№ п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Основные разделы стр Пояснительная записка. Нормативные основы целевой модели наставничества. Задачи целевой модели наставничества МКОУ «Тарминская СОШ» Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества. 3 4 4 5 5 Структура управления реализацией целевой модели наставничества МКОУ «Тарминская СОШ» Кадровая система реализации целевой модели наставничества МКОУ «Тарминская СОШ» Этапы реализации целевой модели наставничества МКОУ «Тарминская СОШ» 7. Формы наставничества МКОУ «Тарминская СОШ» 7.1. Форма наставничества «Ученик - ученик». 7.2. Форма наставничества «Учитель - учитель». 7.3. Форма наставничества «Учитель - ученик». 8. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 8.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества. 8.2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников. 9. 10. 11. Критерии эффективности работы наставника Механизмы мотивации и поощрения наставников. Дорожная карта по реализации целевая модель наставничества МКОУ «Тарминская СОШ» 2 6 7 9 9 11 13 15 15 16 17 18 19 Пояснительная записка. Настоящая Программа наставничества разработана в соответствии с приказом Управления образования АМО «Братский район» от 01.10.2021 г. № 167 "Об утверждении муниципальной программы наставничества на 2022-2025 годы" (далее - муниципальная программа). Согласно Письму Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР- 42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций", программа наставничества - это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Целью внедрения программы наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет, педагогических работников (далее учителя) разных уровней образования и молодых специалистов МКОУ «Тарминская СОШ». Создание программы наставничества МКОУ «Тарминская СОШ» позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит. В программе используются следующие понятия и термины. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся". Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. 3 Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого. Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым. Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях. Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Тьютор специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом. Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели. 1. Нормативные основы программы наставничества. Нормативные правовые акты МКОУ «Тарминская СОШ» • Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тарминская средняя общеобразовательная школа». • Отчет по результатам самообследования школы за 2021год. • Положение о педагогическом совете. • Положение о профессиональной этике педагога. • Положение об общешкольном родительском комитете. 2. Задачи программы наставничества МКОУ «Тарминская СОШ». 1. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели. 2. Разработка и реализация программы наставничества. 3. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение (осуществляется куратором программы организации) и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества. 4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программы наставничества. 5. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программе наставничества. 6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программы наставничества в школе. 4 Ответственный Направление деятельности Контрольные сроки исполнения 1. Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения программы наставничества. 2. Разработка Целевой модели наставничества 3. Назначение куратора внедрения целевой модели наставничества. 4. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели. Апрель 2022 исполнитель Директор 5 5. Реализация кадровой политики в программе наставничества. 6. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. Куратор 1. Формирование базы наставников и наставляемых. В течение всего программы 2. Организация обучения наставников (в том числе периода наставничества привлечение экспертов для проведения обучения). 3. Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества. 4. Контроль проведения программы наставничества. 5. Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества. 6. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели. 7. Мониторинг эффективности целевой модели наставничества. Наставники Педагогпсихолог Наставляемые 1. Разработка и реализация планов индивидуального развития наставляемых. 2. Реализация Форма наставничества «Ученик - ученик». 3. Реализация Форма наставничества «Учитель - учитель». 4. Реализация Форма наставничества «Учитель - ученик». В течение всего периода Проведение тестов на выявление психологической В течение всего совместимости, мониторингов удовлетворенности работой периода наставнических пар, оказание консультативной помощи. Решение поставленных задач через взаимодействие с наставником. В течение всего периода 3. Кадровая система реализации программы наставничества в МКОУ «Тарминская СОШ» В целевой модели наставничества выделяется три главные роли: Куратор - сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества. Наставник - участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставляемый - участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами 6 Этапы Мероприятия Результат Подготовка условий для запуска программы наставничества 1. Создание благоприятных условий для запуска программы. 2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых. 3. Выбор аудитории для поиска наставников. 4. Информирование и выбор форм наставничества. 5. На внешнем контуре информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы. 1. Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества. Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов. Формирование базы наставляемых 7 Формированная база наставляемых с картой запросов. Формирование базы наставников 2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых. Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа: • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах • педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; • родителей обучающихся - активных участников родительских или управляющих советов, организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией. Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем. Отбор и обучение наставников Выявление наставников, входящих в базу потенциальных 1. Заполненные анкеты в наставников, подходящих для конкретной программы. письменной свободной 2. Обучение наставников для работы с наставляемыми. форме всеми потенциальными наставниками. 2. Собеседование с наставниками. 3.Программа обучения. Формирование наставнических пар/групп 1. Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом формате. 2. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора. Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/группе включает: встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, встречу-планирование, комплекс последовательных встреч, итоговую встречу. Организация хода наставнической программы Завершение 1.Подведение итогов работы каждой пары/группы. программы 8 Сформированные наставнические пары / группы, готовые продолжить работу в рамках программы Мониторинг: • сбор обратной связи от наставляемых - для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых; • сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов - для мониторинга эффективности реализации программы. Собраны лучшие наставнические наставничества 2. Подведение итогов программы школы. 3. Публичное подведение итогов и популяризация практик. Наставник Наставляемый Кто может быть. Пассивный практики. Поощрение наставников. Активный Социально или ценностно Активный ученик, Обучающийся с особыми дезориентированный обладающий лидерским и образовательными обучающийся более низкой организаторскими потребностями, нуждающийся 7. Формы наставничества МКОУ «Тарминская СОШ». по отношению к наставнику качествами, в профессиональной поддержке Исходя из образовательных потребностей МКОУ «Тарминская СОШ» в данной программе ступени, демонстрирующий нетривиальностью или ресурсах для обмена наставничества рассматриваются три формы наставничества: неудовлетворительные мышления. мнениями и реализации «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик». образовательные результаты • Ученик, демонстрирующий собственных проектов. 7.1 Форма наставничества «Ученик - ученик». проблемы с поведением, высокиеЦель - разносторонняяили поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными не принимающим участие в образовательные потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. жизни школы, отстраненный результаты. Задачи: от коллектива. Победитель1.школьных Помощьив реализации лидерского потенциала. региональных и образовательных, творческих или спортивных результатов. 2. олимпиад Улучшение соревнований. 3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций. 4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды. 5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации. 6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников. Результат: 1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы. 2. Повышение успеваемости в школе. 3. Улучшение психоэмоционального фона внутри класса, школы в целом. 4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций. 5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов. 6. Снижение числа обучающихся состоящих на ВШК и в КДН. 7. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. • Характеристика участников формы наставничества «Ученик - ученик» 9 • Лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы. • Возможный участник всероссийских детско юношеских организаций и объединений. Формы взаимодействия «Успевающий - неуспевающий» «Лидер - пассивный» Цель Достижение лучших образовательных результатов. Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или Возможные сварианты формы наставничества «Ученик - ученик». развитием коммуникационных, творческих, лидерских «Равный - равному» «Адаптированный неадаптированный» Этапы реализации. навыков. Обмен навыками для достижения целей. Адаптация к новым условиям обучения. Мероприятия Представление программ наставничества в форме Ученическая конференция. «Ученик - ученик». Проводится отбор наставников из числа Анкетирование. Собеседование. Использование активных учащихся школьного сообщества. базы наставников. Обучение наставников. Обучение проводится куратором. Схема реализации формы наставничества «Ученик - ученик». Проводится отбор учащихся, имеющих особые Анкетирование. Листы опроса. Использование образовательные потребности, низкую учебную базы наставляемых. мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. Формирование пар, групп. Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность. Рефлексия реализации формы наставничества. Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою причастность школьному сообществу. После личных встреч, обсуждения вопросов. Назначается куратором. Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проект, улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости. Анализ эффективности реализации программы. Поощрение на ученической конференции. 7.2 Форма наставничества «Учитель - учитель». Цель - разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка 10 Наставник Кто может быть. • Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров). • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ. • Педагог, обладающий лидерскими, Наставляемый Молодой Педагог специалист Имеет малый опыт Специалист, работы (от 0 до 3 находящийся в лет), процессе адаптации на испытывающий новом месте работы, трудности с которому необходимо организацией получать учебного процесса, представление о с взаимодействием традициях, с обучающимися, особенностях, другими регламенте и педагогами, принципах родителями. образовательной организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Типы наставников Наставник Наставник консультант предметник организации. Педагог, находящийся в состоянии 11 Создает комфортные Опытный педагог эмоционального условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога. Формы взаимодействия одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин. выгорания, хронической усталости. «Опытный педагог - молодой специалист» Цель Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы. «Опытный классный руководитель Поддержка для приобретения необходимых Возможные варианты формы наставничества «Учитель - учитель». молодой специалист» профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы. «Лидер педагогического сообщества - Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемый с педагог, испытывающий проблемы» профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив. «Педагог новатор - консервативный педагог» «Опытный предметник - неопытный предметник» Этапы реализации. Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. Методическая поддержка по конкретному предмету. Мероприятия Педагогический совет. Методический совет. Представление программ наставничества в форме «Учитель - учитель». Анкетирование. Использование базы Проводится отбор наставников из числа наставников. активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. Схема реализации формы наставничества «Учитель - учитель». Обучение наставников. Проводится при необходимости. Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых. Формирование пар, групп. После встреч, обсуждения вопросов. 12 Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация. Рефлексия реализации формы наставничества. Тестирование. Проведение мастер - классов, открытых уроков. Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Поощрение на педагогическом совете или методический совете школы. Анализ эффективности реализации программы. 7.4. Форма наставничества «Учитель - ученик» Цель такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Задачи: -помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся. Результат: Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МКОУ «Тарминская СОШ», что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. 13 Наставник Кто может быть. Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психологопедагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника могут выступать педагоги: классный руководитель, учитель- предметник, методист, социальный педагог, психолог. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества. Активный Наставляемый Пассивный Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации. Обучающийся с особыми образовательными потребностями ,имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей. 14 Демонстрирует низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе. Социально или ценностнодезориентированный обучающийся, демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. Формы взаимодействия Цель «Учительнеуспевающий ученик» Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом. «Учительпассивный ученик» Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель. «УчительОдаренный ученик» Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В качестве наставника может выступать классный руководитель или учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы повысить свой творческий потенциал. «Учитель- ребенок с ОВЗ/ребенокинвалид» Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, методистом. Этапы реализации. Представление программ наставничества в форме «Учитель - ученик». Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов. Обучение наставников. Мероприятия Ученическая конференция. Анкетирование. Использование базы наставников. Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости. Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с Анкетирование. Листы опроса. Использование Схема реализации наставничества - ученик». учебой, не мотивированных, не формы умеющих строить базы«Учитель наставляемых. свою образовательную траекторию. Либо - учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы. Формирование пар, групп. Личные встречи или групповая работа в формате «быстрых встреч». 15 Повышение образовательных результатов у наставляемых. Рефлексия реализации формы наставничества. Определение образовательной траектории. Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Поощрение наставляемого на ученической конференции. Анализ эффективности реализации программы. 1. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) оценка качества процесса реализации программы наставничества; 2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 8.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества. Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый". Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах. Цели мониторинга: 1) оценка качества реализуемой программы наставничества; 2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов. Задачи мониторинга: • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования); • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника; • контроль хода программы наставничества; • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых); • определение условий эффективной программы наставничества; • контроль показателей социального и профессионального благополучия. Оформление результатов. По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. Анализ проводит куратор программы. 16 Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества. 8.2 Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников. Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников. Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставник- наставляемый". Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы. Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды. Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников. 1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы. 2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ). 3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник-наставляемый". Задачи мониторинга: • научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника; • экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника; • определение условий эффективной программы наставничества; • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами; • сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой программы; • сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 2. Критерии эффективности работы наставника. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в 17 коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся - наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций. Также к результатам правильной организации работы наставников относятся: повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации; численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах; снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. В качестве критериев оценки наставнических программ выделяются: - единая стандартная процедура оценки; - разработанность форм контроля за деятельностью наставников; - научная обоснованность инструментов оценки; - представление доступа к необходимым ресурсам (организационным, методическим, информационным и др.); - документальная оснащенность; - наличие возможностей для обучения и консультаций; - отработанность процедуры отчетности; - обоснованность программы и плана мероприятий; - разработанность форм поощрения и награждения наставников, наставляемых и их семей. 3. Механизмы мотивации и поощрения наставников К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль. Мероприятия по популяризации роли наставника. • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. • Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», "Наставник+"; • Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте. • Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества. • Доска почета «Лучшие наставники». • Награждение школьными грамотами "Лучший наставник" • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Благодарственные письма на предприятия и организации наставников. 18 № 1. Наименование этапа Подготовка условий для запуска программы наставничества Мероприятия Содержание деятельности Сроки Ответственные Изучение и систематизация имеющихся материалов по проблеме наставничества 1. Изучение распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145от 25 декабря 2019 г. 2. Принятие решения о внедрении целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Тарминская СОШ» Ноябрь Маринченко С.В., директор школы, Киселева О.Н., зам.директора по УВР. Подготовка нормативной базы целевой модели наставничества в МКОУ «Тарминская СОШ» 1. Издание приказа «Внедрение программы наставничества». Ноябрь 2. Разработка и утверждение Положения о наставничестве. 3.Разработка и утверждение «дорожной карты» внедрения системы наставничества. Маринченко С.В., директор школы, Киселева О.Н., зам.директора по УВР Рабочая группа. Выбор формы наставничества 1. Проведение мониторинга по выявлению предварительных Декабрь запросов о потенциальных наставляемых и о исходя из потребностей заинтересованных в наставничестве внутри школы. школы. 2. Проведение административного совещания по выбору форм наставничества и реализации целевой модели наставничества. 3. Формирование программы по двум формам наставничества «Учитель - учитель», «Учитель - ученик». 19 Киселева О. Н. куратор целевой модели наставничества, Маринченко С.В., директор школы. Информирование педагогов, обучающихся и родителей о целях целевой модели наставничества. 2. Формирование базы наставляемых 3. Формирование базы наставников 4. Отбор и обучение наставников Сбор данных о наставляемых, формирование базы данных наставляемых. 1. Проведение педагогического совета. 2. Проведение классных часов. 4.Информирование внешней среды. Январь 2022 1.Проведение анкетирования среди обучающихся и Декабрь педагогов, желающих принять участие в программе наставничества. 2. Сбор согласий на обработку персональных данных. 3. Формирование баз данных наставляемых из числа педагогов и обучающихся. Сбор данных формирование наставников. о наставниках, 1.Проведение анкетирования среди потенциальных базы данных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. 2. Сбор согласий на обработку персональных данных. 3. Проведение мероприятия (круглый стол) для информирования и вовлечения потенциальных наставников. 4. Формирование баз данных наставников из числа педагогов и обучающихся Выявление наставников, 1.Провести анализ базы наставников и выбрать входящих в базу потенциальных подходящих для конкретной программы. 20 Маринченко С.В., директор школы, Швед Ю.В., учитель информатики, классные руководители. Киселева О.Н., куратор целевой модели наставничества, классные руководители. В течение всего периода реализации программы наставничества Киселева О.Н., куратор целевой модели наставничества В течение всего периода реализации Киселева О.Н., куратор целевой модели наставничества наставников. Обучение наставников для работы с наставляемыми. 5. Формирование наставнических /групп Отбор наставников и пар наставляемых. Закрепление наставнических пар/групп. 6. Организация и осуществление работы наставнических пар / групп Организация комплекса последовательных встреч и текущего контроля наставников и наставляемых 2. Подготовить методические материалы для сопровождения наставнической деятельности. 3. Организовать обучение наставников. 1.Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. 2. Организация групповой встречи наставников и наставляемых. 3. Составление планов индивидуального развития наставляемых. 4. Организация психологического сопровождения наставляемым, не сформировавшим пару или группу, (при необходимости), продолжить поиск наставника. целевой модели наставничества Январь 2022 1. Проведение первой, организационной, встречи Декабрь-апрель наставника и наставляемого. 2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. 3. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. 4. Регулярные встречи наставника и наставляемого. 5. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 21 Киселева О.Н., куратор целевой модели наставничества Наставники Организация текущего контроля достижения планируемых результатов наставниками. 7. Завершение наставничества Отчеты по итогам наставнической программы. Мотивация и поощрения наставников Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для Февраль промежуточной оценки. 1.Проведение мониторинга личной Апрель удовлетворенности участием в программе наставничества. 2.Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества. 3. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников. 1.Приказ о поощрении участников наставнической Май деятельности. 2.Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, информации на сайте школы 22 Рабочая группа Киселева О.Н., куратор целевой модели наставничества Маринченко С.В.. директор школы, Киселева О.Н., куратор целевой модели наставничества