РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» (ВАРИАНТ 1) 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, реализуемом средствами математики; 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире на уроках математики; 3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, на уроках математики; 4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках математики; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, возникающих на уроках математики; 7) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовн ым ценностям; 8) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно познавательных и учебно-практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и число выми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять , анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере). Обучающиеся должны знать: • различение между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах100; • таблицу умножения всех однозначных чисел и числа 10, правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и на 0; • название компонентов умножения и деления; • меры длины, массы и их соотношения; • различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур; • название элементов четырехугольников. Обучающиеся должны уметь: 1 уровень: • выделять и указывать количество разрядных единиц в числе (единиц, десятков); • записывать, читать разрядные единицы (единицы, десятки) в разрядной таблице; • использовать единицу измерения длины (миллиметр) при измерении длины; • соотносить меры длины, массы, времени; • записывать числа (полученные при измерении длины) двумя мерами (5 см 6 мм, 8 м 3 см); • заменять известные крупные единицы измерения длины, массы мелкими и наоборот; • определять время по часам с точностью до 1 минуты; • выполнять устные и письменные вычисления суммы и разности чисел в пределах 100 (все случаи); • выполнять проверку действий сложения и вычитания обратным действием; • применять микрокалькулятор для выполнения и проверки действий сложения и вычитания; • выполнять вычисления произведения и частного (табличные случаи); • употреблять в речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления; • пользоваться таблицей умножения всех однозначных чисел; правилами умножения на 0, 1, 10, чисел 0, 1, 10 при решении примеров; • пользоваться практически переместительным свойством умножения; • находить доли предмета и числа, называть их; • решать составлять, иллюстрировать все известные виды простых арифметических задач; • самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; • различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; • измерять, вычислять длину ломаной линии; • выполнять построение ломаной линии по данной длине еѐ отрезков; • узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей; находить точки пересечения; • называть смежные стороны; • чертить окружность заданного диаметра; • чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге; 2 уровень: • выделять и указывать количество единиц и десятков в двузначном числе; • заменять крупную меру длины, массы мелкой (возможна помощь учителя); • определять время по часам с точностью до 5 минут; • выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; • выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 100 с помощью микрокалькулятора (возможна помощь учителя); • употреблять в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания; • выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и деление на эти числа (без использования таблицы); • пользоваться таблицей умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного чисел 6, 7, 8, 9; • выполнять действия умножения с компонентами 0, 1, 10 (с помощью учителя); • понимать названия и показывать компоненты умножения и деления; • получать и называть доли предмета; • решать простые задачи указанных видов; • решать задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач (возможно с помощью учителя); • узнавать, называть ломаные линии, выполнять построение произвольной ломаной линии; • узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на плоскости (без вычерчивания); • находить точку пересечения линий (отрезков); • называть, показывать диаметр окружности; • чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон на нелинованной бумаге с помощью чертѐжного угольника (возможна помощь учителя). 2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов, основная цель которого социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в современном обществе. Математика решает следующие задачи: 1) формирование доступных обучающимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка обучающихся к овладению трудовыми знаниями и навыками; 2) максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальн ых возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; 3) воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности. Содержание математики как учебного предмета включает нумерацию чисел в пределах 100; число и цифру 0; единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношения; измерения в указанных мерах; четыре арифметических действия с натуральными числами; элементы геометрии. В каждом разделе предусмотрено решение текстовых арифметических задач. Распределяя вышеперечисленный материал по четвертям, учитель должен опираться на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика. При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому предлагаемый учителем материал усваивается учащимися на различном уровне, т.е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении. После изложения программного материала в конце обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся, и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (1 -й уровень), и умения, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (2 -й уровень). В этой связи в программе предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий с помощью учителя, с опорой на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.). Одним из важных приемов обучения математике является сравнение. Не менее важный прием материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются и другие методы обучения: демонстрация, наблюдения, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др. Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметнопрактической деятельности и действий с числами. Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного подхода. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математики. Геометрический материал включается в каждый урок математики. Содержание курса учебного предмета «Математика» Нумерация Разряды единиц, десятков, сотен. Разрядная таблица. Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы. Знакомство с микрокалькулятором. Умение отложить любое число в пределах 100 на микрокалькуляторе. Единицы измерения и их соотношения Единица измерения длины: миллиметр. Обозначение: 1мм. Соотношение: 1см = 10мм. Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1ц = 100 кг. Единица измерения времени: секунда. Обозначение: 1 сек. Соотношение: 1 мин = 60 сек. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9 - го). Числа, полученные при измерении двумя мерами (1 см 5 мм = 15 мм, 15 мм = 1 см 5 мм). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 60 см + 40 см = 100 см = 1 м, 1 м - 60 см = 40 см. Арифметические действия Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Проверка действий сложения и вычитания обратным действием. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого). Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью микрокалькулятора. Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7. Таблица умножения чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Деление по содержанию. Деление с остатком. Называние компонентов умножения и деления (в речи учителя). Умножение 0, 1, Умножение на 0, 1, 10. Правило умножения 0, 10. 1, 10. Нахождение второй, третьей и т.д. части предмета и числа. Арифметические задачи Простые арифметические задачи: на деление содержания; на зависимость между ценой, количеством, стоимостью (все случаи); на нахождение неизвестного слагаемого; на нахождение одной доли числа. Задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач. Г еометрический материал Сложение и вычитание отрезков. Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита. Кривые, ломаные линии: замкнутые, незамкнутые. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной линии и вычисление еѐ длины. Построение отрезка, равного длине ломаной линии. Построение ломаной линии по данной длине еѐ отрезков.Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Диаметр. Построение окружности заданного диаметра. Деление окружности на 2, 4 равные части. Названия сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), смежные стороны. Длина и ширина прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон с помощью чертѐжного угольника. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке № темы 1. 2. Темаурока Числовой ряд 1—100. Определение количества единиц и десятков Кол-во часов, отводимых на освоение каждой темы Нумерация 1 Разряды единиц, десятков, сотен 1 Основные виды деятельности обучающихся на уроке Работа с учебником, выполнение упражнений на последовательность чисел в пределах 100. Самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем поискового характера. Установление причинноследственных связей. Работа с учебником, выполнение упражнений, работа с ЭОР и интерактивной доской Выделять, указывать количество разрядных единиц в числе. Работа с учебником, выполнение упражнений на формирование умений записывать, читать разрядные единицы в разрядной таблице. Выполнение практических заданий. 3. Разрядная таблица 1 4. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд 1 Работа с учебником, выполнение упражнений Вычислять значение числового выражения. Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 5. Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы 1 Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений: - сравнивать числа по классам и разрядам; оценивать правильность составления числовой последовательности; - осуществлять выделение существенной информации. Самостоятельная работа. 6. 7. 8. Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. Решение задач Знакомство с микрокалькулятором Набор чисел в пределах 100 на калькуляторе 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать задачи). Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. 1 Работа с микрокалькулятором, выполнение упражнений на применение микрокалькулятора для выполнения и проверки действий сложения и вычитания. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Работа с ЭОР. Выполнение практических заданий. 1 Работа с микрокалькулятором, выполнение упражнений. Самостоятельная работа - выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками Выполнение упражнений, решение задач 9. Самостоятельная «Нумерация» 10. Работа над ошибками. Единица измерения длины: миллиметр. Обозначение: 1мм. Соотношение: 1см = 10мм 11. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении отрезков 1 12. Числа, полученные при измерении двумя мерами (1 см 5 мм =15 мм, 15 мм = 1 см 5 мм) 1 13. Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита 1 14. Виды углов 1 работа по разделу 1 Единицы измерения и их соотношения 1 Работа с ЭОР. Выполнение практических заданий. Работа с учебником, выполнение упражнений: - называть единицы длины, - сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с раздаточным материалом, учебником, выполнение упражнений. Практическая работа - изготовление моделей геометрических фигур. Работа с учебником, выполнение упражнений и практических заданий. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске, работа с ЭОР на построение различных видов углов. 15. Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1ц = 100 кг 1 16. Решение примеров с мерами массы 1 17. Решение задач с мерами массы 1 18. Решение примеров и задач с мерами массы 1 19. Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд» 1 20. Работа над ошибками 1 21. Арифметические действия 1 Сложение с переходом через разряд. Присчитывание по 3 22. Проверка действий сложения действием. Присчитывание по 4 23. 24. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - понимать термин «масса»; - называть единицы массы; - сравнивать величины по их числовым значениям. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Дидактические игры. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия с числами. 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия с числами. Решение задач. Присчитывание по 6, 7 1 Работа с учебником, работа с алгоритмом анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Решение задач на действия с числами. Нахождение неизвестного сложения. Присчитывание по 8, 9 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на умения выделять неизвестный обратным компонента компонент арифметического действия и находить его значение. Участие в дидактических играх. Работа с микрокалькулятором, выполнение упражнений, участие в ролевой игре, направленной на формирование умений выполнять письменно действия с числами. 25. Письменное сложение. Выполнение и проверка действий сложения с помощью микрокалькулятора 1 26. Вычитание с переходом через разряд. Отсчитывание по 2, 3 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение игровых упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение практических заданий на действия с числами. 27. Проверка действий вычитания обратным действием. Отсчитывание по 4, 5 1 28. Вычитание с переходом через разряд. Отсчитывание по 6, 7 1 29. Письменное вычитание. Отсчитывание по 8, 9 1 Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на умения выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение. Участие в дидактических играх. 30. неизвестного компонента вычитания (уменьшаемого, 1 31. Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд» 1 32. Работа над ошибками 1 33. Решение примеров. Выполнение и проверка действий вычитания с помощью микрокалькулятора 1 Работа с микрокалькулятором, выполнение упражнений и практических заданий: - выполнять устно и письменно действия с числами; - работать с микрокалькулятором. 34. Решение задач на нахождение остатка 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач, работа с алгоритмом: - анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи; Нахождение сложения и вычитаемого) Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. - определять количество и порядок действий для решения задачи; - выбирать и объяснять выбор действий. 35. Прямоугольник. Построение прямоугольника 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (называть, изображать геометрические фигуры). Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Создание моделей прямоугольника в ходе практикума. 36. Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3 1 Работа с учебником, выполнение упражнений (выполнять письменное умножение). Выполнение практических заданий с таблицей умножения. Участие в дидактических играх. 37. Порядок действий в примерах без скобок. Построение квадрата и прямоугольника 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Называть, изображать геометрические фигуры. - Вычислять значение числового выражения без скобок. 38. Деление на 3 равные части. Таблица деления на 3 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (выполнять деление чисел в пределах 100, использовать таблицу умножения). 39. Решение задач деления на 3 равные части и по 3 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - Выполнять деление чисел в пределах 100. - Использовать таблицу умножения. Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. - Определять количество и порядок действий для решения задачи. - Выбирать и объяснять выбор действий. 40. Взаимосвязь умножения числа 3 и деления на 3 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (выполнять деление чисел в пределах 100, использовать таблицу умножения). 41. Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4 1 Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Участие в беседе с учителем и одноклассниками. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (выполнять деление чисел в пределах 100, использовать таблицу умножения). 42. Решение примеров и задач на умножение и деление 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - Выполнять устно и письменно действия умножения и деления - Использовать таблицу умножения. Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. - Определять количество и порядок действий для решения задачи. - Выбирать и объяснять выбор действий. 43. Прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, практических заданий: Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и плоскости. Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. 44. Деление на 4 равные части. Таблица деления на 4 1 Работа с учебником, выполнение упражнений и практических заданий: - Умение делить числа в пределах 100. - Использование таблицы деления. Выполнение в парах практических заданий. 45. Взаимосвязь умножения числа 4 и деления на 4 1 Работа с учебником, выполнение упражнений и практических заданий: - Умение делить числа в пределах 100. - Использование таблицы деления. Выполнение практических заданий самостоятельно. 46. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Использование алгоритмов письменных арифметических действий. 47. Решение задач деления на 4 равные части и по 4 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - Умение делить числа в пределах 100. - Использование таблицы деления. 48. Самостоятельная работа «Таблица умножения числа 3. Таблица умножения числа 4» 1 Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение задач и упражнений. Выполнение упражнений и заданий на рефлексию. 49. Работа над ошибками. Решение 1 Работа с учебником, выполнение примеров и задач на умножение и деление упражнений, решение задач. Выполнение упражнений и заданий на рефлексию. 50. Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и плоскости. Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. 51. Умножение числа 5. Таблица умножения числа 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнять устно и письменно действие умножения. Использовать таблицу умножения. 52. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. 53. Порядок выполнения действий в примерах без скобок 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Использование алгоритмов письменных арифметических действий. - Вычисление значения числового выражения. 54. Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. Чтение и записывание величин. Использование основных единиц измерения величин и соотношений между ними. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. 55. Деление на 5 равных частей. Таблица деления на 5 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение делить числа в пределах 100. Использование таблицы деления. Выполнение игровых упражнений. 56. Решение задач деления на 5 равных частей и по 5 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение делить числа в пределах 100. Использование таблицы деления. Работа в малых группах. 57. 58. Взаимосвязь умножения числа 5 и деления на 5 Умножение числа 6. Таблица умножения числа 6 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Выполнение письменно и устно действий умножения и деления: Умение делить числа в пределах 100. Использование таблицы умножения и деления. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение умножать числа в пределах 100. Использование таблицы умножения. Выполнение игровых упражнений. 59. Порядок выполнения действий в примерах без скобок 1 Работа с учебником, дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач: Использование алгоритмов письменных арифметических действий. - Вычисление значения числового выражения. 60. Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Умение делить числа в пределах 100. Использование таблицы деления. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. 61. Взаимосвязь умножения числа 6 и деления на 6 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Выполнение письменно и устно действий умножения и деления. Умение делить числа в пределах 100. Использование таблицы умножения и деления. 62. Контрольная работа «Умножение и деление на 5,6» 1 63. Работа над ошибками 1 Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. 64. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Выполнение письменно и устно действий умножения и деления. Умение делить числа в пределах 100. Использование таблицы умножения и деления. 65. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. 66. Измерение отрезков ломаной линии и вычисление еѐ длины. Построение ломаной линии по данной длине еѐ отрезков 1 67. Сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 60 см + 40 см = 100 см = 1 м 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. 68. Вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: 1 м - 60 см = 40 см 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. 69. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. 70. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление цены. Ц = С : К 1 Решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Анализ задачи с целью устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. Работа с аудиовизуальным материалом 71. Умножение числа 7. Таблица умножения числа 7 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на умение умножать числа в пределах 100, использование таблицы умножения. Работа с дидактическим материалом. 72. Решение примеров «Таблица 1 Работа с учебником, выполнение умножения числа 7» упражнений, решение задач на умение умножать числа в пределах 100, использование таблицы умножения. Работа с дидактическим материалом. 73. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями 1 Решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. 74. Сравнение числовых выражений 1 Выполнение упражнений на сравнение выражений. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником и дидактическим материалом. 75. Построение многоугольника и вычисление длины ломаной многоугольника 1 76. Деление на 7 равных частей. Таблица деления на 7 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - умение делить числа в пределах 100; - использование таблицы деления. 77. Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Выполнение письменно и устно действий умножения и деления. Отработка умений и навыков делить числа в пределах 100. Использование таблицы умножения и деления. 78. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. - Определять количество и порядок действий для решения задачи. - Выбирать и объяснять выбор действий. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор 79. Решение примеров и составных задач, решаемых двумя арифметическими действиями действий. Выполнять письменно и устно арифметические действия. Работа с учебником, выполнение упражнений на построение: Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки, угольника. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске 80. Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм 1 81. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление количества. К = С : Ц 1 Решение задач Чтение и запись величин, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Вычисление числовых выражений. Использование алгоритмов письменных арифметических действий (анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задач, выбирать и объяснять выбор действи)й. 82. Умножение числа 8. Таблица умножения числа 8 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач - умножать числа в пределах 100. Использование таблицы умножения. Работа с дидактическим материалом. 83. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач, работа с алгоритмом решения задачи: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. 84. Порядок действий I и II ступени в примерах без скобок 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске 85. Деление на 8 равных частей. Таблица деления числа 8 1 86. Взаимосвязь таблиц умножения числа 8 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на деление чисел в пределах 100. Использование таблицы деления. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске Работа с учебником, выполнение и деления на 8 упражнений, решение задач: Выполнение письменно и устно действий умножения и деления. Умение делить числа в пределах 100. Использование таблицы умножения и деления. Работа в парах. 87. Решение задач, решаемых двумя арифметическими действиями 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. Работа в парах или малых группах. 88. Самостоятельная работа «Таблица умножения и деления числа 8» 1 89. Работа над ошибками. Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9 1 Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений. Выполнение упражнений, решение задач Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с дидактическим материалом. 90. Решение примеров удобным способом 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Установление закономерности. Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. 91. Решение составных задач 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение составных задач с использованием алгоритма: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. 92. Сравнение числовых выражений 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Выполнение упражнений на сравнение числовых выражений. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. 93. Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Отработка умений делить числа в пределах 100. Использование таблицы деления. 94. Порядок действий в примерах без 1 Работа с учебником и скобок дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. 95. Решение составных задач 1 Решение задач по алгоритму: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. 96. Решение примеров на умножение и деление 1 Решение примеров Выполнение устно и письменно действий умножения и деления с числами. Использование таблиц умножения и деления. 97. Решение задач 1 Решение задач по алгоритму: Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на взаимное расположение предметов на плоскости, отработку умений распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений: - описывать взаимное расположение предметов на плоскости; распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. 98. Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения) 99. Построение пересекающихся прямых 1 100. Контрольная работа «Умножение и деление на 8, 9» 1 101. Работа над ошибками 1 102. Деление с остатком на 2,3,4,5 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). 103. Деление с остатком на 6,7,8,9 1 Работа с учебником, упражнений, решение задач умений выполнять устно действие деление с использованием алгоритма арифметического действия остатком). 104. Проверка деления с остатком умножением и сложением 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений выполнять устно и письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком), работа с дидактическим материалом и ЭОР 105. Решение примеров, содержащих действия деления с остатком 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, практических заданий на отработку выполнять устно и письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком), умение использовать таблицу умножения. 106. Решение задач, содержащих действия деления с остатком 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач: - Выполнять устно и письменно действие деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия (деление с остатком). - Использовать таблицу умножения. Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. - Определять количество и порядок действий для решения задачи. - Выбирать и объяснять выбор действий. 107. Взаимное положение прямой, окружности, отрезка 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений: Описывать взаимное расположение предметов на плоскости. Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры. Выполнение практических заданий на интерактивной доске с использованием ЭОР. 108. Умножение нуля и на нуль 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Вычисление значения числового выполнение на отработку и письменно числами с письменного (деление с 109. Решение примеров с нулѐм 1 110. Умножение единицы и на единицу 1 111. Решение примеров и задач на умножение и деление выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение примеров. Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником и дидактическим материалом, выполнение упражнений, решение задач Вычисление значения числового выражения. 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение примеров изадач: Вычисление значения числового выражения. Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. 112. Умножение числа 10 и на 10 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Вычисление значения числового выражения. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. 113. Правило умножения на 10. Решение примеров 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Вычисление значения числового выражения, выполнение устно и письменно действия деление с числами с использованием алгоритма письменного арифметического действия. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. 114. Единица измерения времени: секунда. Обозначение: 1 сек. Соотношение: 1 мин = 60 сек 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач (читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними). 115. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин 1 Знакомство с секундомером, работа с секундомером. Выполнение практических заданий в рамках урока-практикума. Выполнение игровых упражнений, решение проблемных ситуаций (на доступном для обучающихся материале). 116. Часы - электронные и механические. Установка будильника 1 Работа с часами, будильником. Выполнение практических заданий в рамках урокапрактикума. Выполнение игровых упражнений, решение проблемных ситуаций (на доступном для обучающихся материале). 117. Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Участвовать в дидактических играх. 118. Решение примеров и задач с мерами времени 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на отработку умений: - Читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. - Определять количество и порядок действий для решения задачи. - Выбирать и объяснять выбор действий. 119. Числа, полученные при измерении длины и времени 1 120. Взаимное положение геометрических фигур 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом, дидактическим материалом - объемными моделями геометрических фигур. 121. Диаметр. Построение окружности заданного диаметра 1 122. Деление окружности на 2, 4 равные 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, практических заданий на построение окружности заданного диаметра. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом, инструментами для построения окружности и диаметра (линейкой, циркулем). Работа с учебником, выполнение части упражнений, практических заданий на деление окружности на 2, 4 равные части. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом, инструментами для построения окружности и диаметра (линейкой, циркулем). 123. Составление и решение составных задач по краткой записи 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение составных задач по краткой записи, работа с алгоритмом: - анализировать задачу, - устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи. Определять количество и порядок действий для решения задачи. Выбирать и объяснять выбор действий. 124. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Использование алгоритмов письменных арифметических действий. Вычисление значения числового выражения. 125. Доли. Понятие доли как части предмета и целого числа: половина, четверть, третья, пятая доли 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, практических заданий на нахождение доли предмета и числа. Выполнение практического задания с использованием раздаточного материала. 126. Нахождение второй, третьей доли, части предмета и числа 1 127. Прямоугольник и квадрат. Названия сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), смежные стороны. Длина и ширина прямоугольника 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на нахождение доли предмета и числа. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Работа с наглядным материалом - моделями прямоугольника и квадрата. 128. Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон с помощью чертѐжного угольника 1 Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач на построение по алгоритму: Описывать взаимное расположение предметов на плоскости. Распознавать, узнавать, изображать геометрические фигуры с заданными измерениями с помощью угольника. 129. Контрольная работа «Правила умножения и деления» 1 130. Работа над ошибками 1 Участие в установочной беседе с учителем и одноклассниками. Самостоятельное решение контрольных задач и упражнений. Работа с учебником, выполнение упражнений в ходе беседы, рефлексии. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, работа с алгоритмом. 131. Мобильный телефон. Работа с органайзером календарь, время. Установка даты, времени 1 Работа с мобильным телефоном, выполнение практических заданий. Участие в ролевой игре, выполнение игровых упражнений. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. 132. Мобильный телефон. Работа с приложениями таймер, секундомер, будильник 1 Работа с мобильным телефоном, выполнение практических заданий. Участие в ролевой игре, выполнение игровых упражнений. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. 133. Повторение. Составление и решение задач на деление на равные части по содержанию 1 Работа с учебником и дидактическим материалом. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий на составление и решение задач на деление на равные части по содержанию. 134. Повторение. Все действия в пределах 100. Решение примеров 1 Работа с учебником и дидактическим материалом. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, решение примеров на все действия от 0 до 100. 135. Повторение. Все действия в пределах 100. Решение задач 1 Работа с учебником и дидактическим материалом. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, решение задач на все действия от 0 до 100. 136. Повторение. Все действия в пределах 100. Решение примеров и задач 1 Работа с учебником и дидактическим материалом. Работа с ЭОР и презентацией PowerPoint на интерактивной доске. Выполнение практических заданий, решение примеров и задач на все действия от 0 до 100. ИТОГО: 136 часов (4 часа в неделю) 4. Учебно-методический материал. 1. Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011. 2. Перова, М.Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 4 класс. - М.: Просвещение, 2014. 3. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения на уроках математике во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1998. 4. Эк, В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 2005. Материально-техническое обеспечение: - АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера; - компьютерные презентации PowerPoint по темам программы; - дидактический материал и демонстрационные таблицы; - учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: демонстрационный угольник классный, демонстрационный транспортир, демонстрационный циркуль.