» по теме «В мире Раздел 10.Родная земля 115. Царь-колокол. М. Ильин 1 выразительное чтение стихотворения вслух. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, выполнение творческих заданий. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение групповых минипроектов. 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. 116. Город на Неве. С. Васильева 1 117. Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко 1 118. Сочинение на тему. С. Вербова 1 119. Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение практических заданий Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), написание минисочинений по плану и опорным словам. Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. 120. Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном») 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. 121. Защита. А. Усачѐв 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. 122. Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий (создание коллажа). 123. День Победы. Т. Белозѐров 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, миниэкскурсия - выход к обелиску или памятнику Победы. 124. Обобщающий урок по теме «Родная земля» 1 Участие в беседе с учителем одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), мини-экскурсия по родному городу или селу, выполнение практических заданий. Раздел 11. Лето пришло 125. Ливень. С. Козлов 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, выполнение творческих заданий. Тучка. Г. Граубин 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, аудиовизуальными материалами, 126. и выполнение творческих заданий. 127. Хитрый одуванчик. Н. Павлова 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий 128. Хитрый одуванчик. Н. Павлова 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, подготовка иллюстраций к произведению. 129. Одуванчик. Е. Благинина 1 Участие в беседе с учителем одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх. 130. Встреча со змеѐй. По А. Дорохову 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий 131. Летний снег А. Бродский 1 Участие в беседе с учителем одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в викторине. 132. После зимы будет лето. В. Голявкин 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), работа с ЭОР, выполнение творческих заданий 133. Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская 1 Участие в беседе с учителем одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх. и 134. Летние приметы. По А. Спирину 1 Участие в беседе с учителем одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы) презентацией в формате PowerPoint на интерактивной доске, участие в дидактических играх. и 135. Обобщающий урок по теме «Лето пришло» 1 136. Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете 1 Участие в беседе с учителем и одноклассниками, работа с учебником (работа с текстом, ответы на вопросы), выполнение минипроектов. Участие в игровом занятии, выразительное чтение отрывков и и художественных произведений в формате «гостиной». 4. Учебно-методический материал: 1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011. 2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. - М.: ООО «Спектр-М», 2005. 3. Ильина, С.Ю. Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2014. 4. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2002. Материально-техническое обеспечение: - АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера; - компьютерные презентации PowerPoint по темам программы; - серии книг для внеклассного чтения(книги с рассказами о живой и неживой природе, направленные на патриотическое, этическое и эстетическое воспитание); - дидактический материал (портреты писателей, иллюстрации (репродукции) к изучаемым произведениям, комплект сюжетных картинок); - демонстрационные таблицы.