русский 3бкл

Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс разработана на
основе:
-Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основная
цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключается в создании
условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта,
подготовки их к жизни в современном обществе. Основными критериями отбора
материала по русскому языку является его доступность и практическая значимость.
Доступность проявляется в существенном ограничении объѐма и содержания материала,
практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным
опытом учащихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний
на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего
социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер,
при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной
направленности.
Программа составлена на основе Программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора
педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2006.. Предлагаемая программа
ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской. Учебник РУССКИЙ ЯЗЫК 3
класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы Москва «Просвещение» 2012».
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний,
умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
1.
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
2.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
3.
Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
4.
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать
коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
5.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое
отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
 развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
 развитие навыков каллиграфии;
 развитие фонетико-фонематических представлений;
 формирование умения работать по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;
 развитие высших психических функций;
 развитие речи, владение техникой речи;

 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
 составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать
нарушенный порядок слов в предложении;
 анализировать слова по звуковому составу;
 различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и
безударные;
 определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на
слоги, переносить части слова при письме;
 списывать текст целыми словами;
 писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
 алфавит.
Программа рассчитана на 102 часа, по 3 часа в неделю.
Содержание программы
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в
конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной
форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в
словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.
Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и
безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении
мягкости буквами и, е, ѐ, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ѐ, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу,
щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение
выделять их в тексте, различать по вопросам к т о ? ч т о ? и правильно употреблять в речи
в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по
вопросам к о г о ? ч е г о ? к о м у ? ч е м у ? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц.
Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в
тексте, различать по вопросам ч т о д е л а е т ? ч т о д е л а л ? ч т о с д е л а л ? ч т о
будет делать? Что

с д е л а е т , правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду
действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
 называние признака (качества) данного предмета по вопросам к а к о й ? к а к а я ?
какое? какие?;
 нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное
отнесение их к словам, обозначающим предметы;
 подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение
предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам
(снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
 согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими
предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от,под, над, о (об) и писать их раздельно со
словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться
словарем, данным в учебнике
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление
предложений с употреблением винительного падежа (вижу к о г о ? или ч т о ?),
родительного падежа (к о г о ? или ч е г о ? нет у к о г о ?), дательного падежа (к о м у ?
ч е м у ? ), предложного падежа (г д е ? с предлогами в и на, о к о м ? о ч е м ? ),
творительного падежа ( к е м ? ч е м ? ). Составление предложений на заданную учителем
тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Умение ответить на
заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более
легких случаях — самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с
последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с
союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по
картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год
Список дополнительной литературы
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка
в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
2. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.

3. Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной
школы. – М.: Просвещение, 1981.
4. Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку».
М.; Вако, 2007.
5. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку.
М., 1987.
6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
7. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для
учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
8. Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и
проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001
9. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 1992.
10. Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 1980
11. 350 развивающих упражнений по русскому языку:Увлекательное пособие для
учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО
«Юнипресс» 2004г.

Критерии оценки
Оценка «5»ставится, если обучающийся в полном объѐме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении
практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные
знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая
ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или
неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку.
Учитывается усвоение нового словаря по предмету.
Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на
уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но
демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других
аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические
действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной
работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в
случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся
демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по
предмету.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объѐме демонстрирует знания и
умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при
решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не
достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер
допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения
пройденного материала.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей
части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния
на содержание деятельности обучающегося.

Календарно тематическое планирование по русскому языку
№ п/п

Повторение о предложении
Практическое занятие (построение предложений). Тренировочные
4-7
упражнения
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах в
8-11
вопросах. Тренировочные упражнения
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Тренировочные
12-14
упражнения
15-18 Звуки и буквы. Тренировочные упражнения
19
Словарный диктант
20-22 Алфавит
23-26 Гласные и согласные буквы и звуки. Тренировочные упражнения
27-30 Гласные буквы Е, Ё, И, Ю, Я. Тренировочные упражнения
31-34 Ударение в слове. Тренировочные упражнения
35-37 Слог как часть слова. Тренировочные упражнения
38-40 Перенос слов при письме. Тренировочные упражнения
41-42 Диктант. Работа над ошибками
43-46 Твердые и мягкие согласные. Тренировочные упражнения
47-50 Мягкий знак на конце и в середине слова. Тренировочные упражнения
51-55 Гласные после шипящих. Тренировочные упражнения
56-60 Парные звонкие и глухие согласные. Тренировочные упражнения
61-64 Звонкие и глухие согласные на конце слова. Тренировочные упражнения
65-66 Диктант. Работа над ошибками
67-70 Разделительный мягкий знак. Тренировочные упражнения
71-74 Слово. Названия предметов. Тренировочные упражнения
75
Словарный диктант
Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сѐл,
76-79
улиц. Тренировочные упражнения
80-82 Названия действий. Тренировочные упражнения
83-85 Названия признаков. Тренировочные упражнения
86-90 Предлоги. Тренировочные упражнения
91-94 Предложение. Тренировочные упражнения
95-96 Контрольный диктант. Работа над ошибками
97-102 Повторение. Тренировочные упражнения
Итого
1-3

Кол.
часов

Тема урока
3
4
4
3
4
1
3
4
4
4
3
3
2
4
4
5
5
4
2
4
4
1
4

3
3
5
4
2
6
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 17.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 83953408795

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».