РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» (ВАРИАНТ 1) 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: — закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей в речевой деятельности; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения в речевой практике; — закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения); — закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения); Предметные результаты обучения Достаточный уровень: — понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; — понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; — уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; — участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; — правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; — принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций; — уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план. Минимальный уровень: — выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; — выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; — знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно символический план. Содержание учебного предмета с указанием форм организации 2. учебных занятий Характерное для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно - практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика. Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения предметной области «Язык и речевая практика». Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации младших школьников интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми. Общие задачи учебного предмета «Речевая практика»: 1) способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся; 2) корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; 3) формировать выразительную сторону речи; 4) учить строить устные связные высказывания; 5) воспитывать культуру речевого общения. Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале которых формируются коммуникативные умения школьников. Содержание программы включает четыре раздела: 1. Аудирование и понимание речи. 2. Дикция и выразительность речи. 3. Общение и его значение в жизни. 4. Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения; примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией). Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи», «Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни» обеспечивает целенаправленную работу по развитию у школьников умений правильно воспринимать речь на слух, точно еѐ интонировать , владеть этикетными средствами общения. Как правило, все названные умения формируются в речевых ситуациях. Вместе с тем специальная работа по отработке каждого из них должна вестись и на самостоятельных этапах урока. Такая подготовительная работа создаѐт условия для более свободного пользования отработанными ранее умениями в пределах организуемой речевой ситуации, а далее и в реальных сферах общения. Большое значение для развития коммуникативных навыков учеников имеет точность произношения речи. Дети с интеллектуальными нарушениями плохо умеют слушать (слушают, но не слышат), не понимают или избирательно понимают то, что говорит собеседник, и, даже поняв отвлечѐнно смысл обращѐнной к ним речи, не всегда соотносят содержание воспринятого с жизненными реалиями. При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников. Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть: - индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка; - психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и двигательной активности); - комплексный подход к восприятию - стимулировать все действующие сенсорные системы); мультисенсорную интеграцию (следует - связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребѐнка и окружающих его людей. Программа имеет практико-ориентированную направленность. Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Также на уроках используются следующие методы: упражнения, моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ. По характеру познавательной деятельности основными методами обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью являются: - Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. - Репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации. - Метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения. - Частично - поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению проблемы. На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности детей. Содержание учебного предмета «Речевая практика» Аудирование и понимание речи Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного. Дикция и выразительность речи Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесѐнных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неѐ, с опорой на пиктограммы и без них. Общение и его значение в жизни Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской туалет», «Женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д. Базовые формулы речевого общения (с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3 классах) Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тѐтенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут.», «Меня зовут., а тебя?». Формулы «Это.», «Познакомься, пожалуйста, это.». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развѐртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорово», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развѐртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живѐшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещѐ», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с...», «Поздравляю с праздником...» и их развѐртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе.», «Желаю Вам.», «Я хочу пожелать.». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе.» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой.», «Как хорошо ты.», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста.», «Попросите, пожалуйста.», «Можно попросить (позвать).»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развѐртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста.», «Можно., пожалуйста!», «Разрешите.», «Можно мне.», «Можно я.». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но.». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,. (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!». Примерные темы речевых ситуаций «Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение». «Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста.», «Я — пассажир», «Знаки-помощники». «Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня.», «Поздравительная открытка». «Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде». 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке № темы Темаурока Количество часов, отводимых на освоение каждой темы Основные виды деятельности обучающихся на уроке 1 Делимся новостями 4 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Приветствия друг другу, представление новых учеников, поздравления с праздником знаний. 3. Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста. 4. Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом». 5. Выполнение творческих работ по теме. Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета». 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 2 Я выбираю книгу 4 3 «Подскажите, пожалуйста. » 4 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»). 3. Конструирование возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. 4. Ролевые игры по теме ситуации. 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 4 Я - пассажир 3 1. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). 2. Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения в общественном транспорте. 3. Конструирование возможных диалогов в общественном транспорте. 4. Участие в ролевой игре «В автобусе» (или иной по выбору учителя с учѐтом специфики общественного транспорта в местности, где находится школа). 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 5. «Петушок - Золотой гребешок» 3 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). 2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). 4. Инсценирование сказки 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3. Подготовка к составлению рассказа об интересной книге (составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг). 4. Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой наплан. 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 6. Сочиняем сказку 4 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 2. Актуализация знаний о фиксированной структуре текста. 3. Обсуждение замысла сказки. 4. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план. 5. Иллюстрирование сказки согласно замыслу. 6. Рассказывание вариантов сказки, получившихся у школьников. 7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 7. У телевизора 4 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). 3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний по теме: предпочтения обучающихся в телеэфире, умение ориентироваться в программе телепередач, умение пользоваться пультом от телевизора. 4. Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» с элементами рассказов обучающихся, выполненных с опорой на план. 5. Составление персональных телевизионных программ обучающимися. 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 8. «Лисичкасестричка» 3 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрацию). 2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации). 3. Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). 4. Инсценирование сказки. 9. Новогодние истории 3 1. Введение в тему (беседа с опорой на иллюстрации). 2. Актуализация знаний о новогодних сказках, мультфильмах. 3. Обсуждение замысла истории. 4. Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план. 5. Иллюстрирование истории согласно замыслу. 6. Рассказывание вариантов истории, получившихся у школьников. 7. Представление истории на новогоднем празднике (инсценирование, демонстрация видео с записью истории, рассказываемой четвероклассниками и т. д.) 10. Знаки-помощники 4 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Актуализация, уточнение и обогащение имеющегося опыта, знаний по теме на основе рассматривания условных знаков, встречающихся в повседневной жизни. 3. Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, предполагающих обсуждение значения дорожных знаков. 4. Участие в экскурсии «Знаки-помощники в нашем городе (посѐлке, на нашей улице и т. д.)». 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 11. В гостях у леса 4 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 3. Актуализация, уточнение и расширение имеющихся знаний о правилах поведения в лесу. 4. Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». Представление работ обучающимися (составление рассказов). 5. Составление «Правил вежливого поведения в лесу». 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 12. Задушевный разговор 4 1. Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, обсуждение проблемного вопроса). 2. Актуализация и уточнение словаря эмоций у школьников. 3. Моделирование диалогов утешения, сочувствия, предостережения на основе иллюстраций. 5. Участие в игре «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». 6. Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи. 7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 13. Приглашение 4 1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 2. Актуализация имеющихся знаний по теме (участие в беседе на основе личного опыта). 3. Конструирование устных приглашений с опорой на план. Дифференциация в зависимости от адресата. 4. Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ. 5. Составление текстов письменных приглашений, в том числе в творческих группах. 6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 14. Поздравляю! 4 1. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, обсуждение проблемного вопроса). 2. Конструирование поздравлений. Дифференциация в зависимости от адресата. 3. Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток. 4. Самостоятельная подготовка поздравительной открытки и подписи к ней. 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 15. Жду письма! 4 1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта). 2. Актуализация опыта обучающихся по теме, знакомство со структурой письма. 3. Составление коллективного письма литературному герою по теме с опорой на план из ключевых слов. 4. Самостоятельная работа с дифференцированной помощью учителя «Письмо . . . » (в зависимости от интересов обучающихся могут быть предложены задания написать письмо другу, родственнику и др.). 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 16. «Извините меня.» 4 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня...»). 3. Конструирование возможных диалогов, содержащих извинения. 4. Ролевые игры по теме ситуации. 5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это важно!») 17. Поздравительная открытка 4 1. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). 2. Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. 3. Рисование праздничных открыток. 4. Конструирование поздравлений с Днѐм Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным). 5. Подписывание открыток с поздравлениями. 6. Доставка открыток адресатам (отправление письмом, доставка лично в руки) 18. Во саду ли в огороде ИТОГО: 3 1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). 2. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, основная линия беседы — работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности). 3. Подготовка обучающимися творческих работ по теме (обсуждение замыслов, порядка выполнения). 4. Выполнение и представление творческих работ классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков. 5. Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, взаимные вопросы, уточнения 68 часов (2 часа в неделю) 4. Учебно-методический материал: 1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011. 2. Ефросинина Л.А. Комплект таблиц: Альбом учебный «Готовимся к урокам литературного чтения». 1-4 класс. - М.: ООО «Спектр-М», 2005. 3. Комарова, С.В. Устная речь. Методические рекомендации: 1-4 специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - классы М.: Просвещение, 2014. 4. Комарова, С.В. Устная речь. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2015. 5. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2002. Материально-техническое обеспечение: - АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера; - компьютерные презентации PowerPoint по темам программы; - дидактический материал (комплект сюжетных картинок); - демонстрационные таблицы.