Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс разработана на основе: -Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); -примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основная цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе. Основными критериями отбора материала по русскому языку является его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объѐма и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом учащихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности. Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2006.. Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской. Учебник РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Москва «Просвещение» 2012». Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения. Задачи: 1. Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи. 2. Заложить основы для овладения устной и письменной речи. 3. Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки. 4. Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию. 5. Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие фонетико-фонематических представлений; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; развитие высших психических функций; развитие речи, владение техникой речи; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Учащиеся должны уметь: составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; анализировать слова по звуковому составу; различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы. Учащиеся должны знать: алфавит. Программа рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю. Содержание программы ПОВТОРЕНИЕ Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. ЗВУКИ И БУКВЫ Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ѐ, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ѐ, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). СЛОВО Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам к т о ? ч т о ? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам к о г о ? ч е г о ? к о м у ? ч е м у ? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам ч т о д е л а е т ? ч т о д е л а л ? ч т о с д е л а л ? ч т о будет делать? Что с д е л а е т , правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам к а к о й ? к а к а я ? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от,под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике ПРЕДЛОЖЕНИЕ Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу к о г о ? или ч т о ?), родительного падежа (к о г о ? или ч е г о ? нет у к о г о ?), дательного падежа (к о м у ? ч е м у ? ), предложного падежа (г д е ? с предлогами в и на, о к о м ? о ч е м ? ), творительного падежа ( к е м ? ч е м ? ). Составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. УСТНАЯ РЕЧЬ Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год Список дополнительной литературы 1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991. 2. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994. 3. Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981. 4. Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2007. 5. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М., 1987. 6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. 7. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982. 8. Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001 9. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 1992. 10. Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 1980 11. 350 развивающих упражнений по русскому языку:Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004г. Критерии оценки Оценка «5»ставится, если обучающийся в полном объѐме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету. Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету. Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объѐме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося. Календарно тематическое планирование по русскому языку № п/п Повторение о предложении Практическое занятие (построение предложений). Тренировочные 4-7 упражнения Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах в 8-11 вопросах. Тренировочные упражнения Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Тренировочные 12-14 упражнения 15-18 Звуки и буквы. Тренировочные упражнения 19 Словарный диктант 20-22 Алфавит 23-26 Гласные и согласные буквы и звуки. Тренировочные упражнения 27-30 Гласные буквы Е, Ё, И, Ю, Я. Тренировочные упражнения 31-34 Ударение в слове. Тренировочные упражнения 35-37 Слог как часть слова. Тренировочные упражнения 38-40 Перенос слов при письме. Тренировочные упражнения 41-42 Диктант. Работа над ошибками 43-46 Твердые и мягкие согласные. Тренировочные упражнения 47-50 Мягкий знак на конце и в середине слова. Тренировочные упражнения 51-55 Гласные после шипящих. Тренировочные упражнения 56-60 Парные звонкие и глухие согласные. Тренировочные упражнения 61-64 Звонкие и глухие согласные на конце слова. Тренировочные упражнения 65-66 Диктант. Работа над ошибками 67-70 Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения 71-74 Слово. Названия предметов. Тренировочные упражнения 75 Словарный диктант Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сѐл, 76-79 улиц. Тренировочные упражнения 80-82 Названия действий. Тренировочные упражнения 83-85 Названия признаков. Тренировочные упражнения 86-90 Предлоги. Тренировочные упражнения 91-94 Предложение. Тренировочные упражнения 95-96 Контрольный диктант. Работа над ошибками 97-102 Повторение. Тренировочные упражнения Итого 1-3 Кол. часов Тема урока 3 4 4 3 4 1 3 4 4 4 3 3 2 4 4 5 5 4 2 4 4 1 4 3 3 5 4 2 6 102